Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Конспект урока физики «Прямолинейное равноускоренное движение. Решение задач» Урок прямолинейное равноускоренное движение мгновенная скорость ускорение

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Вахитова Эльза Ибрагимовна

учитель физики

МБОУ СОШ №22г. Салават

Класс: 9

Тема урока: Прямолинейное равноускоренное движение.

2017г

Прямолинейное равноускоренное движение.

Цели урока:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

Физика. 9 кл, : учебник / А.В.Пёрышкин, Е.М. Гутник.– М.: Дрофа, 2014, компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал на уроке и для работы дома.

    Проверка домашнего задания : (слайд 3)

(проверка знаний определений, формул, перевода единиц в систему СИ)

Ответ: тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь

Ответ: направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением;

Ответ: скорость тела в данный момент времени

Ответ: величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло

Впиши формулы (слайд 4)

скорость

Из формулы (слайд5) вырази а=…., t =… (а= , t =);

Из формулы вырази v 0=…, а =…, (v 0= , а= ).

Перевести в систему СИ (скорость в км/ч перевести на скорость в м/с).

(Задание, наподобие домашнего задания) (слайд 6)

Самолет пассажирский 900 км/ч

(250 м/с)

Заяц 72 км/ч

( 20м/с )

Волк 54 км/ч

(15 м/с )

Охотничья собака90 км/ч

(25 м/с)

Человек 4,5 км/ч

(1,25 м/с)

Запись в тетрадях и на доске:

Самолет пассажирский:

Заяц:

Волк:

Охотничья собака:

Человек:

    Выполни тест: (устно) (слайд 7-12)

1. Используя график зависимости скорости движения тела от времени, определите скорость тела в конце 30-й секунды. Считать, что характер движения тела не изменился.

1) 14 м/с 2) 20 м/с 3) 62 м/с 4) 69,5 м/с

Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва - 2013, ва­ри­ант 9.

Решение. Из гра­фи­ка видно, что тело дви­жет­ся рав­но­уско­ре­но с уско­ре­ни­ем а= =0,4 м/с 2 . За­пи­шем урав­не­ние ско­ро­сти тела, дви­жу­ще­го­ся с на­чаль­ной ско­ро­стью V 0 , в за­ви­си­мо­сти от времени: .Тогда через 30 с ско­рость тела со­ста­вит 14 м/с.

Ответ: 1.

2.На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­на­ты от вре­ме­ни для тела, дви­жу­ще­го­ся вдоль оси Ох . Мо­дуль пе­ре­ме­ще­ния тела за время от 0 до 8 с равен

1)0м, 2)10м, 3)2м, 4)40м.

Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по физике 06.05.2015 вариант ФИ90801

Решение. В на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни тело имеет ко­ор­ди­на­ту −10 м. Через 8 с тело имеет ко­ор­ди­на­ту −10 м. Следовательно, мо­дуль век­то­ра пе­ре­ме­ще­ния равен |−10 м − (−10 м)| = 0.

Ответ: 1.

3. На ри­сун­ке 1 при­ве­ден гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти дви­же­ния тела от времени. Ука­жи­те со­от­вет­ству­ю­щий ему гра­фик за­ви­си­мо­сти пути от вре­ме­ни (рис. 2)

1)1 2)2 3) 3 4)4

Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 06.05.2015 ва­ри­ант ФИ90802.

Решение: Из пер­во­го гра­фи­ка видно, что ско­рость тела по­сто­ян­на и равна 4 м/с, то есть дви­же­ние равномерное. При рав­но­мер­ном дви­же­нии путь ли­ней­но воз­рас­та­ет со временем. Вы­бе­рем один из гра­фи­ков 3 и 4: найдём ско­ро­сти движения, со­от­вет­ству­ю­щие этим графикам. Для гра­фи­ка 3 ско­рость равна: Для гра­фи­ка 4 ско­рость равна: таким образом, со­от­вет­ству­ет гра­фик под номером 4.

4. Тело дви­жет­ся вдоль оси OX. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­на­ты x этого тела от вре­ме­ни t. Дви­же­нию с наи­боль­шей по мо­ду­лю ско­ро­стью со­от­вет­ству­ет уча­сток графика

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 19.12.2014 ва­ри­ант ФИ90102.

1) AB 2) BC 3) CD 4) DE

Решение. Скорость - тангенс угла наклона графика зависимости координаты от времени. Из графика видно, что наибольший по модулю тангенс угла наклона на прямой DE.

5. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти про­ек­ции ско­ро­сти v x от вре­ме­ни t для тела, дви­жу­ще­го­ся прямолинейно, па­рал­лель­но оси OX .

Тело дви­га­лось в направлении, про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нию оси OX ,

1) только на участ­ке АВ 2) на участ­ках АВ и ВС

3) на участ­ках ВC и СD 4) только на участ­ке DE

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 11.03.2014 ва­ри­ант ФИ90501.

Решение. Тело дви­жет­ся в на­прав­ле­нии про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нию оси OX , если его про­ек­ция ско­ро­сти на эту ось отрицательна. Из ри­сун­ка видим, что про­ек­ция ско­ро­сти от­ри­ца­тель­на на участ­ках АВ и ВС . Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

6.На ри­сун­ке представлен гра­фик зависимости про­ек­ции скорости V x тела от вре­ме­ни t . За пер­вые 5 се­кунд движения тело про­шло вдоль оси Ox путь

1) 2 м 2) 6 м 3) 8 м 4) 10 м

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 20.02.2013 ва­ри­ант ФИ9401.

Решение. Пройденный путь равен пло­ща­ди прямоугольной трапеции, огра­ни­чен­ной осью вре­ме­ни и гра­фи­ком модуля скорости. Пло­щадь трапеции равна по­лу­сум­ме оснований, умно­жен­ной на высоту. Опре­де­лив по гра­фи­ку длины сто­рон трапеции, получаем:

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

    А) Решение задач у доски (слайд13-22) (Приложение 1)

(на доске решает средний по знаниям ученик)

    Скорость автомобиля 90 км/ч, найти его ускорение, если он остановился за 50с.

Дано: СИ Решение:

V 0 =90 км/ч 25 м/с ,

t =50 с а= =0,5 м/с 2

Ответ: 0,5 м/с 2

    Ускорение автомобиля 1 м/с 2 . Чему равно время, в течение которого от начала движения его скорость достигает 72 км/ч. (20с)

Дано: СИ Решение:

V 0 =72км/ч 20 м/с t = =20c

Ответ: 20с.

    Двигаясь с ускорением –0,6 м/с 2 , автомобиль останавливается через 20 с после начала торможения. Чему равна скорость автомобиля в начале торможения? (12 м/с)

Дано: Решение:

а= -0,6 м/с 2

t =20 с

V =0 м/с

V 0 -?

    Ускорение автомобиля 0,5 м/с 2 , а его начальная скорость 6 м/с. Чему равна длина пройденного пути за 12 с? (108м)

Дано: Решение:

V 0 =6 м/с

t =12с

Ответ: 108м

    В течение некоторого времени автомобиль после начала движения достигает

скорости 54 км/ч при ускорении 0,2 м/с 2 . Найти пройденный путь. (562,5м).

Дано: СИ Решение:

V 0 =54км/ч 15 м/с

Ответ: 562,5м

Б) Реши самостоятельно: (слайд 23)

    Автомобиль увеличивает скорость от начала движения до 72 км/ч за время, равное 20с. Найти путь, который он проходит за это время? (200м)

    Автомобиль двигался со скоростью 36 км/ч, а затем стал тормозить, и через 2с он остановился. Чему равно ускорение автомобиля при торможении?(-5 м/с 2)

    Чему равны начальная и конечная скорости автомобиля, если за время, равное 8 с, он прошел путь, равный 160 м, с ускорением 2 м/с 2 ? (12м/с, 28 м/с).

Зарядка для глаз: (слайд 24) (90% информации мы получаем через визуальную информацию, поэтому глаза необходимо беречь, итак, отдых для глаз.)

    Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз.

    Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

    Повторите: глаза вправо, прямо чуть прищуриваясь, влево, прямо чуть прищуриваясь и так несколько раз.

    Потрите ладонями лицо.

В) Реши задание повышенной сложности : (слайд 25-26)

9  . Автомобиль, двигаясь под уклон, за время, равное 20 с, проходит путь, равный 340 м, при этом развивает скорость, равную 18 м/с. Найти скорость в начале уклона? (16 м/с)

Дано: Решение:

t=20c

S=340 м

v =18 м/с , откуда

v 0 -?

    Домашнее задание: (слайд 27) (Приложение 2)

(если ученик успевает сделать классную работу, то он приступает к домашней работе)

    Подведение итогов . Рефлексия, (параллельно на доске один ученик записывает формулы, используемые на уроке), оценки за урок.

Литература (слайд 29)

1. Физика. 9 кл, : учебник  А.В.Пёрышкин, Е.М. Гутник.– М.: Дрофа, 2014.

2. Рымкевич А.П. Задачник 10-11 классы. - М.:Дрофа,2004.-188с.

Интернет ресурсы.

3. Задачи: http :// gigabaza . ru / doc /46325. html

4. Тест: https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=1

5. Домашнее задание: http :// www . afportal . ru / physics / with - answers / kinematics /2

6. Анимация: http :// smayli . ru / transporta . html

7. Анимация: http :// smayli . ru / glaza _7. html

Приложение 1: (Раздаточный материал).

Решение задач:

1.Скорость автомобиля 90 км/ч, найти его ускорение, если он остановился за 50с.

2.Ускорение автомобиля 1 м/с 2 . Чему равно время, в течение которого от начала движения его скорость достигает 72 км/ч.

3.Ускорение автомобиля 0,5 м/с 2 , а его начальная скорость 6 м/с. Чему равна длина пройденного пути за 12 с?

4.Двигаясь с ускорением –0,6 м/с 2 , автомобиль останавливается через 20 с после начала торможения. Чему равна скорость автомобиля в начале торможения?

5.В течение какого времени автомобиль после начала движения достигает скорости 54 км/ч при ускорении 0,2 м/с 2 ?

Реши самостоятельно:

6.Автомобиль увеличивает скорость до 72 км/ч за время, равное 20 с. Найти путь, который он проходит за это время?

7.Автомобиль двигался со скоростью 36 км/ч, а затем стал тормозить, и через 2 с он остановился. Чему равно ускорение автомобиля при торможении?

8. Чему равны начальная и конечная скорости автомобиля, если за время, равное 8 с, он прошел путь, равный 160 м, с ускорением 2 м/с 2 ?

9  .Автомобиль, двигаясь под уклон, за время, равное 20 с, проходит путь, равный 340 м, при этом развивает скорость, равную 18 м/с. Найти скорость в начале уклона?

Приложение 2: (Либо ученик забирает карточку, либо фотографирует на телефон)

Реши дома:

1. Скорость автомобиля за 20 с уменьшилась с 20 м/с до 10 м/с. С каким средним ускорением двигался автомобиль? [−0,5 м/с 2 ]

2. Определить начальную скорость и ускорение автомобиля, если, двигаясь равноускоренно, за первые 3 с он прошел путь 18 м, а за первые 5 с - 40 м.

3.Тело, двигаясь равноускоренно, проходит последовательно два одинаковых отрезка пути длиной 10 м за времена 1,06 с и 2,2 с. Найти начальную скорость и ускорение тела. [−3 м/с 2 ; 11 м/с]

4. Тело движется из состояния покоя равноускоренно. Во сколько раз путь, пройденный телом за восьмую секунду движения, больше пути, пройденного за третью секунду? [ S 8 /S 3 = 3 ]

5.Тело движется равноускоренно из состояния покоя. Найти отношение скоростей тела в конце четвертого и в конце первого метров пути. [ v 4 /v 1 = 2 ]

Просмотр содержимого документа
«анотация»

Данный урок по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» проводится в 9 классе.

Цели урока: повторить, обобщить и закрепить знания основных понятий, терминов, формул по данной теме, научить использовать данные знания при решении задач.

Задания подобраны таким образом, чтобы данный материал был усвоен большинством учащихся. Отрабатываются задания по переводу единиц, с графиками v (t ) и s (t ), проводиться работа с формулами и их преобразованиями. После подготовительной работы можно перейти к решению задач. Задачи составлены по нарастанию сложности. Обратить большое внимание на правильность оформления задач. Также отрабатываются и вычислительные умения и навыки. Домашнее задание комментируется, например, ответ третьего задания получается приближенным, округлить до целого числа.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint11»


Прямолинейное

равноускоренное

движение .

9 класс

учитель физики МБОУ СОШ №22,

Башкирия, г. Салават,

Вахитова Эльза Ибрагимовн а


Цели урока:

Образовательные:

повторить, обобщить и закрепить знания основных понятий, терминов, формул по данной теме.

Воспитательные:

воспитывать стремление к овладению новыми знаниями.

Развивающие: развивать логическое мышление; умения формулировать четкие ответы на вопросы.


Домашнее задание

Что называется материальной точкой?

Ответ: тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь.

Что называется перемещением тела?

Ответ: направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Что называется мгновенной скоростью?

Ответ: скорость тела в данный момент времени.

Что называется ускорением тела при его равноускоренном движении?

Ответ: величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течении которого это изменение произошло.


Домашнее задание

ВПИШИ ФОРМУЛЫ

скорость

путь


Домашнее задание

Из формулы вырази а, t.

Из формулы вырази v , t.


Перевести в систему СИ

Самолет пассажирский

Охотничья собака

На данном уроке по теме «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение» мы рассмотрим неравномерное движение и его особенности. Будет изложено, что такое прямолинейное неравномерное движение и чем оно отличается от равномерного движения, рассмотрено определение ускорения.

Тема урока «Неравномерное прямолинейное движение, прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение». Для описания такого движения мы введем важную величину – ускорение .

На предыдущих занятиях обсуждался вопрос о прямолинейном равномерном движении, т. е. таком движении, когда скорость остается величиной постоянной. А что, если скорость изменяется? В этом случае говорят в том, что движение неравномерное, то есть скорость от точки к точке меняется. Важно понимать, что скорость может увеличиваться, тогда движение будет ускоренным, или уменьшаться (рис. 1) (в этом случае мы будем говорить о движении замедленном).

Рис. 1. Движение с изменением скорости

В общем случае изменение скорости можно характеризовать величиной уменьшения или увеличения скорости.

Средняя скорость

Когда мы говорим о неравномерном движении, то, помимо понятия «мгновенная скорость», которым мы будем часто пользоваться, крайнюю важность приобретает и понятие «средняя скорость». Более того, именно это понятие позволит нам дать корректное определение мгновенной скорости.

Что же такое средняя скорость? Это можно понять на простом примере. Представьте себе, что вы едете на автомобиле из Москвы в Санкт-Петербург и проезжаете 700 км за 7 часов. Какова была ваша скорость во время этого перемещения? Если автомобиль проехал 700 км за 7 часов, то его скорость составляла 100 км/ч. Но это не значит, что спидометр в каждый момент времени показывал 100 км/ч, так как где-то автомобиль стоял в пробке, где-то он разгонялся, где-то он обгонял или вообще останавливался. В этом случае можно сказать, что мы искали не мгновенную скорость, а какую-то другую.

Именно для таких ситуаций в физике и вводится понятие средней скорости (а также средней путевой скорости). Сегодня мы рассмотрим и одну, и другую и выясним, какой пользоваться удобнее и практичнее.

Средней скоростью называют отношение модуля полного перемещения тела ко времени, за которое это перемещение совершено: .

Представим пример: вы вышли в магазин за покупками и вернулись домой, модуль вашего перемещения равен нулю, но ведь скорость не была равна нулю, поэтому понятие средней скорости в данном случае неудобно.

Перейдем к более практичному понятию - средняя путевая скорость. Средняя путевая скорость - отношение полного пути, которое пройдено телом, к полному времени, за которое этот путь пройден: .

Это понятие удобное, ведь путь - скалярная величина, он может только нарастать. Часто понятия средней скорости и средней путевой скорости путают, и мы также часто будем под средней скоростью иметь в виду среднюю путевую скорость.

Существует множество интересных задач на нахождение средней скорости, самые интересные из которых мы вскоре рассмотрим.

Определение мгновенной скорости через среднюю скорость движения

Для того чтобы описать неравномерное движение, мы вводим понятие мгновенной скорости, называя ее скоростью в данной точке траектории в данный момент времени. Но такое определение не будет корректным, потому что мы знаем всего два определения скорости: скорость равномерного прямолинейного движения и средняя скорость, которой мы пользуемся в случае, когда хотим найти отношение полного пути к полному времени. Эти определения в данном случае не подходят. Как же корректно найти мгновенную скорость? Здесь можно воспользоваться понятием средней скорости.

Посмотрим на рисунок, на котором изображен произвольный участок криволинейной траектории с точкой А, в которой нам нужно найти мгновенную скорость (рис. 4). Для этого рассмотрим участок , который содержит точку А, и нарисуем вектор перемещения на этом участке. Средней скоростью на этом участке будет отношение перемещения ко времени . Будем уменьшать этот участок и найдем аналогичным образом среднюю скорость уже для меньшего участка. Совершая таким образом предельный переход от к и т. д., мы приходим к очень маленькому перемещению за очень маленький промежуток времени.

Рис. 3. Определение мгновенной скорости через среднюю скорость

Безусловно, сначала средние скорости будут сильно отличаться от мгновенной скорости в точке А, но, чем ближе мы будем приближаться к точке А, тем меньше за это время будут меняться условия движения, тем больше движение будет походить на равномерное движение, для которого мы знаем, что такое скорость.

Итак, при устремлении промежутка времени к нулю средняя скорость практически совпадает со скоростью в данной точке траектории, и мы переходим к мгновенной скорости. Мгновенная скорость в данной точке траектории - это отношение малого перемещения, которое совершает тело ко времени, за которое оно произошло.

Интересно, что в английском языке для понятия скорости существует два отдельных определения: speed (модуль скорости), отсюда спидометр; velocity, первая буква которого - v, отсюда обозначение вектора скорости.

Мгновенная скорость имеет направление. Вспомним, что когда мы говорили о мгновенной скорости, то рисовали перемещения , и т.тд. (рис. 4). По отношению к участку криволинейной траектории они являются секущими. Если ближе приближаться к точке А, они станут касательными (рис. 5). Мгновенная скорость на участке траектории всегда направлена по касательной к траектории.

Рис. 4. При уменьшении участка секущие приближаются к касательной

Например, в дождь, когда проезжающая мимо машина забрызгивает нас каплями, они летят именно по касательной к окружности, а данной окружностью является колесо автомобиля (рис. 6).

Рис. 5. Движения капель

Другой пример: если к жгуту привязать камень и раскрутить, то, когда камень оторвется, он тоже полетит по касательной к траектории, по которой движется жгут.

Другие примеры мы рассмотрим при изучении равноускоренного движения.

Для характеристики неравномерного движения вводится новая физическая величина – мгновенная скорость . Мгновенная скорость – это скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории. Прибор, который показывает мгновенную скорость, есть на любом транспортном средстве: в автомобиле, поезде и т. д. Это прибор, который называется спидометр (от англ. speed – «скорость»).

Обращаем ваше внимание на то, что мгновенная скорость определяется как отношение перемещения ко времени, в течение которого это перемещение произошло. Если перемещение будет уменьшаться, стремиться к точке, то в этом случае можно говорить о мгновенной скорости: .

Обратите внимание, что и – это координаты тела (рис. 2). Если промежуток времени будет очень маленьким, то и изменение координаты произойдет очень быстро, а изменение скорости на малом промежутке будет незаметным. Скорость на данном промежутке мы характеризуем мгновенной скоростью.

Рис. 2. К вопросу об определении мгновенной скорости

Таким образом, неравномерное движение имеет смысл характеризовать изменением скорости от точки к точке, тем, как быстро это происходит. Это изменение скорости характеризуется величиной, которая называется ускорением. Обозначается ускорение , это векторная величина.

Ускорение - физическая величина, которая характеризует быстроту изменения скорости. По сути скорость изменения скорости - это есть ускорение. Поскольку это вектор, значение проекции ускорения может быть отрицательным и положительным.

Ускорение измеряется в и находится по формуле: . Ускорение определяется как отношение изменения скорости ко времени , в течение которого это изменение произошло.

Важный момент - это разность векторов скоростей. Обратите внимание, что разность мы обозначим (рис. 3).

Рис. 6. Вычитание векторов скорости

В заключение отметим, что проекция ускорения на ось точно так же, как любая векторная величина, может иметь отрицательные и положительные значения в зависимости от направления. Важно отметить, что, куда направлено изменение скорости, туда будет направлено ускорение (рис. 7). Особое значение это приобретает при криволинейном движении, когда изменяется не только значение скорости, но и направление.


Рис. 7. Проекция вектора ускорения на ось

Список литературы

  1. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: учебник для 9 класса средней школы. - М.: Просвещение.
  2. Слободянюк А.И. Физика 10. Часть 1. Механика. Электричество.
  3. Физика. Механика. 10 класс / Под ред. Мякишева Г.Я. - М.: Дрофа.
  4. Филатов Е.Н. Физика 9. Часть 1. Кинематика. - ВШМФ: Авангард.

Домашнее задание

  1. Чем отличается средняя скорость от мгновенной?
  2. Начальная скорость велосипедиста 36 км/ч, затем он замедлил движение до 18 км/ч. Он тормозил на протяжении 10 секунд. С каким ускорением двигался велосипедист и куда оно было направлено?
  3. Мальчик вышел из пункта В и направился в пункт С, при этом пройдя 400 м, и оттуда вернулся в пункт А. Чему равна средняя путевая скорость, если расстояние от пункта А до пункта В равно 150 метров, а на всю дорогу мальчик потратил 12 минут?

Тема урока: « Прямолинейное равноускоренное движение.

Решение задач».

Цель урока: Систематизировать знания о способах решения задач при равноускоренном движении.

Задачи урока :

    Сформировать умения выделять ускоренное движение и характеризовать его с помощью физических величин – ускорения, скорости.

    Научиться строить график скорости.

    Научиться составлять уравнение скорости по графику скорости.

    Научиться составлять уравнение скорости.

Ход урока.

1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

Фронтальный опрос.

1)Что называется ускорением равноускоренного движения?

2) Что такое равноускоренное движение?

3)Что характеризует ускорение? По какой формуле вычисляется? (а х =

4) При каком условии модуль вектора скорости движущегося тела увеличивается? Уменьшается?

5) Запишите формулу, по которой можно рассчитать проекцию вектора мгновенной скорости

(V x = V 0 x + a x t)

На сегодняшнем уроке будем рассматривать следующие вопросы:

    Как составить уравнение скорости;

    Как по уравнению скорости определить направление скорости и ускорения;

    Как по уравнению скорости построить график проекции скорости:

    Как по графику проекции скорости составить уравнение скорости.

Задача 1. По данному рисунку составить уравнение проекции скорости:

3м/с 2 1м/с 2

1 тело : V x = 6 - 3 t , т.к вектор скорости сонаправлен с осью Х, то V 0 x =6 м/с, вектор ускорения противоположно направлен с осью Х, то а х = -3м/с 2 .

2 тело : V x = 2 + t , т.к вектор скорости сонаправлен с осью Х, то V 0 x =2 м/с, вектор ускорения тоже сонаправлен с осью Х, то а х = 1м/с 2 .

Задача 2 . (самостоятельно).

По данным уравнениям проекции скорости нарисовать положение тел на координатной прямой.

    V x = -10 + 2 t 2) V x = -6 - 3 t

2м/с 2 3м/с 2

10м/с 6м/с X

Задача 3. По данным уравнениям проекции скорости построить графики проекции скорости.(Из условия первой задачи)

1)V x = 6 - 3 t 2) V x = 2 + t

Графиками данных функций являются прямые, которые строятся по точкам.

Вопросы учащимся:

1.Как движется первое тело? Второе тело?(первое тело - тормозит, второе- ускоряется)

2. Что означает точка пересечения графиков? (скорости тел через 1 сек после начала движения стали равны)

Задача4 . По данному графику проекции скорости написать уравнение проекции скорости. (рис А)

(рис.А)

Ответ: по графику определяем, что V 0х = 3м/с. Чему равно ускорение? а х =

а х = = 2 м/с 2 . Подставляя числа в уравнение, имеем: V x = 3 +2 t .

Закрепление:

      Какое из приведенных ниже уравнений описывает движение, при котором скорость тела увеличивается?

    На рисунке 1 приведен график зависимости скорости движения тела от времени. Какое уравнение соответствует этому графику?

(рис.1)

    Какой из графиков (рис.2) соответствует уравнению скорости V = 2-t?

(рис.2)

    Какой из графиков (рис 3) соответствует равноускоренному движению тела, при котором вектор ускорения направлен противоположно вектору скорости?

(рис.3)

    По графику зависимости скорости от времени (рис. 4) определите ускорение тела в момент времени t= 4с.

(рис. 4)

Итоги.Домашнее задание. §6.Упр.6 (3,4)

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс –М. Дрофа 2005.

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.

3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы.9 класс. – М. Дрофа. 2008г.

9 класс физика Тема: Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Цели урока:

Образовательная: повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений о механических явлениях; сформировать новые знания и умения: определение прямолинейного равнопеременного движение, ускорения, единица измерения ускорения, проекции ускорения.

Развивающая: развитие мышления, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей; умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы,

Воспитательная: формирование системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

План урока.

    Организационный момент

    Повторение (решение задач).

    Изучение нового материала.

    Домашнее задание

    Подведение итогов урока.

    Рефлексия

Ход урока.

    Орг. Момент.

    Повторение.

Решение задач упр.2 (1 – 3).

1. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатами х 0 = - 2м и у 0 =4м. Тело переместилось в точку с координатами х =2м и у =1м. Найдите проекции вектора перемещения на осях х и у. Начертите вектор перемещения.

2. Из начальной точки с координатами х 0 = - 3м и у 0 =1м тело прошло некоторый путь, так что проекция вектора перемещения на ось х оказалась равной 5,2м, а на ось у – 3м. Найдите координаты конечного положения тела. Начертите вектор перемещения. Чему равен его модуль?

3. Путешественник прошел 5км в южном направлении, а затем еще 12км в восточном. Чему равен модуль совершенного им перемещения?

    Изучение нового материала.

Презентация «Векторы и действия над ними». Повторим наглядно, что собой представляют векторы и какие действия можно совершать над ними.

Вопрос: Какое же движение называется равномерным?

Ответ: Движение, при котором тело, за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния.

Движение с постоянной скоростью.

Вопрос: Что называется скоростью прямолинейного равномерного движения?

Ответ: Постоянная векторная величина равная отношению перемещения к промежутку времени, за которое это изменение произошло.

V = s / t .

Вопрос: Тогда скажите, как вы понимаете: скорость автомобиля 60 км/ч?

Ответ: За каждый час автомобиль проезжает 60 км.

Вопрос: Скорость скалярная или векторная величина?

Ответ: Скалярная. Поэтому характеризуется направлением и модулем (численным значением).

Вопрос: В каких случаях проекция вектора скорости положительна, в каких отрицательна?

Ответ: Положительна, если проекция вектора скорости сонаправлена с осью.

Отрицательно, если проекция скорости и выбранная ось противоположно направлены.

Вопрос: Определите знак проекции вектора скорости

Ответ :1-положител.

2-положител.

3-отрицател.

4- равна 0

Вопрос: Вспомните формулу по которой можно найти положение тела в любой момент времени.

Ответ: x = x 0 + v х t

Основной материал.

До этого нам приходилось иметь дело с равномерным движением. Еще раз давайте повторим.

Равномерным называется движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния. По-другому, движение с постоянной скоростью, не очень часто встречается на практике. Гораздо чаще приходится иметь дело с таким движением, при котором скорость со временем изменяется. Такое движение называется равнопеременным.

С самым простым видом равнопеременного движения является равноускоренное. При котором тело движется вдоль прямой линии, а проекция вектора скорости тела за любые равные промежутки времени меняется одинаково. Допустим, по дороге движется автомобиль и из бака капает бензин через одинаковые промежутки времени оставляет следы.

Время, каждые 2сек.

Мы видим, что через одинаковые промежутки времени скорость меняется одинаково. Так вот такое движение называется равноускоренным.

Учитель: Давайте запишем в тетрадях определение равноускоренного движения.

Движение тела при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называется равноускоренным.

При рассмотрении равноускоренного движения вводится понятие мгновенной скорости.

Мгновенная скорость- скорость в каждой конкретной точке траектории, в соответствующий момент времени.

Рассмотрим движение, при котором в начальный момент времени скорость тела была равно V 0 , а через промежуток времени t она оказалась равной V,

тогда отношение – быстрота изменения скорости.

Т.е. быстрота изменения скорости называется ускорением.

а =

V 0 - начальная скорость, скорость в момент времени t=0

V - скорость, которую тело имело к концу промежутка t.

Ускорение величина векторная.

- [а]=м/с 2

Из формулы можно найти значение скорости в определенный момент.

Сначала запишем значение скорости в векторном виде, а затем и скалярном.

V = V 0 + at

V = V 0 - at

Ускорением тела называется величина, характеризующая быстроту изменения скорости; она равна отношению изменения скорости к промежутку времени за которое это изменение произошло.

Равноускоренное движение это движение с постоянным ускорением.

Т.к. ускорение это векторная величина, значит она имеет направление.

Как определить, куда направлен вектор ускорения?

Допустим, прямолинейно движется тело и с течением времени его скорость увеличивается. Изобразим это на чертеже.

В этом случае вектор ускорения направлен в ту же скорость что и вектор скорости.

Если тело движется, и его скорость с течением времени уменьшается (тормозит) - вектор ускорения направлен противоположно вектору скорости.

Если векторы скорости и ускорения движущегося тела направлены в одну сторону, то модуль вектора скорости увеличивается.

Если в противоположные стороны, то модуль вектора скорости уменьшается.

    Домашнее задание

§4 упр. 3.

    Подведение итогов.

1. Какое движение называют равноускоренным или равнопеременным?

2. Что называют ускорением?

3. Какая формула выражает смысл ускорения?

4. Чем отличается «ускоренное» прямолинейное движение от «замедленного»?

Таким образом, прямолинейное движение рассматривается двух видов: равномерное и равнопеременное (с ускорением). Равномерное с постоянной скоростью, равнопеременное с постоянным ускорением. Ускорение характеризует быстроту изменения скорости.

    Рефлексия.

Урок полезен…

Мне было…

Я узнал…

Конспект к уроку физики "Прямолинейное равнопеременное движение. Ускорение" 9 класс

13.09.2015 4375 573 Скопченко Виктория Геннадьевна

Цели урока:
Образовательная: повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений о механических явлениях; сформировать новые знания и умения: определение прямолинейного равнопеременного движение, ускорения, единица измерения ускорения, проекции ускорения.
Развивающая: развитие мышления, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей; умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы,
Воспитательная: формирование системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
План урока.
Организационный момент
Повторение (решение задач).
Изучение нового материала.
Домашнее задание
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Ход урока.
Орг. Момент.
Повторение.
Решение задач упр.2 (1 – 3).
1. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатами х0 = - 2м и у0=4м. Тело переместилось в точку с координатами х=2м и у=1м. Найдите проекции вектора перемещения на осях х и у. Начертите вектор перемещения.
2. Из начальной точки с координатами х0 = - 3м и у0=1м тело прошло некоторый путь, так что проекция вектора перемещения на ось х оказалась равной 5,2м, а на ось у – 3м. Найдите координаты конечного положения тела. Начертите вектор перемещения. Чему равен его модуль?
3. Путешественник прошел 5км в южном направлении, а затем еще 12км в восточном. Чему равен модуль совершенного им перемещения?
Изучение нового материала.
Презентация «Векторы и действия над ними». Повторим наглядно, что собой представляют векторы и какие действия можно совершать над ними.
Вопрос: Какое же движение называется равномерным?
Ответ: Движение, при котором тело, за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния.
Движение с постоянной скоростью.
Вопрос: Что называется скоростью прямолинейного равномерного движения?
Ответ: Постоянная векторная величина равная отношению перемещения к промежутку времени, за которое это изменение произошло.
V=s/t.
Вопрос: Тогда скажите, как вы понимаете: скорость автомобиля 60 км/ч?
Ответ: За каждый час автомобиль проезжает 60 км.
Вопрос: Скорость скалярная или векторная величина?
Ответ: Скалярная. Поэтому характеризуется направлением и модулем (численным значением).
Вопрос: В каких случаях проекция вектора скорости положительна, в каких отрицательна?
Ответ: Положительна, если проекция вектора скорости сонаправлена с осью.
Отрицательно, если проекция скорости и выбранная ось противоположно направлены.

Вопрос: Определите знак проекции вектора скорости
Ответ:1-положител.
2-положител.
3-отрицател.
4- равна 0
Вопрос: Вспомните формулу по которой можно найти положение тела в любой момент времени.
Ответ: x=x0+vхt
Основной материал.
До этого нам приходилось иметь дело с равномерным движением. Еще раз давайте повторим.
Равномерным называется движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые расстояния. По-другому, движение с постоянной скоростью, не очень часто встречается на практике. Гораздо чаще приходится иметь дело с таким движением, при котором скорость со временем изменяется. Такое движение называется равнопеременным.
С самым простым видом равнопеременного движения является равноускоренное. При котором тело движется вдоль прямой линии, а проекция вектора скорости тела за любые равные промежутки времени меняется одинаково. Допустим, по дороге движется автомобиль и из бака капает бензин через одинаковые промежутки времени оставляет следы.
Время, каждые 2сек.
t 0 2 4 6 8
X 0 8 32 72 128
V 0 4 8 12 16

Мы видим, что через одинаковые промежутки времени скорость меняется одинаково. Так вот такое движение называется равноускоренным.
Учитель: Давайте запишем в тетрадях определение равноускоренного движения.
Движение тела при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называется равноускоренным.
При рассмотрении равноускоренного движения вводится понятие мгновенной скорости.
Мгновенная скорость- скорость в каждой конкретной точке траектории, в соответствующий момент времени.
Рассмотрим движение, при котором в начальный момент времени скорость тела была равно V0, а через промежуток времени t она оказалась равной V,
тогда отношение – быстрота изменения скорости.
Т.е. быстрота изменения скорости называется ускорением.

А =
V0 - начальная скорость, скорость в момент времени t=0
V - скорость, которую тело имело к концу промежутка t.
- Ускорение величина векторная.
- [а]=м/с2
Из формулы можно найти значение скорости в определенный момент.
Сначала запишем значение скорости в векторном виде, а затем и скалярном.
ϑ ⃗=ϑ ⃗_0+a ⃗t
V=V0+at
V=V0-at
Ускорением тела называется величина, характеризующая быстроту изменения скорости; она равна отношению изменения скорости к промежутку времени за которое это изменение произошло.
Равноускоренное движение это движение с постоянным ускорением.
Т.к. ускорение это векторная величина, значит она имеет направление.
Как определить, куда направлен вектор ускорения?
Допустим, прямолинейно движется тело и с течением времени его скорость увеличивается. Изобразим это на чертеже.
В этом случае вектор ускорения направлен в ту же скорость что и вектор скорости.
Если тело движется, и его скорость с течением времени уменьшается (тормозит) - вектор ускорения направлен противоположно вектору скорости.

Если векторы скорости и ускорения движущегося тела направлены в одну сторону, то модуль вектора скорости увеличивается.
Если в противоположные стороны, то модуль вектора скорости уменьшается.

Домашнее задание
§4 упр. 3.
Подведение итогов.
1. Какое движение называют равноускоренным или равнопеременным?
2. Что называют ускорением?
3. Какая формула выражает смысл ускорения?
4. Чем отличается «ускоренное» прямолинейное движение от «замедленного»?
Таким образом, прямолинейное движение рассматривается двух видов: равномерное и равнопеременное (с ускорением). Равномерное с постоянной скоростью, равнопеременное с постоянным ускорением. Ускорение характеризует быстроту изменения скорости.
Рефлексия.
Урок полезен…
Мне было…
Я узнал…

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»