Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. Тема: Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. I. Организационный момент

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Урок 37. Тема: Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

(Анықтауыш бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем)

Цели урока: дать общее представление о группах сложноподчинённых предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктационные навыки.

Ход урока

1. Лингвистическая разминка.

Словарный комментированный диктант: ученики «по цепочке» объясняют орфограммы в словах.

Нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный, контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что бы то ни стало, пребывание, сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься, теннис, количественный, роскошный, галерея.

Задания:

1) Выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами ( блистательный – блестеть, пребывание – прибытие, сверх-изысканный- сыграть-взимать (искл.)чересчур – чрезвычайный, призадуматься - прервать ).

Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов нюанс, скептицизм, роскошный. При необходимости воспользоваться толковым словарём.

2. Понятие об основных группах СПП .

1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

1) Сердце предчувствовало (что?) недоброе. ( Дополнение. )

2) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение)

3) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство.)

2. Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:

1) предчувствовало (что?)

2) дом (какой?)

3) добрались (когда?)

4. Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы:

1) Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.

2) Три основных группы придаточных предложений соответсвуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

3. Слово учителя.

Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (по вопросу.)

Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное – задать правильно вопрос. Начнём с придаточных определительных.

Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:

1) Грош цена человеку (какому?), который не может сломать дурной привычки.

2) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

3) И боль (какая?), что скворчнком стучала в виске, стихает, стихает...

4) И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье.

К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)

Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзных слов который, куда, что, где. )

Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.

С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Который – с определением, что – с подлежащим или дополнением, куда, где- с обстоятельством.)

Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ. Не столь важно именно союзными словами прикрепляется придаточное Главное – на какой вопрос оно отвечает.

СПП с придаточными определительными отсутствуют в казахском языке. Трудности изучения их заключаются в том, что аналогичные им по семантике предложения в казахском языке по своей структуре представляют простые предложения с так называемыми развёрнутыми определениями, которые не выделяются интонацией и обычно располагаются впереди определяемого слова. Например: Приземлился самолёт, который прилетел из Астаны. – Астанадан ұшып келген ұшақ жерге қонды.

4. Работа с учебником .

1. Прочитаем теоретический материал на стр. 142-143.

Что нового вы узнали из статьи учебника?

Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного.

2. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.)

5. Рефлексия 6. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.

Например:

[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).

(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].

[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].

Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:

И весело мне думать (о чем?) , что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).

Помнится ему маленький домик, спальня (какая?) , в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).

Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.

Например:

Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)

Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнения № 283, 284.

Разделы: Русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний.

Метапредмет: знание, техника «знающего незнания».

Фундаментальное понятие: пути познания.

Ход урока

I. Организационный момент

запись в тетрадь числа, вида работы, темы урока.

II. Проверка домашнего задания

монологическое высказывание на тему: «Знания – результат большого труда» (Конфуций)

Учитель: Домашнее задание у вас было поразмышлять над фразой Конфуция, согласиться с ней или нет, подобрать аргументы в защиту своего мнения.

Спасибо за рассуждения. Всё верно, в результате любой работы человек приобретает опыт, А это не что иное как знания и умения. У нас сегодня новая тема, а значит, новое знание – давайте поработаем.

III. Актуализация.

Вопросы учителя:

  • Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?
  • Назовите единицы синтаксиса.

Учитель: перед вами текст. Прочитайте его.

Знание – результат большого труда

(1)Знание – результат большого труда. (2) Так считал древнекитайский мудрец Конфуций.(3) Вся жизнь его – путь к знанию, которое делает человека полезным государству и обществу. (4) Уже в раннем детстве он отличался выдающимися способностями.(5) Маленький Конфуций был далек от шумных игр, а главным его развлечением стали беседы с мудрецами. (6) И это не могло не удивлять окружающих.(7) Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его много читать. (8) О нем говорили, что он не имел учителей, а лишь учеников. (9) Когда Конфуций закончил школу, он один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом.(10) Он решил создать школу, в которой человек учился бы познавать законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. (11) Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. (12) Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия, в те времена самую ответственную должность в государстве.

Вопросы учителя:

  • Докажите, что перед вами текст.
  • Определите его тему, тип речи и стиль.
  • Найдите в тексте сложные бессоюзные предложения. Зачитайте и докажите.
  • Найдите в тексте сложносочинённые предложения. Зачитайте и докажите.
  • Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Зачитайте и докажите.
  • Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Выпишите его и произведите синтаксический разбор. Вся жизнь его – путь к знанию, которое делает человека полезным государству и обществу.

Выполняя синтаксический разбор, мы отвечаем на вопросы:

  • Какое сложное предложение называется СПП?
  • Какова структура СПП?
  • Расскажите о пунктуации в СПП.
  • Какие средства связи используются в СПП?

Отвечая на вопросы, мы заполняем 1 колонку трёхчастного дневника «Что знаю о СПП?» (См. приложение 1 , слайды 2-6).

IV. Целеполагание.

Учитель: В характеристике предложения далее мы должны указать группу СПП по значению. Можем ли мы сейчас это сделать. Прочитайте тему урока. Сформулируйте цель нашего урока. (в ходе урока мы должны узнать…., в ходе урока мы должны научиться ….)

Формулируя цель и задачи урока, мы заполняем вторую колонку трёхчастного дневника (см. приложение 1, слайд 7)

V. Этап изучения нового материала.

  • Работа учащихся по усвоению нового материала. На работу отводится 10 минут

Учитель: Конфуций считал, что три пути ведут к знанию: путь подражания – это самый легкий – и путь опыта. (Конфуций) (на доске – схема, в основе которой – высказывание Конфуция. См. Приложение 2 ) Сегодня мы попробуем пройти этими путями. Для этого мы разделимся на «теоретиков» и «исследователей» (см. приложение 1, слайд 8). «Теоретики» пойдут путём подражания. Ваша задача – пользуясь материалом учебника (учебник под ред. Бархударова С.Г.), заполнить таблицу, все колонки, кроме последней (стр. 44-45, 51,57-59). «Исследователи» пойдут путём опыта: они получат карточку, на которой написаны предложения. Ваша задача – проанализировать предложения и сделать выводы. Сформулировать алгоритм определения вида придаточных предложений. (См. приложение 3 )

  • Представление результатов работы (ученики отвечают по очереди на вопросы учителя, дополняя друг друга, опираясь на заполненную таблицу)

(См. приложение 1, слайд 9 – группы СПП по значению)

Учитель:

Вопрос «исследователям»: определительными?

Вопрос «теоретикам»: К какому слову в главном предложении относятся придаточные определительные? С помощью каких языковых средств они присоединяются к главному предложению?

Вопрос «исследователям»: какие придаточные предложения называются изъяснительными? Почему в некоторых иностранных языках эти предложения называются придаточными дополнительными?

Вопрос «теоретикам»:

Вопрос «исследователям»: какие придаточные предложения называются обстоятельственными?

Вопрос «теоретикам»: К какому слову в главном предложении относятся придаточные изъяснительные? С помощью каких языковых средств они присоединяются к главному предложению?

Учитель: почему первый путь приобретения новых знаний – путь подражания – Конфуций назвал лёгким? (Принятие авторитетного мнения. Этот вариант наиболее простой, требует меньше всего энергетических затрат. Все что нужно – это поверить словам авторитетного источника) С какими трудностями мы можем столкнуться на этом пути? (не на все вопросы можно найти ответы, источник информации должен быть проверенным). Второй путь – путь опыта. Конфуций назвал его путём ошибок. Почему? (выводы можно сделать не всегда правильные) Этот способ познания характерен для тех, кто любит думать. Что же скрывается за ? ?Какой третий путь познания назвали бы вы? И каким путём мы всё же шли сегодня на уроке, изучая новое? (Мы анализировали информацию из учебника и результаты собственных наблюдений. Это путь размышления. Конфуций его назвал благородным. Человек делает выводы на основе анализа информации и собственных наблюдений.) Учитель переворачивает на доске лист с ? , на обратной стороне которого фраза: путь размышления. (См . приложение 2, слайд 2)

VI. Этап первичного закрепления нового материала.

Возвращение к тому предложению, которое разбирали в начале урока.

  • Как определить тип придаточного? (Группа исследователей зачитывает алгоритм определения вида придаточных предложений, см приложение 1, слайд 10)
  • Упражнение 1. Возвращаемся к тексту. Верно ли утверждение, что предложение 8 является СПП с придаточным изъяснительным (+) ? Предложение 9 – СПП с придаточным определительным (-)? Какое придаточное в этом предложении? (обстоятельственное) Предложение 10 – СПП с придаточным определительным?(+) Предложение 12 – СПП с придаточным изъяснительным? (-), – определительное.
  • Вспомним, какие мы ставили перед собой задачи, достигли ли вы их в ходе урока?

Трёхчастный дневник: что узнали на уроке? Чему научились? См. приложение 1, слайды 11-12)

  • Упражнение 2. Задание на слайде (см. приложение 1, слайды 13-15) – составить СПП из двух простых, определите вид придаточного.

Солнце еще согревало верхушки. Мы дошли до места.
А.И. Куприн не раз писал о русском языке. Язык – история народа.
В лесу человек особенно ощущает красоту природы. Природа полна тайн.

  • Упражнение 3. Тест на определение видов СПП по значению придаточных.

    Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.
    А. определительное
    Б. изъяснительное
    В. обстоятельственное

    Укажите вид придаточного предложения в СПП: Птиц, которые щебетали всё лето, уже давно не слышно.
    А. определительное
    Б. изъяснительное
    В. обстоятельственное

    Укажите вид придаточного предложения в СПП: Когда дорогу размыло дождём, по краям образовались рытвины.
    А. определительное
    Б. изъяснительное
    В. Обстоятельственное

    Найдите четвёртое лишнее.
    А. Он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его самостоятельная жизнь.
    Б. Я посмотрел на клён и увидел, как медленно и плавно отделился от него красный лист.
    В. Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней, а идеями драматурга.
    Г. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как бушевало море.

    Верно ли определён вид придаточного предложения? Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.(СПП с прид. опред.)
    А. верно
    Б. неверно

    Найдите СПП с грамматической ошибкой.
    А. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке.
    Б. Когда солнце скрылось за мельницей, в раскрытые окна повеяло прохладой.
    В. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.
    Г. Чёрт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман.

  • Самооценка по ключу на слайде. (См . приложение 1, слайд 23)

VII. Дифференцированное домашнее задание

Для исследователей: выучить материал учебника: составить свои предложения-примеры 5 на каждую группу придаточных, используя разные союзы и союзные слова.

Для теоретиков – выучить таблицу, заполнить последний столбик примерами из параграфов учебника.

VIII. Рефлексия.

Учитель: Проанализируйте свою работу на уроке, как вы себя ощущали и выберите фразу, которая вам ближе (См . приложение 1, слайд 25)

Как приятно знать, что ты что-то узнал!
Мольер

Наука – дело очень нелегкое…
Мишель де Монтень

В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы …
Абу-ль-Фарадж

Учитель: вернёмся к фразе, ставшей эпиграфом нашего урока. Благодаря чему мы узнали новое о СПП? (благодаря проделанной работе). Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.

§ 1 Основные группы сложноподчиненных предложений

Цель этого урока - расширить знания о сложноподчиненном предложении, о его строении и структуре; дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений, при этом особое внимание уделить придаточным определительным предложениям.

Нам известно, что сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и структуре зависит от другого (подчиняется ему) и связано с ним на основе подчинительной связи, называется сложноподчиненным. Части сложноподчиненного предложения неравноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное, от главного к придаточному можно поставить смысловой вопрос. Кроме того, связь между главным и придаточным предложением осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов, а также с помощью интонации.

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к грамматической основе главной части «слышно было», и именно от основы ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что».

Сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых, по смысловому значению придаточного делятся на три основные группы. Эти группы носят названия, сходные с названиями второстепенных членов (в зависимости от того, какой член предложения был замещен этим придаточным):

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,

Изъяснительными (сходны с дополнениями)

И обстоятельственными.

Группы придаточных предложений можно представить в виде таблицы

Что обозначают

Прикрепляется к главному

Указа-тельные слова

Подчинительные союзы

Союзные слова

Определи-

Характеристика предмета или явления, названного в главной части

Который, что, какой, где, чей

Тот, такой, таков, всякий, каждый, любой, все

Изъясни-тельные

Характеристика главного члена предложения со значением речи, мысли, чувства, названного в главной части

Падежные вопросы

Что, чтобы, как, как будто, частица ЛИ

Что, когда, как, куда

Обстоя-тельственные

Характеристика члена предложения со значением места, времени, образа действия, степени, условия и др., названного в главной части

Где? Как? Куда? Зачем?

Когда, пока, если, чтобы, так что

Куда, когда, откуда и др.

Там, туда, оттуда, везде, всюду,

до тех пор,

в том случае, ввиду

Таким образом, группы сложноподчиненных предложений определяются по следующим признакам:

1. по смысловому вопросу, на который отвечает придаточное предложение;

2. по средствам связи придаточного предложения с главным (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова).

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к существительному «дом» в главной части, и именно от этого слова ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется союзное слово «в котором». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

В этом предложении придаточная часть относится к сказуемому главной части «предчувствовало», и именно от него ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

В этом предложении придаточная часть относится ко всей главной части «мы добрались до цели нашего путешествия», и именно от всей главной части ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «когда». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.

Особняком стоит еще один вид придаточных предложений - это придаточные присоединительные, которые содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении; они прикрепляются при помощи союзных слов: что, где, куда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего.

Особенностью таких предложений является то, что от главной части к придаточной нельзя поставить вопрос, поскольку нет слова или словосочетания в главном предложении, которые бы требовали наличия придаточного предложения.

Например:

Назначение придаточного в этом сложном предложении - дать дополнительное пояснение по поводу сообщения в главной части.

§ 2 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Остановимся более подробно на группе сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Такие придаточные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос «какой?», они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного.

Придаточное определительное прикрепляется к определяемому слову в главном предложении с помощью союзных слов - местоимений и наречий: который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда.

Например:

Чтобы правильно выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом, которое не является обязательным и может быть опущено.

Придаточное определительное всегда находится после главного или внутри главного предложения, причем следует строго за определяемым словом, характеризуя именно его.

В силу такой особенности подобные придаточные не могут находиться до главного предложения.

Например:

В этой связи необходимо заметить, что союзные слова который, какой, чей обязательно согласуются с определяемым словом в роде и числе, а их падежные формы зависят от того, каким членом предложения являются эти слова в придаточной части.

Например:

В этом предложении союзное слово который, как и определяемое слово «родничок», стоит в мужском роде и в единственном числе, а в придаточной части союзное слово является подлежащим, потому что стоит в форме именительного падежа.

Нередко нарушается порядок слов в предложениях с придаточными определительными. По правилу, союзные слова (который, какой, чей) замещают ближайшее предшествующее существительное.

Это положение не соблюдено в следующем примере Неизменным успехом пользуются книги наших писателей, которые отражают современность. Для устранения речевой ошибки можно ввести в главное предложение указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который:

Часто сложноподчиненные предложения с придаточными определительными можно заменить синонимичными простыми предложениями с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Сравните:

К придаточным определительным близки придаточные, относящиеся к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков (местоименно-определительные).

Они отвечают на вопросы «Кто именно?», «Что именно?».

Например:

(Кто с пользою отечеству трудится), [тот с ним легко не разлучится].

Местоименно-определительные придаточные могут стоять и до определяемого слова, до всей главной части.

Схема (Кто…), [мест. Тот…].

В таких предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

Подводя итог, можно отметить, что умение грамотно и верно употреблять разные группы сложноподчиненных предложений необходимо каждому, кто говорит на русском языке, это дает возможность совершенствовать грамматические знания и пунктуационные навыки.

Список использованной литературы:

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  3. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977. – 316с.



Игра - разминка: Перепутались простые предложения в составе СПП. Распутайте их и запишите правильно Единственная красота, невозможно лечить её. Чем еда безвкусней, чем болезнь, обворовывающая жизнь. Нет хуже врага и вора, которую я знаю, - это здоровье. Если болезнь не определена, тем она полезней для здоровья.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (самопроверка) Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Г. Гейне Чем еда безвкусней, тем она полезней для здоровья. А. Лесаж Нет хуже врага и вора, чем болезнь, обворовывающая жизнь. «Зерцало мудрости» Если болезнь не определена, невозможно лечить её. Самарканди










Алгоритм «Порядок мыслительных операций при анализе СПП» Определить тип предложения; сколько простых предложений входят в него (найти и подчеркнуть грамматические основы). Найти главное предложение. Прочитать придаточное предложение и определить его место по отношению к главному. Определить, что поясняет придаточное (все главное, слово или словосочетание); поставить вопрос от главного предложения к придаточному. Назвать тип придаточного. Указать способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация). Выяснить, есть ли в главном предложении указательное слово. Объяснить знаки препинания. Составить графическую схему предложения Пополняем методическую копилку «Школьника»




СРАВНИТЕ: Сердце предчувствовало недоброе. Мой дом находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия вечером. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. Сравнительный анализ







Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технологияпозволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

« Основные группы сложноподчинённых предложений »

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.

Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.

Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.

Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.

Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:

  1. «выбираю → понял» («Диагностика успешности»);
  2. «выбираю → хочу понять» («Диагностика затруднений»).

Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.

ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  2. создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
  3. вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение, проектно-исследовательская технология.

ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционная доска, магнитофонная запись.

НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»

Ход урока

I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).

  1. Скандирование слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование.
  2. Подбор слов – родственников к слову «исследовение» (следовать, исследовательский, следствие).
  3. Диагностика: о б о с о бление, и сс лед о вание, ра з г о рат ь ся.
  4. Фонетическая часть разминки:

в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.

  1. Развести по значению и написанию:

светит по-весеннему, по весеннему лесу.

6. Определение начальной формы:

обособляет, с нами, висящего.

  1. Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
  2. Определение количества простых предложений в составе сложного: [ Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья ] , и [ во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки ] ; [ далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака ] .

Составление схемы предложения: , и ; [..., (где), ... ].

  1. Вернуть предложение со знаками:

Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].

II. Введение в ситуацию урока

Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1) и магнитофонной записи.

Магнитофонная запись:

«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.

Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»

III. Получение новых знаний. Исследование

Постановка проблемы

Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).

Учитель:

Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.

/учащиеся формулируют вопрос-задачу:

«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/

Учитель:

Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

Поиск путей решения проблемы

Учитель:

Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.

/обращаемся к эпиграфу/

Начнём учебное исследование:

1)(см. приложение 1, слайд №3)

Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

- (чей?) Мой дом находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

(запуск слайда №4)

2) (см. приложение 1, слайд №5)

Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3) (см. приложение 1, слайд №6)

Поставим вопросы к придаточным предложениям:

Предчувствовало (что?)

Дом (какой?)

Добрались (когда?)

IV. Сравнение, сопоставление, выводы.

Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):

  1. Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
  2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

Учитель:

Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»

  1. Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
  2. Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.

Учитель:

Проведём наблюдение-анализ.

Цель:

  1. выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
  2. каким способом придаточные прикрепляются к главному?

Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).

1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.

2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.

3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.

Учитель:

  1. К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
  2. Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов куда, чтобы, когда ).

Формулировка вывода

Учитель:

Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

1 шаг: найти главное предложение;

2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;

3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:

4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);

5 шаг: определить средство связи.

Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

(см. приложение 1, слайд №9) и магнитофонной записи:

«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).

Слайд № 10:

V. Заключительный этап урока

  1. Рефлексия: составление синквейна.
  2. Домашнее задание: учебник, §22, упражнения 109, 110, 111, 112 – по выбору учащихся.

Приложение1

1 слайд:

2 слайд:

3 слайд :

4 слайд:

5 слайд:

6слайд:

7 слайд:

8 слайд :

9 слайд:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»