Тест "Учение об эволюции" тест по биологии (11 класс) на тему. Тесты по теории эволюции и атропогенезу Тест по биологии эволюционная теория

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Тест по биологии 11 класс

Тема: «Эволюционное учение»

Вариант 1

Часть А. один правильный ответ на вопрос.

    К. Линней внес существенный вклад в развитие биологии т.к. он:

А) ввел в практику принцип двойных названий видов (род и вид)

Б) развил учение о борьбе за существование, классифицировав ее на две основные формы

В) развил представление о различных формах изменчивости и их значении в эволюции

Г) создал первую теорию происхождения человека

    Назовите форму естественного отбора, результатом которой является индустриальный меланизм у бабочки березовая пяденица:

А) дизруптивный Б) направленный В) канализирующий Г) транзитивный

    Назовите ученого, который в своей систематике разделил всех животных на «кровеносных» и «бескровных»

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) Эмпедокл Г) Ж.Б. Ламарк

    Под необратимым процессом исторического изменения живых существ и их сообществ понимают:

А) борьбу за существование Б) естественный отбор

В) эволюцию Г) развитие жизни на Земле

    Назовите ученого, который считал, что сначала возникли ткани, затем органы, а потом – организмы

А) К. Линней Б) Аристотель В) Эмпедокл Г) Ж.Б. Ламарк

Г) самоопыляющиеся растения

    Какую форму естественного отбора назвали «ножницы эволюции», т.к. она сохраняет два различных уклонения от средней нормы:

В) трофическая межвидовая борьба Г) трофическая внутривидовая борьба

    Назовите основное отличие естественного отбора от других эволюционных факторов:

А) ведет к изменению генофонда популяций и вида

Б) имеет универсальный характер

В) имеет направленный характер

Г) обладает непрерывностью действия

    Какая форма естественного отбора сохраняет внутривидовой полиморфизм (разнообразие)

Часть Б. три

    Из предложенного списка выберите признаки движущей формы естественного отбора:

Г) приводит только к усилению признака;

    Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку К. Линнея:

Часть С. При решении заданий части С дайте полный ответ на вопрос

    Используя знания о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость (мутации) и естественный отбор) объясните, как возникло в природе явление индустриального меланизма у бабочки березовая пяденица. Какая форма естественного отбора действует при этом явлении?

Тест по биологии 11 класс

Тема: «Эволюционное учение»

Вариант 2

Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.

    Назовите форму естественного отбора, благодаря которой происходит выработка у микробов и насекомых устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам:

А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный

    Назовите термин, которым обозначают комплекс разнообразных отношений между организмом и факторами живой и неживой природы:

А) адаптации Б) естественный отбор

В) борьба за существование Г) выживаемость

    Естественный отбор:

А) всегда приводит к усилению определенного признака;

Б) не меняет признаки живых организмов;

В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;

Г) всегда приводит к ослаблению определенного признака.

А) трофическая межвидовая конкуренция Б) трофическая внутривидовая конкуренция

В) трофическая межвидовая борьба Г) трофическая внутривидовая борьба

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г) Ж.Б. Ламарк

    Какое из приспособлений является результатом действия внутривидовой борьбы за существование:

А) длинный корень у верблюжьей колючки;

Б) сохранение у кактусов остатков листьев в форме колючек;

В) формирование запаса жира в горбе верблюда;

Г) яркая окраска самцов у фазанов.

    Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г) Ж.Б. Ламарк

    Какая форма отбора может носить обратимый характер:

А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный

    Назовите основную причину такого явления как борьба за существование:

А) наличие чрезмерного количества особей и недостаток средств к существованию

Б) неблагоприятное воздействие на организмы факторов окружающей среды

В) неблагоприятное воздействие на организм особей своего и другого вида

Г) противоречие между стремлением организмов выжить и размножиться и относительность приспособленности организмов к окружающей среде

    Назовите форму естественного отбора, примером которой служит следующее явление: у вида бабочек африканский парусник имеется несколько форм окраски, каждая из которых подражает определенному виду ядовитых бабочек:

А) направленный Б) движущий В) дизруптивный Г) транзитивный

    Что является непосредственным следствием (результатом) борьбы за существование:

А) формирование приспособленностей; Б) естественный отбор;

В) образование новых видов; Г) увеличение разнообразия особей

    Назовите группу организмов, в которой практически невозможен движущий естественный отбор:

А) растения, размножающиеся вегетативным (бесполым) путем

Б) растения, опыляющиеся ветром или насекомыми

В) чистые линии (чистокровные особи)

Г) самоопыляющиеся растения

    Назовите вид борьбы за существование, который является наиболее напряженным:

А) межвидовая Б) внутривидовая

В) между организмами и средой обитания Г) репродуктивная конкуренция

Часть Б. При решении заданий части Б выберите три правильных ответа на вопрос.

1. Из предложенного списка выберите признаки стабилизирующей формы естественного отбора:

А) действует при изменении условий внешней среды;

Б) действует при стабильных, неизменных условиях внешней среды;

В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;

Г) действие направлено на уничтожение особей, несущих признаки, значительно уклоняющиеся от средней нормы;

Д) действие направлено на сохранение сложившейся в данных условиях нормы признака;

Е) приводит к сдвигу среднего значения признака, к появлению новой оптимальной средней величины.

2. Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку Ж.Б. Ламарка:

А) считал вид реальной и элементарной единицей живой природы;

Б) полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию;

В) для обозначения видов ввел бинарную (двойную) номенклатуру названий;

Г) создал первую эволюционную теорию;

Д) считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству;

Е) построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и растения.

Часть С. При решении заданий части С дайте полный ответ на вопрос

1. Используя знания о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость (мутации) и естественный отбор) объясните, как возникло в природе явление внутривидового полиморфизма (разные оттенки раковин) у улиток. Какая форма естественного отбора действует при этом явлении?

Вариант 1


А. Гераклит
Б. Аристотель
В. Линней
Г. Анаксимен


А. Метафизические взгляды
Б. Трансформизм
В. Креационизм
Г. Верного ответа нет


А. В 1809
Б. В 1859
В. В 1897
Г. В 1976


А. Селекция
Б. Генетика
В. Физиология
Г. Цитология


Б. Наследственности
В. Мутационной изменчивости
Г. Верного ответа нет


А. Межвидовая борьба
В. Внутривидовая борьба
Г. Верного ответа нет


А. Шмальгаузен
Б. Мюллер
В. Северцов
Г. Пирсон


А. Демонстрационная окраска
Б. Маскировка
В. Мимикрия
Г. Все ответы верны


А. Идиоадаптация
Б. Общая дегенерация
В. Ароморфоз
Г. Верного ответа нет


А. Общественный образ жизни
Б. Развитие речи
В. Развитие мышления
Г. Все ответы верны

Вариант 2


А. Уоллес
Б. Дарвин
В. Линней
Г. Ламарк


А. Ламарк
Б. Дарвин
В. Северцов
Г. Линней


А. 1987
Б. 1859
В. 1895
Г. 1867



Г. Мутационной изменчивостью и естественным отбором


А. Волны жизни
Б. Дрейф генов
В. Популяционные волны
Г. Изоляция

6.Конвергенция - это…
А. Схождение признаков
Б. Расхождение признаков
Г. Верного ответа нет


А. В мезозое
Б. В палеозое
В. В кайнозое
Г. Верного ответа нет

8.К агроценозам относят…
А. Луг
Б. Опушку леса
В. Мелководную речку
Г. Верного ответа нет

9.Назовите косное вещество:
А. Почва
Б. Газ
В. Микроорганизмы
Г. Метеориты


А. Ароморфоз
Б. Дивергенция
В. Мимикрия
Г. Верного ответа нет

Вариант 3

1.Кювье придерживался…
А. Взглядов креационизма
Б. Взглядов трансформизма
В. Метафизических взглядов
Г. Верного ответа нет


А. Удвоение хромосом
Б. Слияние ядер клеток
Г. Все ответы верны


А. Мимикрия
Б. Маскировка
В. Демонстрационная окраска
Г. Верного ответа нет


А. Мюллер и Геккель
Б. Северцов и Шмальгаузен
В. Харди и Вайнберг
Г. Верного ответа нет


А. Ароморфозы
Б. Атавизмы
В. Идиоадаптации
Г. Верного ответа нет


Б. Защите семени
Г. Все ответы верны


А. Проплиопитеки
Б. Дриопитеки
В. Парапитеки
Г. Неоантропы


А. Палеогеновый период
Б. Неогеновый период
В. Антропогеновый период
Г. Верного ответа нет


А. Косное вещество
Б. Биогенное вещество
В. Живое вещество
Г. Биокосное вещество


А. Трудовая деятельность
Б. Наследственная изменчивость
В. Дрейф генов
Г. Популяционные волны
Д. Общественный образ жизни
Е. Развитие речи
Ж. Изоляция
З. Развитие мышления

Ответы на Вариант 1

1.Кто в своих трудах писал о том, что человек и животные имеют единый план творения?
А. Гераклит
*Б. Аристотель
В. Линней
Г. Анаксимен

2.В средние века в науке господствовали …
*А. Метафизические взгляды
Б. Трансформизм
В. Креационизм
Г. Верного ответа нет

3.Первая эволюционная теория была разработана
*А. В 1809
Б. В 1859
В. В 1897
Г. В 1976

4.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается…
*А. Селекция
Б. Генетика
В. Физиология
Г. Цитология

5.Все новые признаки возникают в результате…
А. Комбинативной изменчивости
Б. Наследственности
*В. Мутационной изменчивости
Г. Верного ответа нет

6.Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро?
*А. Межвидовая борьба
Б. Борьба с неблагоприятными условиями
В. Внутривидовая борьба
Г. Верного ответа нет

7.Закон стабилизирующего скрещивания установил…
А. Шмальгаузен
Б. Мюллер
В. Северцов
*Г. Пирсон

8.Сходство между незащищёнными и защищёнными видами - это…
А. Демонстрационная окраска
Б. Маскировка
*В. Мимикрия
Г. Все ответы верны

9.Морфофизиологический процесс, который ведёт к упрощению организмов, к морфофизиологическому регрессу - это…
А. Идиоадаптация
*Б. Общая дегенерация
В. Ароморфоз
Г. Верного ответа нет

10.Назовите социальный фактор антропогенеза:
А. Общественный образ жизни
Б. Развитие речи
В. Развитие мышления
*Г. Все ответы верны

Ответы на Вариант 2

1.Первым эволюционную теорию предложил…
А. Уоллес
Б. Дарвин
В. Линней
*Г. Ламарк

2.Кто из учёных разделил всю живую природу на два царства?
А. Ламарк
Б. Дарвин
В. Северцов
*Г. Линней

3.О главной движущей силе эволюции в своём гениальном труде Дарвин писал в…
А. 1987
*Б. 1859
В. 1895
Г. 1867

4.Теория Дарвина объясняет появление приспособленности…
А. Комбинативной изменчивостью и естественным отбором
Б. Комбинативной изменчивостью и искусственным отбором
В. Мутационной изменчивостью и искусственным отбором
*Г. Мутационной изменчивостью и естественным отбором

5.Направленное изменение частоты встречаемости отдельных генов - это…
А. Волны жизни
*Б. Дрейф генов
В. Популяционные волны
Г. Изоляция

6.Конвергенция - это…
*А. Схождение признаков
Б. Расхождение признаков
В. Преобразование строения и функций организма
Г. Верного ответа нет

7.Общими предками человека и человекообразных обезьян жили…
*А. В мезозое
Б. В палеозое
В. В кайнозое
Г. Верного ответа нет

8.К агроценозам относят…
А. Луг
Б. Опушку леса
В. Мелководную речку
*Г. Верного ответа нет

9.Назовите косное вещество:
А. Почва
Б. Газ
В. Микроорганизмы
*Г. Метеориты

10.Частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды - это…
А. Ароморфоз
Б. Дивергенция
В. Мимикрия
*Г. Верного ответа нет

Ответа на Вариант3

1.Кювье придерживался…
А. Взглядов креационизма
Б. Взглядов трансформизма
*В. Метафизических взглядов
Г. Верного ответа нет

2.В селекции растений часто получают полиплоидные формы. В основе полиплоидии лежит:
А. Удвоение хромосом
Б. Слияние ядер клеток
В. Нарушение процесса деления
*Г. Все ответы верны

3.Некоторые безобидные неядовитые змеи приобрели значительное сходство с ядовитыми, что помогает им избегать нападения хищников, - такое явление получило название…
*А. Мимикрия
Б. Маскировка
В. Демонстрационная окраска
Г. Верного ответа нет

4.Биогенетический закон сформулировали:
*А. Мюллер и Геккель
Б. Северцов и Шмальгаузен
В. Харди и Вайнберг
Г. Верного ответа нет

5.Недоразвитые органы, которые утратили своё значение в процессе эволюции - это…
А. Ароморфозы
Б. Атавизмы
В. Идиоадаптации
*Г. Верного ответа нет

6.Среди семенных наиболее развиты покрытосеменные. Их ароморфозы выражаются в…
А. Появлении специального органа размножения - цветка
Б. Защите семени
В. Развитии двойного оплодотворения
*Г. Все ответы верны

7.Общими предками орангутангов, гиббонов и человекообразных обезьян были…
А. Проплиопитеки
Б. Дриопитеки
*В. Парапитеки
Г. Неоантропы

8.В каком периоде кайнозойской эры от насекомоядных плацентарных отделилась ветвь, которая затем привела к появлению парапитеков?
*А. Палеогеновый период
Б. Неогеновый период
В. Антропогеновый период
Г. Верного ответа нет

9.Главным веществом биосферы, по определению Вернадского, является…
А. Косное вещество
Б. Биогенное вещество
*В. Живое вещество
Г. Биокосное вещество

10.Назовите биологические факторы эволюции:
А. Трудовая деятельность
*Б. Наследственная изменчивость
*В. Дрейф генов
*Г. Популяционные волны
Д. Общественный образ жизни
Е. Развитие речи
*Ж. Изоляция
З. Развитие мышления


Новость отредактировал admin - 11-02-2011, 17:57

Инструкция по выполнению теста

На выполнение тестового задания на тему «Эволюция органического мира» отводится 20 минут времени. Данный тест состоит из 2 - х частей, включающей 10 заданий различной степени сложности.

Часть 1 содержит 8 заданий (1-8) с выбором одного верного ответа из четырех.

Часть 2 содержит 2 задания (В 1 - В 2), требующих написать последовательность букв или цифр или же выбрать три правильных ответа из шести.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответов, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответов. Советуем выполнять задания в том порядки, в котором они даны. С целью экономии времени, пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно большее количество заданий и получить максимальный балл. Наибольшее количество баллов, которые Вы можете набрать в данном тесте, 12. Верно выполненное задание части 1 приравнивается к 1 баллу, а части 2 - 2 баллам.

Желаем успеха!

Эволюция органического мира

1. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней - это:

1. Естественный отбор

2. Эволюция

3. Борьба за существование

4. Межвидовая борьба

2. Цитологическим доказательством эволюции является:

1. Единство планов строения организмов в пределах вида

2. Сходство зародышей в пределах вида Хордовые

3. Сходство строения и химического состава клеток всех организмов

4. Наличие рудиментов - остатков имевшихся ранее органов

3. Наличие рудиментов и атавизмов является доказательством эволюции:

1. Сравнительно - анатомическим

2. Палеонтологическим

3. Эмбриологическим

4. Биогеографическим

4. Находки отпечатков ископаемых растений являются доказательством эволюции:

1. Биохимическим

2. Из области систематики

3. Сравнительно - анатомическим

4. Палеонтологическим

5. Эволюционным процессом внутри не родственных систематических групп, находящихся в одинаковых условиях, приводящим к приобретению сходных признаков, называется:

1. Конвергенция

2. Рудимент

3. Дивергенция

4. Атавизм

6. Сходство форм тела у акул, ихтиозавров и дельфинов является примеров эволюции:

1. Филетической

2. Дивергентной

3. Параллельной

4. Конвергентной

7. Органами, развивающимися из разных зародышевых зачатков и приспособленных в результате конвергенции к выполнению одинаковых функций, называются:

1. Атавизмы

2. Гомологические органы

3. Рудименты

4. Аналогичные органы

8. Появление от одного общего предка нескольких видов галапогосских вьюрков является примером эволюции:

1. Филетической

2. Дивергентной

3. Параллельной

4. Конвергентной

В 1. Выберите три правильных ответа. Доказательствами эволюции называются свидетельства:

1. Общности происхождения всех организмов от единых предков

2. Индивидуального развития

3. Изменяемости видов

4. Изменения условий окружающей среды

5. Возникновения одних животных от других

6. Изменения в численности живых организмов

(в ответ запишите ряд чисел)

В 2. Выберите три правильных ответа. Примером аналогичных органов являются:

1. Рука человека и крыло бабочки

2. Колючки боярышника и колючки барбариса

3. Ловчие листья росянки и колючки барбариса

4. Крыло бабочки и крыло птицы

5. Почечные чешуи и усики гороха

6. Усики гороха и усики винограда

(в ответ запишите ряд чисел)

Эталон ответов

В 1 - 135

Тест по теме «Учение об эволюции органического мира»
1 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А» . При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?

А) географическому

Б) экологическому

В) морфологическому

Г) генетическому

2. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями

Б) внутривидовую

В) межвидовую

Г) все перечисленные формы в равной степени

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

4. Какие ароморфозы позволили пресмыкающимся полностью освоить наземно-воздушную среду

А) роговой покров, развитые легкие

Б) пятипалая конечность, живорождение

В) покровительственная окраска, способность к регенерации

Г) четырехкамерное сердце, теплокровность

5. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определенная

Б) модификационная

В) групповая

Г) мутационная

6. Главный фактор, объединяющий особей одного вида в отдельную популяцию:

А) свободное скрещивание особей друг с другом

Б) сходство внешнего и внутреннего строения особей друг с другом

В) одинаковый хромосомный набор особей: форма и число хромосом

Г) общая территория (ареал), занятая особями в природе

7. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем:

А) ароморфоза

Б) идиоадаптации

В) общей дегенерации

Г) направленной эволюции

8. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

А) существование реликтовой кистеперой рыбы латимерии

Б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы

В) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах

Г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами

9. Движущая форма отбора обычно приводит:

А) к уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции

Б) сужению прежней формы реакции

В) расширению прежней нормы реакции

Г) сдвигу прежней нормы реакции

10. Микроэволюция приводит к образованию новых:

А) семейных групп

Б) подвидов и видов

В) родов

Г) отрядов и семейств

11. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

А) биологическом прогрессе

Б) развитии по пути дегенерации

В) биологическом регрессе

Г) развитии по пути ароморфоза

12. Борьба с неблагоприятными условиями среды в результате эволюции:

А) снижает сопротивляемость организмов

Б) ведет к выживанию наиболее жизнеспособных особей

В) ведет к вымиранию вида

Г) способствует совершенствованию свойств вида

13. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

А) создает новые виды

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

14. Изоляция – это фактор эволюции, который:

А) не влияет на скорость видообразования

Б) замедляет процесс формирования приспособленности

В) не препятствует смешиванию популяции внутри вида

Г) ускоряет эволюционный процесс

15. Результатом действия естественного отбора не является:

А) приспособленность организмов к среде обитания

Б) многообразие органического мира

В) борьба за существование

Г) совершенствование организации живых существ

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В». Выберите несколько ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

А) превращение передних конечностей в ласты

Б) дыхание кислородом, растворенным в воде

В) дыхание кислородом воздуха

Г) обтекаемая форма тела

Д) развитый толстый подкожный слой жира

Е) постоянная температура тела

В2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и характеризующими их признаками:

ХАРАКТЕРИСТИКИ: НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ:

1) многообразие видов А) биологический прогресс

2) ограниченный ареал Б) биологический регресс

3) небольшое число видов

4) широкие экологические адаптации

5) широкий ареал

6) уменьшение числа популяций

2 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А». При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех

1. Укажите пример идиоадаптаций:

А) возникновение семени у голосеменных

Б) возникновение плода у цветковых

В) возникновение у цветковых нектарников, привлекающих насекомых

Г) появление фотосинтеза у растений

2. Гомологичные органы у разных организмов образовались в результате

А) конвергенции

Б) идиоадаптации

В) дивергенции

Г) ароморфоза

3. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

А) распадения или расширения исходного ареала

Б) искусственного отбора

В) изоляции популяций внутри старого ареала

Г) дрейфа генов

4. Каковы последствия движущего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) поддержание нормы реакции

В) появление новых видов

Г) устранение особей с новыми мутациями

5. Образование новых видов в природе происходит в результате:

А) методического отбора

Б) искусственного отбора

В) деятельности человека

Г) взаимодействия движущих сил эволюции

6. Укажите неверное утверждение: «В процессе эволюции борьба с неблагоприятными условиями приводит. . .»

А) повышению сопротивляемости организмов

В) вымиранию вида

Б) выживанию наиболее жизнеспособных особей

Г) совершенствованию вида

7. Фактор эволюции, основу которого составляет возникновение преград к свободному скрещиванию особей, называют:

А) модификацией

Б) естественным отбором

В) изоляцией

Г) популяционными волнами

8. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) сохранение нормы реакции

В) появление новых видов

Г) сохранение особей с неизменными признаками

9. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет:

А) естественный отбор

Б) искусственный отбор

В) изоляция

Г) борьба за существование

10. Примером ароморфоза является:

А) уплощение тела у донных рыб

Б) покровительственная окраска

Г) возникновение полового процесса

11. К идиоадаптациям следует отнести:

А) многоклеточность

Б) четырехкамерное сердце млекопитающих

В) игольчатые листья растений пустынь

Г) все перечисленные эволюционные изменения

12. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:

А) размножение организмов

Б) образование новых видов в природе

В) мутационный процесс

Г) изоляция популяций

13. Естественный отбор считают направляющим фактором эволюции, так как в его результате сохраняются особи:

А) с нейтральными изменениями

Б) разнообразными изменениями

В) мелкими наследственными изменениями

Г) изменениями, соответствующими среде обитания

14. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

А) наследственной изменчивости

Б) борьбы за существование

В) вымирания

Г) видообразования

15. Борьба за существование играет большую роль в эволюции:

А) сохраняет особей преимущественно с полезными признаками

Б) сохраняет особей с любыми наследственными изменениями

В) поставляет материал для отбора

Г) обостряет взаимоотношения между особями

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В»

В 1. Выберите несколько ответов из шести и запишите их в алфавитном порядке.

Результатом эволюции является:

А) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

Б) появление новых засухоустойчивых сортов растений

В) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

Г) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

Д) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

Е) получение высокопродуктивных бройлерных кур

В 2.Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОТБОРА

1) действует в природе постоянно А) естественный

2) сохраняет особей с признаками, Б) искусственный

интересующими человека

3) сохраняет особей с полезными для них признаками

4) обеспечивает формирование приспособленности

5) приводит к возникновению новых видов

6) способствует созданию новых пород животных

КЛЮЧ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ»

1 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ № 1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1Б, 2Б, 3Б, 4А, 5Г, 6Г, 7А, 8А, 9Г, 10Б, 11А, 12Г, 13Б, 14Г, 15В

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В».

В1 – А, Г, Д

В2 - 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5А, 6Б

ЗАДАНИЕ № 3.

УРОВЕНЬ «С».

С 1. Элементы ответа:

1) дало возможность использовать в пищу разные корма;

2) способствовало ослаблению конкуренции;

3) в связи с дивергенцией признаков и изоляцией популяций произошло образование новых видов.

ВАРИАНТ № 2

ЗАДАНИЕ №1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1В, 2Б, 3А, 4В, 5Г, 6В, 7В, 8А, 9А, 10Г, 11В, 12Б, 13Г, 14Б, 15Г

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В»

В 1 – А. Г, Д

В 2 - А1, Б2, В1, Г1, Д1, Е1

ЗАДАНИЕ № 3

УРОВЕНЬ «С»

С 1. Элементы ответа:

1) тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дня;

2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи;

3) приспособленность нарушается при движении рыбы, она становится доступной для врагов. В этом состоит относительный характер приспособления.

К Р И Т Е Р И И О Ц Е Н К И

За каждое правильно выполненное задание уровня «А» дается по одному баллу. Максимальное количество баллов, которое можно получить – пятнадцать.

За правильно выполненное задание В1 можно получить три балла, т.е. за каждый ответ по одному баллу. За выполнение задания В2 максимально можно получить также три балла, т.е. за шесть ответов по 0,5 балла. Всего правильное выполнение заданий части «В» дает шесть баллов.

За выполнение задания № 3 (уровень «С») можно получить три балла, если ответ правильный и полный, включает все элементы ответа, не содержит биологических ошибок.

«5» - 24 – 21 балл

«4» - 20 – 16 баллов

«3» - 15 – 10 баллов

«2» - 9 баллов и меньше

Часть A (только один правильный ответ)
A1. Выберите положение теории Ч. Дарвина:
1) все изменения, произошедшие под действием внешней среды, наследуются;
2) виды неизменны и созданы Творцом;
3) в результате воздействия среды выживают наиболее приспособленные особи;
4) видообразование бывает экологическим и географическим.

A2. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся:
1) жаберные щели эмбрионов;
2) ископаемые остатки;
3) одинаковое строение передних конечностей;
4) набор хромосом.

A3. Выберите пару гомологичных органов:
1) передние конечности крота и медведки;
2) ласты тюленя и рука человека;
3) клубень картофеля и корнеплод моркови;
4) скелет рыбы и скелет коралла.

A4. К факторам эволюции не относится:

A5. Что такое морфологический критерий вида?
1) особенности обменных процессов;
2) количество и строение хромосом;
3) особенности строения;
4) ареал, занимаемый данным видом.

A6. Возникновение новых видов - следствие:
1) размножения особей;
2) деятельности человека;
3) взаимодействия движущих сил эволюции;
4) сезонных изменений в природе.

A7. Элементарная единица эволюции – это популяция, т.к.:
1) она занимает определенную территорию;
2) особи популяции обладают сходным строением;
3) ее генофонд способен изменяться;
4) она способна перемещаться в пространстве.

A8. Найдите среди ответов аналогичные органы:
1) крыло бабочки и летучей мыши;
2) копыто жирафа и лося;
3) иглы дикобраза и ежа;
4) ловчий аппарат непентеса и усик гороха.

A9. Микроэволюция приводит к образованию:
1) видов; 2) родов; 3) семейств; 4) отрядов.

A10.Обтекаемая форма тела, толстый подкожный жировой слой и ласты тюленей – результат действия:

A11. В результате действия какой формы отбора преимущественно сохраняются особи со средним значением признака?

A12. Основная причина борьбы за существование – это:
1) воздействие человека;
2) нехватка пищевых ресурсов;
3) техногенные катастрофы;
4) многообразие видов.

A13. Какую роль играют мутации в эволюции?
1) улучшают обмен веществ организмов;
2) являются резервом для естественного отбора;
3) поражают клетки организма;
4) снижают численность популяции.

A14. Среди нижеприведенных фактов найдите пример географического видообразования:
1) человеческая и свиная аскарида;
2) сибирская и дальневосточная лиственница;
3) лютик едкий и лютик ползучий;
4) пшеница диплоидная и тетраплоидная.

A15. Внутривидовая борьба за существование – это отношения между:
1) серой и черной крысой;
2) обыкновенной и сибирской сосной;
3) лисой и волком;
4) березами в одном березняке.

A16. Предупреждающая окраска характерна для:

A17. Признаком экологического видообразования является:
1) формирование нового вида в результате распада единого ареала на несколько новых;
2) разделение исходного ареала вида природными преградами;
3) возникновение нового вида в пределах одного ареала с материнским;
4) деятельность человека, приводящая к разрыву ареала исходного вида.

A18. Результатом эволюции является:

A19. Основным критерием вида является:
1) физиологические потребности;
2) генетическая изоляция от других видов;
3) ареал обитания;
4) особенности строения и размножения.

A20. Из-за изменения внешних условий в популяции птиц стали выживать особи с более длинными крыльями, чем предыдущие поколения. Какой вид отбора способствовал этому?

A21. Укажите признак биологического регресса:
1) резкое упрощение строения, утрата органов и систем органов;
2) снижение численности вида;
3) разделение ареала на несколько новых;
4) уничтожение видов человеком.

A22. Какой пример относится к ароморфозам?
1) появление жабр у личинок земноводных;
2) превращение передних конечностей китов в ласты;
3) разнообразие хвостовых плавников у костных рыб;
4) формирование двухкамерного сердца у рыб.

A23. Сходство дельфина и акулы – это пример:

A24. Пресмыкающиеся считаются первыми настоящими наземными позвоночными, т.к. они:
1) имеют две пары конечностей;
2) покрыты роговыми щитками;
3) размножаются на суше;
4) обладают трехкамерным сердцем.

A25. Какая особенность строения позволила покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?
1) наличие листьев, корней и стеблей;
2) появление сосудов в древесине;
3) быстрое размножение;
4) возникновение камбия.

A26. Прокариоты появились:
1) в архее; 2) в протерозое; 3) в палеозое; 4) в мезозое.

A27. Одним из важнейших ароморфозов архейской эры является:
1) появление многоклеточных организмов;
2) возникновение фотосинтеза;
3) развитие примитивных беспозвоночных животных;
4) появление многоклеточных водорослей.

A28. Периоды мезозойской эры перечислены в правильном порядке:

A29. Современную гипотезу происхождения жизни на Земле создал:
1) С. Миллер; 2) А. Опарин; 3) Л. Пастер; 4) И. Павлов.

A30. К идиоадаптациям относят:
1) появление хорды;
2) развитие зародышевых оболочек у рептилий;
3) разные формы ног у птиц;
4) теплокровность млекопитающих.

A31. К древним людям относятся:

A32. Речь, мышление, труд - это примеры:
1) антропогенных факторов эволюции;
2) экологических факторов эволюции;
3) биологических факторов эволюции;
4) социальных факторов эволюции.

A33. Примером рудимента у человека служит:
1) многососковость;
2) мышца, отвечающая за движение уха;
3) хрящи гортани;
4) потовые железы.

A34. Одним из отличий человека от других млекопитающих является:
1) четырехкамерное сердце;
2) 5 отделов мозга, включая большие полушария;
3) передние конечности короче, чем задние;
4) вторая сигнальная система.

A35. Человеческие расы относятся к одному виду, т.к.:
1) в браке между представителями разных рас рождаются дети;
2) обладают сходным внутренним строением;
3) способны к трудовой деятельности;
4) могут перемещаться по Земле.

A36. В каком ответе основные этапы антропогенеза указаны в правильном порядке?
1) человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец;
2) человек прямоходящий, человек умелый, неандерталец, кроманьонец;
3) человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец, неандерталец;
4) неандерталец, человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец.

Часть B
В заданиях B1-B3 выберите три правильных ответа из шести.
B1. Что является результатом эволюции?
1) популяционные волны;
2) приспособленность организмов;
3) изоляция;
4) образование новых видов;
5) возникновение родов и семейств;
6) естественный отбор.

B2. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:
1) окаменелости животных и растений;
2) крылья птицы и бабочки;
3) закладка хорды у всех позвоночных;
4) сходство зародышей рептилий и амфибий;
5) аппендикс у человека;
6) развитие головного мозга из эктодермы у птиц и млекопитающих.

B3. Какие признаки человека связаны с прямохождением и трудовой деятельностью?
1) стопа имеет сводчатую форму;
2) наличие четырех изгибов позвоночника;
3) развитие мелкой мускулатуры кисти;
4) 7 шейных позвонков;
5) конечности состоят из трех отделов;
6) череп состоит из лицевого и мозгового отделов.

При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между признаком виноградной улитки и критерием вида, для которого он характерен.

B5. Установите соответствие между примером и видом морфологических доказательств эволюции.

B6. Установите соответствие между видом животного или растения и направлением эволюции, характерным для этого организма.

B7. Установите соответствие между примером и путем эволюции.

B8. Установите последовательность этапов формирования приспособленности в процессе эволюции:
1) действие движущий формы естественного отбора;
2) изменение условий обитания;
3) сохранение особей с полезными мутациями;
4) возникновение случайных мутаций у особей популяции;
5) формирование популяции с полезными признаками в изменившихся условиях.

Часть C
C1. Какие приспособления возникли у растений в связи с их выходом на сушу? Назовите не менее четырех приспособлений.

C2. Черный коршун – хищная птица семейства Ястребиных. Окраска темно-бурая, голова светлее остального тела, хвост имеет характерный вырез – «вилочку». Обитает практически во всех природных зонах Земли за исключением Антарктиды и некоторых океанических островов. Питается мелкими грызунами, птицами, рыбой, не брезгует и падалью. Для гнездования выбирает деревья с подходящими развилками для постройки гнезда. Какие критерии вида указаны в тексте? Ответ поясните.

C3. Почему упрощение строения может привести к биологическому прогрессу?

C4. Какие ароморфозы возникли у земноводных? Назовите не менее четырех ароморфозов.

C5. Цветочные мухи (журчалки) по окраске тела, местообитанию и полету очень похожи на ос. Как называется такой тип окраски? Докажите относительный характер этого приспособления.

C6. Назовите не менее четырех основных факторов, способствовавших эволюции человека и приведших к появлению вида Человек разумный.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»