Синтаксический разбор сп. Синтаксический разбор спп с несколькими придаточными. В предложении, имеющем однородные члены

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

1. Вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы.

3. Выделяем главную и придаточные части. Определяем тип подчинения (последовательное, однородное, неоднородное, комбинированное).

5. Объясняем постановку знаков препинания в предложении.

Отецтолковал мне , (о чем?) что вся степная птицапрячется по низким ложбинкам, (каким?) где трававыше и гуще .

1) Повествовательное, невосклицательное.

2) Первая грамматическая основа отец () толковал (гл. прош. вр., изъявит. н., м.р., ед. ч.). Вторая грамматическая основа птица (сущ., Им. п.) прячется (гл. наст. вр., изъявит. н., ж.р., ед. ч.). Третья грамматическая основа трава (сущ., Им. п.) выше и гуще (кр. прил.).

3) В предложении 3 грамматические основы, следовательно, оно сложное. Первая часть предложения – главная. 1-я и 2-я части соединены подчинительным союзом что . 2-я и 3-я соединены союзным словом где . Придаточное 1-ой степени является изъявительным, 2-ой степени – определительным. Это СПП с последовательным подчинением.

, что (), (где ).

5) Придаточные предложения выделены запятыми.

Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, части которого объединены в одно целое. Части БСП соединены только интонацией и соотношением форм времени и вида глаголов. В таких предложениях отсутствуют союзы и союзные слова.

Знаки препинания в БСП

1. Запятая ставится, если между частями БСП наблюдаются отношения перечисления событий, действия происходят одновременно или одно за другим (запятая = союзы И, ИЛИ):

2. Точка с запятой ставится, если:

Между частями предложения наблюдаются отношения перечисления или одновременности;

Части предложений распространены и имеют внутри запятые.

3. Двоеточие ставится, если:

а) вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части (двоеточие = союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК):

б) вторая часть предложения раскрывает содержание первой части (двоеточие = А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ):

в) вторая часть дополняет содержание первой (двоеточие = И УВИДЕЛ, ЧТО…; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО….):

4. Тире ставится, если:

а) в частях предложения отражена быстрая смена событий или неожиданный результат:

б) в первой части предложения обозначено время или условие того, о чём говорится во второй части (тире = союзы КОГДА, ТО…; ЕСЛИ, ТО…):

д) вторая часть предложения заключает в себе следствие, вывод из первой части (тире = союз ТАК ЧТО):

Синтаксический разбор БСП

1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы предложения.

3.Устанавливаем смысловые отношения между частями предложения. Объясняем постановку знаков препинания.

4. Строим графическую схему предложения.

Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды .

1) Невосклицательное, повествовательное.

2) В первой части предложения грамматическая основа ландыши созрели . Подлежащее ландыши созрели

Во второй части грамматическая основа висели ягоды . Подлежащее ягоды (сущ., Им.п.), простое глагольное сказуемое висели (гл. изъявит. н., прош. вр., мн. ч.).

3) В предложении 2 грамматические основы, поэтому оно сложное. Во второй части предложения раскрывается следствие того, о чём говорится в первом: Ландыши созрели, поэтому меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды . Между частями предложения ставится тире, поэтому предложение бессоюзное.

4) Схема предложения: - .

Главные члены предложения

Понятие

Главные члены предложения – это члены предложения, составляющие грамматическую основу предложения . В грамматической основе должен быть минимум один главный член, тогда предложение называют односоставным. К ним главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

Цель : повторить ранее пройденный учебный материал поСПП сразличными видами придаточных.

Задачи :

1. совершенствовать орфографические ипунктуационные навыки; развивать аналитические умения всинтаксическом разборе СПП;
2. развивать исовершенствовать умения инавыки уч-ся посоставлению схем СПП исинтаксического разбора данных предложений;
3. воспитывать у учащихся чувства патриотизма кРодине иуважения кокружающим людям

Форма работы: фронтальная, групповая (домашнее задание)

Оборудование : учебник « Русский язык» ( Э. Д. Сулейменова , З. К. Сабитова , Алматы « Атамра» , 2009), карточки, компьютер (презентация)

Ход урока:

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. (Бахтияр рассказывает стихотворение)

Нимало несвете невиданных стран
Чудесных, богатых, красивых,
Нодорог сердцу лишь ты, Казахстан,
Давший мне жизнь исилы!
Ведь здесь проживает особый народ-
Соткрытой ищедрой душою
Ивдни изобилия, ивгоды невзгод
Мывместе, мырядом стобою.
Мне дорог воздух вольных степей,
Как символ свободы пьянящей!
Тыстал независим, мой Казахстан,
Как внебе орел парящий!
Так пусть твой богатый игордый народ
Незнает нивойн, нинапастей!
Пусть вмире, согласие идружбе живет
Икаждый пусть будет счастлив!!!

Спасибо, Бахтияр, запожелание. Иявам, ребята, предлагаю пожелать что-нибудь друг другу, т. к. выявляетесь нетолько одноклассниками, ноещё идрузьями. (Пожелания уч-ся друг другу)

Спасибо! Вот стакими хорошими пожеланиями ихорошим настроением мыначнём урок.

ІІ. 1) Настрой учащихся наработу

Ияподобрала девиз, под которым мысвами сегодня будем работать:

Ошибок непугайся,
Сошибками справляйся,
Найти верный путь всегда готовым будь.

Так как при изучении нового материала, атакже при повторении мычастенько делаем ошибки, будем стараться ихнесовершать.

Укаждого настоле лежит листочек, накотором выделены элементы нашего урока, напротяжении всей нашей работы япопрошу вас ставить минусы напротив тех заданий, где увас будут ошибки илиже где увас возникнут вопросы. Договорились?

Задачи нашего урока заключаются в том, что мы закрепим весь пройденный материал, связанный со СПП, и будем развивать наши навыки в устном и письменном анализе данных предложений.

2) Орфографическая разминка

Нам нужно немного размяться, и поэтому вначале проведём с вами небольшую орфографическую разминку. Запишем число, классная работа. Кто желает выйти к доске?

1) невежда (неуч, малограмотный), неверие (безбожие, безверие, отрицание), невзгода (беда), невежа (грубый, невоспитанный), недуг (болезнь), недотёпа (неуклюжий, неловкий), небрежность (безалаберность), ненастье (непогода, распогодье), ненависть (вражда, отвращение), неряха (беззаботный, грязный), незнайка () - не употребляются без не

2) несчастье (беда, горе) - счастье; непорядок (беспорядок) - порядок; нездоровье (болезнь) - здоровье; невежливость (грубость) - вежливость; недоверие (подозрительность) - доверие; неодобрение (порицание) - одобрение; независимость (свобода) - зависимость; невнимательность (небрежность) - внимательность; необразованность (глупость) - образованность

Почему я разделила эти сущ.на 2 группы? (разные правила). Прокомментируйте.

Подобрать ко второй группе сущ.синонимы.

Что мы сейчас вспомнили с вами? (правописание не с сущ., а также синонимы)

3) Проверка домашнего задания

А теперь проверим ваше дом.задание. Вы должны были подготовить на сегодняшнее занятие презентацию (анализ СПП с любым типом придаточного), и работали вы в парах. И так начнём, кто желает?

Вопросы учителя к презентации:

1. Может ли один и тот же союз использоваться в разных типах придаточных? Как вы будете определять тип придаточных? Умеете ли вы задавать вопросы?

2. Чем придаточное определительное отличается от придаточного изъяснительного?

4) Повторение придаточных предложений (уст.раб.)

Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаёте вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.

Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (изъян.)

Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд. (цели)

Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (определ.)

У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком умным. (уступки)

У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской. (следствия)

Если бы знал все последствия, не полез бы в воду. (условия)

Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (места)

Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (времени)

А сейчас на повторении выполним цифровой диктант (взаимопроверка).

1. Это СПП с двумя придаточными.
да - 1 нет - 0
2. , (потому что, (сколько),). Эта схема данного предложения: Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько не смотрел, она всё поднималась.
3. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Это СПП с параллельным подчинением.
да - 1 нет - 0
4. Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются. Это СПП с придаточным уступки.
да - 1 нет - 0
5. Это СПП с придаточным условия.
да - 1 нет - 0
6.Решено было идти завтра, если дождь перестанет. Придаточное предложение расположено после главного.
да - 1 нет - 0
7. В русском языке существует 3 вида подчинения.
да - 1 нет - 0

Есть ли, ребята, у вас вопросы по вашим ошибкам? Что вам нужно дома еще повторить?

А сейчас я вам зачитаю текст и попрошу вас определить его основную мысль:

Кочевник, встретив в пустыне умирающего от жажды странника, никогда не проедет на своём верблюде мимо. Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. И уйдёт дальше, чтобы, скорее всего, никогда более не встретиться. Тысячи подобных случаев уложились в степной закон: «Если ты встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Это выражение бескорыстной доброты благороднее морали встречавшихся мне в детстве сказок, где герой помогает выброшенной на берег рыбе, а когда его лодку опрокинул шторм, спасённая им когда-то рыба чудесным образом помогает ему.
(Олжас Сулейменов «Мысли разных лет»)

(Основная мысль текста: доброта, милосердие, понимание без каких-либо корыстных целей)

Спасибо! Все согласны или же у кого-то есть своё мнение?

А теперь основную мысль сформулируйте в письменной форме в виде СПП с любым придаточным и определите его тип.

5) Повторение синтаксического разбора сложного предложения
А сейчас мы с вами вспомним синтаксический разбор сложного предложения. Желающий к доске:
Ещё земли печален вид, а воздух уже весною дышит. (Повест., невоскл., ССП с против.союзом: 1. двусост., распр.; 2. двусост., распр.)
[ ===== _________], а [_________ ========].

Теперь кто мне скажет порядок разбора любого предложения.

На странице учебника 161 имеете порядок разбора СПП, прочитайте, пожалуйста, и скажите, что мы должны уметь определять у СПП?
- Я возьму предложение из текста, которого я вам зачитывала, и сделаем его синтаксический разбор у доски:
Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. (Повест., невоскл., СПП с придат.определ.: 1. двусост., распр., осл.однор.сказ.; 2. двусост., распр.)
[ _____ ======, ====, ======], (где ===== _________).

Чем отличается схема ССП от схемы СПП?

Теперь проанализируем предложение с более сложной структурой:
И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (Повест., невоскл., СПП с придаточ.определит., с однородным подчинением: 1. односост., распр.; 2. односост., распр.; 3. двусост., распр.)
[ _____ ], (которого =====), (кого ________ =====).

6) Закрепление

Тестирование

1. При синтаксическом разборе вначале анализируется предложение:
А) по эмоциональной окраске (по интонации)
Б) по цели высказывания

Г) тип придаточного предложения

2. У СПП мы должны уметь определять:
А) эмоциональную окраску
Б) цель высказывания
В) типы союзов (соединительные, противительные, разделительные)
Г) тип придаточного предложения, а также тип подчинения
Д) по наличию грамматической основы (простое или сложное)

3. Перечислите типы подчинения придаточных в СПП:
А) повествовательное, восклицательное, вопросительное
Б) восклицательное, невосклицательное
В) параллельное , однородное , комбинированное , последовательное
Г) изъяснительное, определительное, обстоятельственное
Д) разделительное, противительное, соединительное

4. На сколько групп делятся все СПП:
А) 2 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 8

5. Укажите предложение, в котором придаточное предложение относится к одному слову в главном:
А) А он уже строил планы перехода через перевал, точно бы могло это свершиться буквально с наступлением нового дня. (Айтм.)
Б) Ведь известно, что только человек обставляет так торжественно свою смерть. (Купр.)
В) Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала - он её переделывает. (Франс)
Г) Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (Алимж.)
Д) Однажды, когда я пришёл в избушку на курьих ножках, мне сразу бросилось в глаза удручённое настроение духа её обитательниц. (Купр.)

6. Определите вид придаточного предложение: Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (Шол. )
А) изъяснительное
Б) определительное
В) места
Г) цели
Д) сравнительное

7. Определите вид придаточного предложения: Но насыпь в том месте была так высока, что слониха не решилась спуститься вниз. (Алимб.)
А) изъяснительное
Б) причины
В) цели
Г) образа действия
Д) уступки

8. Укажите СПП с придаточным определительным:
А) Он попрощался с нею, твёрдо веря в то, что расстаются они ненадолго.
Б) Мы любим щедрость русских зим, что превращают волшебством своим бесцветный пар в хрусталь и самоцветы. (Рылен.)
В) Они выехали на покос, когда ухе на лугу была чуть не половина хутора. (Шол.)
Г) Если бы вы знали, что это был за чудный человек. (Купр.)
Д) Она вспомнила, что-то же самое умиротворённое выражение она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. (Купр.)

9. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (М.Г.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

10. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: Слон не знал и не думал о том, кто сорвал эти плоды и сложил их на его пути, не знал, что лесные люди подкармливают его, чтобы у вожака хватило сил дойти до глубины зелёной мглы. (Алимж.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

Взаимопроверка (ответы на слайде)

ІІІ. Итог урока

Ученики пишут эссе на тему «Что я повторил на уроке?»

Например: Этот урок мне очень понравился, Я быстро усвоила новую тему, так как новая тема нам была предоставлена в лёгкой, доступной форме. Я пришла к выводу, что суффикс, как добрый человек, может изменить значение слова, придать слову уменьшительно-ласкательный оттенок. Мы можем называть маму не просто маму, а мамочка, солнце - солнышко, сестра - сестричка и т. д.

Посмотрите на карточки свои, и скажите, что вам нужно дома повторить?

Д/З составить синквейн со словом «Родина», упр.362 (закон.предл.)

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.

Правило.

предложение количество граммати-ческих основ Особенности построения Основные признаки (средства связи, если есть)
1. Простое предложение одна грамматическая основа Может быть осложненным и неосложненным , но оно все равно будет считаться простым , например:

Подлежащее + однородные сказуемые;

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду .

Однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.;

В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы .

Грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот;

Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал.

Проводив товарищей , Аня долго стояла молча.

Вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения.

Как говорят старожилы , зима будет снежная.

Я не понимал (теперь я понял) , что я делал с близкими мне существами.

-
2. Сложносочин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой).

[Ветер дул с суши], и [у берега вода была спокойна] .

Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и
3. Сложноподчин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно задать вопрос к другой).

(Когда ветер дул с суши), [ у берега вода была спокойна] .

Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши.

Союзы и союзные слова:когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д.
4. Бессоюзное предложение (БСП) минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами

(, : – ;)

Ветер дул с суши,у берега вода была спокойна .

-
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинит. связью минимум три грамматические основы Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4

Алгоритм действий.

1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.

2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.

3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.

Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!

4. Если предложение сложноподчиненное (СПП), то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

Разбор задания.

1.

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

1) сложноподчиненное

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3) сложносочиненное (ССП)

Выделяем грамматические основы и союзы:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что , то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.

1. сложное с сочинительной и подчинительной связью

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3. сложноподчиненное

4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью

Определяем количество грамматических основ и связь между ними:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил , которые можно было разбавит ь водой.

Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые ).

Вариант ответа – 3.

2. Какая характеристика соответствует предложению:

Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»