Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности . В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека . Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели .
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых .
Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Существует несколько классификаций общения.
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:
– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
Учение может приобрести характерсамообразования .
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;
– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
– Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний .
– Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
– Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
– Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
– сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
– продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
– общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Образец задания
B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 22121.
Заполни пробелы в схемах.
Запиши номера, под которыми указаны примеры деятельности, в соответствующий блок схемы.
Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 2) школьники устроили шахматный турнир; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упаковывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 6) студент готовится: к экзамену; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 9) школьник летом читает заданные учителем литературы книги; 10) девочка делает причёску кукле; 11) министры правительства составляют государственный бюджет.
Ответ
Цель – Достижение – Путь
Основные виды человеческой деятельности:
1. Игра - это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
Примеры: 2) школьники устроили шахматный турнир; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 10) девочка делает причёску кукле.
2. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
Примеры: 6) студент готовится к экзамену; 9) школьник летом читаем заданные учителем литературы книги.
3. Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
4. Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упаковывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 11) министры правительства составляют государственный бюджет.
Урок обществознания в 10 классе
Учителя КОУ «Средняя школа №2» (очно-заочная)»
Косенок Ирины Васильевны
Тема урока: «Деятельность людей и ее многообразие»
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»; ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?» - «У меня сегодня много дел, - ответил он, - хочу, чтобы день наступил пораньше».
О чем эта притча? - Какое она имеет отношение к теме нашего урока?
Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играет деятельность в нашей жизни?
На эти вопросы мы и будем отвечать на наших уроках. Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Сущность и структура деятельности.
2. Потребности и интересы.
3. Многообразие видов деятельности.
4. Творческая деятельность.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях - двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.
Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.
Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.
В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.
Проверим ход наших рассуждений с помощью схемы:
1. Сущность и структура деятельности
Познакомимся с сущностью и структурой деятельности. Прочитайте в § 5 и найдите:
Что такое «субъект» деятельности? - Что такое «объект» деятельности?
С чего начинает человек любую деятельность? - Что такое «цель»?
С помощью чего люди обычно достигают целей? - Что такое «действия»? Приведите примеры - От чего зависит достижение или неуспех деятельности?
Что значит выражение «Средства должны соответствовать цели»?
Можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами?
Как вы относитесь к выражению «Цель оправдывает средства»? Свой ответ аргументируйте.
(По ходу ответов учащихся на доске выстраивается схема.)
Структура деятельности
2. Потребности и интерес
Теперь нам следует определить, что побуждает человека к деятельности. Для чего? Да хотя бы для того, чтобы не стать героем следующей притчи, которая получила название «Старательный дровосек».
Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей. О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате - добро или зло.
Прочитайте в § 5 учебника: - Что такое «мотив»? - Какую роль играют мотивы в деятельности человека?
Что может выступать в роли мотивов? - Что такое «потребности»?
На какие три большие группы разделили потребности авторы учебника?
Охарактеризуйте и проанализируйте их. - Какие из них вам кажутся наиболее важными? Свой выбор объясните.
Вспомните и охарактеризуйте шкалу потребностей, разработанную А. Маслоу.
Что такое «социальные установки»? Приведите примеры.
Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека?
Почему особую роль в формировании мотивов играют «интересы»?
Как они формируются? От чего зависят? - Что такое «идеал»? «Общественный идеал»?
Что значит для вас «нравственный идеал»? - Что мы подразумеваем под понятием «сознательная деятельность»?
Всегда ли мы сознательно действуем? Что такое «бессознательное»?
Что движет человеческой деятельностью
3. Многообразие видов деятельности
М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...»
О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Какие вообще бывают виды деятельности? Попробуйте перечислить их.
Чтобы не потеряться в многообразии видов деятельности ученые создали определенные модели классификации человеческой деятельности. Давайте познакомимся с ними. Прочитайте в § 5:
Охарактеризуйте и проанализируйте первую модель классификации видов деятельности: практическая, духовная.
Охарактеризуйте и проанализируйте вторую модель классификации видов деятельности: созидательная, разрушительная.
Приведите примеры отдельных видов деятельности.
Как вы относитесь к славе Герострата? Почему?
(По ходу ответов на доске выстраивается схема.)
4. Творческая деятельность
Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?
Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов обучающихся, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)
Творческая деятельность
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее
Источником деятельности может быть воображение, фантазия
Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности
Интуиция - важнейший компонент творчества. Бессознательное
Бессознательное связано с созидательными усилиями
Итог урока
В чем заключается социальная сущность деятельности?
Какова структура деятельности?
Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?
Каковы мотивы деятельности?
Как соотносятся потребности и интересы?
В чем особенности творческой деятельности?
Рефлексия.
Деятельность - это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием. Она порождается потребностями, и направлена на преображение окружающего мира, а также его познание.
Человек, пользуясь своими мотивами и потребностями, так или иначе преобразует внешнюю среду, и этот процесс является творческим. В это время он становится субъектом, а то, что он осваивает и преображает, - объектом.
В этой статье мы рассмотрим основные человека, а также их формы, но, прежде чем приступить к этому, необходимо прояснить несколько моментов.
- деятельности неразрывно связаны: суть человека проявляется в его деятельности. Бездеятельных людей не существует так же, как и самой деятельности без человека.
- Деятельность человека нацелена на преобразование окружения. В способен сам организовать такие условия жизни, чтобы ему было комфортно. Например, вместо того чтобы собирать растения или ежедневно отлавливать животных для пищи, он их выращивает.
- Деятельность - это творческий акт. Человек создает нечто новое: автомобили, пищу, даже выводит новые виды растений.
Основные человека и структура
Существует три вида человеческой деятельности: игра, труд и учение. Они являются основными, и его деятельность не ограничивается только этими видами.
Существует 6 структурных компонента деятельности, которые сформированы в иерархическом порядке. Сначала возникает потребность в деятельности, затем формируется мотив, который облекается в более яркую и конкретную форму в виде цели. После этого человек ищет средства, которые способны помочь ему в достижении желаемого, и, после нахождения, он приступает к действию, завершающим этапом которого является результат.
человека: труд
Существует отдельная наука, которая направлена на изучение условий труда человека и оптимизации его работы
К труду относят такую деятельность, которая направлена на получение практической пользы. Для труда необходимы знания, навыки и умения. Умеренный труд хорошо сказывается на общем состоянии человека: он быстрее мыслит и ориентируется в новых областях, а также получает опыт, благодаря чему способен в дальнейшем на более сложные виды деятельности.
Считается, что труд - это непременно сознательная деятельность, в которой происходит взаимодействие человека с окружающим миром. Любой труд является целесообразным и требует нацеленности на результат.
Виды деятельности человека: учение
Учение имеет одну основную цель - получение знаний или умений. Этот вид позволяет человеку приступить к более сложному труду, который требует специальной подготовки. Учение бывает как организованным, когда человек сознательно идет в школу, поступает в ВУЗ, где его обучают профессионалы, так и неорганизованным, когда человек получает знания виде опыта в процессе работы. В отдельную категорию выделяют самообразование.
Виды деятельности человека: игра
Упрощенно говоря, это отдых. Человек нуждается в нем, поскольку игра позволяет расслабить нервную систему и психологически отвлечься от серьезных тем. Игры тоже способствуют развитию: например, активные игры учат ловкости, а интеллектуальные развивают мышление. Современные компьютерные игры (экшн) способствуют улучшению концентрации и внимания.
Формы деятельности человека
Существует много форм деятельности человека, однако они разделены на две основные группы: умственный и физический труд.
Заключается в обработке информации. В процессе требуется повышенное внимание, хорошая память и гибкое мышление.
Физический труд требует большой затраты энергии, поскольку в его процессе задействованы мышцы, оказывается нагрузка на опорно-двигательную систему, а также сердечно-сосудистую.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что деятельность является необходимым и уникальным жизненным параметром, который способствует развитию человека.