Виды синтаксических конструкций. Синтаксические конструкции. Конструкции с сочинительной и подчинительной связью

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Подобно тому, как соответствующим подбором слов можно сделать выражение ощутимым, того же можно достичь и путем соответствующего подбора синтаксических конструкций, т.е. способов сочетания слов в целостные единства - фразы и предложения.

Следует учитывать следующие стороны в соединении слов в предложения:

1) Согласование и подчинение слов одно другому, а также и одного предложения другому (подчинение придаточного предложения главному).

2) Порядок, в котором следуют слова одно за другим.

3) Узуальное значение синтаксической конструкции.

4) Оформление предложений в произношении, или интонация.

5) Психологическое значение конструкций.

Рассмотрим эти пункты.

1) Главными членами предложения являются сказуемое (обычно глагол) и подлежащее (существительное), согласованные между собой; каждое из этих слов может согласовываться или управлять второстепенными членами предложения или подчиненными, которые в свою очередь могут иметь подчиненные члены предложения второй ступени и т.д.

Связи, существующие между словами, выражаются в согласовании изменяемых частей речи в числе, падеже, времени, лице. Если рассмотреть все эти связи, то предложение представится как ряд цепей, связанных между собой и сходящихся к главным членам предложения. В качестве отдельных слов в этих цепях могут фигурировать и целые предложения (придаточные). Каждая из этих цепей образует более или менее объединенную группу (распространенный член предложения), объединенную смежностью положения в предложении, выделенностью по своему значению и по произношению (интонационное членение) и т.п.

2) Согласованные между собою слова располагаются обычно в определенном порядке; например подлежащее ставится перед сказуемым, определение прилагательное перед определяемым, дополнение после управляющего слова и т.д. Этот нормальный порядок, более или менее свободный в русской прозе, облегчает понимание во взаимоотношении слов, составляющих предложение. Нарушение его вызывает ощущение необычайности и требует особой интонации, как бы восполняющей необычный беспорядок в расположении слов.

3) Определенные синтаксические конструкции имеют свое значение. Так, мы отличаем от обычного утвердительно-повествовательного построения предложений конструкцию вопросительную, восклицательную. Конструкции эти согласуются с особыми оттенками в значении главного глагола.

4) Расположенные таким образом слова, разделенные на тесные группы, оформляются соответствующим образом в произношении. Мы произносим каждую группу слов (а иной раз и одно слово) обособленно, достигая этого обособления при помощи логического ударения, которое ставим на главном, значащем слове группы, при помощи пауз, разделяющих фразы (роль пауз играет также задержание в произношении, т.е. изменение темпа произношения), и путем повышения и понижения голоса.

Все эти моменты произношения вместе составляют интонацию. В произношении интонация играет ту же роль, что знаки препинания (пунктуация) в письме. Во многом пунктуация совпадает с интонацией, но во многом расходится, так как при расстановке знаков препинания мы исходим из анализа логического и синтаксического строения фраз, а не из анализа произношения.

Интонация не только оформляет вполне определенный контекст, но иногда и присоединяет особые, новые значения вполне определенному контексту. Интонируя разным способом одну и ту же фразу, мы получаем особые оттенки значения. Например, делая логические ударения то на одном, то на другом слове, мы можем получить четыре варианта одного предложения «Иван вчера был дома»; например, поставив логическое ударение на «вчера»: «Иван вчера был дома», мы тем самым подчеркиваем, что наши слова относятся именно ко вчерашнему дню, а не к какому-либо иному.

Того же можно достичь, изменяя словесную структуру. В разговорной речи мы обычно пользуемся такими неграмматическими интонациями, которые придают контексту новое значение. В письменной речи, где подобное интонирование трудно изобразить, обычно прибегают к конструкциям, в которых порядок слов и их значение вполне определяют интонацию; впрочем, иногда это интонационное «подчеркивание» изображается особыми шрифтами: курсивом, разрядкой и т.д.

Особыми интонационными формами обладают конструкции вопросительные, восклицательные. Интонацией же выражается эмоциональное содержание предложения; особым родом эмоциональной интонации является повышенное, подчеркнутое произношение, именуемое эмфазом. Эмфатическая интонация характерна для ораторской речи, откуда она переносится и в некоторые роды лирических произведений, имитирующих ораторскую речь (ода и т.п.).

Все эти свойства связанной речи тесно бывают согласованы между собой. Изменение согласования обычно требует и изменения порядка слов и меняет значение конструкций и, следовательно, интонацию произношения.

5) Надо отметить, что синтаксические члены предложения представляют собой не только определенные грамматические формы (сказуемое - личный глагол, подлежащее - существительное в именительном падеже), но также являются носителями некоторого синтаксического значения. Так, сказуемое - это то, что выражает собой центральную мысль сообщения (то, что сообщается), а подлежащее - носитель того действия или явления, о котором сообщается (то, о чем сообщается).

Расценивая предложение с точки зрения подобных значений членов предложения, мы обнаруживаем в нем психологическое сказуемое и психологическое подлежащее, которые вообще совпадают с грамматическими, но могут и не совпасть. Предположим, что мы хотим сообщить, что ночь уже прошла. Мы говорим - «утро настало», делая логическое ударение на слове «настало». Здесь сказуемое грамматическое совпадает с психологическим («настало»), равно как и подлежащее («утро»). Но переставим слова - и логическое ударение, и значение слов переменится - «настало утро». Центральным словом становится «утро» - психологическое сказуемое.

(Ср. выражение «вечереет», а также неологизм эпохи символизма «утреет».) Для образования предложения необходимо наличие психологического сказуемого. Поэтому в некоторых условиях одно слово может составить целое предложение: «Вечер!», «Пожар!».

Следует отметить, что не только по отношению к подлежащему и сказуемому возникает вопрос об их психологической функции, но также и по отношению к прочим членам предложения. Поясню примером:

«Больной Иван работает, а здоровый Петр на печи сидит». Здесь «здоровый» и «больной» психологически - не определения, а обстоятельства: «Иван работает, несмотря на то что он болен, и т.д.». Психологическая роль этих слов обнаруживается при более естественной (психологически) расстановке слов: «Иван работает больной, а Петр сидит на печи здоровый».

Порядок слов, их обособление в отдельные группы, интонация - все это согласуется с психологической структурой предложения. Анализируя различные синтаксические конструкции, всегда следует учитывать момент психологических связей в предложении.

Выражение можно сделать ощутимым, прибегая к необычным формам сочетания слов в предложении.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика — М., 1999 г.

К основным синтаксическим конструкциям относятся:

1) текст – графически зафиксированное развернутое высказывание, выступающее в виде связной последовательности предложений;

2) предложение – центральная единица синтаксиса, центральная единица языка, порождению которой в речи служат все прочие компоненты языковой системы в целом;

3) словосочетание – соединение двух или нескольких знаменательных слов, характеризуемое наличием между ними формально выраженной смысловой связи; это называющая единица, обозначающая предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и конкретизируемым зависимым.

Каждая из перечисленных синтаксических конструкций может характеризоваться в трех аспектах:

а) формально-структурном;

б) семантическом;

в) прагматическом.

Все перечисленные синтаксические конструкции обладают речевым статусом. Языковым статусом обладают только предложение и словосочетание. Текст и предложение обладают коммуникативностиью.

Дайте характеристику типов синтаксической связи слов и способов формального выражения синтаксических функций.

Обычно говорят о двух важнейших типах синтаксической связи: о сочинении и о подчинении. Для сочинительной связи характерны равноправность элементов, что внешне выражается в возможности перестановки без изменения смысла: жена и я / я и жена . При сочинении связанные элементы однородны, функционально близки. Примеры: стол и стул / я или ты / строг, но справедлив .

Подчинительная связь: Ножка стола / подушка из пуха / пуховая подушка / читаю книгу . Здесь отношения неравноправные: один элемент является главенствующим (ножка, подушка, читаю ), другой – подчиненным: (… стола. …. из пуха, пуховая …., …. книгу ).

Способы формального выражения синтаксических связей: согласование; управление; примыкание; союзное и бессоюзное сочинение; союзное и бессоюзное подчинение. Первый и второй способы пользуются морфологическими формами, третий – неморфологическими формами (порядок слов, интонация). Союзное сочинение и подчинение пользуются служебными словами (союзами). Бессоюзное сочинение и подчинение – порядком слов, интонацией.



Дайте характеристику морфологического способа выражения синтаксических связей.

Морфологический способ выражения синтаксических связей включает:

Согласование, которое состоит в повторении одного, нескольких или всех граммем одного слова в другом, связанном с ним слове, например, согласование сказуемого с подлежащим в русском языке: я читаю / она поет / мы работаем (граммемы лица, числа).

Согласование используется как средство выражения подчинительных связей между определением и определяемым, при этом граммемы определяемого повторяются в определяющем: новая книга (род, число, падеж) новую книгу новые книги.

2. Управление, которое состоит в том, что одно слово вызывает в связанном с ним другом слове появление определенных граммем, не повторяющих однако граммем первого слова. Управление широко используется как средство выражения подчинительной связи, например: в русском языке переходный глагол требует дополнения в винительном падеже: читаю книгу .

Постановки зависимых от них слов в определенных падежах требуют также: 1) существительные: любитель балета (род. падеж); жажда знаний (род. падеж); 2) прилагательные: полный сил (род. падеж); довольный покупкой (тв. падеж); 3) наречия: наравне со мной (тв. падеж).

Перечислите неморфологические способы выражения синтаксических функций.

К числу неморфологических способов выражения синтаксических функций относятся:

1) Порядок слов: а) позиционное примыкание, то есть обозначение связи слов путем их простого соположения, постановки рядом, например: an English book – английская книга (примыкание прилагательного-определения к существительному).

Препозиция и постпозиция: в русском языке постпозиция числительного в противопоставлении его препозиции служит выражению оттенка приблизительности: два килограмма / килограмма два.

3) Тенденция к закреплению определенных мест в предложении за определенными членами предложения: при совпадении (омонимии) именительного и винительного падежей у существительных, использованных в предложении в качестве подлежащего и дополнения, например: Мать любит дочь (Дочь любит мать?). В данном примере только порядок следования слов заставляет понимать первое существительное как подлежащее, а второе – как прямое дополнение. В языках без падежной системы характерен фиксированный порядок слов: 1) англ. язык: The father loves the son / Отец любит сына ; 2) франц. язык: Le pere aime le fils / Отец любит сына . Инверсия с сохранением смысла всего предложения невозможна.

4) Порядок слов может разграничивать типы предложений, например: повествовательное предложение / общевопросительное предложение: русск. язык: Ты хотел этого / Хотел ты этого ? англ. язык: The house has a garden / Has the house a garden ? При этом инверсия сопровождается вопросительной интонацией.

В русском языке существует большое количество синтаксических конструкций, но сфера их применения одна - передача письменной или устной речи. Они звучат и в обычном разговорном, и в деловом, и в научном языке, их применяют в поэзии и прозе. Это могут быть как простые, так и сложные синтаксические конструкции, главная цель которых - правильно передать мысль и смысл сказанного.

Понятие сложных конструкций

Многие писатели предпочитают излагать повествование в своих произведениях с помощью простых и коротких предложений. К ним относятся Чехов («краткость - сестра таланта»), Бабель, О. Генри и другие. Но есть авторы, которые используют предложения с сложной синтаксической конструкцией, чтобы не только полнее передать описание, но и эмоции, которое оно вызывает. Наибольшее распространение они получили у таких авторов, как Гюго, Лев Толстой, Набоков и другие.

Сложная синтаксическая конструкция - это предложение, в котором присутствуют разные типы синтаксических связей. В них могут сочетаться:

  • Сочинительная и бессоюзная связи: "Большие снежинки вначале медленно опустились на тротуар, а затем посыпались быстрее - метель началась".
  • Бессоюзные с подчинительными: "Вечером погода резко ухудшилась, никто уже не хотел идти гулять, когда я закончил свои дела".
  • Смешанный тип: "Все гости в молчании прошли в зал, заняли свои места, и только после этого они стали шепотом переговариваться, пока в дверях не показался тот, кто их сюда пригласил".
  • Сочинительная и подчинительная связи: "Большой красивый упал к моим ногам, и я решила поднять его, чтобы дома поставить в вазу".

Чтобы правильно составлять сложные синтаксические конструкции, следует знать, как именно связаны между собой их части. От этого также зависит расстановка знаков препинания.

Сочинительный тип соединения

В русском языке сложная синтаксическая конструкция может состоять из частей, объединенных между собой одним из 3-х типов связей - сочинительной, подчинительной и бессоюзной или всеми одновременно. Синтаксические структуры с сочинительным типом соединения объединяют два и более равноправных предложения, соединенных сочинительным союзом.

Между ними можно было бы поставить точку или поменять их местами, так как каждое из них самостоятельное, но вместе по смыслу они составляют единое целое, например:

  • Прочтите эту книгу, и вы откроете для себя совершенно новое видение реальности. (Между двумя предложениями можно поставить точку, а содержание останется таким же).
  • Надвигалась гроза, и на небе появились темные тучи, и воздух наполнился влагой, и первый порыв ветра всколыхнул кроны деревьев. (Части можно поменять местами, при этом смысл предложения будет прежним).

Может являться одним из связующих компонентов в сложных предложениях. Известны примеры ее сочетания с бессоюзной связью.

Объединение с помощью интонации

Сложная синтаксическая конструкция часто сочетает сочинительную связь с бессоюзной. Так называются части которых соединяются между собой исключительно интонацией, например:

"Девушка ускорила шаг (1): состав, пыхтя, подъезжал к станции (2), и гудок паровоза это подтвердил (3)".

Между 1-ой и 2-ой частями конструкции бессоюзная связь, а второе и третье предложения объединены сочинительной связью, они являются полностью равноправными, и между ними можно поставить точку.

В данном примере присутствует сочетание сочинительной с бессоюзной связей, объединенных единым лексическим смыслом.

Конструкции с сочинительной и подчинительной связью

Предложения, в которых одна часть является главной, а другая зависимой, называются сложноподчиненными. При этом от первой ко второй всегда можно поставить вопрос, независимо от того, где она находится, например:

  • Я не люблю (когда что?), когда меня перебивают. (Главная часть стоит вначале предложения).
  • Когда меня перебивают, я этого не люблю (когда?). (Предложение начинается с придаточного компонента).
  • Наташа решила (на какой срок?), что уедет надолго (по какой причине?), потому что произошедшее сильно повлияло на нее. (Первая часть предложения является главной по отношению ко второй, тогда как вторая - по отношению к третьей).

Объединенные в одно целое, сочинительная и подчинительная связи образуют сложные синтаксические конструкции. Примеры предложений рассмотрим ниже.

"Я понял (1), что меня ждут новые испытания (2), и это осознание придало мне сил (3)".

Первая часть является главной по отношению ко второй, так как они связаны подчинительной связью. Третья присоединена к ним сочинительной связью с помощью союза и.

"Мальчик уже готов был заплакать (1), и слезы уже наполнили его глаза (2), когда дверь открылась (3), чтобы он мог проследовать вслед за мамой (4)".

Первое и второе предложение соединены сочинительной связью с помощью союза "и". Вторую, третью и четвертую части конструкции связывает подчинение.

В сложных синтаксических конструкциях предложения, из которых они состоят, могут быть осложнены. Рассмотрим пример.

"Поднялся ветер, усиливающийся с каждым порывом (1), и люди прятали лица в воротники (2), когда их настигал новый шквал (3)".

Первая часть осложнена деепричастным оборотом.

Виды бессоюзных и подчинительных конструкций

В русском языке часто можно встретить бессоюзные предложения, сочетающиеся с подчинительным видом связи. В подобных конструкциях может быть 3 и более частей, одни из которых являются главными для одних и зависимыми для других. К ним присоединены части без союзов с помощью интонации. Это так называемая сложная синтаксическая конструкция (примеры ниже) с подчинительно-бессоюзной связью:

"В минуты особой усталости у меня появлялось странное чувство (1) - я делаю то (2), к чему у меня совершенно не лежит душа (3)".

В данном примере 1-ая и 2-ая части связаны между собой общим смыслом и интонацией, тогда как 2-ая (главная) и 3-я (зависимая) - это сложноподчиненное предложение.

"Когда на улице выпадал снег (1), мама кутала меня в многочисленные платки (2), из-за этого я не мог нормально двигаться (3), что чрезвычайно мешало играть с другими ребятами в снежки (4)".

В этом предложении 2-ая часть является главной по отношению к 1-ой, но при этом она связана с 3-ей интонацией. В свою очередь, третье предложение является главным по отношению к четвертому и представляет собой сложноподчиненную конструкцию.

В одной сложной синтаксической структуре какие-то части могут быть соединены без союза, но при этом являться частью сложноподчинительного предложения.

Конструкция со всеми видами связи

Сложная синтаксическая конструкция, в которой используются одновременно все встречается нечасто. Применяются подобные предложения в художественных текстах, когда автор желает максимально точно передать события и действия в одной фразе, например:

"Все море было покрыто волнами (1), которые при приближении к берегу становились больше (2), они разбивались с шумом о твердую преграду (3), и с недовольным шипением вода отступала (4), чтобы вернуться и ударить с новой силой (5)".

В данном примере 1-ая и 2-ая части соединены подчинительной связью. Вторая и третья - бессоюзной, между 3-ей и 4-ой - сочинительная связь, а четвертая и пятая - вновь подчинительная. Подобные усложненные синтаксические конструкции можно разбить на несколько предложений, но составляя единое целое, они несут дополнительную эмоциональную окраску.

Разделение предложений с разными видами связи

В сложных синтаксических конструкциях ставятся на том же основании, что и в сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложениях, например:

  • Когда небо на востоке стало сереть, послышался крик петуха. (подчинительная связь).
  • Легкая дымка лежала в долине, и воздух дрожал над травами. (сложносочиненное предложение).
  • Когда диск солнца поднялся над горизонтом, будто весь мир наполнился звуками - птицы, насекомые и животные приветствовали новый день. (Запятая стоит между главной и зависимой частями сложноподчиненного предложения, а тире разделяет его от бессоюзного).

Если соединить данные предложения в одно, то получится сложная синтаксическая конструкция (9 класс, синтаксис):

"Когда небо на востоке стало сереть, послышался крик петуха (1), легкая дымка лежала в долине, и воздух дрожал над травами (2), когда диск солнца поднялся над горизонтом, будто весь мир наполнился звуками - птицы, насекомые и животные приветствовали новый день (3)".

Разбор сложных синтаксических конструкций

Чтобы провести с разными видами связи, необходимо:

  • определить его тип - повествовательное, повелительное или вопросительное;
  • выяснить, из скольких простых предложений оно состоит, и найти их границы;
  • определить виды связей между частями синтаксической конструкции;
  • охарактеризовать каждый блок по строению (сложное или простое предложение);
  • составить его схему.

Так можно разобрать конструкцию с любым количеством связей и блоков.

Применение предложений с разными видами связей

Подобные конструкции используются в разговорной речи, а также в публицистике и художественной литературе. Они в большей мере передают ощущения и эмоции автора, чем написанные по отдельности. Большим мастером, использовавшим сложные синтаксические конструкции, был Лев Николаевич Толстой.

Синтаксические конструкции

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Синтаксические конструкции
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Многочленные предложения

Возврат имущества, причитающегося каждому участнику в соответствии с условиями договора простого товарищества

Денежные или иные имущественные взносы участников договора отражают

· по дебету счетов учета соответствующих ценностей (10 ʼʼМатериалыʼʼ, 50 ʼʼКассаʼʼ и т.д.)

· кредиту счета 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ.

Распределœение прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между участниками договора простого товарищества отражаютв бухучёте в следующем порядке:

- отражена прибыль:

· Дебет счета 84 ʼʼНераспределœенная прибыль (непокрытый убыток)ʼʼ

· Кредит счета 75 ʼʼРасчеты с учредителямиʼʼ, субсчет 2 ʼʼРасчеты по выплате доходовʼʼ;

- перечислены участникам суммы, причитающиеся согласно договору :

· Кредит счета 50 ʼʼКассаʼʼ, субсчет 1 ʼʼКасса организацииʼʼ;

- отражен убыток :

· Дебет счета 75ʼʼРасчеты с учредителямиʼʼ, субсчет 2 ʼʼРасчеты по выплате доходовʼʼ

· Кредит счета 84 ʼʼНераспределœенная прибыль (непокрытый убыток)ʼʼ;

- участниками погашен полученный убыток :

Дебет счета 50 ʼʼКассаʼʼ, субсчет 1 ʼʼКасса организацииʼʼ

Кредит счета 75ʼʼРасчеты с учредителямиʼʼ, субсчет 2 ʼʼРасчеты по выплате доходовʼʼ.

По окончании срока договора простого товарищества оставшееся имущество и денежные средства распределяют в соответствии с условиями договора между участниками.

Возврат денежных средств, внесенных участниками в качестве первоначальных и дополнительных взносов ,

· дебет счета 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ

· кредит счетов учета денежных средств (50,51 и т.д.).

o Дебет счета 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ

o Кредит счетов учета имущества (01, 04, 10, 40, 41).

Аналитический учет по счету 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ ведется по каждому договору простого товарищества и каждому участнику договора.

(усложнённого типа) и сложные

План :

I. Многочленные сложные предложения:

1) с сочинительной связью;

2) с подчинительной связью;

3) с бессоюзной связью.

II. Сложные синтаксические конструкции:

1) с сочинительным подчинœением;

2) с бессоюзной и союзной связью.

Литература :

1. Русский язык в 2-х частях (под ред. Л.Ю. Максимова). – М., 1989, ч.II. Синтаксис. Пунктуация. с.279-282.

2. Современный русский язык в 3-х книгах. Кн.III. Синтаксис. М., 1981, §§ 95. 104/

3. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х частях. Ч.III. М., 1995, с.186-202.

Многочленными называются такие предложения, которые состоят из трёх или более предикативных единиц, связанных между собой однотипной связью. Такие образо­вания подразделяются на:

1 .многочленные ССП;

2.многочленные СПП;

3.Многочленные БП.

В многочленных ССП основным средством связи частей служат сочинительные союзы, к примеру:

Процесс создания систем управления очень сло­жен, это необходимый процесс, мы должны относиться к нему с вниманием. -

(Из газет).

нами ССП, состоящие из 3 частей, связанных противительным и соединительным союзами.

1 и 2 части образуют предложение ЗС, отношения противительно-присоединительные, поскольку местоимение это, следующее за союзом но органически вбирает в себя содержание 1-й части.

2 и 3 части составляют предложение ЗС отношения причинно-следственные, т.к. после союза и можно вста­вить строевой лексический элемент - конкретизатор - вследствие этого.

Схема:

Нередко внутри самого многочлена части образуют смысловые и структурные комплексы - компоненты мно­гочлена, к примеру:

С утра был туман 1 , но к завтраку погода разгу­лялась 2 , и солнце блестело на только что распустив­шейся листве, и на молодой девственной траве, и на

всходах хлебов, и на ряби быстрой реки 3 .

(Л. Толстой)

ССП состоит из трёх частей, связанных противи­тельным и соединительным союзами.

2 и 3 части между собой находятся в более тесных смысловых отношениях, а отсюда структура делится на два структурных комплекса (раздел по союзу но:

На первом логико-синтаксическом уровне членения предложение представляет собой ЗС, отношения между I и II компонентами противительно-уступительные, т.к. пред­ложение можно трансформировать: хотя с утра выл ту­ман, но ... , ᴛ.ᴇ. действия второго комплекса существуют вопреки тому, о чём говорилось в первой части.

На втором уровне членения второй комплекс пред­ставляет собой ССП ЗС, допускающей 2-й союзный эле­мент- конкретизатор, в результате - отношения результа­тивные.

В многочленных СПП предложениях основным средством связи выступают подчинительные союзы и со­юзные олова. Особенностью таких структур является то, что они состоят из одной главной и нескольких придаточных частей. Учитывая зависимость отхарактера соотношения этих час­тей между собой и с главной частью различают СНП с по­следовательным и параллельным подчинœением. В свою очередь подчинœение делится на 2 разновидности:

а) параллельное однородное (соподчинœение);

б) параллельное неоднородное.

Главную часть обозначают.

В случае если придаточная часть (части) относятся к одному слову (нерасчленённой структуры), то в главной ставится точка, а конкретное слово записывается в скобках, к примеру:

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишинœе 2 .

(М.Ю. Лермонтов)

которому

В случае если придаточное относится к расчленённым структурам, тогда оно на схеме отходит от рамки главной части:

Страшная усталость овладела Григорием 1 , 2 едва он вышел на улицу.

(М. Шолохов)

с едва (когда)

В случае если придаточная часть располагается в интерпозиции по отношению к главной или предшествующей придаточной, ставится знак разрыва, к примеру:

Гора, на которую мы взбирались 2 , 1 называлась лобастой.

(Д. Мамин-Сибиряк)

Рассмотрим более подробно СПП предложения усложнённого типа.

При последовательном подчинœении придаточные части сложного предложения располагаются цепочкой.

Придаточные части различаются по степеням - при­даточная часть, относящаяся непосредственно к главной -придаточная часть 1-й степени; к придаточной части - при­даточная часть 2-й степени; ко 2-й придаточной части - при­даточная часть 3-й степени и т.д.

Придаточная часть низшей степени определяет ка­кой-либо член придаточной части высшей степени или всю её целиком, или контактное слово, в связи с этим придаточная часть высшей степени имеет такие же свойства, что и главная часть.

Коллежский асессор Ковалёв проснулся довольно рано и сделал губами "брр" 1 , что всœегда он делал 2 , когда просыпался 3 , хотя сам не мог растолковать 4 , по какой причинœе 5 .

Придаточные части низшей степени могут распола­гаться не обязательно в постпозиции к придаточной выс­шей степени, но и в препозиции, и в интерпозиции. В тех случаях, когда придаточная часть низшей степени находит­ся по отношению к придаточной части высшей степени в интерпозиции, то связь между придаточными частями очень тесная. В этом случае мы можем говорить о сложной придаточной части.

И серебряный репсовый часолёт сверкает над этой ночью, как медленно летящая птица 1 ,потому что на такой высоте 2 , где пролегает его путь 3 , уже светит солнце 2 . (Д.Г.)

(кажется)

Что бы делала Соня 1 , ежели бы у неё не было ра­достного сознания того 2 , что она первое время не разде­валась по три ночи для того 3 , чтобы быть наготове, ис­полнять в точности всœе предписания доктора и 4 что она теперь не спит ночи 5 , для того чтобы не пропустить часы 6 , в которые нужно давать лекарства 7 .

ежели

В целом это многочленное СПП с последовательным (см 1, 2, 3,4 и 1,2,5,6,7 части) и параллель­ным (3,5) подчинœением частей.

При соподчинœении придаточные части относятся к одному контактному слову в главной части и определяет главную часть в смысловом отношении одинаково.

Отношения межу самими придаточными частями можно приравнять к отношениям в предложении с сочини­тельными союзами. Каждая из соподчинённых придаточ­ных частей может иметь свой соподчинительный союз и чаще всœего эти союзы оказываются одинаковыми, напри-

Где трудно дышится 1 , где горе слышится 2 , будь первым там 3 .

Такие соподчинительные придаточные части могут соединяться между собой соединительными, противитель­ными,разделительными и сочинительными союзами к примеру:

Бывают в серединœе августа такие солнечные дни 1 , когда блеску чересчур много2 и когда земля точно осыпана осколками битого стекла 3 .

Очень часто в таких предложениях подчинительный союз или слово бывает не у всœех соподчинительных частей. Иногда даже должна быть употреблён один подчинительный союз, а другие придаточные части присоединяются инто­нацией. К примеру:

Цветение шиповника совпадало с алыми короткими ночами 1 , когда соловьи звенят 2 , зелœеноватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи светло 3 .К.П.)

Сравнительно редко при однородных придаточных частях употребляются разные союзы или союзные олова.

Княжна Мери не понимала 1 , чего он хотел от неё 2 и отчего просил уволить себя 3 .

При неоднородном параллельном подчинœении при­даточных частей, придаточные части или относятся к раз­ным контактным словам, или часть из них относится к кон­тактному слову, а другие - ко всœему главному предложе­нию, или характеризуют в разном смысловом отношении главную часть. Каждая из придаточных частей непосредст­венно связана союзом или союзным словом с главной ча­стью. Между собой они не соединяются сочинительными союзами, и ни один подчинительный союз не должна быть опущен. Пример:

Спросивши у как давно случилось несчастье 2 , он поднял майора за подбородок и дал ему большим пальцем в то самое место 1 ,где раньше был нос 3 , так что майор был вынужден откинуть голову назад и ударился затылком о стену. (Н.Г.)

В многочленных (усложнённого типа) БП основным средством связи часто является интонация. Между частями таких структур могут устанавливаться разные смысловые отношения, к примеру:

Выяснилось 1: упряжки уже высланы 2 , отряду при­казано идти вместе с орудиями прямо на вокзал 3 . (А.Т.)

В этом предложении части 2 и 3 с логико-синтаксической точки зрения представляют комплекс, от­сюда структурная схема такова:

,

На первом логико-синтаксическом уровне между I и II компонентами отношения мотивирующего пояснения. На втором логико-синтаксическом уровне между 2 и 3 частя­ми отношения взаимообусловленности.

Сложнее дело обстоит в сложных синтаксических конструкциях (ССК)Сложными синтаксическими конструкциями бу­дем называть многочленные сложные предложения о раз­ными типами связи:

a) сочинительной и подчинительной;

b) сочинительной и бессоюзной;

c) подчинительной и бессоюзной;

d) сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

Структуры подобного рода обладают:

1) разнотипностью видов связи;

2) наличием не менее двух уровней членения;

3) объединœением в их составе двух или более семантических компонентов.

Широко распространённымвидом конструкции яв­ляется такой вид, когда в конструкциях сочетается сочини­тельная ж подчинительная связь.

Сочинœение – более общая синтаксическая связь, подчинœение - более конкретная синтаксическая связьʼʼ по­этому в таких сложных конструкциях в качестве компонен­тов сочинœения выступают СПП. В подобных структурах выделяются уровни логико-синтаксического членения предложения. Сначала характеризуется сочинительная связь:

I. Иван Иванович 1 , что с кривым глазом 2 , толкнул Ивана Никифоровича довольно ещё удачно и в то место 1 , где стоял Иван Иванович 3 , II. но городничий сделал ди­рекцию слитком в сторону 4 , так что Иван Никифорович упал на даму в красном платье 5 , которая из любопытст­ва просунулась в самую середину 6 .(Н.Г.)

Это ССК с сочинительной и подчинительной связью частей. На первом логико-синтаксическом уровне членения делятся на 2 компонента сочинœения. Отношения между компонентами противительные (противительно-ограничи­тельные), части соединœены союзом но.

На втором логико-синтаксическом уровне членения 1-й компонент сочинœения представляет собой сложноподчи­нённые предложения с 2-мя придаточными частями параллельного подчинœения.

На втором логико-синтаксическом уровне членения 2-й компонент сочинœения представляет СПП с 2 придаточ­ными частями последовательного подчинœения.

В некоторых случаях компоненты сочинœения могут иметь одну общую придаточную часть, к примеру:

Было так хорошо и так пахли цветы на только что политой клумбе, что не хотелось уходить.

Здесь общая придаточная часть выполняет роль об­щего члена, в связи с этим знаки препинания ставятся так, как в ССП с общим членом.

Это ССК с сочинœением и подчинœением. Компоненты сочинœения имеют общую придаточную часть. Каждый из компонентов сочинœения составляет с этой придаточной частью СПП нерасчленённойструктуры; местоименно-соотносительного союзного типа с придаточной частью фразеологического типа. Отношения между компонентами сочинœения - соединительные.

Ещё более сложным видом является ССК с бессо­юзной и союзной связью частей.

В таких ССК бессоюзная и союзная сочинительная связь является более общим типом связи, подчинœение – частный вид связи. В соответствии с этим выделяются не­сколько разновидностей ССК с союзной и бессоюзной связью.

А. СКК делятся на 2 или несколько компонентов, свя­занных бессоюзной связью, каждый из которых представляет собой или СПП или ССК с несколькими при­даточными частями.

Что именно находилось в куче 1 , решить было трудно 2 , ибо пыли на ней было в таком изобилии 3 , что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки 4 ; заметнее прочего высовывался оттуда кусок де­ревянной лопаты и старая подошва сапога 5 .(Н.Г.)

ССК с бессоюзной и союзной подчинительной свя­зью.

На первом уровне членения делятся на 2 компонента бессоюзия, отношения присоединительные.

1-й компонент бессоюзия представляет СПП с парал­лельным неоднородным и последовательным 2-х степеней подчинœением;

2-й компонент бессоюзияпостроен по схеме простого предложения.

В ССК сочетается бессоюзная и союзная сочини­тельная связь. В этом случае более общим типом может оказаться бессоюзие, тогда ССК делятся на компо­ненты бессоюзия в первую очередь; если общим видом связи является сочинœение, то ССК делятся на компоненты сочинœения.

Эта ССК делится на 2 компонента бессоюзия: 1-й компонент построен по схеме простого предложения, 2-й по схеме ССП.

Впереди были облака 1 , и я набрал высоту и вошел в них 2: лучше идти вслепую 3 , чем над этим бесконечным унылым фоном 4 .(в.к)

Это ССК делится на 2 компонента сочинœения: 1-й компонент построен по схеме простого предложения; 2-й по схеме бессоюзного предложения.

В. ССК может заключать в себе бессоюзную и союзную сочинительнуюсвязь, но и союзную подчини­тельную связь.

Кто-то вслух пожалел 1 , что нет музыки 2 , и она как по заказу появилась 3: Мохов уже вынимал из футляра ве­ликолепный баян 4 .

ССК делятся на 2 компонента сочинœения: 1-й компо­нент построен по схеме СПП, а 2-й – по схеме бессоюзного предложения.

Синтаксические конструкции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Синтаксические конструкции" 2017, 2018.

Сложные синтаксические конструкции

1) Сложносочиненные предложения, в состав которых входят сложноподчиненные предложения (сложные предложения с сочинением и подчинением, сложные предложения смешанного состава). Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать (Каверин). Беспрестанно, невольно мой взгляд сталкивался с этой ужасно прямой линией набережной и мысленно хотел оттолкнуть, уничтожить ее, как черное пятно, которое сидит на носу под глазом; но набережная с гуляющими англичанами оставалась на месте, и я невольно старался найти точку зрения, с которой бы мне ее не было видно (Л. Толстой).

2) Сложные предложения с бессоюзным и союзным соединением частей, включающих сложноподчиненные предложения. Я ценю его и не отрицаю его значения; на таких, как он, этот мир держится, и если бы мир был предоставлен только одним нам, те мы, при всей своей доброте и благих намерениях, сделали бы из него то же самое, что вот мухи из этой картины (Чехов). Во всем, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься их, они рассыпаются серой пылью (Горький). Если когда-нибудь твое сердце сжимается от страха за маленьких, откинь все страхи, погаси беспокойство, будь твердо уверен: они со мной и, значит, все в порядке (Павленко).

3) Многочленное сложноподчиненное предложение. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (Мамин-Сибиряк). Если бы Нехлюдов тогда ясно сознал бы свою любовь к Катюше и в особенности если бы тогда его стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с такой девушкой, то очень легко могло бы случиться, что он, с своей прямолинейностью во всем, решил бы, что нет никаких причин не жениться на девушке, кто бы она ни была, если только он любит её (Л. Толстой). см. также соподчинение предложений (в статье соподчинение).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "сложные синтаксические конструкции" в других словарях:

    Грамматические (морфо-синтаксические) особенности законодательного стиля (языка) - составная часть законодательного стиля, предметом рассмотрения которой является структура слов, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений, а также словосочетание и предложение. Особое значение имеет раздел языкознания,… … Элементарные начала общей теории права

    Сложное предложение предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное… … Википедия

    ЯСНОСТЬ РЕЧИ - ЯСНОСТЬ РЕЧИ. Характеристика речи, устанавливаемая на основе ее соотнесения с возможностями восприятия. Я. р. является одним из коммуникативных качеств речи. Ясной называют речь, которая без затруднений воспринимается адресатом. В области лексики … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    См. сложные синтаксические конструкции … Словарь лингвистических терминов

    Вертогрáд многоцвéтный это памятник древнерусской литературы второй половины XVII века. Был написан Симеоном Полоцким. Включает в себя несколько тысяч стихотворных текстов, написанных силлабическим стихом. Является одним из наиболее… … Википедия

    Индонезийский язык - (бахаса индонесиа) один из австронезийских языков (малайско полинезийская ветвь, западная подветвь). По традиционной классификации, И. я. относили к индонезийским языкам. Официальный язык (с 1945) и язык межэтнического общения Республики… …

    Малайзийский язык - Малайзийский язык название официального языка Федерации Малайзии, применяемое с 1969 наряду с названием малайский язык. Распространён на полуострове Малакка и прилегающих островах, на Северном Калимантане. Число говорящих 9,3 млн. чел.… … Лингвистический энциклопедический словарь

    ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… …

    СТИЛИСТИКА - @Выбор слова XXXV. Выбор слова § 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств § 140. Устранение канцеляризмов и штампов § 141. Плеоназмы и тавтологии § 142. Благозвучие речи § 143 … Справочник по правописанию и стилистике

    Стилистические ресурсы синтаксиса, или синтаксическая стилистика - – стилистические возможности средств синтаксиса, их роль в порождении стилистически маркированных высказываний; способность синтаксических единиц выступать в качестве средств экспрессивно стилистических, т.е. связанных с достижением… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Книги

  • Русский язык 9 кл Р т ч 1
  • Русский язык 9 кл Р т ч 2 , Богданова Г.. Пособие предназначено для организации повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку. Составляя материал тетради, автор исходил прежде всего из требований базового уровня…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»