Государственная политика в научной сфере. Государственная политика в области науки. Методы и методологии политологических исследований

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Организация эффективного государственного регулирования и поддержки образования и науки является непростой задачей. Можно выделить несколько основных этапов реформирования правовой идеологии, предшествовавшие нынешним представлениям о государственном регулировании и финансовом обеспечении в образовании и науке.
В период до 90 годов прошлого столетия государственное регулирование и финансирование в области науки имело в своей основе простую схему. Объем бюджетного финансирования в области науки рассчитывали, исходя из директивно устанавливаемого количества научных работников в стране и среднего планового норматива материально-технического оснащения штатного рабочего места в научной организации. Правовое регулирование деятельности в области образования и науки определялось целями и нуждами государства. Главную роль играла политическая воля, аранжированная инструкциями, методическими указаниями и рекомендациями. Подзаконные акты государственных органов исполнительной власти использовались чаще, чем нормы законов. Тексты законов во всех важнейших для практики случаях отсылали гражданина к актам министерств и ведомств. Особенностью правовой идеологии государственного управления, доминирующей в тот исторический период, являлось уравнивание минимальных доходов внутри каждого из слоев населения, выделенных по формальным признакам (по профессиональной принадлежности, стажу работы или иным факторам). Правовая система страны в целом и, в частности, конкретное содержание отдельных норм отражали тогдашнее экономическое и политическое устройство страны, когда единственным координатором, работодателем и социальным партнером для участников научно-исследовательского процесса было государство. Законодательство в области образования и науки постоянно прирастало требованиями, распространяющими на участников образовательной и научной деятельности разного рода доплаты, льготы и иные преференции, относящиеся к пенсионному, жилищному или другим отраслям права.
После известных социально-политических реформ начала 90-х годов XX века правила финансирования в области образования и науки в целом сохраняли прежнюю схему, но бюджетные назначения перестали исполняться. Для компенсации недостачи бюджетных ассигнований учреждениям образования и науки разрешили использовать средства, полученные в результате предпринимательской деятельности. Были введены налоговые льготы в области образования и науки, чтобы компенсировать недополучаемые бюджетные назначения. Проникновение либеральных тенденций в правовую идеологию российских законодателей имело своим результатом инкорпорацию ряда не свойственных прежде концепций и идей в тексты законов России. Все чаще стали появляться цитаты и обороты из зарубежной юридической практики, а также принципы и положения, по своей обоснованности и лексике напоминающие декларации. Правовые новшества не всегда были обеспечены экономическими, материально-техническими или кадровыми ресурсами. Поэтому неисполнение предписаний закона стали достаточно привычным явлением. В качестве средства борьбы с указанным явлением в дополнение к одним неисполняемым законам стали принимать другие, имевшие целью отследить исполнение предыдущих. Нормы бюджетного и налогового законодательства, административного, трудового и иных отраслей права стали занимать чуть ли не самостоятельное положение в текстах отраслевых законов в области образования и науки. Примером может служить появившийся в этот период закон О науке и государственной научно-технической политике. Указанная тенденция была даже некоторым образом узаконена вследствие принятия Федерального закона от 9 июля 1999 года 159-ФЗ О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации, где указано: Законодательные акты Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Подобные заимствования из иных разделов правовой системы России способствовали возникновению коллизий и противоречий. Юридические несоответствия выправить не удавалось, так как даже федеральный бюджет не исполнялся, что позволяло в любой момент признать не действующим любой договор вследствие обстоятельств неодолимой силы.
_________________________
первоначальный текст опубликован в СЗРФ, 01.01.2001, 1, (частьII) ст. 20 СЗРФ, 12.07.1999, 28, ст. 3492

После 2000 года роль государственного управления начала меняться, бюджетные назначения начали исполняться, целевая бюджетная поддержка образования и науки начала вытеснять налоговые льготы. На процесс развития законодательства в области образования и науки целенаправленно и последовательно оказывает влияние международное сотрудничество, обусловленное стремлением России стать полноправным партнером в сообществе развитых стран. Источником и основой реформ служат действующие социальные и экономические реалии нашей жизни.
Реформирование правовой системы России в области образования и науки реализуется в следующих основных направлениях:
исключение из федеральных нормативных правовых актов отраслевого законодательства норм, не относящихся к полномочиям Российской Федерации, а также уточнение прав собственности в части распоряжения федеральным имуществом подведомственными учреждениями;
_________________________
См. Постановление Правительства Российской Федерации 71 от 10.02.2004 О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений

исключение из отраслевого законодательства норм финансового права, административного права, конституционного права;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.07.2004 О бюджетной политике в 2005 году и Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 249 О мерах по повышению результативности бюджетных расходов

Исключение норм или отмена федеральных нормативных правовых актов, не обеспеченных федеральным бюджетом;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30.05.2003 О бюджетной политике в 2004 году

введение унифицированных юридико-технических конструкций и приемов для нормативных правовых актов из различных отраслей права.
Обилие рассредоточенных по разным отраслям права нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы в области образования и науки, вызвало к жизни идею систематизации отраслевого законодательства в области образования и науки, чтобы устранить его несогласованность с нормами финансового, административного и международного права, а также убрать внутренние противоречия. Более полное развитие и реальное конструктивное воплощение идея кодификации отраслевого законодательства получила в области образования.
_________________________
Мельников И.И., Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Структура законодательства о науке как отрасли права// М., Издание Государственной Думы, 2002 г. 264 c. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - М., 2000, 135 с.; Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2000, 136 стр.; Концепция общей части Кодекса Российской Федерации об образовании (проект) / Под общей и научной редакцией В.М. Сырых, д.ю.н., проф.; Ю.А. Кудрявцева, к.ф.н., с.н.с. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 69 с.

Особенно резко проблемы несогласованности нормативных правовых актов Российской Федерации начали проявляться в области разделения компетенций между уровнями власти. Проблемы накапливались давно, но широкие публичные дискуссии возникли при обсуждении проекта федерального закона О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Примерно 200 федеральных нормативных правовых актов были изменены или утратили силу после принятия этого закона.
Помимо уточнения предметов ведения и разделения полномочий упомянутым выше законом внесены поправки во многие акты в области образования и науки. Возникновение последних обусловлено разными причинами. Давно стало очевидным, что нужно очистить правовое поле в области науки от недействующих, коллизионных, дублирующих и иных норм. Нормы, заимствованные или пересекающиеся с положениями из иных отраслей права, стали играть роль нормативных сорняков. Правовой статус субъектов в области науки перестал отвечать реалиям социально-экономической ситуации. Кроме того, существовавшая в определенный период политическая неопределенность в сочетании с юридической эйфорией, как результат корпоративных или личных, идеологических или экономических лоббистских интересов, способствовали насыщению отраслевых законов отрывочными нормативными сентенциями.
Настоящая работа имеет целью проанализировать системные изменения правового регулирования, произведенные в области науки.

В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются Функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий).

История политологии как науки

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

  1. Философский. Возникает в древнем мире. Продолжается до середины XIX в. Аристотель - основатель политической науки; Цицерон , известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон ; Николло Макиавелли - итальянский ученый, живший во Флоренции (XVI в.), который считается основателем современной политологии, первым выдвинул политологию как самостоятельную науку.
  2. Эмпирический. Середина XIX в. - 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология . Возникает движение марксизм . Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.
  3. Период рефлексии . 1945г. - продолжается до наших дней. В 1948г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения во все высшие учебные заведения

Научные труды:

  • Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли - «Политика» Аристотеля , «Государство» Платона , Цицерона
  • Средневековье: Аврелий Августин («О граде божьем»), Фома Аквинский
  • Возрождение: Макиавелли , «Государь », «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» - отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.
  • Новое время: Гоббс , «Левиафан»; труды социалистов-утопистов
  • XIX в.: социальные концепции Маркса , Вебера и Спенсера
  • ХХ в.: Поппер , «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм »); труды Римского клуба .

История политологии как учебной дисциплины

Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО . Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

Объект и предмет политологии

Объектом изучения политической науки является политика - политические процессы, происходящие в обществе

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

  • политические институты (институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт государственной службы, институт главы государства, институты судопроизводства)
  • политическая культура , политическое поведение
  • политическое сознание
  • общественная мысль
  • международные отношения

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией , социологией , государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия "вечных" истин и "неизменных" политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного - то, что один теоретик рассматривает как "прогресс", для другого оказывается регрессом.

Проблемы , которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

  1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
  2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
  3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

(Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994. - С. 7)

Методы и методологии политологических исследований

Задачи и функции

Задачи политологии - формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации . Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии)- это система принципов и приемов, с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а так же политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - повышение социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов. Глущенко В.В. Политология:системно-управленческий подход. -М.: ИП Глущенко В.В., 2008.- 160 с.

Функции

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
  • разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
  • руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
  • интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  • политическая социализация,
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Примечания

Библиография

  • Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994.
  • Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В.В., 2008.
  • Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.:Аспект пресс, 2001.

Ссылки

См. также

Ведущие политологические журналы

Ведущие политологические центры


Wikimedia Foundation . 2010 .

Государственная научно-техническая политика

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научно-техническая политика стала важным элементом внутренней и внешней политики государства. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входит большинство развитых капиталистических стран, в целях выработки научно-технической стратегии проводятся обследования практики организации НИОКР.

Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста и конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития.

По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы в XXI веке экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений.

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

Активная, умеренная или пассивная;

Сдержанная, дающая простор рыночным процессам;

Протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;

С опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;

Высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

С выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от складывающейся ситуации, фактического состояния экономики и активности научного сообщества .

Примером высокоэффективной научно-технической политики могут служить меры принятые правительством Японии для восстановления экономики после второй мировой войны.

Развитие науки и техники своими силами требовало колоссальных затрат и, главное, многих лет, что грозило серьезным экономическим отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела, в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег, которые были творчески доработаны японцами и, что самое главное, быстро внедрены в производство.

В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд. долларов, причем ученые уложились в кратчайшие сроки. Эффективность такой стратегии оценивается от 400% - в целом, до 1800% - в отдельных отраслях .

На сегодняшний день, наука Японии занимает передовые позиции в области новых технологий. Учтя опыт прошлого, страна использует большинство своих разработок для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды. Создаются и совершенствуются новые, экологически чистые двигатели для автомобилей, роботы и эффективные медикаменты, облегчающие жизнь недееспособных граждан, экономятся и повторно используются энергоносители и ценные металлы.

Необходимость государственного регулирования науки связана с особенностями научного «производства» и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый «провал рынка». Главная задача государства в такой ситуации - разработка и реализация мер для компенсации «рыночного провала», уменьшения риска, связанного с проведением научных исследований и другими фактами инновационного процесса.

На практике реализуются три основные схемы преодоления отмеченной «слабости» рыночного механизма:

Прямое участие государства в производстве знаний путем организации крупных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей. Обычно такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством исследований в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа (как правило, на производство систем вооружений или космической техники).

Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в основном в университетах). Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание.

Предоставление налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные разработки.

В первых двух случаях объем, и структура расходов на науку являются непосредственным результатом государственной политики, в третьем - экономическая ответственность за развитие науки, их масштабы и приоритеты полностью лежит на компаниях частного сектора и государство прямо не претендует на эти результаты .

Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии .

Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США.

Взаимодействие частного и государственного секторов, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ - контракты и проекты. Оба эти инструмента в США, например, являются частью федеральной контрактной системы.

Федеральная контрактная система выполняет функцию главного инструмента организации и управления государственным рынком товаров и услуг, регулируя хозяйственную деятельность более 22 тыс. различных органов государства или его представителей, выступающих заказчиками этих товаров и услуг. Именно через этот экономико-хозяйственный, предельно конкурентный механизм американское государство оказывает решающее воздействие на регулирование экономики, ускорение темпов НТП и обновление основных средств корпораций - государственных подрядчиков, на государственную поддержку НИОКР и подготовку кадров, формирование равномерной «географии» промышленного, военно-технического и научно-технического потенциала и проведения единой патентно-лицензионной политики государства.

Повышение эффективности использования бюджетных средств идет по разным направлениям. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.

Налоговое стимулирование как вид государственной поддержки науки используется относительно недавно. Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общей тенденцией. Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию.

Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства .

Важное значение для разработки и осуществления эффективной государственной научно-технической политики имеет теория цикличности экономического развития, включающая теорию цикличности технологических переворотов, разрабатываемую многими отечественными и зарубежными специалистами. В современной обстановке среди целостной совокупности факторов экономическая наука выделяет инновационные факторы (новая техника, новые материалы, новые технологии, новая организация производства и труда, новая мотивация). Их наиболее полное и эффективное использование позволяет хозяйственной системе достигать максимального совокупного результата.

Данные факторы проявляют наибольшие преобразующие возможности, когда они используются в хозяйственной системе любого уровня в определенном соотношении и их действие подкрепляется другими факторами (инвестиционный, интеллектуальный, предпринимательский и кадровый ресурсы, инновационный менеджмент, нормативно-правовая база и т.д.). Анализ различных состояний результатов научно-технической деятельности показывает, что все они могут быть подразделены по основным фазам научно-воспроизводственного цикла .

В последнее время в ведущих индустриально развитых странах активно формируется новая научно-техническая (или технологическая) политика, включающая согласованный комплекс действий со стороны государства, частного бизнеса и системы образования по совершенствованию механизма и ускорению темпов разработки и распространения критических технологий как основы экономической и национальной безопасности.

Наиболее характерными чертами этой политики являются:

Усиление государственного регулирования НИОКР в области критических технологий и создания в этой связи единых министерств, координирующих вопросы развития науки, промышленности и внешней торговли с целью более тесной увязки научно-технического и промышленного развития;

Разработка общих технологических принципов критических технологий как ключевого в современных условиях этапа инновационного процесса;

Стабильное или возрастающее государственное финансирование фундаментальных исследований как основы долгосрочного технологического и экономического развития. Приоритетное финансирование направлений, определяющих развитие критических технологий;

Переход к все более равномерному распределению научно-исследовательских учреждений по всей территории страны с целью содействия региональному экономическому развитию и широкому распространению критических технологий. Использование при этом таких организационных форм, как технополисы, научные парки и др.;

Ориентация системы военных НИОКР на разработку технологий «двойного применения». Замена военных стандартов на стандарты «двойного применения», используемые при создании как военной, так и гражданской продукции;

Совершенствование системы обучения с целью удовлетворения потребностей промышленности в квалифицированных инженерных и технических кадрах.

Важным направлением научно-технической политики является меры, направленные на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) .

Таким образом, можно сделать вывод что научно-техническая политика является составной частью политики государства, необходимая для реализации проектов по регулированию и развитию научной деятельности государства. Существуют три основных механизма воздействия государства на науку: прямое участие в создании научных знаний, финансирование научной деятельности, налоговые льготы.

Анализ механизмов научно-технической политики стран Запада не позволяет сделать однозначных выводов о том, практика какой из них является наиболее эффективной. Каждое государство, используя набор инструментов, решает свои, нередко уникальные задачи, спектр которых очень широк - от укрепления оборонной мощи страны до повышения конкурентоспособности отдельных отраслей. Общим же является поиск рационального сочетания бюджетных субсидий и налоговых льгот.

Обобщая вышесказанное в первой главе можно определить сущность науки и научной деятельности в государстве. Наука важная составляющая развития общества и экономики государства, ее развитие напрямую влияет на развитие производства, способствуя экономическому росту в стране. Являясь производительной силой общества, наука формирует технологические уклады, которые составляют совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Изменение технологических укладов происходит циклически, при изменении уровня развития технологий, этот фактор определяет цикличность экономики в долгосрочном аспекте.

Совокупность средств производства и использования новых знаний формирует национальный научный потенциал. Эффективность функционирования научного потенциала определяет качество научной деятельности в государстве. Само государство воздействует на науку в стране посредством научно-технической политики. Данная политика государства крайне важна для развития национальной экономики.

Государство имеет комплекс различных мер по регулированию научного потенциала, но основными являются бюджетная и налоговая политика в сфере науки.

2. Новая государственная политика в сфере науки

Россия заинтересована в максимальном развитии своего интеллектуального потенциала и его рациональном применении для национальных нужд. Необходимые предпосылки выживания, преобразования и последующего ускоренного развития нации включают суверенизацию (деколонизацию) национального научного процесса, реструктуризацию всей системы образования и науки с отбором и первоочередным обеспечением ее прорывных направлений, упорядочение отношений собственности научных учреждений, преодоление социального кризиса науки, восстановление и повышение престижа научной и преподавательской деятельности в обществе.

Стратегическая значимость ряда научных дисциплин и направлений внедрения НИОКР определяется потенциальной ролью соответствующих направлений и технологий в осуществлении прорыва российской экономики на качественно более высокий уровень, отвечающий статусу экономически суверенной державы, миссии мирового полюса стратегического влияния и роли экономического моста между Европой и Азией, и укреплении безопасности нации, в том числе в ее социально-демографическом аспекте.

Необходимые предпосылки выживания, преобразования и последующего ускоренного развития нации включают суверенизацию (деколонизацию) национального научного процесса, реструктуризацию всей системы образования и науки, преодоление социального и финансового кризиса в этих сферах, восстановление и повышение престижа научной и преподавательской деятельности в обществе.

Значение нестратегических областей науки и образования в процессе национального возрождения определяется их функциональной ролью в общем обеспечении прорывного развития, вкладом конкретных коллективов в экономическое развитие страны, их подключением к общенациональным и межрегиональным программам экономического возрождения, а также соответствием научной деятельности новой парадигме национального развития.

Участие в стратегических научных разработках является особо почетной деятельностью, что предусматривает особый общественный статус научного, инженерного и преподавательского состава соответствующих профилей. В то же время образование в области стратегически важных наук, организация стратегических научных исследований, формулирование и внедрение стратегических программ развития сопровождается особыми требованиями к педагогическим, научным и руководящим кадрам.

Новая государственная политика в области высшего образования, науки и технологий осуществляется в контексте системных экономических и социальных преобразований и определяется первоочередными задачами экономического восстановления на общенациональном и региональном уровнях, а также стратегической актуальностью сохранения и нового формирования научных школ, восстановления и развития материальной и технологической базы ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Основы новой политики в области образования, науки и технологий закладываются в подготовительном периоде системных преобразований.

В ходе подготовительного периода преобразований Совет Безопасности России (его новые полномочия и функции в системе государственной власти раскрыты в главе 2 части 6 ) поручает своим специализированным экспертным советам разработку предложений по оптимальной структуре министерств и ведомств, которым поручается исполнение стратегии экономического возрождения в соответствии с доктринальными разработками СБ. С учетом рекомендаций вновь созданной Временной кадровой комиссии Совет Безопасности распределяет ведомственную и персональную ответственность за реализацию конкретных направлений.

С учетом данных вновь сформированной общенациональной Временной комиссии по технической инвентаризации и ВКТИ территориальных округов специализированные экспертные советы СБ разрабатывают предложения по оптимальному развитию научно-технологических центров, концентрации производительных сил, формированию инфраструктурных коридоров, привлечению и целенаправленной профессиональной специализации трудовых ресурсов. На основе этих предложений формулируется предварительный перечень отраслей фундаментальных наук и соответствующих научных и образовательных школ и учреждений, подлежащих первоочередной государственной поддержке.

После законодательного утверждения основных доктринальных документов, закрепляющих смену национальной парадигмы развития, по завершении деятельности Национальной комиссии по финансовой инвентаризации и завершающих структурных и кадровых изменений в системе исполнительной власти, Совет Безопасности инициирует созыв Совета по стратегическому развитию – специальной межведомственной структуры Правительства России, утверждающей приоритеты научно-технологического и индустриально-инфраструктурного развития, разрабатывающей на их основе общенациональные и межрегиональные программы экономического возрождения и прорывные стратегические проекты.

Состав Совета по стратегическому развитию формируется в соответствии с новой структурой Правительства России. Подготовка общенациональных программ научно-технического развития и стратегических проектов осуществляется по согласованию с постоянно действующими общественными (корпоративно-сословными) структурами – Научно-техническим советом, Советом технических менеджеров, Российским деловым советом, затем проекты утверждаются Советом Безопасности России.

Общенациональные программы комплексного экономического восстановления и стратегические научно-технологические проекты, предусматривающие междисциплинарный характер и ускоренное внедрение невостребованных и новых научных разработок, выполняют функцию двигателей научно-образовательного процесса в целом. Концентрация проектной деятельности в центрах стратегических разработок при полномочных представительствах Главы Государства и развитие на их базе межрегиональных программ экономического возрождения предполагает закрепление перспективных научных кадров на региональном уровне, сохранение и новое формирование региональных научных школ и их вовлечение в проектную и внедренческую деятельность в интересах всестороннего развития регионов, выравнивания их социально-экономических возможностей и рациональное использование невостребованного ресурсного и транспортно-транзитного потенциала.

Реализация новой парадигмы экономического и научно-технического развития предполагает:

– преодоление зависимости стратегических отраслей производства и соответствующих направлений образования и научных исследований от инонациональных государственных и корпоративных интересов;

– формирование и специализацию источников финансирования высшего образования и научных исследований с учетом задачи восстановления научных школ и механизмов экспериментального и промышленного внедрения научных разработок;

– реструктуризацию системы образования и науки в соответствии с приоритетными задачами национального возрождения;

– государственную поддержку системы высшего образования и науки с целенаправленным созданием преимуществ для стратегических областей научных исследований и стратегического проектирования;

– качественную реорганизацию системы профессиональной ориентации и кадрового отбора;

– повышение общественного статуса ученых, занятых в стратегических областях науки, через разностороннее привлечение научных работников к задачам государственного управления, предоставление особых социальных привилегий ученым, занятым в стратегических областях, введение системы поощрения научных достижений и изобретательства, в том числе воодушевление средствами государственной информации и пропаганды.

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Из книги Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога практика автора Разумовская Анна

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Глава 9. Ценообразование в сфере услуг Он думал, что над ним кружит Могучий Альбатрос; Протер глаза, а это был Финансовый вопрос! Л. Кэрролл. Песня Садовника 9.1. Цели и принципы ценообразования в сфере услуг В условиях конкурентной борьбы эффективность деятельности любой

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

32. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест,

Из книги Странности нашей эволюции автора Харрисон Кит

Преступления в сфере экономики ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ - группа в значительной мере сходных по объекту посягательства преступлений, объединенная законодателем в разделе VIII УК, который состоит из трех глав: гл. 21 "Преступления против собственности", гл. 22

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

1921 Новая экономическая политика в Советской России Многими коммунистами введение новой экономической политики переживалось не менее остро, чем подписание унизительного Брестского мира. Допущение капиталистических элементов в народном хозяйстве, свободного

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Что не принадлежит сфере разума Во второй главе я сказал, что два основополагающих принципа познания мира человеком – это логика и интуиция и что наука отражает логический подход, а религия – интуитивный. Вообще-то второй подход охватывает нечто большее, чем интуиция и

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах НЭП. К началу 1921 г. гражданская война в основном закончилась. Экономическое положение было ужасным, нужно было восстанавливать хозяйство, разоренное войной и интервенцией.Необходимость

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

7. Государственная поддержка высшего образования и науки Руководствуясь целью возрождения научных (образовательных, исследовательских и научно-практических) школ и создания необходимых условий для интенсивных научных исследований, государство в соответствии с

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Политика См. также «Внешняя политика», «Выборы», «Государство», «Идеи. Идеология», «Партии», «Пропаганда», «Реформы», «Союзы и коалиции» Политика – не точная наука. Отто фон Бисмарк Политика есть искусство возможного. Отто фон Бисмарк Неверно, будто политика есть

Из книги автора

Новая экономическая политика (нэп) Причины перехода к новой экономической политике следует искать в конкретной обстановке, сложившейся в Советской России после окончания Гражданской войны. Первая мировая и Гражданская войны, а также политика «военного коммунизма»

Из книги автора

Конфликты в сфере услуг

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 июня на заседании экспертного совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству прошло обсуждение проекта нового закона о науке - «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации ».

Законопроект представил директор департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев . Ныне действующий основополагающий законодательный акт, регулирующий научную деятельность, был принят более 20 лет назад и, по оценкам экспертов, успел устареть.

Законодательство о науке в СССР

В Советском Союзе регулирование развития науки осуществлялось на основе партийно-государственных решений. Конкретного закона в области научной деятельности не было. Структура управления наукой строилась по территориально-производственному принципу. Отраслевые научные институты и вузы подчинялись соответствующим министерствам и ведомствам.

Оборонную тематику и исследования в соответствующих НИИ и конструкторских бюро координировала Государственная комиссия Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (1957-1991). Организатором фундаментальных научных исследований была Академия наук СССР. Кроме того, существовали отраслевые академии наук, которые подчинялись различным министерствам и ведомствам.

В разные годы существовали также общегосударственные органы по науке, в компетенцию которых входили общие вопросы: Особый временный комитет науки при Совете народных комиссаров СССР (1922-1924), Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при Центральном исполнительном комитете СССР (1926-1938), Государственный комитет по новой технике (1955-1957), Государственный научно-технический комитет (1957-1961), Госкомитет по координации научно-исследовательских работ (1961-1965), Госкомитет по науке и технике (с 1965 г.). При Совете министров СССР работали Комитет по делам изобретений и открытий (с 1956 г.), Высшая аттестационная комиссия (с 1974 г. ; занималась присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий).

В 1990 г. Госкомитет по науке и технике подготовил проект закона «О государственной научно-технической политике СССР», который должен был регламентировать общие вопросы планирования и регулирования научной деятельности. Из-за распада СССР закон не был утвержден.

Законодательное регулирование науки в России

Первыми документами, регулирующими научную деятельность в РФ, стали Доктрина развития российской науки (утверждена указом президента РФ от 13 июня 1996 г.) и федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (подписан президентом РФ 23 августа 1996 г.) Закон о науке 1996 г. стал базовым законодательным актом, регулирующим научную деятельность. С момента принятия документа в него внесены изменения и дополнения 37 федеральными законами. Последние поправки в закон были внесены 23 мая 2016 г.

В настоящее время помимо федерального закона о науке (1996) отношения в сфере науки, технологий и инноваций регулируются нормами Конституции, Трудового и Гражданского кодексов, федеральными законами «О статусе наукограда Российской Федерации» (1999), «О промышленной политике в Российской Федерации» (2014), «О передаче прав на единые технологии» (2008), «О Фонде перспективных исследований» (2012), «Об инновационном центре „Сколково“ (2010) и др. (всего более 25 законодательных актов).

Кроме того, в разное время были приняты следующие программные документы:

Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. ;

Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу;

Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. ;

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ на период до 2010 г. ;

Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. ;

Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. ;

Федеральная целевая программа „Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг. “;

Стратегия научно-технологического развития РФ (2016).

Ответственным за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в данной сфере является Минобрнауки.

Разработка нового закона о науке

Решение о разработке концепции нового закона „О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации“ было принято 31 января 2014 г. на заседании совета по вопросам образования и науки Госдумы при участии министра образования и науки Дмитрия Ливанова . По итогам заседания решением председателя Госдумы Сергея Нарышкина в парламентском комитете по науке и наукоемким технологиям была образована рабочая группа по подготовке концепции проекта нового закона. В ее состав вошли депутаты, представители Минобрнауки, Общественной палаты , РАН и других государственных академий наук, научных институтов, университетов и т.д.

В ноябре 2014 г. Минобрнауки представило макет структуры нового закона, а в феврале 2015 г. был предложен доработанный макет с детализацией отдельных статей. 1 марта 2016 г. министерство опубликовало концепцию проекта федерального закона „О научной, научно-технической и инновационной деятельности“. Минобрнауки продолжило разработку законопроекта и после смены руководства: в августе 2016 г. Ливанова на посту министра образования и науки сменила Ольга Васильева . В августе того же года закон был внесен на рассмотрение правительства.

26 апреля 2017 г. первое обсуждение законопроекта прошло на уровне экспертного совета профильного комитета Госдумы.

Причины принятия нового закона, планируемые нововведения

11 февраля 2014 г. на первом заседании рабочей группы по законопроекту председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям высказал мнение, что в новом законе необходимо отразить процедуру формирования приоритетов развития науки и бюджетную защищенность проводимых в соответствии с ними исследований.

Руководитель рабочей группы, председатель подкомитета Госдумы по государственной научно-технической политике этого комитета Александр Дегтярев в своем выступлении обратил внимание на то, что новый закон призван „сформировать институциональную основу для эффективной деятельности всех субъектов правоотношений в сфере науки“, „обеспечить социальные и профессиональные права и гарантии ученым“ и „создать условия для внедрения инновационного механизма развития самой научной сферы в целом с учетом вызовов времени“.

Также Александр Дегтярев обратил внимание на необходимость урегулирования понятийного аппарата и его правоприменения, поскольку до сих пор существовали разные толкования понятий „научная деятельность“, „фундаментальная наука“, „прикладная наука“, „академическая наука“, „вузовская наука“, „поисковые исследования“.

В июня 2015 г. первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила доклад „Правовое регулирование научной деятельности: проблемы и пути решения“ и рассказала о работе Минобрнауки по модернизации правовой базы. Замминистра подчеркнула, что существующий закон о научной деятельности не отвечает жизненным реалиям: „он объективно превратился в бессистемный правовой акт, не способный обеспечить последовательного, целостного и непротиворечивого механизма регулирования современной научной, научно-технической и инновационной деятельности“. Наталья Третьяк назвала одним из важнейших нововведений законопроекта определение правового статуса ученого.

Согласно концепции законопроекта, ключевыми задачами нового закона о науке являются минимизация директивного управления этой сферой, создание конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, возможностей саморазвития и саморегулирования национальной научно-технологической системы.

18 мая 2016 г. на заседании совета по образованию Госдумы, касаясь нового закона о науке, Ливанов подчеркнул: „Наша цель - создать комфортные условия для научного творчества, для профессиональной, личностной самореализации тех, кто занимается наукой, установить понятные принципы научной карьеры“.

В феврале 2017 г. в беседе с журналистами Васильева сказала: „Я убеждена, что создание открытой, современной, компактной и технологичной системы управления наукой, позволяющей активно взаимодействовать исследователям, разработчикам, предпринимателям, органам власти, - это ключевая задача“. Комментируя необходимость создания нового законодательства о науке, Васильева отметила, что закон 1996 г. „не позволяет решать задачи“, поставленные Стратегией научно-технологического развития РФ, подписанной 1 декабря 2016 г.

В апреле 2017 г. стало известно, что новый законопроект предполагает упрощение процедуры присуждения научных степеней - планируется узаконить их присвоение по совокупности опубликованных работ.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»