Б.3.В.1. Библиотека как социальный институт. Функции библиотек. Библиотека как социальный институт Библиотека как институт организации общественного использования информации

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Библиотемка (греч. вйвлйпиЮкз, от вйвлЯпн «книга» и иЮкз «место хранения») -- учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы, оптические носители (например, CD-ROM.

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.).

Социальный институт является элементом структуры общества и выполняет функции организации и регулирования общественной жизни. С его помощью упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в соответствии с традициями, нравственными и этическими нормами. Деятельность социальных институтов тесно связана с экономическими и политическими условиями жизни общества. Сегодня библиотека является важным социальным институтом.

Происходящие в стране экономические, политические, социальные реформы существенно изменили место и роль библиотек в обществе. Выдвинули перед ними новые цели и задачи, вызвали необходимость инновационной деятельности, поиска новых форм и методов обслуживания различных групп пользователей, новых путей и средств своего функционирования, организации новых взаимоотношений с окружающей средой.

Происходит эволюция социальной роли библиотеки, развиваются и становятся более разнообразными их функции. Наряду с информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельностью они все больше играют роль в демократизации библиотечного дела и общества, в формировании общественного согласия и стабильности, в социализации, развитии интеллектуального потенциала людей. Меняется характер взаимодействия библиотек с различными учреждениями, с органами власти, с пользователями.

В настоящее время библиотека является одним из наиболее многочисленных, наиболее посещаемых учреждений культуры бесплатно предоставляющими пользователям свои услуги.

Внедрение в деятельность библиотек новых информационных технологий позволило превратиться им в информационные центры, предоставляющие пользователям доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных.

Современная библиотека - это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей как в локальном, так и в удаленном режимах и предоставляющий им широкий комплекс услуг. Это центр работы с книгой и информацией, центр общения и досуга, центр развития интеллектуального и творческого потенциала читателей.

Как социальный институт библиотека играет существенную роль в развитии демократии, демократических отношений как внутри самого учреждения, так и в окружающей среде, регионе. Библиотеку посещают все категории населения: дошкольники, учащиеся школ, вузов, рабочие, служащие, инженеры, педагоги, врачи, предприниматели, банкиры, пенсионеры, самые бедные и самые богатые люди. И ко всем в библиотеке равное отношение: внимание, профессиональная помощь в поиске необходимой книги, информации, консультация. Всегда соблюдается принцип демократизации, который проявляется и в индивидуальном подходе к пользователям, и в учете их интересов и потребностей, и в свободном доступе к литературе и информации, и во взаимоотношениях библиотекаря и читателя. Читатель здесь воспринимается не как потребитель каких-либо услуг, а как равноправный участник коммуникативного процесса, творческого сотрудничества. Демократизм в библиотеке проявляется также в доступности получения информации из национальных и мировых информационных сетей через систему Интернет.

Библиотека сегодня рассматривается не только как информационный центр, но и как опора и средство развития демократии. Ее тесная связь с исполнительными, законодательными органами власти, с органами местного самоуправления, различными партиями, общественными давлениями, обеспечение их необходимой информацией способствуют развитию демократии, стабильности в обществе.

Важную роль играет деятельность библиотек как социальных институтов по распространению правовых знаний, вооружению людей знанием федеральных, региональных законов, решений органов местного самоуправления. Это помогает гражданам в решении жизненных проблем, связанных с трудовой деятельностью, учебой, лечением, отдыхом, социальным обеспечением.

Сегодня становится актуальным и важным вопрос о правовой культуре органов власти, граждан, обращающихся к нормам права и закона для разрешения стоящих перед ними проблем, конфликтов и споров. Для этого необходимо наличие у должностных лиц и граждан достаточных знаний о правах, обязанностях, предусмотренных законами и нормами.

В настоящее время в Российской Федерации при библиотеках функционирует более 300 публичных центров правовой информации. Здесь можно ознакомиться со многими документами по законодательству, правовым реформам, деловому сотрудничеству, используя богатые информационные ресурсы библиотек и Интернет. Практически при всех центрах правовой информации работают консультанты, юристы, которые дают гражданам необходимое толкование, объяснение содержания правовых документов. В библиотеках Северо-Западного административного округа Москвы разработаны и реализуются программы “Библиотека и местное самоуправление”. Все это помогает гражданам адаптироваться в новой экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Неизмеримо возрастает роль библиотек как социальных институтов в образовании. Например, в г. Москве около 80 процентов посетителей библиотек - школьники, студенты, молодежь осваивающие новые профессии. Библиотеки стали разрабатывать целевые программы помощи обучающимся, в реализации которых принимают участие и учебные заведения. Например, библиотеки Северного административного округа реализуют “Программу взаимодействия с вузами округа”. Они стали комплектоваться с учетом профилей учебных заведений, находящихся на территории округа, готовят тематические рекомендательные списки литературы, составляют подборки книг и периодических изданий в помощь изучению новых предметов, проводят “Дни информации”, тематические вечера “Учиться с увлечением”.

Необходимость образования в области информационных технологий, информационной культуры личности выдвинула задачу создания в библиотеках центров, по обучению читателей пользованию компьютерной техникой, системой Интернет. В Центральной библиотеке № 271 имени Ф. Гладкова и библиотеке № 49 г. Москвы открыты Интернет-классы, оснащенные современным телекоммуникационным оборудованием, где школьники, студенты обучаются пользованию сетью Интернет, могут приобрести навыки работы, используя новые информационные технологии. В ряде библиотек работают целевые программы информационной поддержки образования. На базе новых коммуникационных технологий происходит изменение информационной среды, способствующей интеграции знаний.

Сегодня библиотека рассматривается как средство социализации людей, усвоения ими определенной системы знаний, норм, данностей, социального опыта, образа жизни, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена общества.

Предоставление гражданам в библиотеках разнообразной, полной и доступной информации является одним из важных факторов социализации личности. Обладая информацией, люди могут компетентно, грамотно решать свои жизненные проблемы.

В условиях сложных социально-экономических факторов современной жизни библиотека играет стабилизирующую роль в обществе. Предоставляя свои ресурсы пользователям, они помогают людям в познании происходящих процессов, в защите их интересов, в достижении поставленных целей. Опыт показывает, что социализация осуществляется успешнее, когда пользователь активно участвует в творческой преобразовательной деятельности, в ходе которой преодолеваются устаревшие нормы, нравы и привычки. В этом ему активно помогают библиотекари.

Важную роль играют библиотеки, как социальный институт в сохранении культурного наследия, развития культурного и научного потенциала общества. Они стремятся обеспечить преемственность развития российской культуры и науки, ведут инновационную деятельность в этом направлении.

В условиях децентрализации управления, регионализации библиотеки, используя региональные информационные сети, систему Интернет, обеспечивают информационное, научное и культурное единство периферии и центра, равные возможности жителям различных регионов страны, гражданам разных социальных групп получение доступа к информации” культурным и научным достижениям.

Осуществляемый процесс глобализации ведет к деформации информационной среды общества. Наши телеканалы, СМИ нередко подменяют подлинную культуру так называемо поп-культурой, подрывающей духовные основы жизни людей, утверждающие вседозволенность, отрицающие обязательность нравственных норм. В школах идет сокращение изучения произведений классиков русской и зарубежной литературы, которая служит основой нравственного воспитания подрастающего поколения.

В этих условиях возрастает роль библиотек как социальных институтов в сохранении традиционных культур народов нашей страны, нравственных и этических ценностей. Используя различные формы обслуживания посетителей, организации досуга людей, библиотеки способствуют формированию высоконравственной, всесторонне развитой личности, обогащению ее духовного мира, ориентации на прогрессивные ценности и традиции, обеспечивающие успешное развитие российского общества, диалог культур нашего многонационального государства.

В библиотеках работают литературно-музыкальные салоны и гостиные, эстетические студии, кружки и клубы по интересам, проводятся диспуты, читательские конференции, тематические вечера. Библиотеки выступают организаторами и разработчиками совместно с другими учреждениями культуры комплексных программ, посвященных межрегиональным связям, воспитанию и образованию молодежи, обслуживании инвалидов, пенсионеров.

Учитывая, что за последнее время, происходит снижение уровня восприятия юношеством таких понятий как “патриотизм”, Родина библиотеки поставили задачу более глубокого изучения молодежью истории нашей страны, краеведения. Эта работа проводится совместно с музеями.

Библиотеки Северо-Западного административного округа г. Москвы ведут большую работу с юношами призывного возраста, организуют встречи с молодежью, прошедшей воинскую службу, с участниками Великой Отечественной войны, с представителями военкоматов.

Многие библиотеки реализуют программу “Чума XXI века”, проводят просветительную и предупредительную работу против наркомании.

Современная библиотека - это самое демократическое, самое доступное учреждение, которое играет консолидирующую роль в обществе, оказывает позитивное влияние на развитие культурных и социальных процессов. Нередко библиотеки, являясь наиболее стабильными учреждениями, обладая огромными информационными ресурсами и профессионально подготовленными кадрами, выступают организаторами разработки и реализации программ культурного к социального развития регионов (Республика Алтай, г. Дмитров, Московской области и др.)

Таким образом, современная библиотека как социальный институт способствует стабилизации общества, развитию демократии, упорядочению отношении между людьми, укреплению братства и дружбы народов нашей страны, образованию и распространению знании, содействует развитию науки, производственного потенциала, сохранению прежних и формированию новых прогрессивных исторических и культурных традиций, социальному, нравственному и духовному совершенствованию общества.

Термин «библиотека» происходит от гр.где «biblion» означает книга, а «thēkē» − хранилище. Известно, что биб-ки возникли в глубокой древности. Первоначально под биб-кой понимались лишь помещение для хранения книг. Определение биб-ки как книгохранилища сохранилось вплоть до 30-х, а в отдельных случаях 50-х годов прошлого века. Была известна Александриевская биб-ка. Трансформация роли биб-ки от хранилища к образовательному учреждению осуществлялось на протяжении многовековой истории человечества. Образовательная или просветительная роль биб-ки была обусловлена тем, что длительное время в течении многих веков биб-ка существовала в органичном единстве с учебным заведением. В эпоху раннего средневековья местоположением биб-тек были в основном учреждения церкви. К 12-16 векам в Европейских биб-ах возрастает объем светских книг. С изменением духовных интересов общества расширяется круг читателей биб-ки. Это уже преподаватели и студенты, учащиеся. В эпоху возрождения в 15-17 в. с развитием буржуазной идеологии просветительная роль биб-ки усиливается. начиная с середины ХХ в. в профессиональном сознании на смену представлению о биб-ке как архитектурном сооружении и собрании книг стало приходить представление о биб-ке как учреждении. Такое понимание биб-ки нашло отражение в справочных, учебных и официальных изданиях. В конце 1960-х годов Ю.Н.Столяров пришел к выводу, что биб-ка − это система, состоящая из четырех взаимосвязанных элементов: биб фонда, контингента абонентов, библиотечного персонала и материально-технической базы Роль биб-ки меняется, она теперь не просто хранит множество различных документов – главная её задача – помощь найти читателю ответ на любой интересующий его вопрос при помощи литературы. Таким образом, биб-ка возникла благодаря появлению документа, и долгое время была его собирателем и хранителем. С развитием человеческого общества к этой функции добавились иные, биб-ка превращается в социальный институт организации общественного пользования книжных богатств. Как социальный институт биб-ка создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других биб-ек и учреждений. Следовательно, биб-ке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:− создание возможностей удовлетворять свои потребности и интересы;− регулирование действий в рамках социальных отношений; − обеспечение устойчивости общественной жизни; − содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;− осуществление социального контроля.Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм. Биб-ка располагает всеми атрибутами социального института. Специфика биб-ки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Биб-ая модель культуры – док-ая модель. Логично выделить следующие четыре сущностных функции библиотеки как социального института: 1. кумуляция – собирание и хранение док-ов и информации о них; 2. классификация – «складывание» док-ов в фонд, выступающий в качестве модели культуры; 3. трансляция – предоставление абонентам классифицированных (то есть выступающих в качестве определенных частей модели культуры) документов и информации о документах; 4. ценностная ориентация – иерархизация элементов модели, выделение ценностей и рекомендация их абонентамТаким образом, именно потребность в информации для осуществления разных видов деятельности послужила первопричиной создания биб-ки как социального института, а удовлетворение постоянно растущих и меняющихся информационных потребностей стало главной целью ее функционирования.



Современная концепция развития библиотеки сводится к выполнению следующих функций: информационная - это совокупность видов её деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается через удовлетворение информационных потребностей читателей зачет массива информации накопленного в ней. Вне исторические производные функции библиотеки включают в себя мемориальную, кумулятивную, утилитарную, коммуникативную. Кумулятивная функция проявляется в том, что с момента возникновения библиотеки собирают документальные источники информации, в каждой биб-ке осуществляется работа по кумулированию, т.е. сбору информации. Мемориальная проявляется в том, что библиотеки хранят память человечества.

Библиотека (греч. от библио — книга и тека — место хранения) — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Наряду с библиотечным фондом, библиотека располагает библиотечным персоналом и соответствующей МТБ. Современная библиотека гарантирует открытый, своевременный и беспрепятственный доступ ко всей документированной информации, способствует непрерывному образованию, культурному развитию, поддерживает интеллектуальную свободу, содействуют охране демократических ценностей и гражданских прав. В настоящее время всё более распространяются и включаются в состав библиотечных фондов микрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы, оптические носители (например, CD-ROM).

Считается, что библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII — XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамзесом II было собрано около 20.000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.). Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса Mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В Храм Музейона входило 200.000 папирусов (почти все библиотеки античности были при храмах). В Школе Музейона хранилось 700.000 документов. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями. Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, всё более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.

Социальные функции библиотеки — это комплекс функций библиотеки как социального института, отражающий взаимоотношения библиотеки и общества.

Представления о социальных функциях библиотеки менялись исторически. В античном мире — это «дом мудрости», «дом науки», в средневековье — это оплот религии. Но во все времена основополагающее значение имела деятельность библиотеки как книгохранилища. Для этого библиотека формирует библиотечный фонд, аккумулируя документный фонд, и организует сохранение документов для их дальнейшего использования, тем самым выполняя мемориальную функцию. Предоставление доступа к накопленным человеческим знаниям — основа для выполнения просветительской функции (образовательной). Возрастает роль информационной функции. Библиотека выполняет социализирующую функцию, предоставляя бесплатное усвоение знаний, способствуя полноценной реализации личности.

Наряду с функциями, соответствующими основным потребностям личности в библиотечном обслуживании, библиотека также выполняет функции связанные со специфическими потребностями и интересами личности. Среди них — рекреационная (развлекательная) функция, гедонистическая функция (предполагает участие библиотеки в формировании эстетических идеалов человека, получения им удовольствия от чтения), ценностно-ориентирующая функция. Эти социальные функции библиотеки между собой тесно взаимосвязаны и свойственны различным библиотекам.

Предпосылки возникновения библиотеки — это в основном потребность в сохранении информации. Библиотека является социальным институтом и культурно-просветительским учреждением. Современные концепции развития — электронные библиотеки в сети Интернет.

Совр. б-ки предоставляют открытый, своевременный и беспрепятственный доступ ко всей документной инф-ции, способствуют непрер. образованию, культ. развитию, поддерживают интеллект. свободу, содействуют охране демократ. ценностей и гражданских прав. С возникновением и развитием письменности, появлением первых книжных форм и книгопечатания возникла необх-ть накопления, хранения и передачи инф-ии; возникновение биб. профессии; появление читателя - все это привело к началу функц-ия б-ки. На возникнове-ние, развитие и трансформации б-ек оказали влияние социокульт. факторы. В разное время и в разных общ-ах у Б. м.б. особая миссия, осмысливаемая биб. философией. Так, если в XIX в. и начале XX в. общ-во иниции-ровало, миссия была просветительской; в годы сов. власти – идеологическая, а в посл. десятилетия – инф. и образоват. Стало формир. представление о Б., полезной общ-ву, личности, служащей общечеловеч. ценнос-тям, повышается роль б-ек как стабилизирующего соц. фактора, обеспечивающего соц. безопасность, соц. устойчивость, выравнивающего инф. возможности разн. категорий населения. Изменение роли б-ек, отража-ется в проф. сознании биб. общества и осмысливается биб. философией: взаимоотношения Б. и общ-ва, отд. соц. инст-ов общ-ва, отношение Б. к проблемам общ-ва, осмысливание места Б. в истории становлении человека, изучает проблемы биб. жизни, проф. биб. этики и др. проблемы. Научно-технич., эколог. и культ. изменения, мир. кризисные явления ХХ в. привели к изменению миссии Б. За формулировкой биб. миссии стоят глубокие научные и филос. размышления, имеющие не узкогрупповое, а общечеловеческое значение. Сегодня биб-рь все более осознает себя посредником в мире инф-ии, содей-ствующим гуманизации общ-ва. В отношении назначения б-ек можно сказать, что в посл. годы оно становится разнообр., происходит даль-нейшая дифференциация б-ек: появл. деловые б-ки, б-ки семейного чтения, эколог. направленности и др.

Функции Б. сегодня:

1)Социальные - внешние ф-ции, по объекту воздействия выходящие за внутр. границы Б – сказываются на общ-ве.

2)Технологические - это внутр., не выходящие по объекту возд-вия за стены Б. виды деят-ти, кот. служат необх. условием осущ-ия б-ой своих соц. ф-ций, а также для поддержания деят-ти Б. в необх. режиме или на целесооб-разном уровне качества – общ-вом могут не ощущаться, оно может не знать об их существ-ии.

Представления отеч. библ-ия о соц. ф-ях Б. до недавнего времени сводили их к следующим:

Идейно-воспитательная (идеологическая)

Культурно-просветительская

Информационная

Гедонистическая (hedone – наслаждение)

Зарубежное библ-ие приписывает б-ам следующ. ф-ции: информационная; культурная; рекреационная (способ-ствующая восстановлению интел. сил человека, израсходованного в процессе труда).


Согласно Закону РФ «О биб. деле» (1994) библиотека – инф., культурное, образовательное учр-ние, располагающее организованным фондом док-ов и предоставляющее их во временное пользование юрид. и физ. лицам. Следовательно, у Б. в качестве соц. заказа имеются функции: информационная, культурная, образовательная.

Образовательная функция – совокупность методов, направлен. на повышение образ. уровня польз-ей.

Инф-ая функция – сов-ть видов ее деят-ти по инф. обеспечению мат. и духовн. произ-ва и воспроизводства. Реализация ф-ции выражается в виде процесса удовлетворения инф. потребностей читателей Б. за счет массива инф-ии, накопленного в ней, а также др. источников инф-ии. Инф-ая функция - всеобщая функция б-ек. Выдаваемая читателю инф-ия способствует подъему культ. уровня. Главное требование - не ограничивать доступ польз-ям. Одно из важнейших направлений деят-ти б-ек – распр-ие и повышение инф. культуры.

Культурная функция – сов-ть видов работ, направлен. на свободное духовное развитие читателей, приобще-ние к ценностям отеч. и мир. культуры, создание условий для культ. деят-ти.

Сущностные ф-ции задаются общественным назначением Б.- это ф-ции, обеспечивающие сбор, хране-ние док-ов и удовл-ние потребностей польз-ей – это базовые ф-ции Б.

Информативная ф-ция - предоставление польз-лю документированных источников необх. инф-ции – Б. как соц. система изначально явл-сь и явл-ся в первую очередь информативным учр-ем.

Информационная ф-ция - Б. формирует, содержит и предоставляет инф-ию о существовании, наличии и местонахождении требуемого док-та, о правилах польз-ия б-кой, о спектре предлагаемых ею услуг, выполняет фактографич. справки и т.д.
Утилитарная ф-ция - Б. обеспечивает возможность использ. док-ов (точнее говоря, инф-ии, содержащейся в док-ах), всемерно расширяя и облегчая эту возможность.
Коммуникационная - осуществление коммуникации м/у док-ом и польз-ем

Кумулятивная - сбор в одном месте разных по форме и содержанию док-ов, созданных в разное время и в разных точках пространства разными авторами.

Мемориальная - сохранение собранных док-ов с целью обеспечения их передачи послед. поколениям.
Сущностные ф-ции б-ка выполнят со времени своего появления, и без выполнения какой либо одной из них она не может сущ-ть как соц. институт. Эти ф-ции присущи б-ам всех родов, видов и типов, однако реализу-ются ими по-разному: полнота комплектования фонда, сроки хранения, круг польз-ей и условия их обслужи-вания в каждой Б. имеют свои особенности.

Гедонистическая - участие б-ек в формир. эстетич. идеалов человека, получении им удовольствия от чтения и др. предоставляемых в тех же целях биб. услуг.

Информатизация оказывает значительное влияние на изменение отношений м/у б-кой и общ-ом. Б-ки высту-пают не только в качестве объектов информатизации, но играют заметную роль как активные субъекты этого процесса. Оснащаясь электр. техникой и осваивая новые биб.-инф. технологии они способствуют приобще-нию шир. кругов читателей к работе в новом инф. режиме, включают их в новую систему обществ. отноше-ний, основанную на интенсивном коммуник. взаим-ии и более широком использ. инф. ресурсов. Тем самым б-ки активно влияют на формир. у различных слоев общ-ва “инф. сознания”, т.е. признания значимости инф-ии для жизнедеятельности любого человека, ее ведущей роли в развитии инф. общ-ва.

Также велика роль Б. в гуманизации обществ. отношений, в сохранении и ретрансляции дух. культуры в совр. мире. Общ-во перестает воспринимать ее как учреждение, где хранятся и выдаются печатные издания. Для все более шир. числа польз-ей Б. сегодня – это инф. центр, где помимо первичных источников инф-ии (книг и период. изд.) можно получить “готовую” к использ. инф-ию по любому вопросу, осуществить поиск необх. инф-ии в отеч. и междун. комп. сетях, включая Интернет.

Новое звучание получает базовая соц. ф-ия любой б-ки – мемориальная. Самая маленькая б-ка выступает локальным хранителем коллективной памяти человечества и этим опред. ее роль в общекульт. процессе. При этом она не только хранит элементы культ. достояния, но и участвует в ретрансляции культуры, т.е. в пере-даче коллективной памяти от человека к человеку, от поколения к поколению, что во многом приближает Б. к сфере образования.

В инф. общ-ве мемориальная и ретранслирующая функции Б. приобретают особое соц. значение, поскольку способствуют гуманизации общ-ва в целом, сохранению его духовности.

Серьезные изменения происходят в реализации базовой соц. функции Б. - информационной. Расширяется спектр инф. услуг и продуктов, на смену биб. и б/граф. обслуживанию (т.е. выдаче док-ов или б/граф. сведе-ний о них) приходят новые формы передачи инф-ии, способные заменить первоисточники и сэкономить время польз-ля; формир. фактографические БД по разным вопросам и т.д.

Б-ки начинают осознавать себя навигаторами в массиве инф-ии, и это отличает их от других коммуник. общественных структур. Т.об., базовая инф. ф-ция Б. связана сегодня не только с обеспечением доступа к инф. ресурсам общ-ва, но и приобретает ресурсно-оценочный и ресурсно-ориентирующий характер. Ориентация в ИР – оценка ИР – доступ к ИР – формула реализации инф. функции Б. в совр. условиях.

Главная соц. миссия Б. выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно, инф. роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного читателя.

Библиотеки – транслятор культуры общества, государства, нации.

Согласно закону «О биб. деле» б-ка должна стать демократическим инструментом общ-ва, дающим право на свободный доступ к инф-ии, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отеч. и мир. культуры, на культурную, научную и образовательную деят-ть.

В.2. Текст как основа документа. Текст (от лат. tcxtus)- сплетение, связь, сочетание, в общем плане связная и полная последоват-сть знаков. Существуют 2 осн-ые трактовки понятия Текст: имманентная- расширенная, философски нагруженная; и репрезентативная – более частная. Имманентный подход подразумевает отноше-ние к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней стр-ры. Репрезента-тивный – рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту дейст-ти. В строении всякого текста можно выделить 3 уровня на которых располагаются все особенности его содерж-я и формы:1. Идейно-образный – в нем 2 подвида: идеи и эмоции; и образы и мотивы (тучи собрались). 2. Систематический – в нем также 2 подуровня: лексика, т.е. слова рассматриваемые порознь (и прежде всего слова в переносных значениях); и синтаксис, т.е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.3. Фонический, звуковой – это во-первых, явление стиха – ритмика, рифма; а во-вторых, явление собственно фонетики, звукописи. Различают эти уровни потому, какими сторонами нашего созна ния мы воспринимаем относящиеся к ним явления. Системными признаками текста являются: информативность – инф-ия, это некое знание, важно воспринимать подтекстовую или предтекстовую инф-ию;

структурность – взаимосвязь и взаимозависимость элементов в рамках самого текста; регулятивность – этот признак рассматривается как способность управлять подсознательной деят-тью чи-ля, оценка автора к изображающему, некая програмичность отражающая стратегию автора; интегративность - это подчинение всех элементов одной задаче, для воплощения замысла. Текст представляет собой инф-ое и структурное единство, некое речевое целое. Цельность и связанность – это основные конструктивные признаки текста. Различают: локальная связанность – межфразовое единство; глобальная связанность – проявляется через некие ключ.слова, объединяя текст в единое целое. Читая текст важно найти смысловое дно (у Ахма товой – тень). Связанность проявляется через внешние приемы. Целостность текста – содержательность. Важными являются ТЕМАРЕМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ (тема – начинается, рема – продолжается: «мы услы- шали звук . Это скрипнула дверь »). Чтобы текст был оформлен как осмысленное единство, необходимы связанность и цельность, которые включают в себя авторскую позицию. Выделяют 5 осн. разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деят-ти: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, худ-ый.Научный стиль -стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие спец-ты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной науч.областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, спец-ты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Осн.его функция - сообщение инф-и, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существи- тельное, немало отвлеченных и вещественных существительных. Науч.стиль существует преимущест- венно в письменной монологической речи. Его жанры - науч.статья, учеб.лит-ра, монография, школьное соч-ие и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точ- ность (однозначность), чёткость, обобщённость. Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в офиц-й обстановке (сфера закон-ва, делопроизводства, административно-правовой деят-ти). Этот стиль служит для оформления док-в: законов, приказов, постановлений, характе- ристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля -право, автор - юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле гос-ву, гражданам гос-ва, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений. Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи - преимущественно рассуждение. Вид речи -чаще всего монолог, вид коммуникации -общественная. Стилевые черты -точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности. Основная функция офиц-но-делового стиля - инф-ная (передача инф-и). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства масс. инф-и. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характери- зуется наличием общественно-политич.лексики, логичностью, эмоциональностью. Этот стиль употребляя ется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Инф-ия предназначена не для узкого круга спец-ов, а для широких слоёв общества. Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политич.значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый). Задача-сообщить инф-ю о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам. Разговорный стиль служит для непосред-ственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается инф-ей по бытовым вопросам в неофици альной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность. Обычная форма стиля - диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В этом стиле речи большую роль играют внеязыко- вые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нор- мы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Худож-ный стиль используется в худ.лит-ре. Он воздействует на воображение и чувства чит-ля, передаёт мысли и чувства автора, исполь- зует всё богатство лексики, возможности разных стилей.Худ.стиль предполагает предварительный отбор языковых ср-в; для создания образов используются все языковые ср-ва. Художественно-беллетристиче- ский стиль имеет функцию воздействия эстетическую. В нём наиболее ярко отражается лит-ный и, шире, общенародный язык. В этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка: слова рный состав со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной и разветвлённой системой форм и синтаксических типов.Публицистический стиль - используется в жан рах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. Служит для воздействия на людей через СМИ. Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, обществ-х и культурных отношений. Информация предназначена для широких слоёв общества. Функции публицистического стиля: Инф-ная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях, Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей. Научный стиль -стиль науч.сообщений. Сфера использования этого стиля - наука, адресатами текст. сообщений могут выступать учёные, будущие спец-ты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Ос.его функция -сообщение инф-и, а также доказательство ее истинности. Существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры - научная статья, учеб.лит-ра, монография, шк.соч-ие и т. д. Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. Служит для оформления док-ов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Осн.функция- инфор мационная (передача инф-ии). Для него характерно наличие речевых клише. Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается инф-ей по бытовым вопросам в неофиц.обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью. Обычная форма стиля - диалог, чаще используется в устной речи. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

В.3.Биб/граф. деят-ть-центральная категория б/графоведения. Закономерности ее развития и функционирования принципы; компетентная и видовая структуры . Библиография – инф-ая инфраст-руктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование б/граф.инф-и . В качестве последней подразумевается – инф-я о док-х, необходимая для их идентификации и использ-ия. Б/граф.деят-ть опреде-ляется как область дея-ти по удовлетворению потребности в б/граф.инф-и, т.е. в нее включается лишь практ. сфера, за пределами остаются научно-исслед-кий, учебно-педагог. компоненты. Между тем в самом понятии деят-ти обобщено единство науки и практики, познания и преобразования. Понятийный аппарат биб-фии формировался долго. Решающую роль в упорядочении понятийного аппарата сыграл системный подход, а преобразовать многозначн. понятия в однозначные термины позволила стандартизация. Первый Гост Б/графия. Термины и определения. Ввел термин б/графоведение. Второй Гост 7.0-77 Б/графия. Осн.термины и опред-ия. Введен термин б/граф.инф-ия. Гост 7.0-84. Б/граф. Деят-ть. Осн.термины и опред-я.(Коршунов) из госта исклюю чен термин б/графия и был восстановлен действующим Гостам 7.0.-99 Инф-но-биб-ая деят-ть, б/графия. Всего в данном госте 66 б/граф.термина. В качестве видовой классиф-и б/графии м/б использо-ваны разные признаки б/граф.продукции, но главным и ведущим среди них явл. признак общественного назначения. К числу основных видов относят: нац-ю (государственную), научно-вспом-ую и профес.-произ-водственную, рекоменда тельную, издательско-книготорговую б/графию, б/графия б/графии. Нац.б/графия - инф-ая инфраструктура обеспечивающая подготовку, распро странения и использ-я универсальной б/граф. инф-и о док-х какой-либо страны\нации, в функции которой входит подготовка, распространения и исполь-зования универсальной б/граф.инф-и о док-х, выпускаемых на территории страны/гос-ва на основе гос. регистрации самих док-в. Гос.б/графия явл. источником научно-вспом-ой и рекоменд-й б/графии, базой б/граф.работы биб-к. Научно-вспом-ая и пофессионально-производ-ая б/графия содейст вует научной и производ-ой деят-ти спец-ов в соответствии с их проф.потребностями. Научно-вспом-ая б/графия тесно связана с отраслями науки и производства, и развивается в соответствии с ними. Рекомендат. б/графия способствует образованию, самообраз-, воспитанию, просвещению и культу ре. Одна из важнейших функций рекомендат.б/графии –формир. культуры чтения как необходимого компонента общей культуры личности; также обслуживает запросы читателей, которые профессионально заняты учебно-воспит-й работой. Издательско-книготорговая б/графия способствует подго товке и доведению до потребителей инф-и об издат. и книготорговом ассортименте док-в для содействия их изданию и сбыту в оптовой и розничной книготорго-вой сети. Б/графия б/графии - специфический вид б/графии, посвященный инф-ии второй и третьей степени. Все вышеназванные виды б/графии могут существовать в различных формах с т.зр. хронологического охвата б/граф. источников. Выделяется текущая (о док-х, созданы в настоящее время), ретроспективная (о док-х за какой-либо исторический период) и перспективная (об изданиях, планируемых к выпуску) формы б/графии. С точки зрения тематики отражаемых док-в различают:- Универсальную б/графию и универсальные б/граф. пособия, отражающие док-ы по всем отраслям знания и включающие материал, отобранный по формальным критериям (типологическим, территор-м, гос-ным, хронологическим и др.) - Отраслевую б/графию - вид б/графии, относящийся к определенной отрасли либо к комплексу отраслей знания или практической деят-ти. Развитие отраслевой б/графии связано с потребностями соответствующих отраслей знания. - Тематическую б/графию, называемую также проблемно - тематической, межотраслевой, комплексной. Тематические БП могут отражать док-ы по какой - либо актуальной теме в пределах отрасли, но чаще их целью является ознакомление чит-й с инф-ей, рассредоточенной по источникам разных отраслей и представляющей именно межотраслевой интерес.

В основе выделения краеведческой и региональной б/графии лежит территориальный признак. Осн. ф-ией этой б/графии явл. создание и распространение инф-и о док-х, посвященных определенной местности в стране. Она активно способств. всесторон. изучению края/региона, его природы и ресурсов, общественной, эконом. и культ.жизни, историч.прошлого. Персональная б/графия (биобиблиография) занимает особое место среди видов б/графии. Она организует подготовку б/граф.инф-и связанной с историческими и современными деятелями. В зависимости от характера деят-ти лица персональное БП отражает опубликованные док-ты в трех вариантах: написанные самим деятелем, посвященные ему, те и другие вместе. По хро нологическому охвату: текущая б/графия- включает док-ты созданные в наст. время; ретроспективная б/графия- включает док-ы, созданные в какой либо истор. период; перспективная б/графия- включает инф-ю о планируемых к выпуску изданий. .В связи с развитием новой инф-й технологии и повсеместное освоение ее в б/граф. деят-и дает обоснование выделению нового вида - электронной б/граф ии,технико-технологические возможности которой снимают отражения в объемах биб.ресурсов, обеспечивают их неограниченную во времени и пространстве доступность и оператив. поиск. Такая возможность возникает благодаря применению компьютерно-сетевой технологии. Компьютер позволяет быстрее и с меньшей затратой сил подготовить БП. Но эл.б/ография требует значительных финн.средств на ее материально-тех-ое и программное обеспечение, освоение и развитие. По мнению О.П.Коршунова, библиографирование представляет собой процесс производства (подготовки) документально фиксированной б/граф.инф-и в форме БП. В свою очередь, б/граф-ие включает два осн.момента или этапа: 1) преобразование (отражение) первичного документального массива или потока посредством его б/граф.обработки в исходную б/граф.инф-ю поискового или коммуни-кативного назначения; 2) целенаправленную переработку исходной б/граф.инф-и, ее оценку в соответствии с конкретными потре-ми или запросами. Процесс б/граф-ия зависит, с одной стороны, от объема, формы и содержания его непосредственных документальных объектов, с другой - от конкретных целевых и чит. установок создава емой б/граф.инф-и. Подготовка БП складывается из 4 этапов: подготовительного, включающего выбор и изучение темы, в необходимых случаях составление проспекта БП, выявление лит-ры; аналитического, связанного с общим б/граф.анализом, составлением БО, аннотированием или рефери рованием, индексированием и предметизацией выявленных док-в; синтетического, в рамках которого происходят отбор док-в для БП и их группи ровка; заключительного, на котором осуществляются составление справочно-метод. аппарата (включая вспомогательные указатели), редактирование и оформление БП. В понимании б/графирования О.П.Коршунов близок к тому, чтобы трактовать его как логический (аналитико-синтетический) про цесс переработки первич.документальной инф-и в б/граф-ю. В ходе б/графирования получается инф-й результат в форме БП (б/граф.продукции), который, в свою очередь, становится средством б/граф.обслуживания. В составлении БЗ реализуется суть этапа библиографирования. Для этого используются самые различные методы и формы воспроизведения получаемых инф-х результатов. Этап систематизации включает 4 осн.процесса: индексирование и предметизация, б/граф.группировка, составление предварит. замечаний, составление вступит.статьи. Согласно ГОСТ 7.0-84 БП представляет собой упорядоченное множество БЗ, объединенных по какому-либо признаку. Правда, в свете такого определения мы получим БП с самой простой структурой, т.е. б/граф.список. Еще два вида систематизации содержательного характера: б/граф.классиф-я - по какой-либо схеме класс-ии док-в; б/граф.предметизация - непосредственно по содержанию до-а путем определения ключевых слов или дескрипторов. Еще один вид б/граф.сис тематизации - б/граф.группировка - объединение БЗ в группы по заданным признакам. Чтобы облегчить б/граф.группировку в создаваемом БП, составитель должен предварительно осуществить индекси-рование и предметизацию каждой БЗ. При индексировании в аппарате БЗ указывается классификационный индекс - условное обозначение деления какой-либо системы классификации, к которому относится библиог-рафируемый док-т. В ходе пред метизации, т.е. выявления основного предмета (содержания), о котором идет речь в библиографируемом док-те, для каждой БЗ определяется предмет ная рубрика - краткая формулировка предмета (факта, события, аспекта и т.п.), рассматриваемого в док-е. Особую роль на этапе систематизации играют такие процессы, как составление вступительной (вводной) статьи и предварительных замечаний в основных разделах. Вступит. статья должна наце ливать на суть проблемы, исходя из общей задачи БП. Заключ-ый этап содержит два основных процесса: окончательное оформление авторской рукописи и редактирование БП. Редактирование - всестороннее и качественное совершенствование рукописи. Поэтому включение его в процесс состав ления чисто условно: чтобы показать тесную связь и преемственность составления и редактирования БП.

Тексты

Самохина М.М.
Библиотека как социальный институт и ее функции

[ Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века: материалы семинара /Моск. библ. ассоциация, Рос. гос. б-ка, Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. – М., 1994. – С.12-18 ]

Теория институтов, разработанная американским ученым Т. Парсонсом и его последователями, – одна из классических в социологии. Ее основные понятия – социальные цели, социальные нормы, социальные роли, социальные ожидания, социальные функции, социальный обмен. Именно с помощью этих понятий описывается институциональное поведение и институциональное взаимодействие.
Социальные институты – это сообщества людей, организованные в соответствии с определенными правилами (нормами). Человек (индивид) выступает здесь как функционер, выполняющий определенную функцию, играющий определенную роль и имеющий определенные ожидания.
Само понятие функции может быть рассмотрено по-разному. В предлагаемой версии социальные функции библиотеки представлены в связи не столько с ее задачами, сколько с ее действиями, и, соответственно, не столько с целями института (хотя и с ними тоже), сколько с социальными ролями функционеров. Такой подход, на мой взгляд, логичен для библиотечной социологии, являющейся социологией прикладной.
Классификация социальных институтов по сферам деятельности позволяет выделить институты культуры, важнейшая цель которых – социализация, приобщение членов социума к совокупной культуре. Один из таких институтов – библиотека. Речь идет, конечно, о «Библиотеке», то есть, собственно, о библиотечном деле. Отдельные же библиотеки и библиотечные системы рассматриваются как социальные организации.
Специфика библиотеки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Сущностным свойством библиотеки можно считать (как предлагает В.Р. Фирсов) ее способность моделировать наиболее значимые и закономерные черты этой реальности. Такая способность реализуется прежде всего через библиотечный фонд. Библиотечная модель культуры – документальная модель. Логично выделить следующие четыре сущностных функции библиотеки как социального института:
1. кумуляция – собирание и хранение документов и информации о них;
2. классификация – «складывание» документов в фонд, выступающий в качестве модели культуры;
3. трансляция – предоставление абонентам классифицированных (то есть выступающих в качестве определенных частей модели культуры) документов и информации о документах;
4. ценностная ориентация – иерархизация элементов модели, выделение ценностей и рекомендация их абонентам.
Функционерами института являются библиотекарь и абонент. Библиотекарь – это любой человек, занимающийся в рамках института и в соответствии с нормами института библиотечной деятельностью, то есть выполнением вышеперечисленных функций. Абонент библиотеки – каждый, кто реализует потребность приобщиться к культуре через библиотечную модель этой культуры. Чаще всего (но не всегда) потребность реализуется в библиотечном запросе.
В течение многих лет «драма функций» разворачивалась вокруг соотношения четвертой из них с тремя другими. Ценностная ориентация, понимаемая как коммунистическое воспитание читателей, считалась целью работы библиотеки. Вокруг воспитания концентрировалась большая часть профессиональной рефлексии – теоретические разработки, прикладные исследования, методическая и практическая деятельность. Даже специалисты по конкретным технологическим проблемам комплектования, классификации, кадровой политики и т.д. вынуждены были считаться с таким положением вещей.
Кардинальные социальные сдвиги последних лет резко изменили и продолжают менять положение библиотеки. «Драма функций» сегодня разворачивается вокруг кумуляции и трансляции. Жизненно важными вопросами стали взаимоотношения с издательствами, источники и способы комплектования, платные услуги, маркетинговая деятельность, public relation, и они активно обсуждаются в профессиональной среде. Вопросы, связанные с классификацией как социальной функцией библиотеки, пока менее «популярны», но, думаю, они очень скоро дождутся своей очереди и окажутся не менее драматичными.
Чтобы анализировать сегодняшнюю специфику выполнения функций и играния соответствующих социальных ролей, надо иметь представление о сути каждой функции и каждой роли. Дать такое представление (конечно, в рамках предлагаемой версии) я и попытаюсь.
Все функции выполняются одновременно (институт функционирует), поочередное их рассмотрение есть лишь методический прием.
Библиотечная модель культуры состоит из документов и связей между документами. Собирание документов и информации о них – условие сохранения живой «плоти» этой модели, условие ее естественного развития. Содержание и виды документов, имеющихся в данном обществе, определяются не библиотекой, а другими институтами. Но адекватное отражение культурной реальности современного мира безусловно требует кумулирования различных видов документов. Библиотека становится «информатекой», а книга (журнал, газета) – одним из видов документов, не более. Собственно, движение от кумуляции печатных документов к кумуляции документов любых отражает движение общества от «эры Гутенберга» к новой эре, превращение его в информационное, а затем – постинформационное; просто мы запаздываем с этим движением и этим превращением.
Выполнение кумуляционной функции внешне предполагает деятельность лишь одного из функционеров института – библиотекаря. Абонент присутствует в качестве потенциального потребителя. Сегодня ожидания потребителей отражают весь спектр ожиданий стратифицированного общества – с его противоречиями, с перекраиванием социальной и профессиональной структуры, с новыми подходами и новыми областями жизнедеятельности. Норма, определяющая выполнение функции, – обладание всей совокупностью документов, отражающих культурную реальность. Соответственно, можно выделить три нормативных характеристики библиотекаря-кумулятора:
информированность – знание о наличии, о местонахождении, возможности приобретения каждого документа;
юридическая обеспеченность – право приобрести любой документ;
материальная обеспеченность – наличие средств для приобретения всех необходимых документов.
Некоторый «зазор» между нормой и реальностью, существующий всегда, обеспечивающий развитие института, сегодня чудовищно велик и является одной из важнейших причин неоправдания ожиданий и абонента, и самого библиотекаря. Речь идет не только о бедности библиотеки, о невозможности материально обеспечить кумулятора. Не обеспечивается также его информированнность. Появление новых документов и информации о документах зачастую не может быть четко зафиксировано: старая система фиксации во многом сломана, новая же не создана. Не менее важны и субъективные причины – многие специалисты не готовы работать в новых условиях, требующих самостоятельности, инициативы, движения (в том числе, и физического – для «добывания» документов и информации).
Если кумуляция документов – это накопление элементов библиотечной модели культуры, то классификация – это придание накопленному определенной формы, важнейший момент собственно моделирования. Здесь, как и в предыдущем случае, действует один функционер – библиотекарь; абонент присутствует потенциально.
Нормы выполнения классификационной функции естественно связаны с критериями классификации, которые, в свою очередь, определяются спецификой библиотечной модели культуры. С одной стороны, влияет то, из чего создается модель, – поток документов. Культура, отраженная этим потоком, уже классифицирована вне стен библиотеки, другими институтами. Библиотечные критерии «схватывают», закрепляют эту классификацию. С другой стороны, влияют те, для кого создается модель, – потенциальные абоненты. Они уже социализированы, приобщены к культуре другими институтами (семьей, школой, социальной и профессиональной группой), каждый из которых имеет свою, специфическую модель культуры со своими критериями классификации. Языки функционеров могут оказаться различными, модель – непригодной к трансляции. Нормы классификации – это правила адекватного перевода с языка на язык, правила выработки общего языка. Функция выполняется тогда, когда потенциальный абонент, представляющий любую социокультурную группу, может увидеть все значимые для него характеристики любого документа, любой части созданной классификатором модели.
Развитие культуры общества означает не только появление новых текстов и новых носителей (видов документов), но и обнаружение новых смыслов в прежних текстах. Постоянная адекватность библиотечной модели реальному состоянию культуры требует не только появления новых классов, но модификации прежних классов, переклассификации или доклассификации старых документов.
Можно выделить три «языка», владеть которыми должен библиотекарь-классификатор. Знание «языка культуры» (ее состояния, направлений развития, ее частей, аспектов и т.д.) позволит ему ответить на потребность потенциального абонента «выучить» этот язык. Но у абонента есть и другая потребность – получить информацию о культуре, изложенную на «языке» его социокультурной группы; поэтому классификатор обязан говорить и на «языке» абонента, использовать его при разработке критериев классификации. И, конечно, он должен владеть «языком института», на котором и создается библиотечная модель культуры.
Трансляция – это предоставление модели (то есть ее конкретных элементов) адресату (то есть конкретным абонентам). Выполнение этой функции предполагает взаимодействие функционеров. Потребность абонента в приобщении к культуре конкретизирована в запросе. Абонент выступает в роли заказчика; библиотекарь-транслятор является исполнителем заказа. Норма выполнения функции – ответ на запрос в самый краткий срок и в наиболее удобной для абонента форме. Именно этим может объясняться приближение определенных «кусков» модели, определенной части документов к определенным группам потенциальных потребителей. Таким приближением является организация специализированных библиотек, цель которой – упростить для абонента путь к той информации, которой он с наибольшей вероятностью захочет воспользоваться.
В «зазоре» между нормой и реальностью виновен, очевидно, сам институт. Декларировав удобство пользования для определенных возрастных, социальных, профессиональных групп, он в одних случаях нарушал права представителей остальных групп (недоступность многих «больших» библиотек), в других – ограничивал именно тех, кому давал обещания (вывод детей и юношества из взрослых библиотек, разделение фондов). Дифференцировались не потребности, которые у каждого абонента могут быть разнообразными, – дифференцировались сами абоненты. При этом выбранный библиотекарями критерий дифференциации (возраст, профессия образование) объявлялся базовым для формирования потребности в библиотечных материалах. Доступ к «неподходящим» материалам закрывался или ограничивался. Библиотекарь-транслятор фактически был цензором. Многолетняя привычка к такого рода взаимоотношениям функционеров не может исчезнуть бесследно, она оставила глубокий след в сознании как библиотекарей, так и абонентов. Транслятор должен знать критерии классификации кумулированных документов и их местонахождение. Необходимы условия выполнения функции – наличие средств доставки и передачи, материальные и организационные возможности адекватного взаимодействия заказчика и исполнителя заказа.
Ценностная ориентация, как и трансляция, есть предоставление абоненту элементов библиотечной модели культуры. В обоих случаях происходит взаимодействие функционеров. Однако роли меняются: в первом случае активен абонент-заказчик, во втором – библиотекарь-ориентатор. Акт трансляции есть выполнение запроса, акт ценностной ориентации связан с уточнением, оформлением, модификацией запроса, а при наибольшей активности библиотекаря – с формированием настоящих и будущих запросов.
Роль библиотекаря-ориентатора предполагает овладение системой ценностей общества, внедренность в эту систему. Библиотекарь выступает здесь как представитель передовых культурных групп общества, в конечном счете – как представитель всего социума, заинтересованного в приобщении своих членов к развивающейся совокупной культуре. Он «оборачивает» модель к абоненту той «стороной», которая особенно ясно отражает ценности культуры. Между прочим, это делает библиотеку не только институтом хранения и распространения ценностей, но и институтом их косвенного создания – то есть выдвижения в качестве ценностей. Такое выдвижение происходит в процессе классификации и ценностной ориентации. Наличие модели культуры позволяет соотносить элементы этой модели со временем, брать из «запасов» то, в чем выявляются новые смыслы, что может стать ценностью для новых поколений.
Роль библиотекаря-ориентатора предполагает авторитетность, то есть умение привлечь внимание абонента к процессу «поворачивания» модели и к результатам этого процесса.
Абонент-«ориентируемый» (так же, как абонент-заказчик) хочет приобщиться к совокупной культуре через библиотечную модель, но, в отличие от заказчика, он готов уточнить свой запрос или принять информацию, на которую запроса вообще не было. Он согласен «увидеть» ту «сторону» модели культуры, которой ее «повернул» библиотекарь. Это согласие обусловлено совпадением ценностей функционеров и/или авторитетностью библиотекаря. Именно специфика выполнения ценностно-ориентационной функции предполагает в качестве одной из норм института функционирование в нем библиотекарей, представляющих различные социокультурные группы с различными системами и иерархиями ценностей. Ожидания абонента («образы» того, к чему, собственно, он хочет приобщиться) тесно связаны с его социокультурным опытом. Стратифицированное общество дает библиотеке стратифицированных абонентов. В конкретном запросе каждый из них с равным основанием может выступить как представитель национальной, социальной, возрастной группы. Во всех этих случаях ожидания абонента адекватны цели и функциям института.
Библиотекарь также является представителем определенной группы. Но эту свою принадлежность он реализует лишь при выполнении ценностно-ориентационной функции. Во всех других случаях библиотекарь выступает как представитель общества в целом. Он участвует в социализации абонентов, предоставляя им широкий выбор документов, кумулированных и классифицированных таким образом, что они отражают совокупную культуру и могут быть соотнесены с реалиями и критериями, принятыми в культуре любой из социальных групп.
Совокупная культура общества и воспроизводится, и развивается. Здесь заложено противоречие деятельности всех социальных институтов, обеспечивающих это воспроизведение и развитие. Противоречие движет институты, позволяет им сохраняться и соответствовать социальным ожиданиям.
В нашем случае противоречие, очевидно, выражается в том, что функционер-библиотекарь представляет и общество в целом, и свою собственную социальную группу, и передовые группы общества, в состав которых его группа может входить, а может и не входить.
Вопрос о том, какие группы следует считать передовыми, всегда и везде является в той или иной степени вопросом политическим. Тем более это так в нашем сегодняшнем обществе. Здесь одна из причин непрекращающихся дискуссий о том, какие ценности должна предложить обществу библиотека. Уточнение многих содержательных проблем, связанных с выполнением ценностно-ориентационной функции, придется, очевидно, оставить до времен более стабильных. Безусловными остаются лишь плюрализм (возможность ориентировать и «быть сориентированным» в разных системах ценностей), толерантность (терпимость, отсутствие препятствий для ориентации в этих системах), соблюдение прав человека.
Думаю, что на такого рода принципах должна строиться деятельность не только института в целом, но и отдельных организаций. Однако эти организации (библиотеки и библиотечные системы) могут и, очевидно, будут выбирать приоритеты. Они найдут группы, которые сочтут передовыми и/или близкими себе. Суть именно в том, чтобы выполнение ценностно-ориентационной функции по отношению к абонентам каждой из этих библиотек не мешало выполнению других функций, не ограничивало доступ абонентов к тем или иным «кускам» библиотечной модели культуры.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»