Курс: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, Дистанционный курс. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Виды сложных предложений. Знаки препинания в них. Тема: бессоюзные сложные предложения

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится в первой части сложного предложения, а во второй части заключается пояснение, раскрытие содержания, указание на причину и т. д. (эта часть в смысловом отношении близка к придаточной части или к пояснительному предложению).

1. Двоеточие ставится, если вторая часть (одно или несколько предложений) раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова а именно): Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (П.); Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (П.); Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены (П.); В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Г.); Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Г.); Об одном прошу вас: стреляйте скорее (Л.); Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Л.); С ранней молодости Татьяну держали в чёрном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела (Т.); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза (Т.); В продолжение утра и середины дня Оленин весь был погружён в арифметические расчёты: сколько он проехал вёрст, сколько остаётся до первой станции, сколько до первого города, до обеда, до чая, до Ставрополя и какую часть всей дороги составляет проеханное (Л.Т.); В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь; послышались чьи-то шаги; кто-то чихнул на сеновале (Гонч.); Во всём селе было только два порядочных домика: в одном помещалось волостное правление, в другом жил Цыбукин, епифанский мещанин (Ч.); Возбуждение старика прошло, и теперь сказывалось утомление: язык его заплетался, голова тряслась, глаза слезились (Кор.); Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль (Купр.); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришв.); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости (Пол.); Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали (Ш.).

2. Двоеточие ставится обязательно, если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т. п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части: Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Гр.); Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Гр.); Одно было несомненно: назад он не вернётся (Т.); Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму… (Л.Т.); Вопрос для Кутузова теперь состоял только в том: неужели это он допустил Наполеона в Москву (Л.Т.).

Примечание. Обычно различается пунктуация в бессоюзных сложных предложениях, в которых вторая часть раскрывает содержание местоименного слова одно, имеющегося в первой части (ставится двоеточие), и в простых предложениях, в которых слово одно разъясняется пояснительным членом предложения, а не целым предложением (ставится тире).

Ср.: Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Ч.). - В отношениях с посторонними он требовал одного - сохранения приличия (Герц.) (см. § 23, п. 1).

3. Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой из них посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между частями можно вставить союз что ): С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (П.); Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась (П.); Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Л.); Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагёз летит, развевая гриву (Л.); Ты сам заметил: день ото дня я вяну (Л.); Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает (Т.); Я говорю: не сдамся (Л.Т.); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Ч.); Я понимаю: вам трудно сейчас сказать о целях, которые преследует литература (М.Г.); Евреинов так хорошо доказывал мне: университеты нуждаются именно в таких парнях, каков я (М.Г.), Утром, проснувшись, Гейзер почувствовал: закрыт правый глаз (Фед.); Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант (Ф.); Он верит: для его солдат и долгий путь вперёд короче короткого пути назад (Сим.); Люди знали: где-то, очень далеко от них, идёт война (Аж.); Фёдор понял: речь шла о связи (Фурм.); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля (Горб.); Алексей решил: довольно тянуть (Пол.).

Примечание. При отсутствии оттенка предупреждения в первой части предложения данного типа после нее вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н.).

Если вторая часть - предложение неполное, то перед ней может ставиться тире: Я думал - волк (о постановке тире в подобных случаях см. также § 45, п. 7).

4. Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также выражения типа поднять глаза, поднять голову, предупреждающие о дальнейшем изложении; в этих случаях между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить слова и увидел (услышал, почувствовал), что и т. п.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (П.); Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка (Л.); Оборачиваюсь: Грушницкий! (Л.); Обломов оглянулся: перед ним наяву… стоял настоящий, действительный Штольц (Гонч.); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь (Т.); Я проснулся: заря уже занималась (Т.); Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха (Т.); Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда (Ч.); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Ч.); Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды (М.Г.); Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Сер.); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода (Пан.); Я постоял, прислушался к звукам: поезд.

В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения: Посмотрел на прорубь - вода дремала (Шишк.) (ср.: …а там вода дремала ); Он выглянул из комнаты - ни одного огонька в окнах (Пан.) (ср.: …но ни одного огонька в окнах); Поворачиваюсь - человек в немецкой каске (Медв.) (ср.: .. а там человек в немецкой каске ). См. § 72, п. 3.

5. Двоеточие ставится перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения (см. § 2, п. 5): Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20- 30 лет? (Доброл.); Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Ч.); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула ? (Фурм.); Я прошёл к калитке по мокрой траве, испытывая тревогу: кто же рассмотрит первый трактор в таком непроглядном тумане? (Перв.) Ср.: Может быть, природа подсказывает нам: пользуйтесь красотой, принимайте её (Гран.) - своеобразный эквивалент прямой речи.

6. Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если вторая часть указывает основание или причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить причинные союзы потому что, так как, поскольку и т. п.): Однако пора вставать: уже без четверти шесть (П.); Печален я: со мною друга нет (П.); Он покраснел: ему было стыдно убить чело века безоружного (Л.); Не таю, мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (Л.); Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами (Л.); К сукнам, холстам и домашним материям страшно было при тронуться: они обращались в пыль (Г.); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (Гонч.); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Т.); Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (Т.); Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шутить не любил (Т.); Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Т.); И Жилин приуныл: видит - дело плохо (Л.Т.); Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горька (Н.); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (Ч.); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (М.Г.); Хвалили землю: добрая; бранили климат: неровен, сух (Кож.); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку (М); Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Ф.); Окна в бараке то освещались, то гасли: кто-то чиркал спички (Ф.); Серёжка помолчал: он не любил словесных клятв и заверений (Ф.); Степан боялся подойти к берегу: скользко (Шишк.); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений (Н.О.); Сабуров нервничал: ему хотелось увести Проценко куда-нибудь вниз (Сим.); Я вообще отношусь отрицательно ко всяким инсценировкам: удачи тут бывают редко (Ов.).

Примечание. При отсутствии предупредительной интонации двоеточие в этих случаях не ставится: Сейчас не поедешь, жарко (Ч.).

7. Особый случай постановки двоеточия находим в газетных заголовках типа: Космос: летать или нет; Бажов: читатель и книголюб. (См. раздел 16.)

8. Изредка в бессоюзном сложном предложении, состоящем из трех частей, встречается постановка двух двоеточий (на разных основаниях или с одним и тем же основанием): Ну, да это само собой разумеется: душа не яблоко: её не разделишь (Т.); Вы всё приставали ко мне: выучи-де нас музыке и французскому диалекту: вот вам и француз, и на фортепъянах играет (Т.); Её страсть к чистоте доводила её до самозабвения: она могла целый день чистить, убирать, мыть, стирать пыль и уряжать избу неожиданно искусно: то, бывало, развесит полотенца с выкладью на косяках окон, то зимою над картинками и на зеркальце пристроит золотые веночки из соломы, а летом - пучки цветочков, которые походя соберёт на усадьбе (Гл.); Про весеннюю пору и говорить не надо: дружно цветёт черёмуха, белым-бело, слегка закружится голова, и растеряешься на мгновение: как же так? (Сол.); Однако это меня не утешило нисколько: мысль, раз она пришла в голову, далеко не уйдёт и, когда надо, непременно вернётся, а глухарь улетел, и лицо этого дня, который таким никогда не вернётся, определилось: я прозевал глухаря (Пришв.); А в келье было уже не так темно, как в первую минуту, когда погасла коптилка и сломалась спичка: смутно стали видны контуры лежанки, подушки на кровати и кадка с водой: то полукруглые окошки, чудесно посветлев, лили в келью снежный, лунный, грустный свет глубокой зимы (Берг.).

Обычно в этих случаях, чтобы избежать скопления двоеточий в предложении, одно из них заменяют знаком тире: «Массы читателей» не существует, даже если книга выходит массовым тиражом: читатели читают по-разному - бывают книги, в которых одно доступно всем, другое только некоторым (Эр.); Есть в этой книге одна особенность - сразу чувствуешь, что она написана живописцем: читатель видит пейзажи, сцены, людей (Эр.); Командование уверенно поручало Воробьёву самые ответственные боевые дела: за короткий срок стало очевидным - этот лейтенант, кажущийся еще подростком, совсем недавно выпущенный из училища, стал волевым, находчивым и, главное, достаточно опытным командиром; Я слушал его внимательно: помню старое правило - лучше всё выслушать до конца, а потом только ставить вопросы или возражать.

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей главной части сложноподчиненного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 12 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В бессоюзном сложном предложении используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие,

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между предикативными частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части близки между собой по смыслу: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Бледные щёки впали, глаза сделались

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится в первой части сложного предложения,

Из книги автора

§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится во второй части сложного предложения, а

Из книги автора

§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении Действующими правилами предусмотрено употребление запятой и тире в качестве единого знака препинания в трех случаях: 1) перед главной частью сложноподчиненного предложения, которому предшествует ряд однородных

Из книги автора

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и

Из книги автора

XXX. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении § 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали,

Из книги автора

§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);

Из книги автора

§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: l) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить

Из книги автора

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: 1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например:

Из книги автора

XXX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали,

Из книги автора

§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);

Из книги автора

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например:

Из книги автора

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении § 127. Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая: Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Бун.); Темнело,

Из книги автора

в бессоюзном сложном предложении запятая между частями предложения при перечислении. § 127перед последней частью предложения с союзом и § 127, также § 25точка с запятоймежду распространенными частями предложения § 128между частями предложения, представляющими собой

Упражнение 225. Расставьте знаки препинания. Определите, каким является каждое предложение: 1) простое; 2) сложное; 3) переходное (от простого к сложному). Произведите полный синтаксический разбор простых предложений.

1. Не ищи красоты а ищи доброты. 2. Мягко стелет да жестко спать. 3. Хоть не богат а гостям рад. 4. Око за око зуб за зуб. 5. Готовь сани летом а телегу зимой. 6. Чем дальше в лес тем больше дров. 7. Лучше поздно чем никогда. 8. Берегись бед пока их нет. 9. На бога надейся а сам не плошай. 10. Слово не воробей вылетит не поймаешь.

11. Видя волк козу забывает про грозу. 12. Море ветром народ слухом волнуется. 13. Не торопись отвечать торопись слушать. 14. Что написано пером то не вырубишь топором. 15 На что спрос на то и цена. 16. Жизнь прожить не поле перейти. 17. Человек без воли что каша без соли. 18. Тише едешь дальше будешь. 19. Делу время потехе час. 20. Сделал дело гуляй смело. 21. В гостях хорошо а дома лучше. 22. Не умеешь шить золотом так бей молотом. 23. Собирай по ягодке наберешь кузовок. 24. По одежке встречают по уму провожают. 25. Коли пойдет вкривь да вкось лучше сразу брось. 26. Волка бояться так и в лес не ходить. 27. Дорого да мило дешево да гнило. 28. Чего себе не хочешь того другому не желай. 29. Любовь да совет так и горя нет. 30. Было бы здоровье остальное будет. (Пословицы.)

Упражнение 226. Расставьте знаки препинания. Определите тип каждого предложения: 1) сложносочиненное; 2) сложноподчиненное; 3) бессоюзное сложное предложение; 4) переходный случай.

1. Трудишься много ты да пользы в этом нет. (И. Крылов.)

2. У меня была только синяя краска но несмотря на это я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой.) 3. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев.) 4. То истиной дышит в ней все то все

в ней притворно и ложно. (М. Лермонтов.) 5. Публике он не нравился мне же лично князек был до крайности симпатичен. (А. Чехов.) 6. Ни она никого не тронет ни ее никто не тронет. (М. Салтыков-Щедрин.) 7. Пускай наносит вред врагу не каждый воин но каждый в бой иди! (Н. Некрасов.) 8. Им не было никакого дела, слушают ли их и смотрят ли на них люди. (А. Фадеев.) 9. Нежданов не знал что сказать ей и напившись чаю надел шапку и пошел по направлению к березовой роще (И. Тургенев.) 10. Через какие-нибудь четверть часа весь левый берег протоки оказался во власти стихии на правом же более высоком вода заполнила ложбинки проникнув во все лазейки и затопив лес... (В. Арсеньев.) 11. Чем ближе к Самаре тем дешевле хлеб. (Д. Фурманов.) 12. Стоит подуть ветру и облака сульфата уносятся в пустыню застилая все вокруг сверкающей горькой пудрой. (К. Паустовский.)

13. Только и знаешь что ходишь с места на место. (А. Чехов.) 14. Манилов все время сидел и курил трубку что тянулось до самого ужина. (Н. Гоголь.) 15. Щепотки волосков лиса не пожалей остался б хвост у ней (И. Крылов.) 16. Как ни было легко косить мокрую и слабую траву но трудно было спускаться по крутым косогорам оврага. (Л. Толстой.) 17. Казачок не успел ответить как за его спиной на пороге двери появилась молодая девушка в широкой темной блузе

остриженная в кружок. (И. Тургенев.) 18. Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки французы тут как тут. (М. Лермонтов.)

19. И только что землю завидит во мраке ночном опять его сердце трепещет и очи пылают огнем. (М. Лермонтов.) 20. Будь она с сыном ей было бы спокойнее. (Н. Островский.)

Упражнение 227. Укажите, какими средствами соединены части данных сложных предложений: 1) интонация; 2) союз; 3) союзное слово; 4) союзная скрепа; 5) указательное слово; 6) соотношение форм сказуемых; 7) неполнота одной их частей; 8) порядок следования частей; 9) структурный параллелизм; 10) типизированные лексические элементы.

1. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. (Пословица) 2. Чем же я хуже его, что мне жить так выпало? (М. Бубеннов.) 3. С девяти утра до шести вечера только и знаешь, что торчишь здесь. (А. Куприн.) 4. Вдруг рванул ветер и с такой силой, что чуть не выхватил у Егорушки узелок и рогожку. (А. Чехов.) 5. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А. Пушкин.) 6. Служить бы рад - прислуживаться тошно (А. Грибоедов). 7. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагез лежит, развевая гриву (М. Лермонтов). 8. Мы были когда-то короткими друзьями, но настал недобрый час - и мы расстались, как враги (Л. Толстой). 9. У Иудушки на все готовы афоризмы: сам запутался - сам и распутывай, любишь кататься - люби и саночки возить, умел кашу заварить - умей и расхлебывать (М. Салтыков-Щедрин). 10. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, но далеко еще до первых зимних бурь, и льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле (Ф. Тютчев). 11. Что Ноздрев - лгун отъявленный, это было известно всем (Н. Гоголь). 12. Хаджи Мурат вспоминал сына таким, каким видел его в последний раз (Л. Толстой). 13. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной (И. Гончаров). 14. Нина несла кашу, Витя - пустую кастрюльку с ложкой (К. Федин). 15. Я проснулся, да лень одолела (И. Тургенев). 16. Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью - снегом (М. Пришвин). 17. Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут - я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин). 18. Стоит опять треснуть льдине, и морозная ночь вся содрогнется, и загудит, и застонет (В. Короленко). 19. Все спят, оттого никто по улицам, кроме простого народа, не ходит (И. Гончаров).

20. Не прошло и четверти часа, как нарастающий стрекот моторов наполнил собой все вокруг (А. Фадеев).

Сложносочиненное предложение

Упражнение 228. Определите структурный тип сложносочиненных предложений: 1) открытая структура; 2) закрытая структура. Произведите синтаксический разбор предложений закрытой структуры.

1. Идет солдат по городу, по незнакомой улице, и от улыбок девичьих вся улица светла. (М. Танич.) 2. То солнцем дерево печет, то градом, то дождем сечет. (И. Крылов.) 3. Жить без любви, быть может, просто, но как, скажите, без любви прожить. (Н. Доризо.) 4. Трудишься много ты, да пользы в этом нет. (И. Крылов.) 5. Там, в тишине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак. (К. Паустовский.) 6. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы. (И. Крылов.) 7. И земля становится родней, и сердцам понять друг друга проще... (А. Поперечный.) 8. За окном облаками белыми лежит пейзаж ночной, а над ним летит луна. (В. Сюткин.) 9. А за окном все так же стонут провода, и поезд мчит меня в сибирские морозы. (В. Кузьмин.) 10. Шепчутся волны, и вздыхают, и зовут, но не поймут они, чудные, не поймут. (И. Матвиенко.) 11. Новая встреча - лучшее средство от одиночества, но и о том, что было, помни, не забывай. (Ю. Антонов.) 12. Ты, как Атлантида, исчезла, но я не забыл о тебе. (Л. Дербенев.) 13. Проспект осенний набит был людьми, и было всем не до нашей любви, и в океане раскрытых зонтов ты исчезла из вида. (Л. Дербенев.)

14. А я про все на свете с тобою забываю, а я в любовь, как в море, бросаюсь с головой. (Л. Козлова.) 15. А ты такой холодный, как айсберг в океане, и все твои печали под черною водой. (Л. Козлова.) 16. Пускай тепло твое останется с тобой, а мне мой лед несбыточных желаний. (В. Кузьмин.) 17. Признанье все способно дать: и радость, и полет, но только важно отыскать призвание свое. (И. Тальков.) 18. Есть у меня диплом, только вот дело в том, что всемогущий маг лишь на бумаге я. (Л. Дербенев.) 19. Много близких есть путей и дальних, ты же отвергаешь все пути. (В. Инбер.) 20. Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой. (А. Пушкин.) 21. Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она? (А. Пушкин.) 22. Отцветает черемуха, зато расцвела бузина, а под нею цвела земляника. (М. Пришвин.) 23. Думаю, мы друг другу чужды, да вряд ли есть родство души. (М. Лермонтов.) 24. На словах и так, и сяк, а на деле никак. (Пословица.) 25. Мир полон радости и счастья, но край родной

милей всего, и так прекрасно возвращаться под крышу дома своего. (Ю. Антонов.)

Упражнение 229. Укажите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения: 1) соединительные; 2) разделительные; 3) противительные; 4) присоединительные.

1. Много всего говорится, да не все в дело годится. (Пословица.)

2. Ночная мгла на город трепетный сошла; но долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувшем. (А. Пушкин.) 3. Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости. (М. Лермонтов.) 4. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади с права слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой.) 5. Я его любил за его прямой и нелицемерный нрав, да притом он был мне дорог по воспоминаниям. (И. Тургенев.) 6. Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. (Ф. Достоевский.) 7. Предполагалось отдать Сережу в гимназию, а следовательно, требовалось познакомить его хоть с первыми основаниями древних языков. (М. Салтыков-Щедрин.) 8. Костя, закрой окно, а то дует. (А. Чехов.) 9. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные, как сон. (А. Серафимович.) 10. Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину. (А. Куприн.) 11. Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. (В. Арсеньев.) 12. Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса. (К. Паустовский.) 13. Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера. (К. Симонов.) 14. То он собирался поступить в зоологический сад на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу. (В. Каверин.) 15. Одних шуб за Надей давали шесть, и самая дешевая из них, по словам бабушки, стоила триста рублей! (А. Чехов.) 16. Ей страстно хотелось жить, хотелось в Петербург, и знакомство с Сашей представлялось уже милым, но далеким, далеким прошлым.

(А. Чехов.) 17. Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит. (Ф. Тютчев.) 18. Черемуха душистая развесившись стоит, а зелень золотистая на солнышке горит. (С. Есенин.) 19. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А. Чехов.) 20. Было еще только двенадцатое число, но уже ездили на колесах, и в саду шумели скворцы. (А. Чехов.) 21. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы, шелестят зеленые сережки, и горят серебряные косы. (С. Есенин.) 22. Дымова в гостиной не было, и никто не вспомнил о его существовании. (А. Чехов.) 23. Лягушки надрывались в окрестных болотах, и до головной боли пахло багульником. (К. Паустовский.) 24. Прошла почти неделя, а я еще не познакомился с Лиговскими. (М. Лермонтов.) 25. Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. (Л. Толстой.) 26. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. (А. Чехов.) 27. Еще одно, последнее усилие, и я свободна! (И. Тургенев.) 28. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев.) 29. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (С. Есенин.) 30. Березы распустились, дубы же стояли обнаженные. (А. Чехов.)

Упражнение 230. Определите смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений с союзом и: 1) временные; 2) причинно-следственные; 3) условно-следственные; 4) присоединительные; 5) противительные.

1. Надевайте же коньки, и давайте кататься вместе. (Л. Толстой.) 2. Мы простились еще раз, и лошади поскакали. (А. Пушкин.)

3. Еще минута - и я на носке у обрыва. (Г. Федосеев.) 4. Не дразни собаки - и лаять не будет. (Пословица.) 5. Я вас не знаю, Дарья Михайловна, и потому вы мне нравиться не можете. (И. Тургенев.)

6. Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. (А. Чехов.) 7. Оскорбление тяжелое, и общество офицеров постановляет поединок. (А. Куприн.) 8. Ему стало жарко, и он распахнул полушубок.

(Л. Леонов.) 9. Убери пень в вешний день, и пень будет пригож. (Пословица.) 10. Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже приятною. (А. Пушкин.) 11. Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождем. (К. Паустовский.) 12. Всегда тут по ночам кричал сверчок и суетились мыши. (А. Чехов.) 13. Но ты начал дело, Лихонин, - и делай. (А. Куприн.) 14. Умел ошибиться - умей и поправиться. (Пословица.)

15. Но теперь, я богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем. (Л. Толстой.) 16. А ты оставь свои пышные слова, и давай говорить по-деловому. (М. Шолохов.) 17. Никогда не говорите мне этих слов, и будем добрыми друзьями. (Л. Толстой.) 18. Но день прошел, и нет ответа. (А. Пушкин.) 19. Колосов не любил расспросов, и я терялся в догадках. (И. Тургенев.) 20. Умей хотеть - и силою желаний господень дух промчится по струнам. (К. Бальмонт.) 21. Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стекла падали на стол горячие лучи. (А. Чехов.) 22. У нее отлегло от сердца, и она уже не сердилась на художника. (А. Чехов.) 23. Ростов не

верил своим глазам, и сомнение это продолжалось более секунды. (Л. Толстой.) 24. Завтра я уезжаю, и вы поедете на вокзал провожать меня. (А. Чехов.) 25. Глядишь - и полночь вдруг на двор. (А. Пушкин.)

Упражнение 231. Установите смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений: 1) одновременность; 2) последовательность; 3) чередование; 4) причинно-следственные отношения; 5) условно-следственные отношения; 6) перечисление; 7) противопоставление; 8) сопоставление; 9) взаимоисключение; 10) несоответствие; 11) неопределенность; 12) возместитель- ность; 13) пояснение; 14) присоединение; 15) градационные. Определите средства связи предикативных единиц. В каких предложениях наблюдается синкретизм смысловых отношений между частями?

1. И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. Пушкин.)

2. О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду. (И. Бунин.)

3. Бедной Наденьке больше негде слышать тех слов, да и некому произносить их. (А. Чехов.) 4. В июле на юге вечера наступают рано и воздух темнеет быстро. (А. Чехов.) 5. Дверь отворилась, и появились гости. (И. Тургенев.) 6. То солнцем дерево печет, то градом, то дождем сечет. (И. Крылов.) 7. Собаки не могли смириться с моим присутствием, и долго еще раздавалось их рычание. (И. Тургенев.) 8. Прикажу ему стоять на реке день, месяц, год, и он будет стоять. (А. Чехов.) 9. И Пушкин ласково глядит, и ночь прошла, и гаснут встречи, и нежный вкус родимой речи так чисто губы холодит. (А. Ахматова.)

10. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев.)

11. Ему давно уже за сорок, а ей тридцать... (А. Чехов.) 12. Или вы сейчас одеваетесь, или я уеду один. (А. Писемский.) 13. Я думал, что ты мужчина, а ты еще ребенок. (М. Лермонтов.) 14. От Ремизова связной не вернулся: то ли он был убит в пути, то ли Ремизов не мог ничем помочь. (К. Симонов.) 15. Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера. (К. Симонов.) 16. Мы спали, то есть сестра спала,

а я лежала с открытыми глазами и думала. (В. Короленко.) 16. Не только Соня без краски не могла выдержать, но и старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд. (Л. Толстой.) 17. Наташа подмигнула брату, и оба удерживались недолго и звонко расхохотались... (Л. Толстой.) 18. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 19. Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту. (Л. Толстой.) 20. Моя мать, его теща, до сих пор обожает его, и до сих пор он внушает ей священный ужас. (А. Чехов.) 21. Рассеянной, неверною рукою я собирал поэзии цветы, и в этот час мы встретились с тобою, поклонница и жрица красоты. (А. Фет.) 22. Пьеса кончилась, и я ждал одобрения, похвал, восторгов. (К. Станиславский.) 23. Я делаю дело божье, и мне помешать нельзя. (Л. Толстой.) 24. Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. (Л. Толстой.) 25. При встрече с ней скажет ей вскользь слова два, и в этих двух словах проглядывает досада. (И. Гончаров.) 26. Ты устала, отдохни с полчасика, а я там посижу, подожду. (А. Чехов.) 27. Я хочу жить, я люблю успех, люблю известность, шум, а тут - как в ссылке. (А. Чехов.) 28. Мне ничего не нужно, но меня возмущает несправедливость. (А. Чехов.) 29. Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. (А. Пушкин.) 30. Роман «Белая гвардия» не только талантливая проза, а еще и очень любопытный документ эпохи. (К. Симонов.)

Упражнение 232. Расставьте знаки препинания и объясните их расстановку. Найдите сложносочиненные предложения с общим членом.

1. На дворе всходило солнце и громко пели птицы. (А. Чехов.) 2. Оба приятеля очень крепко поцеловались и Манилов увел своего гостя в комнату. (Н. Гоголь.) 3. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. (И. Гончаров.) 4. Лицо лекаря морщилось и углы рта дрожали. (К. Паустовский.) 5. Было ли это на самом деле или Кутузову показалось? (Л. Толстой.) 6. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (А. Пушкин.) 7. Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала зная что меня встретит? (М. Лермонтов.) 8. Ты всегда был строг ко мне и ты был справедлив... (И. Тургенев.) 9. Солнце пекло невыносимо и с утра дул теплый ветер. (А. Толстой.) 10. Мне не хотелось домой да и незачем было идти туда. (А. Чехов.) 11. Вот-вот разразится гром и на обнаженные поля польется освежающий дождь. (По К. Паустовскому.) 12. У Макара каждый раз захватывало на минуту дыхание и в глазах ходили какие-то багровые круги. (В. Короленко.) 13. Он продаст завтра шкуру и старуха не станет его колотить. (В. Короленко.) 14. Из лесу доносится тревожный писк уснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос. (А. Чехов.) 15. А туманы сами рвались в клочья и горели звезды днем и ночью и звенела птица-троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев.) 16. Впоследствии вся окрестность вдруг изменилась приняла мрачный характер и гроза началась. (По К. Паустовскому.) 17. Временами свет луны как будто таял снега темнели и тотчас же на них переливался отблеск северного сияния. (В. Короленко.) 18. Но чаще всего залив замерзал только около берегов и тогда на острова нельзя было

попасть ни на корабле ни на лошадях. (К. Паустовский.) 19. Допевают свои весенние песни соловьи еще сохранились в защищенных местах одуванчики и может быть где-нибудь белеет ландыш. (М. Пришвин.) 20. Грачи давно расхаживали по двору скворцы и жаворонки тоже прилетели. (С. Аксаков.) 21. Ворота выходили в переулок и над ними низко свешивались густые ветки старого тополя. (В. Короленко.) 22. Осень наступила высохли цветы и глядят уныло голые кусты. (А. Фет.) 23. Осыпал лес свои вершины сад обнажил свое чело дохнул сентябрь и георгины дыханьем ночи обожгло. (А. Фет.) 24. Любовь - это неведомая страна и все мы плаваем туда каждый на своем корабле и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. (М. Пришвин.) 25. И зады- милася река на всем пространстве желтых нив и ночь взошла на небеса тихонько звезды засветив. (А. Майков.) 26. Светило дня краснея сквозь туман садится горделиво за курган и отделив ряды дождливых туч вдоль по земле скользит прощальный луч. (М. Лермонтов.) 27. Где-то на улице застучали в ворота и в сарайчике хрюкнула свинья. (А.Чехов.) 28. Серьезно ли в ней гнездилось это намерение или она только шутки шутила... (М. Салтыков-Щедрин.) 29. Нет чудес и мечтать о них нечего. (В. Маяковский.) 30. Губы Кати не улыбались и темные глаза выражали недоумение. (И. Тургенев.)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Бессоюзные сложные предложения

Повторим пунктуацию в простом предложении Прямо и направо широко раскинулось родное приволье петли реки озера луга нивы и села. Еще дальше и вода и берег и туча все сливалось в непроницаемый мрак. Все кругом зеленая трава на улице шумящая от ветра листва на деревьях солнце над головой – выглядело несказанно радостным и привлекательным.

Двоеточие в БСП (наблюдение) Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. Печален я: со мною друга нет. Я чувствую: вся кровь моя в лицо мне кинулась. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

Двоеточие в БСП Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. Я не мог заснуть, потому что передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

Вывод: Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.

Двоеточие в БСП Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагёз летит, развевая гриву. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу, что мой Карагёз летит, развевая гриву.

Вывод: Второе предложение дополняет первое.

Двоеточие в БСП Я проснулся: заря уже занималась. Я проснулся и увидел, что заря уже занималась.

Вывод: Иногда в первом предложении опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал и т.д.

Двоеточие в БСП Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. а именно

Вывод: Второе предложение раскрывает содержание первого.

Двоеточие в БСП (расставить знаки препинания) Он чувствовал себя нехорошо тело было слабо в глазах ощущалась тупая боль. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.

Тире в БСП (наблюдение) Игнат спустил курок – ружье дало осечку. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. Наше жилье – нам и беречь. Победим – каменный дом построишь. На глаз поверишь – криво отмеришь. Посмотрит – рублем подарит.

Тире в БСП Шестнадцать лет служу – такого со мной не было. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Назвался груздём – полезай в кузов. За ночь все отдохнули – можно снова приниматься за прерванную работу. Шестнадцать лет служу, а такого со мной не было. Когда ехал сюда, то рожь начинала желтеть. Если назвался груздём, то полезай в кузов. За ночь все отдохнули, поэтому можно снова приниматься за прерванную работу.

Вывод: В предложениях указывается на быструю смену событий В предложении содержится противопоставление Первое предложение обозначает время или условие совершения действия. О котором говорится во втором предложении Второе предложение заключает в себе результат, вывод того, что говорится в первом То, о чем говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом

Тире в БСП (расставьте знаки препинания) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошел. Ветер подул с гор будет дождь. Лето припасает зима поедает. Пашню пашут руками не машут.

Расставьте знаки препинания Грушницкий не вынес такого удара как все мальчики, он имеет претензию быть стариком. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки. Не хочешь ехать оставайся. Просился на Кавказ отказали. Настанет день примешься за работу. Во мне два человека один живет в полном смысле этого слова другой мыслит и судит его. Слышу я звенит синица средь желтеющих полей.

Расставьте знаки препинания Взгляни вокруг синеют цепи гор как великаны грозною толпой. Скоро все угомонились притихли птицы застыл воздух потух костер. Я напрягал зрение по-прежнему ничего кроме льдов и белого снега не видел.

Расставьте знаки препинания Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах. Не хочешь ехать оставайся. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихрь. Ель хороша только при солнечном свете тогда ее обычная чернота просвечивается самой густой, самой сильной зеленью.


В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в сложных бессоюзных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения сложного бессоюзного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.
Запятая в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и.

Ср.: Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). – Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Чехов). – Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.
Точка с запятой в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари. (Лермонтов).
Двоеточие в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть.

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.
2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что.

Ср.: Я знал: удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). – Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!
Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что, а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). – Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов). – Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.
3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что.

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение: землетрясение было не к добру (Тынянов). – Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.
Тире в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). – Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось (М. Горький). – Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.
2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но.

Ср.: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость – я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин.
3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.

Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.
Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).
4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.

Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик – будут и грибки (Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки.
Примечание Если второе предложение в сложном бессоюзном предложении начинается с частицы так, то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).
5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.

Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт.
6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков:

Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).
Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Местность была пустынной, печальной, небо серым - сжималось сердце.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
2) Тире между однородными подлежащими и сказуемым.
3) Тире в бессоюзном сложном предложении, обозначающее противопоставление.
4) Тире в бессоюзном сложном предложении, обозначающее следствие.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

У Плещеева озера под Переславлем - Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один - древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой - низкий, пологий, болотистый у воды.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

Расставьте недостающие знаки препинания.Задание выполните в рабочей тетради.

1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются (Пастернак).
2. Ждём Матрёшку час другой нет её (Тынянов).
3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь (Чехов).
4. Не хочешь отвечать я скажу (Н. Островский).
5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить (Тютчев).
6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася (Никитина).
7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал (Лермонтов).
8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) (Тургенев).
9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов).
10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов).
11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна (Федин).
12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их (М. Горький).
13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Гоголь).
14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Лермонтов).
15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале (Гончаров).
16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шолохов).
17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лермонтов).
18. Я говорю не сдамся (Л. Толстой).
19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами (Чехов).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»