Язык главный помощник в общении. Конспект по русскому языку «Главный помощник в общении - родной язык» (2 класс). Культура устной и письменной речи

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Урок 15. Главный помощник в общении - родной язык (с. 29-30)

Цели: показать необходимость владения языком для успешного общения; обосновать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; повторить алфавит.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Словарно - орфографическая работа.

Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны самостоятельно составить из данных букв:

ОШОРОХ АТАНМОК

Получились слова: Комната и хорошо.

Что такое комната? (отдельное помещение в доме)

В каких значениях может употребляться слово хорошо?(С помощью этого слова оценивают поведение, поступки, действия).

Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или с чем-либо соглашаются. Например, хорошо, я приду.

Слово хорошо может обозначать угрозу. Например, ну, хорошо же!

Отметку "четыре" называют хорошо. Что можете сказать о написании слова хорошо? (В слове имеется сочетание - оро).

Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно. (Варианты детей)

III. Самоопределение к деятельности

Знакомство с отрывком из произведения Гераскина «В стране невыученных уроков» (Читается до приговора, затем выслушиваются мнения детей, что бы сделали они, зачитывание приговора)

Сделайте вывод (ответы детей)

В учебнике на стр. 30 прочитайте сообщение профессора Самоварова (Вам нужно изучить все богатства родного языка, чтобы уметь грамотно использовать их в своей речи. Язык - это главный помощник в речевом общении)

Сформулируйте тему и цель нашего урока (Язык - это главный помощник в речевом общении. Будем изучать его богатства)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Упр. 33 с. 30

Записать любое из высказываний о языке (Можно записать свой вариант)

Язык - одежда всех мыслей.

Не может быть мысли без языка и языка без мысли.

Долг языка - говорить добро.

2. Работа по тетради на печатной основе.

Упр. 23 с. 16

А начнём наше изучение с алфавита.

Сколько букв в русском алфавите?

Какие буквы звуков не обозначают?

V. Физкультминутка.

Мы писали,

Мы писали! Мы писали!

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа по тетради на печатной основе

Упр. 24 с. 16

Игра «Кто быстрее»

Попробуй придумать название животных или птиц на разные букв алфавита.

3. Работа по учебнику

Упр. 32 с. 29

Прочитайте задание. Что нужно сделать?(Помочь дяде Фёдору грамотно написать письмо)

Что Дядя Фёдор забыл написать в конце письма? (От кого это письмо).

VII. Рефлексия.

Упр. 36 с. 33

Словесное творчество

Выпиши из стихотворения предложения, в которых говорится о русском языке, его богатстве.

В день солнечный июльский-

Цветы, цветы вокруг!..

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти-

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский

Как Родина, родной! (А. Шибаев)

Фронтальная проверка с комментированием.

Самооценка:

«!» - выполнил задание верно!

«+» - выполнил задание, но допустил ошибки.

«?» - выполнил задания, обращаясь за помощью.

VIII . Итог урока.

Мы будем помнить

каждый миг,

Наш лучший друг -

родной язык!

IX. Домашнее задание (По выбору).

Составь и запиши небольшой рассказ с любым из данных заглавий. Какой тип текста у тебя получился? («Мой родной язык», «Почему язык как Родина родной», «Как красив родной язык!»)

Дополнительный материал к уроку

Главный герой Витя Перестукин попадает в Страну невыученных уроков.

Старик важно посмотрел на меня.

Перестань! Не злись, Запятая! - приказал он старушке.

Как же мне не злиться, ваше величество? Ведь мальчишка еще ни разу не поставил меня на мое место!

Старик строго посмотрел на меня и поманил пальцем. Я подошел.

Запятая еще больше засуетилась и прошипела:

Посмотрите на него. Сразу видно, что он безграмотный.

Неужели это было заметно по моему лицу? Или она тоже умела читать в глазах, как моя мама?

А знаешь ли ты грамматику? - ехидно спросила Запятая

Я ответил, что знаю грамматику не хуже других.

Давайте документы! - завопила старуха противным голосом.

В зал вбежали человечки с одинаковыми круглыми личиками. Два человечка внесли какую-то огромную синюю папку. Когда они развернули ее, я увидел, что это была моя тетрадь по русскому

языку. Она почему-то стала чуть не с меня ростом. Запятая показала первую страницу, на которой я увидел свой диктант. Теперь, когда тетрадь увеличилась, он выглядел еще безобразней. Ужасно много поправок красным карандашом. Под диктантом стояла двойка, похожая на большую красную утку. Увидев это, Глагол сказал сурово:

Прибывший к нам ученик четвертого класса Виктор Перестукин, обнаружил редкое, безобразное невежество. Проявил презрение и нелюбовь к родному языку. За это он будет сурово наказан. Я удаляюсь для вынесения приговора. Заключить Перестукина в квадратные скобки!

Глагол ушел. Запятая побежала за ним и все время приговаривала на ходу:

Никакой пощады!

Восклицательный еще больше расстроился и стал охать на все лады.

А ты знаешь, что запятая может решить судьбу человека? - спросил Вопросительный.

В зал вошли Запятая и несколько Точек, которые несли большой

свернутый лист бумаги.

Это приговор, - объявила Запятая.

Точки развернули лист. Я прочел: ПРИГОВОР по делу невежды. Виктора Перестукина:

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.

Казнить нельзя! Помиловать! Ура! Помиловать! - радовался Восклицательный.

Казнить нельзя! Ура! Прекрасно! Великодушно! Ура! Чудесно!

Вы думаете, казнить нельзя? - серьезно спросил Вопросительный. Видно, он сильно сомневался.

О чем они говорят? Кого казнить? Меня? Да какое они имеют право? Нет, нет, это какая-то ошибка!

Но Запятая ехидно посмотрела на меня и сказала:

Знаки неверно понимают приговор. Казнить тебя надо, помиловать нельзя. Вот так надо и понимать.

За что казнить? -- закричал я. - За что?

За невежество, лень и незнание родного языка.

Но ведь тут ясно написано: казнить нельзя.

Мне стало страшно.

Пусть он наконец поймет, какое значение имеет запятая, - важно сказала горбунья.

Запятая даже может спасти человеку жизнь. Вот пусть Перестукин и постарается спасти себя, если он этого хочет.

Конечно, я этого хотел!

Запятая хлопнула в ладошки, и на стене появились огромные часы. Стрелки показывали без пяти минут двенадцать.

Пять минут на размышление, -- скрипела старуха. - Ровно в двенадцать запятая должна стоять на месте. В двенадцать часов и одну минуту уже будет поздно.

Я подошел к столу и нарисовал большую запятую в приговоре после слова "нельзя". В ту же самую минуту часы пробили двенадцать раз.

Ура! Победа! Ах! Хорошо! Чудесно! - радостно прыгал

Восклицательный.

Запятая сразу подобрела.

Помни, что, когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на мое место, я не причиню тебе

никаких неприятностей.

Я твердо обещал ей, что научусь.

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С. Абдулла, узбекский поэт)

Что же помогает человеку в его общении с другими людьми? На что ему опираться? Секрет удачного общения в обаянии. Что же это такое? раздумья о тех, кто удачливее в контактах, кто легче привлекает к себе симпатии и уважение собеседников.

«Обаяние»-понятие весьма неоднозначное. Есть, например, «обаяние молодости» , о котором сам молодой человек либо девушка даже не задумываются. Блеск глаз, живость движений, непосредственность реакций, некоторая наивность и горячность суждений - вот и все необходимое для того, чтобы иные люди воспринимали юного знакомого или знакомую как обаятельное существо, которому простительны даже дерзкие речи и необдуманные поступки. Есть обаяние эффектной внешности . Обаяние юмора и обаяние серьезности.Обаяние интеллигенции и обаяние неудержимой силы

Не каждому дано быть всесторонне обаятельным. Обаятельный рассказчик тоже большая редкость. Существует даже термин «фасцинация», переводимый как «завораживание». Среди способов фасцинации выделяют, прежде всего, особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым), особый голос(богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), особый ритм речи (подобный хорошему музыкальному ритму- то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий). Весьма важен смысловой зачин рассказа- этим можно сразу завоевать внимание слушающих.

Обладая хорошим умом, человек может быть обаятельным рассказчиком даже при невзрачной внешности, скрипучем голосе, несовершенной дикции и однообразной ритмике речи. Ну, а если вдобавок ему доступна вся палитра внешних средств фасцинаций?.. Тогда это подлинный дар.

Почти у каждого человека есть возможность стать обаятельным собеседником. Для этого необходимо «всего лишь» одно: умение слушать. Хорошо слушает тот, кто понимает собеседника. Мы не всегда умеем понять другого, но всегда должны настроить себя так, чтобы хотеть этого. Если вы способны к этому - и притом не только с начальством или авторитетным лицом, но даже с набедокурившим подростком, - значит, окружение считает вас обаятельным собеседником. Или, по меньшей мере, у вас есть шансы им стать. Справедливое, терпеливое и доброжелательное отношение к другому - вот он, «секрет» обаяния, который не надо искать в лабораторных колбах.

У обаяния есть свои правила. Обаятельный от природы человек их безусловно соблюдает, но делает он это безусловно несознательно, на уровне интуиции. Можно же сознательно научиться развить в себе обаяние, используя следующие подсказки.

Подсолнухи тянутся к солнцу, повора­чиваясь за ним по ходу движения светила по небоскло­ну? Если вы хотите, чтобы люди тянулись к вам с иск­ренним дружелюбием,- не жалейте для них тепла и света своей души, проявляйте к ним сердечный интерес, не ограничивайтесь при встрече формальным вопросом «Как дела?».


Каждый сделавший доброе дело втайне мечтает, чтобы оно не осталось незамеченным. Искренняя по­хвала поможет ему ощутить чувство собственной зна­чимости и не останавливаться на достигнутом. Научи­тесь замечать доброе у окружающих и не стесняйтесь говорить об этом вслух. Добрых дел будет гораздо больше.

Можно экономить на покупках, но никогда не следует скупиться на искреннюю похвалу, если человек этого достоин.

Знаменитый клоун Карандаш ездил по арене на ос­лике, перед носом которого висела привязанная морков­ка. Ослику очень хотелось полакомиться морковкой, но он никак не мог достать ее и поэтому бежал вперед, полагая, что вот-вот удастся откусить кусочек. Путе­шествие Карандаша всякий раз заканчивалось тем, что он отдавал ослику вожделенную морковку.

Используйте прием Карандаша. Если вы хотите че­го-то добиться от человека, постарайтесь сделать так, чтобы он сам захотел этого, а задача, которую вы ста­вите перед ним, казалась ему интересной и нетрудной.

Если с человеком случилась неприятность или он чем-то недоволен, ему нужно выговориться. Если вы в чем-то провинились, дайте вашему критику возмож­ность высказать о вас все, что он думает, не перебивай­те и не спорьте. На ваших глазах он станет мягче. Если вы еще и согласитесь с его доводами, он наверня­ка проявит готовность простить вас. Не забывайте, что повинную голову меч не сечет. Кипящий чайник будет кипеть до тех пор, пока в нем не выкипит вода или его не уберут с огня. Оба варианта неплохи. Но второй оптимальнее. Если вы уберете огонь, признаете свою вину - чайник прекратит кипение гораздо раньше.

Известный физик Ландау заметил однажды: «Пом­ните, ваша биография интересует только вашу жену».Если вы хотите прослыть хорошим собеседником, не распространяйтесь о своих делах и заслугах, а, всяче­ски поощряйте людей рассказывать о самих себе. Не ведите с математиком бесед о сахарной свекле, если, конечно, это не хобби математика. Даже если вы не очень сильны в интегралах, но они представляют боль­шой интерес для собеседника, дайте ему возможность рассказать вам о них.

Когда о ком-то говорят «Он скучный», это означает, что человек может говорить о чем угодно, только не об интересах и увлечениях своих собеседников.

Не будьте скучными!

Любой приказ унижает. Ибо предполагает, что тот, кто его отдает, умнее исполнителя. Каким бы замеча­тельным человеком вы ни были, прежде всего вы ду­маете о себе, а уж потом о других. Судьба человечества порой волнует вас меньше, чем собственное больное горло. А тот, кто отдает приказ, не думает о вашем больном горле и потому не вызывает у вас добрых чувств и стремления выполнить приказ хорошо. Но как только начальник подумает и позаботится о вашем гор­ле, он превратится в вашего доброжелателя и друга, и вы готовы будете для него на все.

Никогда не забывайте, что в споре так или иначе вы критикуете позицию оппонента, тем самым унижая его и демонстрируя свое превосходство. Быть в роли униженного не нравится никому, включая и вас. Заме­тив чужую ошибку, не всплескивайте руками и не на­дувайтесь всезнайкой - индюком. Сообщите об этом в косвенной форме, предварительно выразив сомнение в собственной правоте. Дайте человеку возможность са­мому заметить и исправить свой промах. Если он ис­правил ошибку, не замечайте того, что ранее он был не прав, подчеркните, что новый результат относится исключительно к его заслугам. В итоге вы добьетесь правильного результата и не лишитесь доброго распо­ложения к себе.

Если вы просите человека что-то сделать для вас и заранее даете понять, что сомневаетесь в качествен­ном исполнении, ждите провала. Выразите уверенность, что все будет выполнено на должном уровне,- шансы, что так и случится, резко возрастут.

Научитесь ставить себя на место других. Это по­может смотреть на вещи глазами окружающих, и чу­жие ошибки уже не покажутся вам чересчур большими, ибо при данных обстоятельствах и вы могли бы совер­шить их. Не забывайте, что в сочувствии нуждается не только ребенок, разбивший о порог коленку, но и любой взрослый человек.

Каждый, кто сделал для вас доброе дело, имел пол­ное право его не делать. Но раз он все - таки сделал, то заслуживает искренней благодарности. Поблагода­рив кого-то, вы тем самым подчеркиваете благородст­во совершенного им поступка и стимулируете к новым добрым делам.

Не пользуйтесь объективными «рычагами власти», ибо рано или поздно обстоятельства меняются и эти рычаги могут оказаться в других руках; тогда вы не получите ничего, кроме мести.

Будьте снисходительны к чужим недостаткам, не придирайтесь и не пытайтесь переделать ни собствен­ную жену, ни своего подчиненного. Создайте такую обстановку, чтобы они сами захотели исправить свои недостатки и были заинтересованы в этом намного боль­ше вас

Не забывайте про дни рождения своих друзей и знакомых. Возможно, в этом случае вам не придется отмечать свой день ангела в одиночестве.

Научитесь признавать собственную неправоту. Это быстро снимает напряжение и не вызывает у окружающих отрицательной реакции по отношению к вам. Тот, кто признает свои ошибки, избавляет себя от критики и недовольства.

Можно не утруждать себя запоминанием всех этих правил. Достаточно применять лишь одно: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали с вами.

Урок 15. Главный помощник в общении – родной язык (с. 29­30)
Цели: показать необходимость владения языком для успешного общения.
Задачи: формирование необходимости владения языком для успешного
общения, обоснование необходимости знания букв, формирование умений
передачи устной речи на письме; повторение алфавита, закрепления знаний
обучающихся о речи, совершенствование умений составлять предложение,
развитие орфографическую зоркости, формирование умений участвовать в
учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы, формирование
умений детей слушать товарищей и отвечать на вопросы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Словарно ­ орфографическая работа.
­ Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны
самостоятельно составить из данных букв:
ОШОРОХ АТАНМОК
­ Получились слова: Комната и хорошо.
­ Что такое комната? (отдельное помещение в доме)
­ В каких значениях может употребляться слово хорошо? (С помощью этого
слова оценивают поведение, поступки, действия).
­ Слово хорошо говорят, когда с кем­либо или с чем­либо соглашаются.
Например, хорошо, я приду.
­ Слово хорошо может обозначать угрозу. Например, ну, хорошо же!
­ Отметку "четыре" называют хорошо. Что можете сказать о написании слова
хорошо? (В слове имеется сочетание ­ оро).
­ Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные,
которые надо запомнить.
­ Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно.
(Варианты детей)
На доске записаны слова.
С..нтябрь, з..ма, пр..щай, д..ревья, в..робей, л..са, комн..та, х..рошо.
­ Сейчас вам нужно будет вставить буквы в слова и объяснить свой выбор.
­ На какие две группы можно разделить слова по орфограммам? (­ Безударные
гласные, которые можно проверить, и безударные гласные, которые нужно
запомнить.(сентябрь, прощай, воробей, комната, хорошо)

III. Самоопределение к деятельности
­ Ребята, скажите мне, пожалуйста, что помогает нам общаться между собой?
(речь)
­ Какой бывает речь? (устная, письменная)
­ Какую речь мы называем устной? (которую произносим устно)
­ А письменной? (которую записываем)
­ Какой орган человеку помогает в общении? (язык)
­ Сколько значений слова «язык» вы знаете? (Одно из значений – язык как
человеческий орган, а второе значение – язык как средство общения.)
­ Сформулируйте тему и цель нашего урока (Язык – это главный помощник в
речевом общении. Будем изучать его богатства)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Упр.31 стр. 29.
Вы уже научились читать. Прочтите буквы. Какие буквы вызывают
затруднения7 (во втором предложение) Почему? (мы их не изучали).
Прочтите предложения? Какое предложение вызывает затруднение? (второго
ряда). Почему? (они нам не знакомы).
Прочтите слова профессора Самоварова с.29
­ А на каком языке мы с вами общаемся?
­ Какой язык для вас является родным?
Прочитайте на доске:
Родной язык - святой язык
Родной язык - святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело я шел вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца:
«О, Боже, мать мою прости, прости меня, прости отца!»
Почему автор назвал родной язык­святой язык? (ответы учеников)
­ А что для вас означает словосочетание Русский язык?
­ Для того, чтобы уточнить значение словосочетания «Русский язык» я сейчас
прочитаю вам небольшой текст.

Много языков на Земле. И каждый язык для кого­то родной. Русский
язык – родной язык русского народа. Русский язык понимают все
народы, живущие в России.
­ Ребята, какая мысль в этом тексте главная?
­ А сейчас давайте запишем главное предложение о русском языке.
Русский язык – родной язык русского народа.
­ Давайте прочитаем в учебнике на странице 30 сообщение профессора
Самоварова о русском языке.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Упр. 33 с. 30
­Записать любое из высказываний о языке (Можно записать свой вариант)
Язык – одежда всех мыслей.
Не может быть мысли без языка и языка без мысли.
Долг языка – говорить добро.
Упр. 32 с. 29
­ Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Помочь дяде Фёдору грамотно
написать письмо)
– На каком языке написано письмо?
­ Понятно ли оно вам?
­ Посмотрите внимательно, что пропустил Дядя Федор, когда писал это
письмо?
­ Давайте поможем мальчику написать трудные слова. Запишите текст,
вставляя пропущенные буквы.
­ Вы обратили внимание, что мальчик начал свое письмо с обращения к
родителям?
­ А что Дядя Федор забыл написать в конце письма? (От кого это письмо).
VII. Рефлексия.
Упр. 36 с. 33
Словесное творчество
­ Запишите предложения, в которых говорится о русском языке, его богатстве.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И. Куприн).
VIII . Итог урока.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно
судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Урок 15. Главный помощник в общении -
родной язык

Цели: показать необходимость владения языком для успешного общения; обосновать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; повторить алфавит .

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

Составьте из данных букв слова. (Комната, хорошо.)

OШОРОХ АТАНМОК

Что такое комната? (Отдельное помещение в доме.)

Когда может употребляться слово хорошо? (С помощью этого слова оценивают поведение, поступки, действия.)

Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или с чем-либо соглашаются. Например: хорошо, я приду.

Слово хорошо может обозначать угрозу. Например: ну, хорошо же! Отметку «4» называют хорошо. Что можете сказать о написании слова хорошо? (В слове имеется сочетание ОРО.)

Запишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно. (Варианты детей.)

III. Самоопределение к деятельности

(Знакомство с отрывком из произведения Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». См. дополнительный материй) к уроку (мет. стр.45-46)

Читают до приговора, затем заслушивают мнения детей: что бы они сделали, зачитывают приговор.)

Сделайте вывод. (Ответы детей.)

В учебнике на с. 30 прочитайте сообщение профессора Самоварова. (Надо изучить все богатства родного языка, чтобь уметь грамотно использовать их в своей речи. Язык - это главный помощник в речевом общении.)

Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Язык - главны помощник в речевом общении. Будем изучать богатства роб ного языка.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 33 (с. 30)

Запишите любое из высказываний о языке. Предложим свой вариант.

Язык -одежда всех мыслей.

Не может быть мысли без языка и языка без мысли.

Долг языка - говорить добро.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 23 (с. 16)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 24 (с. 16)

Игра «Кто быстрее»

Попробуйте придумать названия зверей или птиц на разим* буквы алфавита.

А - аист, Б - белка, В - ...

2. Работа по учебнику

Упр. 32 (с. 29)

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Помочь Дяде Фёдору грамотно написать письмо.

- Что Дядя Федор забыл написать в конце письма? (От кого это письмо.)

Рефлексия

Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 33)

VIII Подведение итогов урока

Мы будем помнить каждый миг:

Наш лучший друг - родной язык!

Домашнее задание

Составить и записать небольшой рассказ с любым из данных заглавий: «Мой родной язык», «Почему язык, как Родина, родной», "Как красив родной язык!».

Какой тип текста получился?

Вариант-1


  1. Запиши проверочные слова:
Сосновый - _______________, следы - ________________

полевой - ________________


См ()льчак, тр(__)винка, гр(__) за


3. Найди, в какой строке все слова правильно разделены для переноса

А) Ма-га-зин сто-лик, ше-я

Б) Крас-ный при-лёт вз-лёт


4 . Подчеркни слова, которые заканчиваются парными звонкими и глухими согласными звуками

Январь мороз клён стол звук баран


5 . Вставь, где нужно букву разделительный твёрдый знак или мягкий знак.

В(__) ехали, с(__)ест, под(__)ём, по(__)езд, с(__)ёмка, в(_)юга, пен(_).


6. Подчеркни синоним к слову огонь:
7. Подчеркни главные члены предложения:
На опушке робко выросла берёзка.
Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке.

8. Найди предложение с однородными членам:

А) Скрылись подо льдом большие и малые реки.

Б) Под снежной шубой отдыхает земля.


А) Наступила весна.

Б) На улице дует снег?


В) Мой руки перед едой!
Г) Я прочитала интересную книгу!


Витя идёт по лесной тропинке.

3 класс


Контрольная работа №3 по русскому языку

Тема «Язык –главный помощник в общении»

Вариант-2

Учени _____ _______________________________________________


1. Запиши проверочные слова:

Морской - _______________, вода - ________________

гнездо - ________________
2. Вставь пропущенные буквы (а,е,о,и)

Под(__)рить, т(__)шина, л(__)сточек


3. Найди, в какой строке все слова правильно разделены для переноса
7. Подчеркни главные члены предложения:

Ворона оставила петли своих следов.


Во дворе ребята залили каток.
8. Подчеркни предложение с однородными членами :
А) Красивые снежинки кружатся и падают на землю..
Б) Сверкают на солнце снежные сугробы
9. Дать характеристику предложениям.
А) Наступила долгожданная весна.

Б) В лесу растут грибы?


В) Ребята, зайдите скорее в класс.
Г) Я нарисовал замечательную картину!

10. Из данного предложения выпишите словосочетания.

Прозрачная сосулька тает на крыше.

Анализ контрольной работы № 3 по разделу «Язык – главный помощник в общении».


  1. Умения правильно подбирать проверочные слова – 3 балла.

  2. Отработка орфограммы «Безударные гласные» - 3 балла.

  3. Умение делить слова для переноса – 1 балл.

  4. Нахождение букв парных согласных звуков по глухости и звонкости-2 балла.

  5. Правописание разделительного ь и ъ знаков- 2 балла.

  6. Знания антонимов и синонимов – 1 балл.

  7. Выделение главных членов предложения – 2 балла.

  8. Нахождение предложения с однородными членами – 1 балл.

  9. Умение характеризовать предложения – 4 балла.

  10. Умения находить словосочетания – 1 балл.
Высокий уровень – 19- 20 баллов.

Средний уровень – 14-18 баллов.

Ниже среднего –9- 13 баллов.

Низкий -8 баллов и ниже.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»