Славян и византийцев средневековья они. Славяне, авары и Византия. Начало VII века. Византийская культура и религия в Киевской Руси

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Славянские народы, расселившись на Балканах, совершенно ме-няют этнический состав населения этого полуострова . Одновре-менно к югу от Дуная расселяются кочевые племена авар и булгар. В 626 г. авары осаждают столицу империи Константинополь, но терпят поражение. В 680 г. булгары и славяне создают на террито-рии Византийской империи (между Дунаем и Балканской горной цепью) Первое Болгарское царство (680-1018 гг.).

На Балканах в это время наблюдается сильное миграционное движение, основываются поселения сербов (по среднему тече-нию Дуная) и хорватов (в Далмации). Славяне заселяют Фракию, Македонию, проникают в Грецию, даже переселяются в Малую Азию.

Болгарское царство (булгары ассимилировались со славянами и переняли славянский язык) в VIII-IX вв. становится грозным про-тивником Византии. Славянские дружины одерживают одну победу за другой. В 813 г. болгарские отряды уже угрожают Константино-полю, вынудив византийцев подписать мирный договор.

Постепенно на смену военным конфликтам приходят добросо-седские отношения. В 865 г. болгары приняли христианство визан-тийского образца. Болгарский князь Борис при крещении получил имя Михаил. Христианство становится официальной религией Бол-гарского царства, что открыло этой славянской державе возмож-ность на равных общаться с другими христианскими странами, обо-гатить свою неповторимую культуру .

Правление болгарского царя Симеона (893-927 гг.) стало време-нем расцвета Первого Болгарского царства. При нём был составлен первый свод славянских правил и законов, наступил расцвет древ-неславянской литературы. Среди просветителей Болгарского цар-ства наиболее известен Климент Охридский (Словенский), уче-ник Кирилла и Мефодия. Он создал охридскую (Охрид — одна из столиц Болгарского царства) литературную школу, сыгравшую большую роль в развитии древних славянских литератур. В 1018 г. Болгария была разгромлена Византией и вошла в состав Византий-ской империи.

Византийская "реконкиста" на Балканах

Славянские вторжения совершенно изменили этническую карту Балкан. Повсеместно преобладающим населением стали славяне. Остатки народностей, входивших в состав Византийской империи, по существу, сохранились только в труднодоступных горных районах (в 30-х годах XIX столетия немецкий ученый Фальмерайер заметил, что современные греки, в сущности, происходят от славян. Это заявление вызвало в научных кругах бурную дискуссию).

С истреблением латиноязычного населения Иллирика исчез последний связующий элемент между Римом и Константинополем: славянское нашествие воздвигло между ними непреодолимый барьер язычества. Балканские пути сообщения заглохли на целые столетия; латынь, бывшая до VIII в. официальным языком Византийской империи, теперь сменилась греческим и была благополучно забыта. Византийский император Михаил III (842-867) в письме к римскому папе уже писал, что латынь — «язык варварский и скифский». А в XIII в. афинский митрополит Михаил Хониат был совершенно уверен, что «скорее осел восчувствует к звуку лиры, а навозный жук к духам, чем латиняне поймут гармонию и прелесть греческого языка».

Воздвигнутый славянами на Балканах «языческий вал» усугубил разрыв между европейским Востоком и Западом и притом именно в то самое время, когда политические и религиозные факторы все более разделяли Константинопольскую и Римскую церкви.
Частично эта преграда была устранена во второй половине IX в., когда балканские и паннонские славяне приняли христианство.

В этом столетии Византия пережила политическое и культурное возрождение. Его обусловили несколько важнейших обстоятельств внешней и внутренней жизни империи. Арабский натиск был отбит, на византийско-арабской границе установилось равновесие сил. В то же время еще более важная победа над иконоборчеством повлекла за собой восстановление светского образования и возрождение миссионерского пыла Православной церкви. Новые поколения богословов и дипломатов покидали Константинопольский университет с горячим желанием видеть византийскую политику — духовную и светскую — более наступательной, они готовы были нести «варварам» не только свет истинной веры, но также и магически-привлекательное свечение блестящей византийской цивилизации. Не случайно святой Константин (Кирилл) в ученых диспутах с арабами и хазарами аргументировал преимущество греческого православия, во-первых, тем, что все искусства происходят из Византии, и, во-вторых, словами пророка Даниила: «…Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан., 2: 44).

Процесс христианизации славянского населения Греции проходил в следующем порядке: военное, дипломатическое, культурное давление; эллинизация; обращение; политическое подчинение. Об этих четырех этапах ассимиляции «греческих» славян упоминает император Лев VI Мудрый (881 - 911) в связи с деятельностью своего предшественника императора Василия I (867 - 886): «Блаженной памяти отец наш Василий, император ромеев, сумел убедить их (славян. — С. Ц.) отринуть свои древние обычаи, и сделал их греками, и подчинил их правителям по ромейскому образцу, и удостоил их крещения, и освободил их из-под власти их вождей, и научил воевать с враждебными ромеям народами».

Миссия Кирилла и Мефодия

Несколько иначе протекало обращение болгар и моравов, чья политическая независимость от Византии препятствовала их ассимиляции. В связи с этим распространение среди них православия наталкивалось на серьезное затруднение — язык христианской проповеди оставался совершенно непонятным большинству новообращенных. Церковная служба велась греческими священниками на греческом языке, который рукоположенные священники из славян практически не знали. В свою очередь, лишь немногие греческие миссионеры хорошо владели славянским языком. Житие святого Мефодия передает, что император, побуждая солунских братьев отправиться в Моравию, привел следующий аргумент: «Вы ведь солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски».
Средневековая «кирилло-мефодиевская» литература описывала создание славянской азбуки как некий единовременный акт, своего рода чудо.

Кирилл и Мефодий создают азбуку. Миниатюра Радзивилловской летописи

Однако у солунских братьев, безусловно, были предшественники на этом поприще. Отправляя в 862 г. Константина (Кирилла) и Мефодия с просветительской миссией к дунайским славянам, император Михаил III в напутственной речи отмечал, что уже в первой половине IX в. греческие филологи пытались создать славянский алфавит, правда тщетно. Да и сами братья предстают перед нами в окружении учеников и помощников, на долю которых, надо полагать, выпала немалая часть просветительских трудов. Наиболее вероятно, что созданию славянской азбуки предшествовала длительная и кропотливая научная работа и что славянская письменность появилась на свет несколько раньше моравской миссии солунских братьев.

В основу кириллицы был положен славянский диалект Южной Македонии и окрестностей Фессалоник, где братья-просветители провели свое детство. Но благодаря еще сохранявшемуся в то время общеславянскому языковому единству, проявлявшемуся как в словарном составе, так и в синтаксисе, кириллица приобрела универсальное значение в славянском мире. «Технически» она представляла собой приспособление греческого письма к фонетическим особенностям славянской речи. Но, несмотря на кажущуюся простоту, это было творение первоклассного лингвиста. «Именно начальная фаза развития церковнославянского языка была наиболее успешной с точки зрения лингвистической точности и литературного качества, — отмечал Д. Оболенский. — Научной адекватностью и поэтической глубиной отличаются в первую очередь переводы Константина. Он прекрасно умел пользоваться всем богатым разнообразием греческого словаря и синтаксиса, без малейшего насилия над духом славянского языка. Поэтому, а также в силу того, что различные славянские народы говорили тогда на более или менее едином наречии, церковнославянский сделался третьим международным языком Европы и общим литературным диалектом восточноевропейских народов, допущенных в Византийское Содружество: болгар, русских, сербов и румын» [Оболенский Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 153]. Историки единодушны в том мнении, что «Константина можно по достоинству причислить к величайшим филологам Европы» [Там же. С. 151].

Католические миссионеры, в свою очередь, пытались втянуть Великоморавское княжество в орбиту влияния Римской церкви. В IX в. она пытались перевести несколько христианских текстов («Отче наш», Символ веры и др.) на моравское наречие при помощи латиницы.

Римский престол поначалу относился к идее богослужения на славянском языке вполне лояльно. Иначе смотрел на это дело восточнофранкский (немецкий) епископат, выражавший в богословской форме стремление короля Людовика Немецкого расширить свои владения за счет моравских земель. Поэтому Константину пришлось бороться со сплоченной группой латинских клириков, чрезвычайно враждебно настроенных по отношению к славянской литургии. По словам его Жития, они набросились на Константина, «как вороны на сокола», утверждая теорию трех «священных» языков — иврита, греческого и латыни, на которых только и «позволено» служить литургию. В своих возражениях Константин был великолепен. Он обличил это учение как «триязычную ересь», в противовес которой сформулировал свое кредо: все языки хороши и приемлемы в глазах Бога. При этом он ссылался на слова апостола Павла: «Теперь, если я прийду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу?» (1 Кор., 14: 6) и на проповедь Иоанна Златоуста: «Учение рыбаков и ремесленников сияет на языке варваров ярче солнца». В результате его спора с «триязычниками» папа Адриан II полностью одобрил и в специальном послании торжественно благословил славянскую литургию.

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Фреска монастыря Св. Наума, Болгария.

В 869 г. Константин умер, приняв перед смертью постриг под именем Кирилла. Мефодий, назначенный архиепископом Паннонии и папским легатом у славянских народов, пытался продолжить его дело. Но, увы, на пути культуры встала политика. В 871 г. Святополк, племянник правящего князя Великой Моравии Ростислава, бросил своего дядю в темницу и принес вассальную клятву Людовику Немецкому. Восточнофранкский клир добился ареста Мефодия, который два года провел в швабской тюрьме и вышел на свободу только после сильного давления, оказанного на немецких епископов новым папой Иоанном VIII. Однако идея славянской литургии находила все меньше поддержки у сильных мира сего. Святополк, который вскоре рассорился с Людовиком и выгнал из страны немцев, не видел для себя пользы в византийской ориентации; что касается Римского престола, то он с годами все яснее обнаруживал стремление не обострять отношения с непокорным германским клиром. В 880 г. Иоанн VIII запретил славянское богослужение.

Последние годы жизни Мефодия были отравлены гонениями и интригами. Он еще успел перевести на славянский язык ряд византийских юридических текстов, касающихся Церкви, но после его смерти в 885 г. переводческая деятельность его кружка заглохла. Спустя некоторое время посол императора Василия I в Венеции, обходивший невольничий рынок в поисках своих соотечественников, подлежащих выкупу, обратил внимание на группу невольников, выставленных на продажу еврейскими купцами. Наведя справки, он выяснил, что это были ученики Константина и Мефодия, проданные в рабство как еретики. Несчастные были выкуплены и отправлены в Константинополь.

Казалось, что моравская миссия солунских братьев окончилась полным провалом. Но история не любит торопиться с выводами. За недолгие двадцать лет деятельности славянских просветителей у дунайских славян появилось собственное духовенство и, главное, были заложены основы славянской литературы на разговорном языке. Новое культурное начинание оказалось чрезвычайно жизнеспособным. Римской церкви удалось выкорчевать славянскую литургию в Центральной Европе лишь спустя два столетия после смерти Константина и Мефодия. Но росток православной духовности, привитый ими к древу славянской культуры, не засох и принес свои плоды в другом месте и в другое время: в 865 г. ученики Константина и Мефодия крестили Болгарию, а в 988 г. христианство приняла Русская земля.

В 600 г. император-полководец Маврикий послал в поход против государства авар большое войско, высвободившееся на Востоке. Экспедиционная армия должна была нанести удар по землям, где обитали авары. В бассейне реки Тисы, левом притоке Дуная, берущем начало в Закарпатье, в междуречье Тисы и Дуная, правобережье Дуная до впадения в него Дравы. Территории, где, по данным археологии, и располагаются основные памятники аварской культуры (Ч. Балинт).

«В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили». Радзивиловская летопись. Миниатюра

После трех сражений каган бежал на Тису, магистр Приск послал вслед за аварами 4 тысячи всадников. За Тисой они уничтожили поселение гепидов и «других варваров», убив 30 тысяч, надо сказать, что эта цифра вызывает сомнение у многих исследователей. Феофилакт Симокатта, когда пишет о «других варварах», отделяет их от авар и славян.

После еще одного проигранного сражения каган попытался взять реванш: вместе с аварами в отдельном войске сражались славяне. Победа была на стороне ромеев, в плен попали три тысячи авар, восемь тысяч славян и шесть тысяч других варваров. У Феофана Византийца несколько иные цифры: у него есть важное уточнение, с указанием, на то, что в плен попали еще и гепиды (3200) и другие варвары, скорее всего, гунны. Все они были в одном строю с аварами, а войско славян сражалось отдельно.

Пленных отправили аж в город Томис (совр. Констанца, Румыния) на побережье Чёрного моря за 900 км, но император приказал вернуть их кагану без выкупа.

Как мы видим, и о чём писал Фредегест, даже войско авар во многом состояло из славян. Они активно участвуют в войне на стороне авар, как их подданные и данники.

В этот же период происходили локальные боевые действия между ромеями и славянами в Далмации.

Куда делись анты?

В то же время анты, которые вели постоянную борьбу с аварами с переменным успехом, периодически попадая к ним в данники, оставались независимыми. Возможно, данниками становились ближайшие к аварам антские племена. Более того, успех похода Приска мог быть связан с тем, что анты, которые время от времени были союзниками ромеев, снова были привлечены на сторону империи и держали нейтралитет.

В 602 г. авары под предводительством Апсиха (Αψιχ) снова выступили в поход против Византии. Но Апсих, устрашённый войском ромеев у Железных ворот (месте сближения Карпат и Стара-Планины на границе Сербии и Румынии, ниже города Оршов в Румынии), изменил направление похода и двинулся за 500 км отсюда на антов как союзников Византии. Это расстояние не должно вызывать удивления, авары постоянно кочевали, каждый год они совершали походы: от Византии до территории франков.

Кроме политических моментов, авары считали земли антов более богатыми чем византийские, так как они меньше подвергались вторжениям. (Иванова О.В., Литаврин Г.Г.). Племенному союзу антов был нанесён сокрушительный удар:

«Тем временем каган, получив известие о набегах ромеев, направил сюда Апсиха (Αψιχ) с войском и приказал истребить племя антов, которые были союзниками ромеев. При таких обстоятельствах авары в большом числе отпали и спешно, как перебежчики, перешли на сторону империи».

Феофан Византиец, используя предыдущее свидетельство, писал:

«После того, как это случилось часть варваров перешла к ромеям».

Здесь сложно согласиться с выводами о том, что авары не смогли разгромить антов.

Во-первых, это никак не следует из текста, почему часть авар перешла к ромеям, и кто это был: авары или болгары, а также перешли ли они вследствие трудностей борьбы с антами или по другой причине, не ясно.

Во-вторых, это противоречит «доктрине» ведения войны в степях, которой неукоснительно придерживался кочевой аварский союз. Что мы видим неоднократно в войнах кочевников: тюрки подолгу преследуют авар, татары проходят полмира в погоне за данниками кипчаками. И это проницательно подчеркнул автор «Стратигикона»:

«…но напирают, пока не добьются полного уничтожения неприятеля, используя для этого все средства».

Какая тактика, такая и стратегия.

Возможно, и поход против антов мог быть не единовременным актом.

В-третьих, анты после этого периода практически исчезли со страниц исторических источников. Использование в титулатуре императора Ираклия I (610-641 гг.) термина «Антский» свидетельствует не об отражении политических реалий, а о традиционном для позднеримской и византийской традиции выдавать желаемое за действительное.

В-четвертых, очевидно, союз антов распался: основные племена, входившие в него, двинулись на новые места обитания.

Одна часть антов осталась на месте, скорее всего, вне зоны интересов авар, в междуречье Днестра и Днепра, впоследствии тут сформируются племенные союзы тиверцев и уличей, с которыми будут воевать первые Рюриковичи. Другие племенные союзы покидают северное Подунавье, при этом в диаметрально разных направлениях, как это стало с сербами и хорватами. Константин Багрянородный писал в Х веке о легендарной сербов:

«Но когда двое братьев получили от отца власть над Сербией, один из них, взяв половина народа, попросил убежище у Ираклия, василевса ромеев».

События, связанные с племенами сербов и хорватов, очень похожи на ситуацию с дулебами.

Это был словенский племенной союз, сформировавшийся на Волыне в VI в. К дулебскому союзу относились будущие племена древлян и полян.

Некоторые исследователи связывают его с племенем Валинана арабского географа Масуди:

«Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо (верховная) власть была у него (князя Маджака. – В.Э.) и прочие цари ему повиновались».

Возможно, это был не совсем политический союз, сложившийся в первой половине VI в., и Маджак (имя личное или должность) был верховным жрецом культового союза (Алексеев С. В.).

Во второй половине VI в. авары разгромили этот союз. «Эти обры воевали против славян, - читаем в ПВЛ, - и притесняли дулебов – также славян».

Часть дулебов ушли на Балканы, часть в Среднюю Европу (Чехия), а оставшиеся попали под аварское иго. Возможно, были перемещены аварами на другие земли, но источники об этом умалчивают. Вероятно, именно к этим дулебам относится рассказ о «примучивании» дулебских жен, так как часть этого племени оказались в непосредственной близости от центра аварского государства (Пресняков А.Е.).

Такая же ситуация вынудила хорват и сербов, входивших в антский племенной союз, начать переселение. Известно, что хорваты и сербы появляются на границах Византии в начале VII в., где уже присутствовали словенские племена. А более мелкие племена из антов, например, севера, двигаются в сторону Фракии и Греции, сорбы (сербы) – в западном направлении, другая часть хорватов – на север и запад. Эта новое движение славян совпало с серьезными изменениями в Византии, и с периодом ослабления власти каганата. Об этом в следующей статье.

Почему у славян не было государства?

У нас нет данных о том, какие социально-политические события происходили в рамках антского союза племён, скорее всего, это была аморфная «конфедерация» родственных племен, с периодическим преобладанием какого-то либо племени или союза родственных племен. Разница между славенами и антами была лишь в одном: у вторых этот союз уже сложился в начале VI века, у первых нет, поэтому словенские племена были значительно быстрее покорены кочевниками-аварами.

Какая система управления была у антов? Если в IV в. ими наряду с вождем управляли старейшины, то наверняка институт старейшин или «старцев градских», жупанов, подобных родоплеменным сенаторам Древнего Рима, сохранился и в этот период. Верховная власть, если и была постоянной, то была представлена вождем, не военного типа, а теологического, как в случае с Маджаком.

Нижней планкой перехода к государственности является момент возникновения «вождества». Можно сказать, что в VI в. славянское общество, в особенности антское, не находящееся в прямой зависимости от авар, стояла на пороге перехода к «вождеству».

Мы знаем ряд военных предводителей (праслав. *kъnжzь, *voldyka), таких как анты Мезамером или Межимиром, Идаризия, Келагаст, Добрету, или словени Даврит, Ардагаст и Мусокий и Перогаст.


Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Радзивиловская летопись. Миниатюра

А вот как действовали эти князья, нам рассказывает легенда, сохраненная в недатированной части ПВЛ о Кие, Щеке и Хориве, «вождях-основателях» или просто главах родов, племени полян, славенской, а не антской группы.

Управление было по принципу: каждый княжил в роде своем, как писал Прокопий Кесарийский, не управляются одним человеком. Кий, возможно, вовлеченный в военную деятельность, ходил в Царьград со своим родом, скорее сказать с мужской частью его, составляющей ополчение рода и по дороге думал основать, для своего рода городок на Дунае. Эти события происходили в VI в. (Б.А. Рыбаков).

Таким образом, у антов и славен не было единого руководства на межплеменном уровне, а управление осуществлялась на уровне рода и племени. Вожди были военными предводителями (временными или постоянными) для совершения набегов, но не управления обществом, которые могли объединяться в союзы с такими же предводителями с целью увеличения сил.

Главным органом было собрание всех свободных - вече.

Такой структуре противостояла спаянная жесточайшей дисциплиной кочевая организация, справиться с которой в тех условиях без сторонней помощи родоплеменному славянскому обществу было практически невозможно.

И это касается победы авар над антским союзом.

Но эта ситуация дала толчок к «переселению», часто в рамках устоявшейся родовой структуры невозможно «преодолеть» традицию, а переселение открыло новые возможности, которые и способствовали формированию института «вождества», без которого переход к раннему государству был невозможен (Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В.).

Дунайская граница и славяне, начало VII века

В том же 602 г. император Маврикий поручил своему брату Петру со всем западным воинством зимой переправить в земли славян за Дунаем, чтобы там жить за счёт грабежа. В «Стратигиконе» Маврикия, которого иные исследователи как раз и отождествляют с императором, именно тактика ведения боя зимой, когда воинам-славянам и населению негде укрыться, когда на снегу видны следы преследуемых, и считается самой успешной:

«Необходимо нападения против них производить больше в зимнее время, когда они не могут легко укрыться из-за обнаженности деревьев, да и снег выдает следы убегающих, и домочадцы их бедствуют, будучи почти нагими, и, наконец, реки становятся легко преодолимыми из-за морозов».

Но войско, давно недовольное жадностью василевса, решило, что пребывание зимой среди варваров крайне опасное и сложное предприятие, вследствие чего восстало.

После воцарения нового солдатского императора, гекатонтарха-сотника Фоки, Сасанидский Иран использовал переворот и казнь императора и названного отца шахиншаха Маврикия как повод для войны. Армия, совершившая восстание, была отправлена на персидский фронт, Балканы оказались без оперативного армейского прикрытия. Авары подписали мир, но продолжали отправлять в набеги подвластных им славян.

В это же время союзные аварам лангобарды прислали последним итальянских корабелов:

«Также в это время Агилульф послал к Кагану, королю авар, рабочих для постройки судов, с помощью который Каган впоследствии завоевал некий остров во Фракии».

Возможно, именно славяне восприняли навыки кораблестроительства. В 20-х годах VII в. они опустошают острова Эгейского моря и доходят до приморских городов в Малой Азии. В 623 г., по сообщению сирийского «Смешанного хроникона», славяне напали на остров Крит. Хотя они могли это делать и на своих лодках - моноскилах. Других данных у нас по применению аварами кораблей у нас нет.

В 601 г. авары в союзе с лангобардами нападали на Далмацию, уводя в Паннонию пленное население. После подписания вечного мира между аварами и лангобардами в помощь королю Агилульфу в Италию было отправлено вспомогательное войско славян, которое участвовало в осаде и взятие в 605 г. Кремоны, а возможно и еще нескольких крепостей, в том числе и города Мантуя.

Сложно сказать, были ли славяне, поселившиеся в Восточных Альпах, ещё зависимы от авар, но в 611 или 612 г. они напали на бавар (Тироль, местечко Сан-Кандидо или Иннихен (Италия)) и разграбили их землю, и в этом же году, как пишет Павел Дьякон, «ужасно опустошили Истрию и перебили защищавших её солдат». В 612 г. аварами и славянами был захвачен центр провинции, город Солона. Археологи отмечают следы пожаров в городках в районе современных Порича и Пулы в Хорватии.


В то же время под давлением аварской власти славяне начинают массовое переселение за Дунай. Кроме всевозможных повинностей, дань аварам составляла половина урожая и всех доходов. Отсутствие армии ромеев способствовало этому. Вначале шли вооруженные племенные отряды, очищавшие территорию от ромейских отрядов, затем переселялось всё племя. Процесс был стремительным. Многие территории были попросту запущенны, так как постоянно подвергались набегам, в других местах славяне устанавливали свою власть и селились рядом с романизированным или греческим населением.

В целом ввиду того, что император Ираклий определил восточный фронт как основной и что, несомненно, так и было, другим территориям уделялось меньше внимания. Это привело к тому, что чуть сам Ираклий не был захвачен в плен аварами, при попытке вести с ними переговоры о мире.

Первая осада Константинополя

А весной 626 г. войска сасанидов подошли к Константинополю, они, возможно, имели соглашение с аварским ханом, а может, просто действовали синхронно и должны были поддержать друг друга. Тем не менее, так как Константинополь находился на европейской части пролива, то и штурмовать его мог только каган.

Феофан Исповедник пишет, что персы заключили союз с аварами, отдельно с булгарами, отдельно с гепидами, отдельно со славянами, о них как о союзниках, а не подчиненных аварам в этой войне, писал и поэт Георгий Писида:

«А кроме того, фракийские тучи принесли нам бури войны: с одной стороны питающая скифов Харибда, прикинувшись молчаливой, встала на дороге, как разбойник, с другой же стороны внезапно выбежавшие волки-славяне перенесли на землю морскую битву».

Скорее всего, с войском кагана пришли и данники-славяне, которые участвовали в штурме с воды совместно с другими подчиненными аварами, болгарами. На юге, у Золотых ворот, возможно, стояло войско союзных славян.


29 июля 626 г. хан вывел свои войска для демонстрации силы: войско состояло из авар, болгар, гепидов, но основанную массу составляли славяне. Каган стал готовить войска к штурму, одновременно потребовав от константинопольцев снабжать себя продовольствием, ему отправили различные яства. Авары во главе с ханом расположились напротив городских стен, между Харисийскими воротами (ворота Полиандра) и воротами Святого Романа, славяне - южнее, до побережья Пропонтиды (Мраморного моря): «а на долбленые лодки погрузили с Истра бесчисленные полчища», и, севернее, в районе Золотого Рога. Авары расположили осадные орудия, покрытые сырыми кожами, и двенадцать штурмовых башен, высотой равных городской стене. Из города начался обстрел, а потом была совершена вылазка из Золотых ворот, здесь славяне потерпели поражение.


Реконструкция Золотых ворот. Рис. Питера Денниса. Изд. «Оспрей»

Одновременно славяне спустили на воду реки Варвисс (совр. Каджитанессу), впадавшей в Золотой Рог, однодревки. В Золотой Рог вошла эскадра ромеев, которая расположилась у Влахерн, тогда ещё не защищённых стеной.

Перед штурмом хан вызвал к себе представителей Византии, сам он восседал на троне, рядом с ним сидели три персидских посла в шелках, а перед ними стоял представитель ромеев, который выслушал заносчивую речь кагана, который требовал немедленной сдачи столицы:

«Вы не можете обратиться ни в рыб, чтобы спастись в море, ни в птиц, чтобы улететь в небо».

Он не стал обсуждать предложенный выкуп и отпустив послов ни с чем, ночью ромеи перехватили послов сасанидов: голову одного они подбросили в лагерь персов на Малазийском берегу, а второго, с отрубленными руками и подвязанной головой третьего посла, отослали к аварам.

В воскресенье, 3 августа, славянские лодки проскочили, под покровом темноты, к персам, чтобы оттуда перевезти их отряды к Константинополю.

С понедельника по среду начался беспрерывный штурм, как со стороны земли, так и со стороны залива Золотого Рога, где на лодках находились славяне и болгары, о чем писал Григорий Писида. Осаждающие гибли в огромном количестве.

На 7 августа был назначен общий штурм, в ходе которого предполагалось нанести удар по городу с Золотого Рога.


Вид на залив Золотой Рог со стороны Влахерны, левее место откуда двигались однодревки славян. Стамбул. Турция. Фото автора

На лодках разместились снаряженные воины, или оплиты по ромейской терминологии (δπλίτα), как говорил пресвитер Св. Софии Феодор Синкелль в проповеди, произнесенной через год после этих событий:

«Доведя число находившихся там варварских оплитов (тяжеловооруженных) до огромного множества, он приказал [флоту] налечь на весла».

Тяжеловооруженные не были поголовно в панцирях, так как оплит прежде всего не псил, он может быть как в защитном снаряжении, так и без него, но обязательно с большим щитом, копьем и мечом. Среди воинов на лодках были прежде всего славяне, болгары и прочие варвары, были среди них и славянки.

Неверно утверждение, что тяжеловооруженными были только авары, а славяне были лишь гребцами, так как всех спасшихся от поражения на воде каган приказ убивать, что вряд ли возможно по отношению к соплеменникам.

По сигналу с башни Птерон у Влахернского храма славяне должны были проплыть по реке Варвисс и войти в Золотой Рог, напав на город с менее защищённой северной стороны, там, где в 1204 г. это удалось венецианцам, тем самым обеспечить главным силам основной штурм городских стен. Но патрикий Вон (или Вонос), узнав об этом, отправил в это место триеры и диеры и зажёг обманный сигнальный огонь на портике церкви Св. Николая. Славяне, увидев сигнал, вошли в залив Золотой Рог, где вероятно началась буря, вызванная заступничеством, как считали византийцы, самой Богоматери. Однодревки переворачивались, несмотря на то, что некоторые из них были связаны между собой, на них обрушились корабли ромеев: началось избиение на воде. Терпящие бедствие славяне устремились к месту сбора у Влахерны и здесь они попали под мечи армян Воноса. Тех же, кто добирался до восточного берега Золотого Рога, убивали на глаз взбешённого кагана его воины, спаслись лишь те, кто смог вплавь достигнуть противоположного городу северного берега Золотого Рога.

В «Пасхальной хронике» озвучено две версии отхода осаждающих. По одной, каган сжёг все орудия и двинулся в обратный путь, по другой - вначале ушли славяне и каган вынужден был уйти за ними. Кто был эти славяне, до конца не ясно: данники или союзники? Возможно, здесь сыграла роль межплеменная солидарность, но, скорее всего, если речь идет о славянах-союзниках, не желавших подвергать себя риску после неудачи в Золотом Роге.

В честь этого события стал исполняться акафист – гимн в честь Пресвятой Богородицы Влахернской в пятницу шестой недели Великого поста, этот обычай перешёл и на Русь.


Монастырь Пресвятой Богородицы в районе Фатих – Влахерна. Скромный и незаметный. Стамбул. Турция. Фото автора

Этот поход был последним всплеском активности Аварского каганата, с этого времени начался закат «кочевой империи».

Продолжение следует…

Источники и литература:

Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870.
Георгий Писида. Ираклиада, или на окончание падения Хосроя, царя персидского. Перевод С. А. Иванов //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Константин Багрянородный. «Об управлении империей». Перевод Г.Г. Литаврина. Под редакцией Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. М., 1991.
Павел Дьякон «История лангобардов» //Памятники средневековой латинской литературы IV – IX веков Пер. Д.Н. Раков М., 1970.
Павел Дьякон «История лангобардов» //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Патриарх Никифор «Бревиарий»// Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты. Перевод. Комментарий. М., 1980.
ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. СПБ., 1996.
Стратегикон Маврикия/ Перевод и комментарии В. В. Кучма. С-Пб., 2003.
«Хронография» Феофана // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты. Перевод. Комментарий. М., 1980.
Феофилакт Симокатта «История». Перевод С. П. Кондратьева. М., 1996.
Алексеев С. В. Славянская Европа V-VI веков. М., 2005.
Кулаковский Ю. История Византии (519-601гг.). С-Пб., 2003.
Рыбаков Б.А. Ранняя культура восточных славян// Исторический журнал. 1943. № 11-12.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. М., 1995.
Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В. Пути к государству: Германцы и славяне. Предгосударственный этап. М., 2013.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новая страница в истории славянских племен началась в IX веке, когда они начали объединяться в единое централизованное государство под руководством династии Рюриковичей. Киевская Русь представляла собой молодое государство, в котором еще не было окончательно сформированного культурного, экономического и политического вектора развития.

Как и все недавно сформировавшиеся страны, Киевская Русь, словно губка, впитывала традиции более могущественных соседей. Перед славянским народом стоял выбор заимствования культурного наследия западноевропейских стран, либо же восточного мира Византии.

Византийская культура и религия в Киевской Руси

Культура Византии была довольно близкой для славянского мира и имела множество тождественных элементов. Сформировавшись после падения римской империи, Византия представляла собой синтез культуры запада и государств Ближнего Востока. Первый диалог между славянами и византийцами состоялся после крещенья Руси.

Сам факт обращения языческого народа в христианство означал желание правителей Руси приобщиться к другому миру, к его культурному наследию, и на его основе формировать свое собственное. Князь Киевской Руси Владимир Великий считал, что Византия несет в себе тот духовный свет, которого не хватает славянскому государству. Византия воздействовала на развитие искусства в Киевской Руси.

Музыка, живопись, литература, архитектура сферы, которые были насыщены чертами византийского стиля. Но влияние Византии распространялось не только на культуру и искусство Киевской Руси, славяне позаимствовали у своих восточных идейных вдохновителей еще и мощнейшую систему государственного управления. По византийскому примеру учреждались должности в славянских городах, была организована система судебной и исполнительной власти.

Военные конфликты

Однако дружеским взаимоотношениям двух стран предшествовали военные конфликты. Так существуют исторические памятки, которые свидетельствуют о нескольких военных походах славян на Византию. Успехом увенчался только один, возглавляемый князем Аскольдом в 860 году.

Славян удалось ограбить Царьград (Константинополя в славянской интерпретации) и вернуться домой с огромной ценной добычей. Несколько военных походов, датируемых этим периодом, не имеют документального подтверждения и могут считаться легендарными. Причиной начала военных походов, было желание славянских князей расширить территорию государства путем захвата южной территории. Однако противник оказался более сильным и славянские завоеватели вынуждены были довольствоваться лишь грабежами городов, которые встречались на пути к столице.

Влияние Византии

Культура и традиции каждого народа состоят из трех составляющих: ценностей, унаследованных от предков, вклады современников и заимствование культуры других народов. Славянский мир был носителем культуры многих восточнославянских народностей это и составляло ядро государства.

Славянские народы вписали не одну славную страницу в историю культуры человечества, в мировую сокровищницу науки, литературы, музыки, живописи. Но чтобы учесть все значение славянства, необходимо обратиться и к Византии, носительнице высоких традиций древних культур, эллинской культуры и цивилизаций восточных империй.

Ф.И. Успенский, оказавший влияние на изучение Византии во всем мире, высказал справедливую мысль, что история славян в своих истоках, до образования славянских государств, во многом скрывается в истории Византии. Не только в начальных стадиях история славян так тесно связана с Византией, но и в последующем их развитии сказалось ее мощное культурное влияние. Неоспоримым является также и другой факт, а именно, что сама Византия на протяжении нескольких веков оказалась под влиянием славянских «варваров», значение которого было столь велико, что породило в ее государственном развитии совершенно новые явления. Это взаимодействие обострило и ускорило процессы феодализации в самой Византии. Как феодальная держава Византия сложилась в результате воздействия «варварских» завоеваний и глубоких внутренних сдвигов, подобно тому как под влиянием этих же факторов образовались феодальные государства на территории Западноримской империи. Если византийское законодательство VI в., представлявшее собой последовательное развитие римского права, указывает на пережитки рабовладения, на наличие рабовладельческого уклада, то оно отмечает и ту переходную форму эксплуатации земледельческого населения, которая известна как колонат. В VIII в. законодательство императоров-иконоборцев свидетельствует о том, что основой хозяйства Византии была свободная крестьянская община. Появление ее было также и следствием заселения славянами ряда областей, принадлежавших Византии, где славяне продолжали жить общиной, создавая отношения нового типа, подобно тому как их создала крестьянская марка на Западе. Так намечается одна из черт конечного результата того взаимодействия между славянами и Византией, которое имеет всемирно-историческое значение.

На основании свидетельств латинских писателей уже в I в. н. э. можно говорить о наличии славян в южнорусских степях и Причерноморье. У Плиния Старшего, Тацита и Птолемея сохранились названия племен, которые потом растворились в славянских племенах. О венетах уже с первых веков нашей эры говорится как об одном из наиболее многочисленных славянских племен. Движение славян на Запад связано с непреодолимым продвижением германцев, которое было остановлено лишь завоеванием лангобардами Италии в 568 г.

Нападали славяне на Византию в первый период, который может быть прослежен по источникам, совместно с другими народами и племенами. Славяне входили в состав более крупных объединений гепидов, гетов, авар и совместно с ними разоряли богатые области Византии. Часто славяне двигались в составе кочевых или полукочевых племен, которые искали новые пастбища, хотя сами славяне уже вели сельское хозяйство. Задолго до VI в. славяне располагались к северо-востоку от Дуная и делились на две ветви: западную, носившую название склавен, или славян, и восточную, называемую антами. Анты, по сообщению византийского историка VI в. Прокопия. Кесарийского, занимали области к северу от Азовского моря и вдоль р. Дон. Гот Иордан, писавший на латинском языке, сообщает, что от р. Вислы на необозримых пространствах поселилось многолюдное племя венетов. Хотя названия их меняются теперь в зависимости от различных племен и местностей, но главным образом они именуются склавенами и антами. Название венетов сохраняется за славянскими племенами и в VI в.

Северная и северо-западная границы Византийской империи испытывали постоянное давление варварских нашествий, в большинстве которых участвовали и славяне. В начале VI в. правительство императора Анастасия было вынуждено построить огромное сооружение -- сторожевую стену, которая протянулась более чем на 80 км между Черным и Мраморным морями, опоясывая столицу на 40 км и превращая ее в «малый остров». Охрана длинных стен была очень затруднительной, но для столицы все возрастала опасность, грозившая ей от варваров. Стремясь спасти империю от вторжений, императоры прибегли к старому, но далеко не безопасному способу привлечения на службу империи целых племен. В качестве федератов, союзников, колонистов Византия втягивала все новые народы в сферу своего культурного влияния, предоставляя им для поселения области, находившиеся в старых провинциях империи. Войска вербовались из франков и лангобардов, герулов и славян.

К VI в. нижнее и среднее течение Истра (Дуная) до устья Тиссы продолжало еще считаться границей империи, но фактически власть принадлежала там народам славянского происхождения. Земли же к северу от Дуная были давно потеряны для Византии -- ими владели славяне.

С начала VI в. славяне почти ежегодно переходят Дунай то небольшими отрядами, то значительными массами с целью захватить добычу и пленных. В 547/48 г. походы славян достигают Иллирика и Далмации, а 15-тысячное византийское войско не решается вступить с ними в бой. Западные области Балканского полуострова уже перестают быть опорой империи. В борьбе готов в северной Италии против императора Юстиниана им помогли славянские войска в количестве 6000 воинов.

С середины VI в. походы славян за Дунай становятся более планомерными. Они быстро оценили значение моря и приморских гаваней, особенно Солуни, осознав ее военно-морское, стратегическое и торговое значение. При этом славяне действуют в союзе с аварами -- народом, близким по происхождению к гуннам. Византийские писатели различают авар и славян, но часто и объединяют их, так как они составляют одно войско.

Империи не раз приходилось откупаться от агрессивных соседей. Аварские послы получали в Константинополе щедрые подарки: золото, серебро, одежды, седла. Пораженные роскошью подарков, «варвары» посылали новых послов, вновь одаренных с прежней щедростью. С помощью авар император Юстиниан надеялся победить своих врагов, в первую очередь славян, которых авары должны были по возможности удерживать. По эта политика не всегда достигала цели. В 568 г. совместно со славянами авары пытались взять приступом г. Сирмиум (Срем), их целью было дальнейшее укрепление на Дунае.

О размахе славянских набегов на балканские провинции Византии во второй половине VI в. свидетельствует современник этих событий сирийский историк Иоанн Эфесский (умер в 586 г.). «В третий год после смерти царя Юстина, в царствование царя Тиверия вышел проклятый народ склавены и прошли всю Элладу, области Фессалоники и всю Фракию. Они захватили много городов и крепостей, опустошили, сожгли, полонили и подчинили себе эту область, и поселились в ней свободно, без страха, как в своей собственной. Это продолжалось в течение лет четырех, пока царь был занят войной с персами и все свои войска посылал на восток». 1 Напор славян на Балканский полуостров перестает быть временным явлением. В столкновениях с Византией славяне совершенствовали свое военное искусство, приобретали новые технические навыки ведения войны, которые успешно применяли против своих врагов. Византийские историки отмечают боеспособность, силу, храбрость славян. Постоянные грабежи позволили сосредоточить в руках правящей верхушки значительное количество богатств, что также усиливало военную мощь славян. Усиление славян и побуждало византийское правительство идти на соглашение с аварами, чтобы при их помощи разделаться со своими опасными соперниками. Но на деле получалось иначе: славяне в союзе с аварами и другими народами все глубже и глубже вторгались в балканские провинции Византии. Это целая коалиция «варваров» против Византии, и из одного того, что эти народы умели организовать совместные нападения, видно, что они уже не были в такой степени «варварами», как это казалось в Константинополе. «Они осаждали ромейские города и крепости и говорили жителям -- выходите, сейте и собирайте жатву, мы возьмем у вас только половину подати». Это было значительным облегчением для населения и примиряло их с завоевателями, так как тяжелые формы налогообложения сменялись новыми, более мягкими формами. Это же обеспечивало славянам тыл.

Славянские вторжения ставили целью достигнуть моря и укрепиться в приморских гаванях. Византийский источник начала VII в. рассказывает: «Поднялся народ славянский, бесчисленное множество из драгувитов, сагудатов, велейезитов, ваюнитов, верзитов и прочих народов. Научившись делать лодки из одного дерева и снарядив их для плавания по морю, они опустошили всю Фессалию и расположенные кругом нее и Эллады острова». По этой причине ряд островов, областей Балканского полуострова и Малой Азии стал необитаем, так как выдолбленные из дерева лодки-однодревки оказались в руках славян страшным орудием. Они окружали город, брали его в осаду, смело нападали, так что даже такая значительная морская гавань, как Солунь, удержалась лишь благодаря случайности. Славяне предлагают аварам союз против Византии с тем, чтобы они оказали помощь во взятии Солуни, за что аварскому кагану была обещана большая добыча. Но город выдержал тридцатитрехдневную осаду. Сохранились имена славянских вождей, принимавших участие в этой борьбе за средиземноморский порт: князь славян Кувер, князь ринхинов Первуд.

Основные сведения о внутреннем быте славян находим у Прокопия Кесарийского, византийского писателя VI в. В 3-й книге своего сочинения «О готской войне» он пишет: «Славяне и анты не имели единодержавной власти, они имели общенародное правление, народные собрания, сходы, на которых совещались по всем военным вопросам». При первых встречах с Византией «они ходили в бой пешими, были вооружены лишь метательными копьями, дротиками и имели щиты». Свои жилища они располагали, используя природную защиту, в лесных районах, у рек, стоячих озер, болот; в «Стратегиконе» псевдо-Маврикия говорится об антах, восточных славянах. На случай опасности их жилище имеет несколько выходов. Питались славяне скромной и простой пищей, а их образ жизни сходен с жизнью массагетов, известных в причерноморских и приазовских областях еще в III и IV вв.

Уже в очень раннюю пору можно говорить о земледелии и скотоводстве у славян как об основных занятиях. Они располагали сельскохозяйственными продуктами, особенно много было у них проса и ячменя. На широкое распространение скотоводства указывает, например, тот факт, что в жертву своим богам они приносили волов. Авары в одних случаях составляли общие со славянами отряды, в других случаях опустошали и сжигали их селения. Богатство славянских поселений подтверждается рядом свидетельств. Так, упоминается Ардагаст, князь славунской страны, где процветало земледелие. Захватив Балканский полуостров, славяне и здесь «разбогатели, имеют золото и серебро». Табуны лошадей и оружие усиливали их боевую мощь.

Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Славянские князья, их вожди и военачальники названы рядом византийских источников. Известны имена вождей Ардагаста, Пирагоста, князя Даврита, князя Лавриты, посла Мезамира и брата его Калагаста, князя Акамира. К моменту, когда Византия вошла в тесное соприкосновение со славянами, их устройство было того типа, которое Энгельс называл военной демократией (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 21, с. 127), то самое, что наблюдал Прокопий Кесарийский у склавен и антов. Военные походы славян сопровождались грабежами и пленением больших масс населения.

Массовое пленение населения в завоеванных славянами областях было связано с потребностью в рабочих руках. Рабство, несомненно, имело место, но не получило широкого распространения, что наложило известную печать на общественный строй древних славян. Для Византии рабовладение было уже пройденным этапом, колонат имел еще широкое распространение, но тем не менее она превращалась в феодальную державу. Славянские народы шли по пути феодального развития, минуя рабовладельческий строй. В VI в. намечаются формы государственного устройства славян, в VII в. можно с уверенностью говорить о больших и дифференцированных государственных образованиях у славян.

Создание славянских государств следует отнести к первой четверти VII в., когда в Моравии образовалось одно из первых славянских государств. Рассказ о нем сохранился лишь в латинских источниках. Начало Моравской державе положил Само. Он появился около 622 г.. когда чешских славян жестоко теснили авары. Само сумел организовать славян. При борьбе за освобождение Моравии они избавились от авар, а в 627 г., по словам хрониста Фредегарда, Само стал королем и процарствовал около 35 лет. От своих 12 жен он имел 22 сыновей и 15 дочерей. Освободив славян от их притеснителей, он успешно боролся и против франков, которые стали искать с ним союза. Определить границы державы Само по скупым сведениям, которыми располагает история, трудно, но ядром ее была Моравия, а столицей -- Вышеград. С 641 г. известия о Само прекращаются, а само государство его вслед за тем распадается. Но чрезвычайно существенно, что был сделан почин: славянский элемент сумел утвердить свои права, несмотря на жестокий нажим со стороны аварского каганата.

Характерно сказание о Кувере, или Куврате, связанное с движением против аварского каганата. На биографии Куврата можно проследить тесное взаимодействие между Византией и славянами. Куврат был воспитан при константинопольском дворе и крещен. Личная доблесть сочеталась в нем с широким кругозором и образованием. Благодаря своему военному дарованию и хитрости он захватил восточную часть территории современной Болгарии и Македонии, а затем в заключенном с Византией договоре обусловил, что останется на занятой земле. Кроме того, один из пунктов договора сохранял за ним право собирать дань с дреговичей. Так возникла мощная держава в областях восточной Болгарии. Куврат умер в царствование Константа II (641--668 гг.). Его сменил Аспарух, принявший после него главенство над (прото)болгаро-славянским объединением. Стремясь сберечь себя от наступления со стороны аварского каганата, который занимал области между Дунаем и Тиссой, Аспарух создал укрепленный лагерь при устье Дуная, названный Аспарухов Угол. Авары были уже значительно стеснены Кувером со стороны Македонии и государством Само. Стремясь проникнуть все глубже в области Балканского полуострова, (прото)болгаро-славянское объединение передвигало и свою столицу. Вслед за Аспаруховым Углом вблизи Шумлы, в местности Абоба, была основана первая столица болгар. Отсюда, из Абобы (Плиски), они простирали свои набеги то к стенам Константинополя, проходя по Фракии, то устремлялись к Солуни.

Раскопки, произведенные в Абобе, говорят о существовании дворца с тронным залом и жилыми помещениями, языческого храма, превращенного потом в христианскую церковь. Эти монументальные здания относятся к VIII в., они появились позже, чем деревянные жилые постройки, состоящие из небольших помещений. Столица болгарских ханов была обнесена стеной со сторожевыми башнями, круглыми и квадратными. Восточные ворота, ведущие в город, украшены изображениями всадника с копьем, воина в высоком головном уборе, оленя с ветвистыми рогами. В домах были найдены лосиные рога, кабаньи и лосиные черепа. Обнаружены надписи в честь героев и государственных деятелей болгарского ханства на греческом языке, сохранившие их титулы и имена, а также названия городов, подпавших под власть болгар. На основании фрагментов некоторых надписей можно судить о договорах болгар с Византией. Сохранились также части предметов роскоши, украшений, перстни, браслеты, ожерелья. Золотые и медные монеты, свинцовые печати свидетельствуют о широких торговых связях ханства.

Раскопки первой болгарской столицы дают представление о том, в какой тесной связи с Византией складывались культура и письменность Болгарии. Вторая столица болгар была заложена около 821 г. у подошвы Балканских гор. Великая Преслава известна из русской летописи. Во второй половине VII в. Византия была вынуждена платить дань болгарам. Попытка отказаться от условий выплаты привела к нападению болгар. Император был вынужден вызвать конницу из Азии, где особенно славилась армянская и арабская кавалерия. Можно с уверенностью говорить, что введение конного строя в византийских войсках, заменившего тяжеловооруженную пехоту -- основную силу греческого и римского войска, -- произошло под влиянием конного войска Ирана и кочевых народов на европейской границе.

В 688 г. в балканских клисурах (ущельях) болгары были отбиты византийскими войсками, тогда они двинулись через Македонию на Солунь, в области, занятые славянами. Византия воспользовалась этим моментом и двинула большую группу переселенцев -- славян -- в Малую Азию, в область Опсикий. Фактически такая колонизация началась раньше, так как еще к 650 г. относятся сведения о славянской колонии в Вифинии, которая поставляла империи воинов. В 710 г. болгарский хан Тервель с 3000 болгар и славян оказывает поддержку византийскому императору и входит в союз со славянами Малой Азии. В последующие годы византийский престол опирается на болгарские войска, сохранившие власть Юстиниану II. Хан Тервель получил за это высокий титул, который не помешал ему, однако, совершать набеги на плохо защищенную Фракию, а в 712 г. дойти до золотых ворот Константинополя и спокойно возвратиться с огромной добычей. Заключенные в 715--716 и 743--759 гг. между болгарами и Византией договоры устанавливали границы между обеими державами, содержали пункты об обмене перебежчиками. Торговые люди при наличии грамоты с печатями имели право беспрепятственно переходить границу. Интересно отметить пункт о ввозе тонких шелковых и парадных одежд в Болгарию, а также красной, хорошо выделанной сафьяновой кожи.

В течение всего VIII в. болгары продолжают нападать на Византию. Наряду с этим в VIII в. намечаются и новые моменты: посещение болгарскими ханами Царьграда не прошло бесследно. К середине IX в. Болгария прошла через правление Крума и Омортага, наиболее видных и активных ее ханов. От времени последнего сохранилась горделивая надпись на греческом языке, в которой он подражает званиям византийских владык.

В середине IX в. в Византии выдвинулся крупнейший политический деятель, человек большого ума, широкого кругозора и несокрушимой энергии -- Фотий. Светский человек, он прошел с 20 по 25 декабря 857 г. все ступени клерикальной иерархии, чтобы стать патриархом Константинопольским и выполнять чисто политические задачи. Его государственный ум оценил значение изменений, происшедших в этническом составе империи и ее соседей. Он с успехом по-новому применил старые приемы Византии -- методы мирного приобщения к империи. В этот момент назрело сознание необходимости в политической миссии среди балканских народов, для успеха которой византийские деятели отказались от греческого языка, что дало им огромные преимущества перед латинским Западом.

Исполнителями культурной задачи всемирно-исторического значения явились Кирилл и Мефодий. После 860 г. братья были направлены Фотием «к хазарам», в южнорусские степи, населенные славянами. Кирилл, вероятно, уже располагал некоторыми своими переводами на славянский язык. Здесь они обратили в христианство «фульское племя». После первого успеха труд, не «меньший первых», ожидал братьев, ибо Ростислав, князь Моравский, послал послов к императору Михаилу, прося культурной и политической поддержки. Грамота папы Николая V от 864 г. указывает, что претензии немецких князей как нельзя лучше совпадали с интересами Рима.

Кирилл и Мефодий прибыли в Велеград, столицу Моравии, в 863 г. «и, собрав ученики, власть я учити». Это было возможно только благодаря тому, что, зная славянский язык, они привезли составленную ими грамоту и перевод некоторых священных книг, что способствовало укреплению культурной самостоятельности славян, с их собственными языком и литературой. Просветительная деятельность братьев встретила противодействие со стороны латинских клириков. В 867 г. папа, обеспокоенный успехом славянских проповедников, вызвал их в Рим. По дороге они остановились в Паннонии, где по желанию славянского князя Коцела обучили грамоте 50 молодых людей и оставили экземпляры своих переводов. В 868 г. славянские просветители были торжественно приняты в Риме папой Адрианом II, и их великий труд -- славянский перевод писаний -- получил здесь признание.

Несомненным следствием перевода книг на славянский язык и изобретением славянского алфавита следует считать приобщение к восточному христианству болгарского государства.

Как и другие славянские народы, Русь сталкивается с греческим миром в войне и в мирных сношениях. К первой четверти IX в. относятся сведения о нападении Руси на Крымское побережье от Корсуни до Керчи, принадлежавшее Византии. Во второй четверти того же века, до 842 г. во всяком случае, Русь напала на Малоазийский берег Черного моря. Были разграблены и разорены области от Пропонтиды до Синопа. Но самым примечательным событием было нападение Руси на Константинополь 18 июня 860 г., когда 200 кораблей стали угрожать византийской столице с моря. Насколько высоко стояла осведомленность славян о делах соседей, свидетельствует тот факт, что они использовали время, когда царь Михаил двинулся во главе своих войск на оборону береговых областей Малой Азии. Он спешно вернулся с дороги, повел переговоры о мире, в результате которых был заключен договор. С 18 по 25 июня «Русь», держа в страхе мировую столицу, разорила ее ближайшие окрестности и удалилась без поражения.

При императоре Феофиле, в 839 г., послы Руси находились в столице, как об этом сообщают Вертинские анналы. Имеются свидетельства о заключенных договорах в 860, 866--867 гг. Последний имел следствием принятие Русью христианства из рук Византии. Послание патриарха Фотия говорит о том, что в Царьграде были превосходно осведомлены о состоянии этого государства, зародившегося на востоке Европы.

О развитой торговле Руси в первой половине IX в. известно из сообщений арабского географа Ибн Хордадбеха, районом ее было Черное море. Но столица Византии излучала «магические чары», которые заставили и Русь искать с ней тесные сношения. Сюда и были устремлены желания приднепровских славян, но получить возможность свободно торговать в столице было не так легко. Олегов «щит на вратах Цареграда» был символом действительно победоносных походов русских. Победы, воспетые в русских и скандинавских народных песнях, предшествовали договору Олега с Византией в 911 г. В нем не упоминаются ни христианство, ни клерикальные связи, но вскользь говорится, что предыдущие соглашения засвидетельствовали «от многих лет межи Христианы и Русью бывшую любовь». Зато в нем множество интереснейших деталей. Так, послов от Руси принимали в столице, если они имели при себе золотые печати русского князя, купцы -- гости -- должны были предъявлять серебряные печати и, наконец, допускались рядовые воины, которые приезжали с целью быть принятыми на военную службу в Византию. Печати имели официальное значение, делали правителей Руси ответственными и за действия ее выходцев, тем более князь был обязан запрещать им «творить пакости в селах в стране нашей», т. е. в византийских селениях и областях. Послы и все гости должны были жить в предместье Константинополя у монастыря св. Мамонта, причем первое место получали киевляне, второе -- черниговцы, третье -- переяславцы, а затем прочие. Послы получали содержание, а гости -- «месячину» натурой: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты, причем не только те, кто приехал продавать, но и покупать в столице. Отсюда видно, какое значение придавало византийское правительство вывозу. Специальный чиновник был приставлен вести учет гостям и «месячине», которая выдавалась не более чем в течение полугода. Особого комментария не требуют те опасения, которые вызывали русские гости. На рынки их выпускали лишь по 50 человек, без оружия, в сопровождении городского «блюстителя порядка». При отъезде гости получали на дорогу провиант и корабельные снасти, последнее, вероятно, в связи с износом таковых на длинном пути «из варяг в греки».

Новый поход с 40-тысячным войском на Византию был предпринят в 941 г. при князе Игоре, пока византийский флот был отвлечен арабами. Но взять Царьград не удалось. Русские разорили побережье от Босфора до Византии, двигаясь вдоль берегов Малой Азии, ко здесь их настигли византийские войска. После жестокого поражения Игорь вернулся через Азовское море, опасаясь засады печенегов на Днепре. Только в 944 г. был возобновлен мирный договор с Византией, но гораздо менее выгодный. Некоторые пункты этого договора имеют большой интерес: византийский император получал право вызывать в военное время русские «вои» и со своей стороны обещал предоставлять русскому князю военную силу, очевидно для защиты византийских областей Крыма, «елико требе». Охрана Крыма была поручена Киевской Руси, так как самой Византии на это не хватало сил. Области Херсонеса необходимо было охранять от черных болгар, и русский князь брал на себя обязательство не давать им «пакостить» в Корсунской стране. Чем объяснить этот новый пункт в русско-византийском договоре? Не тем ли, что Русь успела крепко обосноваться вблизи Херсонеса? Император Константин Порфирогенит, современник Игоря и княгини Ольги, в своем сочинении «Об управлении империи» подробно останавливается на политическом устройстве и торговых связях Руси. Византия была превосходно осведомлена обо всех русских делах. Вдова Игоря, княгиня Ольга, дважды была в Константинополе. Но переговоры с императором ее мало удовлетворили, так как он видел свою опору в печенегах и не стремился поощрять усиление Руси.

В правление князя Святослава произошли события большого значения. Император Никифор Фока, желая привести к повиновению Болгарию, но отвлеченный к своей азиатской границе арабами, обратился за помощью к киевскому князю. С 60-тысячным войском Святослав вторгся в 968 г. в Болгарию и добился военных успехов. Временно он вернулся в Киев, чтобы затем возвратиться в Болгарию. Но его желание объединить Великую Преславу с Киевским княжеством под своей властью испугало Царьград. Иоанн Цимисхий в 971 г. добился поддержки болгар и начал жестокую блокаду Доростола, длившуюся три месяца. Он умело использовал оплошность Святослава, который не оставил охраны в горных проходах. После тщетных попыток прорваться Святослав пошел на переговоры с Цимисхием, обещая сохранить прежнее соглашение и оказывать империи военную поддержку в случае необходимости.

Во время тяжких военных восстаний и брожения в Византии между 986--989 гг. военная помощь была ей оказана киевским князем Владимиром, который захватил и город Херсонес. Царьград получил его обратно лишь «за вено царицы», в качестве выкупа за царскую сестру, выданную замуж за Владимира. В свою очередь Владимир стал христианином.

Вскоре после того связи Византии и Руси несколько ослабевают. И ту, и другую стороны отвлекают более насущные задачи: борьба «со степью» у Руси, борьба с арабами и Западом у Византии.

Русь сложилась в сильное, самостоятельное государство со своими традициями и культурой. Сношения с Византией, Скандинавией, Болгарией сделали ее с первых шагов державой с мировыми связями.

Выдающаяся роль, которую играла Византия в общей культуре средневековья, единодушно признается как латинскими, так и греческими средневековыми писателями, сирийскими и армянскими историками, арабскими и персидскими географами. Анналы, которые составлялись мандаринами «Небесной империи», осведомлены о великой державе дальнего для них Запада. Высокий уровень материальной культуры и широкие торговые связи были наиболее важными причинами ее могущества.

Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса на Евфрате, Майферкат и Двин в Армении, множество малоазийских городов, Херсонес в Таврике, Солунь на Балканском полуострове были опорными пунктами областей, находились на перепутье торговых и стратегических дорог. Но все пути вели во второй Рим -- Царьград, мировую столицу. Константинополь, политический, административный, торговый и культурный центр империи, был огромным рынком. Сюда стекались товары с самых отдаленных мировых рынков. Из Китая и Средней Азии привозили шелк-сырец, который переходил из рук согдийских купцов к персам и сирийцам, доставлявшим его в прибрежные города, а оттуда в столицу. Русские и скандинавские лодьи доставляли воск, пушнину, мед. Из Ирана и Аравии на верблюдах в гавани сирийского побережья доставляли изюм, урюк, миндаль, финики, вино, сирийские и сарацинские ткани, ковры и широко славившиеся готовые одежды. Отсюда большие и малые корабли перевозили товар к Босфору. Из Египта шло зерно, а из глубин Африки -- золотой песок и слоновая кость. Столица жадно поглощала огромные количества свежей и соленой рыбы, которую свозили со всего Средиземноморья и Черноморья. Это была пища беднейшего населения городов. Скот пригоняли в Никомедию из Малой Азии. Табуны лошадей паслись во Фракии, откуда их перегоняли в предместья столицы. Оливковое масло поступало из Малой Азии, Эллады, Пелопоннеса.

Византия была и средоточием средневековой образованности. Греческая по языку культура связывала ее с эллинской традицией, с непревзойденными образцами гомеровского эпоса, прозы Фукидида и Ксенофонта, философских диалогов Платона, комедий Аристофана и трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Афинская академия, где процветала «языческая философия», просуществовала до середины VI в. Высшие школы в Александрии, Антиохии и Константинополе, кроме цикла клерикальных предметов, имели медицинский и юридический факультеты. Ряд законодательных актов предоставлял учителям и врачам жалованье от казны, освобождал от всяких повинностей, чтобы предоставить им «необходимую свободу для занятий пауками». Константинопольский университет с V в. насчитывал 31 профессора, обучавшего слушателей словесности, ораторскому искусству, философии и юридическим наукам. За это профессора получали содержание от государства.

Это дало возможность сохранить в Византии образование, которое в свою очередь способствовало дальнейшему развитию права и законодательства, сохранению медицинских и сельскохозяйственных знаний, как об этом свидетельствуют соответствующие трактаты. Византийская летописная и историографическая традиция через Прокопия и Феофилакта Симокатту связана с древнегреческими образцами, через хронографию Феофана, а особенно Иоанна Малалы она черпает новые силы в живом народном языке.

Как материальная культура Византии, так и плоды ее образованности стали достоянием других народов. Из Византии славяне получили алфавит и первые переводы с греческого на свой родной язык. Славянская и русская летописи ведут свое начало, летосчисление, традицию от византийской хронографии, в частности от рано переведенного в Болгарии Георгия Амартола. Это характерно и для других литературных произведений (стихотворений, житийных), которые переводились, воспринимались, чтобы породить потом новые, самобытные образцы. Но Византия со своей цивилизацией несла и яд вероломства, унижений, насилия, процветавших в пей.

С принятием христианства, с возникновением славянской письменности и расцветом на основе этой замечательной культуры славянские народы быстро вошли в число передовых в культурном отношении народов средневекового мира. Усвоение византийских образцов происходило не механически, но творчески перерабатывалось, принимало новые, своеобразные органические формы, поэтому многое из духовного наследия Византии продолжало жить и в культуре.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»