Функционально-ориентированная и личностно-ориентированная модель образования. Образование, эксперимент, школьники, школы, учитель.:. Личностно-ориентированное образование Так появилось различие

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Автор модели Николай Алексеевич Алексеев. В данной модели сущность личностно ориентированного обучения связывается с уникальностью и самобытностью учащихся и с неповторимостью личности педагога, с понятием «культурного акта», смысл которого заключается с созданием учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Педагогическая технология при этом рассматривается как:

возможностей);

– принципиально неинвариантная , поскольку предполагает

собственное «доопределение» в конкретных условиях обучения. Педагог занимает позицию проектировщика

обучения.

Проектирование личностно ориентированного обучения – особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которого ориентировано на учет:

типа психического развития учащихся;

личностных возможностей и особенностей педагога;

психологически адекватного представления для учащихся специфики предмета.

Тип психического развития (по Н.А. Алексееву) детерминирован направленностью обучения:

Инструментальный Культурологический

Так появилось различие

субъектно ориентированного и личностно ориентированного

обучения.

Проектируя личностно ориентированный процесс, учитель работает с содержанием обучения. Н.А. Алексеев выделяет три группы предметов:

структурно

позиционно

ориентиро-

ориентиро-

ориентиро-

(математика,

(история, родной

(литература,

и иностранные

предметы

языки, право)

искусства)

биология)

Механизмы усвоения

6. Культурологическая концепция личности ориентированного образования

Автор Е.В. Бондаревская. Основным методом проектирования и развития должен стать культурологический подход, который ориентирует все компоненты образования на культуру и человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

Основные компоненты культурологического подхода в личностно ориентированном образовании:

– отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой;

отношение к образованию как культурному процессу;

отношение к школе как целостному культурно- образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной

жизни детей и взрослых. Культурологическое личностно ориентированное образование – образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества. Это образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности,

опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.

По отношению к ученику оно выполняет следующие культурные функции:

помогает обрести ценности и смыслы жизни;

осуществляет его развитие как человека культуру и целостной личности;

поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.

Ценности гуманистической педагогической культуры:

– не знания, а личностные смыслы учения и жизни ребенка;

не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная

деятельность и жизненный опыт личности;

не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика;

не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.

И модели обучения различаются по подходам к организации учебного процесса и стилям педагогического управления.

Учебно-дисциплинарная модель обучения

Для учебно-дисциплинарной модели характерны знаниевый подход и авторитарный стиль педагогического управления. Суть знаниевого подхода к обучению состоит в том, что главной ценностью учебного процесса являются знания, а содержанием обучения - формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков (ЗУН). Поэтому при такой модели успешность ученика определяется объёмом усвоенных знаний, его умения и навыки отражают опыт применения знаний, все ученики подгоняются под стандартную систему подлежащих усвоению ЗУНов.

Индивидуальные особенности учитываются в той мере, в какой они способствуют либо препятствуют усвоению материала. Так, учебные задания могут дифференцироваться в зависимости от способностей ученика, учитель может индивидуально работать с отстающими над устранением пробелов в их знаниях, давать сильным ученикам задания повышенной сложности и т.д.

Дисциплинарная в названии данной модели можно трактовать в двух значениях.

Во-первых, активность учащихся поддерживается в рамках жёстко установленной дисциплины, учебные действия выполняются, потому что «так надо», «таков порядок». Необходимым условием такой дисциплины является авторитарный стиль педагогического управления, который в учебно-дисциплинарной модели реализуется посредством постоянного контроля педагогом учебной деятельности, четко выстроенной системы учебных заданий, требующих обязательного выполнения. Ученик выступает исполнителем предписаний учителя. Инициатива со стороны учеников нежелательна, т.к. она нарушает установленный порядок, «мешает дисциплине».

Во-вторых, ЗУНы «привязаны» к конкретным учебным дисциплинам. В учебно-дисциплинарной модели не предусматривается развитие междисциплинарных (общеучебных) умений и индивидуальных качеств, выходящих за рамки определённых программой ЗУНов: инициативности, самостоятельности, нестандартного мышления и т.д.


Как правило, в учебно-дисциплинарной модели слабо реализуется принцип связи обучения с жизнью, поскольку в ней несущественно, пригодятся ли ученику в дальнейшем усваиваемые знания.

Такая модель весьма эффективна в рамках знаниевого подхода. Однако сегодня знаниевый подход устарел, ему на смену пришел личностно-деятельностный подход , в котором главной ценностью выступает активная развивающаяся личность, и на первый план выходит способность ученика к правильным действиям в контексте реально существующих условий, а не имеющийся у него объем знаний.

Личностно ориентированная модель обучения

В личностно ориентированной модели обучения реализуется личностно-деятельностный подход. Главной ценностью выступает личность ученика, а доминирующим стилем педагогического управления является демократический стиль . Обучение строится как взаимодействие обучающего и обучаемых, инициатива которых приветствуется и поддерживается. Учитель стимулирует самостоятельность учеников за счёт развития их познавательного интереса, организует разнообразные формы учебной работы, стараясь выявить и максимально развить индивидуальные способности.

При демократическом управлении педагог действует совместно с обучающимися, они участвуют в планировании, организации, анализе и оценивании результата учебной деятельности. Их самостоятельная работа носит не репродуктивный (воспроизводящий) характер, как в первой модели, она становится продуктивной, поскольку обучающиеся сами находят информацию, осмысливают её, создают новый «продукт» (например, при использовании метода проектов).

Личностно ориентированная модель эффективно формирует у обучающихся общеучебные умения, способствует развитию их самостоятельности, инициативности, творчества, становлению активной развивающейся личности.

Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей, обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Суть личностно-ориентированной педагогики, по И.С. Якиманской, составляет “признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса”. Затем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.

Личностно-ориентированное обучение строится на принципе субъектности. Из него вытекает целый ряд положений. Учебный материал не может быть одинаковым для всех учащихся. Ученик не заучивает обязательный материал с заранее заданными выводами, а сам его отбирает, изучает, анализирует и делает собственные выводы. Упор делается не на развитие только памяти ученика, а на самостоятельность его мышления и самобытность выводов

Модели личностно-ориентированной педагогики .

Социально-педагогическая модель ре­ализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ обра­зованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Образовательный процесс был ориен­тирован на создание одинаковых условий обучения для всех при ко­торых каждый достигал планируемых ре­зультатов.

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с орга­низацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. В основе дидактики лежала предмет­ная дифференциация, направленная на выявление: 1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предмет­ного содержания; 2) интереса к его уг­лубленному изучению; 3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) дея­тельности.

Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до послед­него времени сводилась к признанию раз­личий в познавательных спо­собностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и фак­торами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Подход И.С. Якиманской: сущность теории, требования к дидактическому обеспечению личностно-ориентированного обучения.

И.С. Якиманская различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт

И.С. Якиманская подчеркивает, что ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта.

Для раскрытия, развития и самореализации личности нужна разнообразная по содержанию образовательная среда, доступная каждому ребёнку.


Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса:

Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

При введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

И.С. Якиманская вводит достаточно полную классификацию моделей личностно-ориентированного образования, условно разделяя их на три основные:

  • 1) социально-педагогическая;
  • 2) предметно-дидактическая;
  • 3) психологическая.

Социально-педагогическая модель была основана на педагогике социального заказа - воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некое типовое явление, "усредненный" вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т. п. Образовательный процесс при этом был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов (всеобщее десятилетнее образование, «борьба» с второгодничеством, детьми с отклоняющимися формами поведения, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т.п.).

Проектирование образовательного процесса основывалось на идее педагогического управления, формирования и коррекции личности без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, само-воспитания).

Направленность такой технологии можно обозначить так: «мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добьюсь». Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, глобальные цели и задачи общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности).

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, сложившаяся на сегодняшний день, связана с организацией научных знаний в системе с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении. Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель - развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «порций» подачи материала, сложности его переработки и т.п. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление:

  • 1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания;
  • 2) интереса к его углубленному изучению;
  • 3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление предпочтений ученика в работе с материалом разного предметного содержания, на интерес к его углубленному изучению, ориентации ученика на занятия разными видами предметной (профессиональной) деятельности. Проектирование предметной дифференциации строилось на учете сложности и объема учебного материала (задания повышенной/пониженной трудности). Для предметной дифференциации учеными, педагогами и методистами разрабатывались факультативные курсы, программы спецшкол; открывались классы с углубленным изучением определенных учебных предметов (их циклов): гуманитарные, физико-математические, естественно-научные и т.п.; создавались условия для овладения различными видами предметно-профессиональной деятельности: политехническая школа, УПК, различные формы сочетания обучения с общественно-полезным трудом.

Это свидетельствует о том, что на определенном историческом этапе развития российской общеобразовательной школы организация знаний по научным направлениям, программированное, проблемное обучение признавались основным источником личностно-ориентированного подхода к ученику. Создавалась ситуация, в которой дифференцированные формы педагогического воздействия определяли содержание личностного развития.

Однако предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность с учетом специфики научной области знаний, но не раскрывала сущностных истоков жизнедеятельности самого ученика как носителя субъективного опыта, имеющейся у него индивидуальной готовности, предпочтений к предметному содержанию, виду и форме задаваемых знаний.

Предметная дифференциация строилась с учетом содержания научного познания с опорой на классические образцы познания. На этой основе разрабатывался программный материал, научные тексты, дидактические материалы и т. п. Это приводило к углублению познания, расширению объема научной информации, ее более теоретическому (методологическому) структурированию. Между тем отсутствие учета духовной дифференциации (более личностно значимой для учеников) затрудняло не только реорганизацию образования, но нередко порождало формализм в усвоении знаний - расхождение между воспроизведением "правильных" знаний и их использованием, стремление скрыть личностные смыслы и ценности, жизненные планы и намерения, заменить их социальным клише.

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.

В субъектном опыте представлены и предметные, и духовные смыслы, имеющие значение для развития личности. Их сочетание в обучении не простая задача, пока, не решаемая в рамках предметно-дидактической модели.

Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

«Личностно-ориентированная модель воспитания и обучения»

В настоящее время существует огромное множество различных технологий, систем и моделей обучения и воспитания. Личностно - ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике школ. Чем же отличается личностно - ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того, которое было всегда?

В основе личностно – ориентированной модели обучения лежат следующие психодидактические идеи обучения и воспитания.

    «Всякий цветок со своим запахом».

Идея личностного подхода. Главная ценность - сам ребёнок, а не тот продукт, который от него можно получить. Развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости учащегося, раскрытие его природного дара - вот ценности личностно - ориентированного образовательного процесса . Для реализации идеи личностного подхода необходимо создание условий, образовательной среды для полноценного проявления личностных качеств ребёнка, решения его личных проблем, поиска самого себя, придания этому поиску культурных форм. Личностный подход основан не только на личности ребёнка, но и на личности педагога. Ценность педагога в этом плане - в его уникальности, непохожести, способности внести лично присвоенные смыслы в образовательный процесс.

    «Педагог - садовник». Идея выращивания Знания , а через них - способности нельзя в человека внести, вдавить, их можно только «вырастить» Обучить человека можно всему, а получить образование можно только путём организации собственной деятельности, выращивания нового состояния, собственных способов работы.

    «Дорогу осилит идущий». Идея деятельностного подхода. Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности. «Плуг от работы блестит» . Именно деятельность стоит между обучением и развитием.

    «Остановиться, оглянуться»

Идея рефлексии. Анализ, осознание осуществлённой деятельности и самого себя в этой деятельности (рефлексия) - один из основных механизмов развития человека.

    «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши».

Идея проблемности. Учебная проблема должна быть оптимальной трудности: слишком трудное и чрезмерно лёгкое задание не вызывает проблемной ситуации.

    «Искусство возможного»

Идея оптимизации. Оптимальная организация образовательного процесса - это лучшая в данных конкретных условиях. Такой подход становится особенно актуальным в условиях вариативного образования. Нельзя слепо переносить те или иные методы и технологии в условия конкретного класса, группы. Чужие технологии, конечно, можно и нужно использовать, но для того, чтобы выстроить собственную. Технологию обучения или воспитания надо «выстрадать».

    «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»

Идея крупных блоков, модульный подход. Учебный материал на вводных занятиях подаётся крупными «мазками», без деталей («скелет» темы, общая ориентировка). Затем осуществляется детальная отработка частей блока с опорой на обобщающие идеи («наращивание мяса»).

    «Сердце отдаю детям».

Идея сотрудничества, гуманного отношения к маленькому, но ЧЕЛОВЕКУ. Принятие ребёнка таким, какой он есть. Создание психологически комфортных условий для развития каждого ребёнка, удовлетворение и радость об общения, простота общения, но без фамильярности, искренность, доверие без попустительства, советы без навязчивости, ирония и юмор без насмешливости, доброжелательность без заласкивания, деловой тон без раздражительности, сухости, холодности.

    «Видеть за деревьями лес»

Идея системного подхода. Цельное, системное представление о личности и её развитии. Органичное сочетание методов обучения, не зацикленное на ту или иную концепцию. Ясность и чёткость понятий, определённость и конкретность мышления, осознание связи между предметами и явлениями, количество и качество процесса и продуктов труда.

Система дошкольного образования тоже начинает перестраиваться - поворачиваться от авторитарной к личностно ориентированной модели построения педагогического процесса. И на данном этапе задачи особенные. Как известно, базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не вошли в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются (видоизменяются), либо ассимилируются с большим трудом, и репродуцируются (воспроизводятся) с малым коэффициентом надёжности.

Модель личностно - ориентированного воспитания всё шире внедряется и апробируется в ДОУ. Изучая и применяя на практике разные способы общения, воспитатели поняли, что только сотрудничество с ребёнком, использование разных стилей общения с ним, предпочтение ситуаций, требующих от ребёнка активности, может приблизить к главной цели - становлению личности ребёнка.

Гуманизация процесса образования означает максимальное способствование тому, чтобы у ребёнка сложилась единая, интегральная, связная картина мира. Исследования теоретиков показывают, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитываются интересы и познавательные возможности ребёнка по отношению к изучаемым явлениям.

Задача педагогов - обеспечить каждому ребёнку условия для развития и саморазвития, что возможно только при глубоком анализе индивидуальных особенностей человека и стратегическом планировании тактики обучения, предназначенной не абстрактному ребёнку (ребёнку «вообще», а конкретному ЧЕЛОВЕКУ с его личным, присущим только ему комплексом качеств).

Личностно - ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть привычный для нашей системы образования учебно - дисциплинарный подход к ребёнку, вооружить педагогов навыками партнёрского общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Поскольку ребёнок такой же полноправный член общества, как и взрослый, то признать его права означает занять педагогическую позицию не «сверху», а «рядом и вместе». Необходимо внушать ребёнку мысли о самом себе, его собственной уникальности, о желании сделать его жизнь радостной, по - настоящему счастливой.

Главное в воспитании - это любить детей, развивать их способности, раскрывать в детях их индивидуальность.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»