А23-1.
1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3) Со вниманием и любовью написаны художником и обстановка дома и одежда персонажей картины и каждый предмет.
4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.
А23-2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.
4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.
А23-3.
1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3) Во время Крымской кампании Л.Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
A23-4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлен.)
1. Сады можно разбивать на крышах как с внутренним так и с наружным водоотводом причем уклон крыши может быть даже нулевым.
2. Воду можно направить в подземную дренажную систему либо даже в построенный на участке водоем – ручей или пруд.
3. В саду можно проложить тропинки или разбить площадку для отдыха или построить беседку и увить ее виноградом.
4. При устройстве пешеходных дорожек можно сделать основание из бетона однако песчаное либо щебеночное основание более экологичны.
А23-5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Слово «мох» обычно вызывает в памяти образы сырых и сумрачных
таёжных лесов или болот.
2) Человека воспитывает как искусство так и наука.
3) Старушки или пили чай или играли в карты или просто разговаривали.
4) Это была дорога разочарований и восторгов и горя и радости.
А23-6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир
А23-7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
2) В Приморье много закрытых бухт и заливов.
3) А.Х. Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.
4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно- синими.
А23-8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
А23-9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Земляникой да черникой полны наши леса!
2) По вечерам дедушка или читал или играл в шахматы.
3) Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и
небосводом.
4) Ночью в лесу с трудом различаются цвет и очертания и людей и
животных и предметов.
А23-10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
2)Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3)Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
4)Дела да случаи совсем замучили.
А23-11.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости и скуки.
2) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
3) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
4) Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм
А 23-12
.
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда даёт каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи тёплого сыроватого ветерка.
А 23-13. Укажите
предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Санин ощущал во всем своём существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа и слева и впереди.
4) От него не было ни слуху ни духу.
А 23-14.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
А 23-15.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Задания A23 по русскому языку
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.
2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
3) Ученье да труд всё перетрут.
4) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественноматематическими дисциплинами.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
3) Ответы вы можете дать в устной или письменной форме.
4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.
2) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.
3) Солнце - мощный источник как света и тепла так и других излучений.
4) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
3) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.
4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.
10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.
2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.
3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.
4) Писательский талант равно проявляет себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3) Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.
17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
Источник задания: Решение 4050. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток.
3) Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря.
4) Правды боится человек с нечистой совестью или трус.
5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.
Решение.
В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.
1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.
1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик. Простое предложение.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток. Простое.
3) Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря. Простое.
4) Правды боится человек с нечистой совестью или трус. Простое
5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами. Сложное.
2. Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не содержат общий второстепенный член.
5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами. Сложное, есть общий второстепенный член в театре времен Шекспира, запятая не нужна.
3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).
1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии,но и поэт-переводчик. – Сложный союз не только… , но и … , ОДНА запятая.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток. Однородные дополнения соединены союзами И. (и площадку, и поселок) , ОДНА запятая.
Задания А 23 (Цыбулько)
1.Укажите предложение, в котором нужно поставитьодну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставл.)
По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расстав.)
1)Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2)В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3)Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.
4)Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну
Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
Во время Крымской кампании JI.H. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
В Приморье много закрытых бухт и заливов.
А.Х. Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.
6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.
Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставл.)
1)Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2)Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3)Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Художник совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах.
Во взгляде автора «Слова о полку Игореве» мы угадываем и любование бесконечными просторами и доподлинное знание окружающего мира.
Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2)Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3)На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
Огонь костра то разгорается то угасает.
На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
Задумайте любое число и увеличьте его на три.
15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.
За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2)Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.
3)Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
4)Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.
26. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
27. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.
Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.
28. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
29 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
На улице весь декабрь то снег то дождь...
30. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.