Первые герои великой отечественной - степан здоровцев, комсомольцам михаил жуков и петр харитонов. Героическое первенство великой отечественной

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Герой Советского Союза Здоровцев Степан Иванович

Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвском, ныне Семикаракорского района Ростовской области, в семье крестьянина. В 1932 году поступил и в 1933 году окончил Константиновскую тракторно-механическую школу (ныне СПТУ № 91, носящее имя Героя). Работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил военное авиационное училище.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Командир звена 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) младший лейтенант С. И. Здоровцев отличился, прикрывая в составе полка воздушные подступы к Ленинграду в районе Пскова. 28 июня 1941 года в воздушном бою с 3 вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил самолёт противника. Сам благополучно вернулся на свой аэродром.

8 июля 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

9 июля 1941 года при выполнении боевого задания в районе Пскова пропал без вести. Зачислен навечно в списки воинской части. На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани и Волгограде — улицы. В Астрахани установлен памятник.

28 июня 1941 года в 4 часа 30 минут утра в штаб 158-го истребительного авиаполка поступило сообщение, что бомбардировщики противника пытаются прорваться к аэродрому. Дежурное звено И-16 лейтенанта В. П. Иозицы получило приказ на вылет. В районе города Острова на высоте 7000 метров наши лётчики вступили в бой с группой бомбардировщиков Ju-88, который закончился безрезультатно.

При возвращении Здоровцев обнаружил ещё один Ju-88 который тоже возвращался с задания, и атаковал его. Немецкий самолёт начал резко маневрировать, его стрелки открыли огонь по истребителю.

Первая атака Здоровцева не удалась. Он сделал маневр и зашёл «Юнкерсу» под фюзеляж. Однако и в этот раз вражеский пилот перехитрил его: Ju-88 вдруг задрал кверху нос и на Здоровцева в упор глянуло дуло крупнокалиберного пулемёта. Огненная трасса пронеслась рядом с кабиной И-16.

Лишь в третьей атаке младший лейтенант прикончил стрелка-радиста, а в четвёртой добрался и до командира экипажа. Поймав в перекрестие прицельной сетки голову пилота, он нажал на гашетку. Но пулемёты молчали — кончился боезапас. А до «Юнкерса» было рукой подать. Ещё бы десяток патронов и как бы он всадил их в голову врага! Что делать?

На глаза Здоровцеву попался хвостовой стабилизатор бомбардировщика, который мелко вибрировал под напором обтекавшего его воздуха. Здоровцев вспомнил о подвиге Харитонова и решил таранить его. Он увеличил обороты двигателя и стал приближаться к бомбардировщику. Он подвёл И-16 под самый хвост «Юнкерса», задрал нос своей машины и винтом ударил по рулю глубины. Сперва послышался металлический скрежет, потом истребитель сильно встряхнуло, и Здоровцев почувствовал, как какая-то сила отрывает его от сидения. Но привязные ремни удержали лётчика в кабине. И-16 на какое-то мгновение лишился управления и завалился на бок, однако пилот успел вовремя выровнять самолёт.

Убедившись, что машина в исправности, Здоровцев огляделся. Ни впереди, ни выше бомбардировщика не было. Здоровцев глянул вниз. Переваливаясь с крыла на крыло, «Юнкерс» падал на землю. Ещё через несколько секунд рядом с ним вспыхнули два белых облачка. Это выбросились с парашютами немецкие лётчики, на земле они были взяты в плен нашими пехотинцами.

И-16, несмотря на таран, продолжал слушаться рулей. Сбавив обороты двигателя и используя запас высоты, Здоровцев благополучно вернулся на свой аэродром.

Вот как рассказывал об этом поединке сам С. И. Здоровцев:

«Когда вражеский самолёт пролетел около аэродрома, я поднялся в воздух. Мой самолёт быстро набрал высоту, и я погнался за „Юнкерсом“. Экипаж фашистского стервятника заметил преследование и стал уходить вверх. Догоняя его, я удалился от своей базы на 100 километров. Одновременно я достиг высоты свыше 5000 метров. Стало трудно дышать. Пришлось включить кислород. На высоте 6000 метров я настиг гитлеровских молодчиков и вступил с ними в бой. Несколько раз я атаковал бомбардировщик, но он продолжал лететь. Сделал ещё один заход. Дал очередь. Хотел ещё раз стрельнуть, но пулемёты молчали. Оказалось, что вышли все патроны. Это было в тот момент, когда моя машина находилась в 80-100 метрах от хвоста вражеского бомбардировщика...

Увеличиваю газ. Расстояние, отделяющее меня от врага, уменьшается. Вот уже осталось два, один метр до хвостового оперения самолёта противника, но преодолеть их не могу. Делаю последнее усилие регулятором оборотов, увеличиваю шаг винта. И вот пропеллер моего „ястребка“ уже под хвостом „Юнкерса“. Начинаю легонько задирать хвост истребителя.

Мой самолёт ударил винтом по хвосту „Юнкерса“ и срезал его рули поворота. Вторым приёмом я отрубил у врага рули глубины. Бомбардировщик потерял управление и камнем полетел вниз. Два немецких летчика выбросились с парашютами. Они были захвачены в плен нашими наземными войсками.

Сбив противника, я почувствовал, что мой истребитель сильно вздрагивает. Повреждён винт, подумал я и остановил обороты. Пользуясь запасом большой высоты, я начал планировать в сторону аэродрома. Так пролетел свыше 80 километров и благополучно прибыл на свою базу...»

Таран Здоровцева оказался 2-м в истории 158-го истребительного полка. Накануне, 27 июня, первый таран совершил младший лейтенант Пётр Харитонов, а 29 июня — младший лейтенант Михаил Жуков. Они, так же как и Здоровцев, уничтожили этим способом фашистские бомбардировщики Ju-88.

Главный маршал авиации А. А. Новиков, командовавший в то время ВВС Северного фронта, в своих воспоминаниях пишет:

«Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трёх героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза... Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было...»

8 июля 1941 года , С. И. Здоровцеву и было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сын красного кавалериста Степан Здоровцев до вступления в Красную Армию сумел поучиться многому. Он родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка Ростовской области. Усвоив ещё в раннем детстве немало уроков крестьянского труда, он, учась в станичной 7-летней школе, окончил кружок по вождению трактора и вместе со взрослыми трактористами с утра до поздней ночи пахал землю на родном хуторе. Потом, после переезда семьи в Астрахань, быстро освоил слесарное дело, устроился в судоремонтные мастерские.

Вскоре Степан сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД — Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Здесь Степан прошёл хорошую школу мужества, а спокойным, рассудительным и смелым характером завоевал любовь и уважение товарищей. Вероятно, и это способствовало выдвижению Степана на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года комсомольская организация ОСВОДа послала Степана учиться в астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза. Так что ко времени призыва в Красную Армию Степан Здоровцев прошёл неплохую жизненную школу.

Осенью 1938 года его направили в Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Спустя 2 года, после отличной сдачи государственных экзаменов, молодой лётчик получил назначение в Ленинградский военный округ и отправился в 158-й авиационный полк, который находился в Пскове.

В полку Здоровцев понял, что ему недостает некоторых знаний и навыков, особенно в огневой подготовке. Особенно тщательно принялся он за отработку приёмов ведения воздушной стрельбы.

Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде. Удостоившись личной благодарности командующего ВВС Ленинградского военного округа за отличное окончание курсов командиров звеньев, Степан вернулся в родной полк.

Ранним утром 22 июня 158-й истребительный авиационный полк 39-й истребительной авиационной дивизии был поднят по тревоге. Дежурное звено, получив команду охранять подступы к аэродрому, стремительно поднялось в воздух. Все эскадрильи были переведены в состояние боевой готовности.

В беспрестанных полётах дежурных звеньев прошло несколько дней. Между тем обстановка на фронте осложнялась. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Вражеские самолёты ещё не появлялись, но их следовало ожидать в любую минуту.

27 июня командир звена младший лейтенант Здоровцев должен был вылетать на патрулирование последним. К этому времени с командного пункта полка передали, что в направлении аэродрома летит вражеский самолёт. Взлетев по зелёной ракете, Степан набрал высоту. Вскоре он обнаружил фашистский бомбардировщик и атаковал его. Напрасно враг, отстреливаясь, пытался скрыться в облаках. Здоровцев настиг его, подошёл вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолёт камнем полетел к земле. Пикируя за ним, Степан увидел, как «Юнкерс» упал в лесу и взорвался. Это была первая победа Здоровцева. А на следующий день он совершил таран...

9 июля 1941 года Младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку недавно оставленного аэродрома. В его задание входила только разведка, но, оказавшись над знакомым аэродромом, лётчик не смог сдержаться и нанёс по стоявшим на стоянках фашистским самолётам штурмовой удар.

Взлетевшие истребители противника догнали его и навязали бой. Силы оказались слишком неравными...

Вылетевшие на розыски Здоровцева товарищи заметили дым пожаров на вражеском аэродроме, но самого лётчика им найти так и не удалось.

В своём последнем письме жене он писал:

«История моей фронтовой биографии — несколько коротких дней войны — уже довольно велика, но писать обо всём, что произошло, не имею ни одной свободной минуты. Даже сплю на ходу, и то максимум один час в сутки.

Идут ожесточённые бои, в которых мы, авиаторы, играем большую роль. Мне довелось отправить на тот свет 3 вражеских самолёта. Вот и всё. Сам жив здоров. Пока невредим. Остальное сама скоро узнаешь. Живи спокойно, моя родная. Твой Степан».

Хочется упомянуть о той большой работе, которая проводится в Ростовской области по увековечению памяти Героев Советского Союза — выпускников средних школ и профтехучилищ. Интересный опыт работы накоплен в СПТУ № 91 города Константиновска, подготавливающем рабочих для сельскохозяйственного производства. В училище под руководством ветерана Великой Отечественной войны и ветерана труда, заведующего библиотекой О. А. Самсонова была создана группа «Поиск», которая несколько лет вела работу по увековечению памяти выпускника училища Степана Ивановича Здоровцева.

Группа «Поиск» установила связь с музеем Золотарёвской средней школы, носящей его имя. Члены поисковой группы разыскали родных героя: мать Александру Меркурьевну, сестру Веру Ивановну, ныне живущих в городе Астрахани, жену — Александру Григорьевну Здоровцеву, дочь Галину Степановну, внуков Игоря и Алексея, проживающих в городе Волгограде. На основе записанных воспоминаний и собранных документов в профтехучилище создан музей народной славы, в котором хранится всё, связанное с именем С. И. Здоровцева.

По инициативе ученического и инженерно-педагогического коллектива училища 3 Декабря 1982 года исполком Константиновского районного Совета народных делутатов принял решение об установлении на здании училища мемориальной доски. 7 мая 1983 года, в канун Дня Победы, доска была установлена. Высеченный на беломраморной плите золотом текст гласит: «Здесь в 1932—1933 годах учился Герой Советского Союза Степан Иванович Здоровцев».

28 июня 1941 года два летчика Северного фронта пошли на таран, став первыми Героями Советского Союза в годы войны

Летчики северного фронта Степан Здоровцев и Петр Харитонов, Михаилу Жукову

Великая Отечественная война дала наибольшее число награжденных высшей наградой тех лет: 11 739 человек - мужчин и женщин, военных и гражданских, воевавших на фронте и за его линией, были удостоены звания Героя Советского Союза. А первыми это звание в годы войны получили летчики 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии, совершившие 28 июня 1941 года воздушные тараны на Северном фронте - Степан Здоровцев и Петр Харитонов. Через 10 дней, 8 июля, им и еще одному их сослуживцу, Михаилу Жукову, совершившему таран 29 июня, было присвоено высшее звание.

Примечательно, что в присвоения высшей награды Советского Союза именно летчики закрепили за собой хронологический приоритет. Напомним, что именно пилоты, участвовавшие в операции по спасению со льдов участников арктической экспедиции ледокола «Челюскин», были первыми, кто удостоился этого звания. 20 апреля 1934 года указом Верховного совета новая высшая награда страны, учрежденная за четыре дня до этого, была вручена семерым летчикам-участникам челюскинской эпопеи. Первыми в истории Героями Советского Союза стали Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. До июня 1941-го высшего звания были удостоены еще 647 человек - в основном за бои на Дальнем Востоке (на Халхин-Голе и у озера Хасан) и Зимнюю войну 1939-40 годов. А потом грянуло 22 июня, и уже через полмесяца летчики - опять первыми среди равных! - стали первыми героями Великой Отечественной.

Судя по скупым данным о времени подвига, рассыпанным по множеству исследований и статей, хронологически первым был таран Харитонова. Хотя первым в тот день в боевой вылет отправился Здоровцев: около пяти часов утра 28 июля он вылетел на перехват противника в составе дежурного звена 3-й эскадрильи 158-го истребительного авиаполка. Харитонов поднялся в воздух позже (его звено как раз пришло на смену звену, с которым летал Здоровцев), но цель для своего тарана он встретил первым.

… Путь Степана Здоровцева в авиацию был весьма извилистым. Уроженец Ростовской области, сын крестьянина, он был классическим комсомольцем-добровольцем предвоенного периода. Выпускник тракторно-механической школы в родной станице, он, когда семья переехала в Астрахань, нашел себе работу в судоремонтных мастерских, потом получил свидетельство моториста баркаса, поработал в рыбном промысле, а откуда перешел в ОСВОД - Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Ответственный и спокойный, всегда готовый рискнуть собой ради других, он быстро стал начальником Астраханской городской спасательной станции ОСВОД, и уже на этой должности получил дополнительную специальность водолаза. А потом сменил соленый океан на воздушный - в 1937 году двадцатилетний Степан Здоровцев по комсомольской путевке (в разгаре была кампания под лозунгом «Комсомолец - на самолет!») отправляется учиться в Астраханский аэроклуб. Годом позже его призывают в армию, и в 1940 году свежеиспеченный выпускник Сталинградского военного авиационного училища прибывает к первому месту службы - в Псков, где на аэродроме Кресты тогда базировался 158-й истребительный авиаполк, летавший в основном на истребителях И-16 конструктора Николая Поликарпова. Очень быстро он обращает на себя внимание командования полка своей страстью к освоению новых приемов воздушного боя, и перспективного летчика отправляют на курсы командиров звеньев в город Пушкино. Окончив их и приняв участие в числе лучших курсантов в воздушном параде над Дворцовой площадью, младший лейтенант Здоровцев возвращается в свой полк, с которым он 22 июня и встретил начало Великой Отечественной войны.

Свою первую воздушную победу Степан Здоровцев одержал на пятый день войны. 27 июня перед самым вылетом на патрулирование он получил данные с КП полка о немецком бомбардировщике, приближающемся к аэродрому. Взлетев, пилот практически сразу обнаружил противника, уже готовившегося к бомбовому удару. Но отбомбиться немец не успел: истребитель И-16 нагнал его, зашел сверху и длинной очередью сбил. А на следующий день ранним утром дежурное звено, в составе которого был и Степан Здоровцев, вылетело на перехват бомбардировщиков, явно нацелившихся на полковой аэродром. Наши летчики перехватили «Юнкерсы-88» еще на подлете и заставили их повернуть обратно, однако сбить не смогли ни одного. А едва вернувшись, Здоровцев получил приказ вновь вылететь на перехват самолета противника, явно возвращавшегося с бомбежки. Но первые атаки закончились безрезультатно: немецкий бомбардировщик отлично маневрировал, все время подставляя советский самолет под огонь своих бортовых пулеметов. С третьего захода истребителю удалось расстрелять вражеского бортстрелка, и немец остался безоружным - но тут выяснилось, что последняя очередь исчерпала весь боезапас. И тогда летчик решил идти на тараню. «Мой самолет ударил винтом по хвосту «Юнкерса» и срезал его рули поворота, - рассказывал после Степан Здоровцев. - Вторым приемом я отрубил у врага рули глубины. Бомбардировщик потерял управление и камнем полетел вниз. Два немецких летчика выбросились с парашютами. Они были захвачены в плен нашими наземными войсками. Сбив противника, я почувствовал, что мой истребитель сильно вздрагивает. «Поврежден винт», - подумал я и остановил обороты. Пользуясь запасом большой высоты, я начал планировать в сторону аэродрома. Так пролетел свыше 80 километров и благополучно прибыл на свою базу».

Петр Харитонов - ровесник своего однополчанина Степана Здоровцева (они родились не просто в один год - 1916-й - а еще и в один месяц, только Петр был старше на восемь дней) - тоже пришел в авиацию непростой дорогой. Уроженец Тамбовской области, он после школы успел поработать плотником, потом закончил педагогические курсы и стал учителем начальных классов в Улан-Удэ. В 1934 году в городе открылся аэроклуб, и (помним, в разгаре кампания «Комсомолец - на самолет!») молодой учитель, закончив уроки, сам становится учеником - у полетных инструкторов. В конце 1937-го Харитонов получает свидетельство об окончании обучения в аэроклубе, а в 1938-м его призывают в армию и отправляют учиться военному делу в Батайскую военную авиационную школу летчиков, которая годом позже получила имя Героя Советского Союза Анатолия Серова - одного из самых знаменитых летчиков Гражданской войны в Испании. В 1940-м молодой пилот-истребитель получает звание младшего лейтенанта - и назначение в 158-й истребительный авиаполк в Пскове.

С 22 июня Петр Харитонов, как и все остальные летчики полка, начинает боевые вылеты - но встретиться с врагом в бою ему довелось только 28 июня. И в первом же своем боевом вылете он становится героем! Причем, как признавался сам летчик, невольно. «Патрулирую я на «Ишачке» (истребитель И-16. - Прим. ред.), вижу одиночный Ju-88. Атакую и прицеливаюсь по бензобаку. Но не стреляют мои пулеметы. И вдруг - что за черт! - противник, дымя, идет на снижение. Перезаряжаю пулеметы и снова атакую. Опять пулеметы молчат, а фашист все снижается, оставляя за хвостом полосу дыма. Догадался я, что включили они форсаж моторов, хотят обмануть меня, имитируют, будто подбит самолет и вот-вот рухнет. Ну, думаю, не на такого напали. Иду еще раз в атаку и вижу, что метрах в 50-70 от меня выровнялся бомбардировщик и уходит туда, откуда пришел. Разозлился я страшно и решил таранить. Подобрался к хвосту «Юнкерса». Расстояние сокращается с каждой секундой. Сбавил скорость, прикинул, куда ударить получше, и винтом обрубил ему рули глубины. Тут уж бомбардировщик действительно пошел к земле. Трое из экипажа сгорели, четвертый выбросился с парашютом, его в плен взяли. Он-то и показал: экипаж состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все имели Железные кресты. Ну, а я, как говорится, на родную землю без потерь приземлился».

Днем позже, 29 июня, таран совершил еще один летчик того же 158-го полка - младший лейтенант Михаил Жуков. Как писал позже в своих воспоминаниях главный маршал авиации Александр Новиков, командовавший в то время ВВС Северного фронта, «через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза». Представление поддержали, и 8 июля 1941 года был опубликован указ Верховного совета о присвоении трем летчикам 158-го полка звания Героев Советского Союза. Они узнали о награждении в тот же день из газеты «Правда», где были помещены их портреты, рядом с ними - указ Президиума Верховного совета СССР, а ниже - стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Первые три»:

«Здоровцев, Харитонов, Жуков!
Вас обнимает вся страна!
И все от дедов и до внуков
Твердят родные имена.
Пусть множатся ряды героев,
Пусть в наши грозовые дни
Дерутся все, как эти трое,

И побеждают, как они!»

Дальнейшая военная судьба троих героев сложилась по-разному. Степан Здоровцев погиб на следующий день после награждения, 9 июля: возвращавшийся с разведки его самолет перехватили несколько истребителей противника. Михаил Жуков погиб 12 января 1943 года в неравной схватке с девяткой немцев: снаряд попал в бензобак. Петр Харитонов 25 августа 1941 года совершил свой второй таран, за что был награжден орденом Ленина, а через пару недель в очередном бою был сильно ранен, вернулся в строй в 1944 году, воевал до Победы и ушел в отставку через десять лет после нее в звании полковника авиации.


Р одился в 1916 году на хуторе Золотаревка ныне Семикаракорского района Ростовской области. Русский. Кандидат в члены КПСС Герой Советского Союза (8.7.1941). Награжден орденом Ленина.

Сын красного кавалериста Степан Здоровцев до вступления в Красную Армию сумел поучиться многому. Усвоив еще в раннем детстве немало уроков крестьянского труда, он, учась в станичной семилетке, окончил кружок по вождению трактора и вместе со взрослыми трактористами с утра до поздней ночи пахал землю на родном хуторе. Потом, после переезда семьи в Астрахань, быстро освоил слесарное дело, устроился в судоремонтные мастерские.

Вскоре Степан сдал экзамены на моториста баркаса и перешел работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Здесь Степан прошел хорошую школу мужества, а спокойным, рассудительным и смелым характером завоевал любовь и уважение товарищей. Вероятно, и это способствовало выдвижению Степана на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года комсомольская организация ОСВОДа послала Степана учиться в астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза. Так что ко времени призыва в Красную Армию Степан Здоровцев прошел неплохую жизненную школу.

Осенью 1938 года его направили в Сталинградской военное авиационное училище летчиков. Спустя два года после отличной сдачи государственных экзаменов, молодой летчик получил назначение в Ленинградский военный округ и отправился в авиационный полк, который находился в Пскове.

В полку Здоровцев понял, что ему недостает некоторых знаний и навыков, особенно в огневой подготовке. Особенно тщательно принялся он за отработку приемов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде. Удостоившись личной благодарности командующего ВВС Ленинградского военного округа за отличное окончание курсов командиров звеньев, Степан вернулся в родной полк.

Ранним утром 22 июня 158-й истребительный авиационный полк 39-й истребительной авиационной дивизии был поднят по тревоге. Дежурное звено, получив команду охранять подступы к аэродрому, стремительно поднялось в воздух. Все эскадрильи были переведены в состояние боевой готовности.

В беспрестанных полетах дежурных звеньев прошло несколько дней. Между тем обстановка на фронте осложнялась. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Вражеские самолеты еще не появлялись, но их следовало ожидать в любую минуту.

27 июня командир звена младший лейтенант Здоровцев должен был вылетать на патрулирование последним. К этому времени с командного пункта полка передали, что в направлении аэродрома летит вражеский самолет.

Взлетев по зеленой ракете, Степан набрал высоту. Вскоре он обнаружил фашистский бомбардировщик и атаковал его. Напрасно гитлеровец, отстреливаясь, пытался скрыться в облаках. Здоровцев настиг его, подошел вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолет камнем полетел к земле. Пикируя за ним, Степан увидел, как «юнкерс» упал в лесу и взорвался. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня три фашистских бомбардировщика Ю-88 пытались бомбить полковой аэродром. Взлетевшие навстречу им истребители сразу же сбили один из них. Беспорядочно сбросив бомбы, остальные повернули назад, устремившись за ближайшим «юнкерсом», Здоровцев догнал его в ста километрах от своей базы и вступил в бой. Изрешеченный пробоинами самолет противника продолжал упорно лететь на запад, а пулеметы Степана захлебнулись – кончились патроны. Не имея другого способа для уничтожения противника, он решился его таранить.

Форсируя двигатель, Здоровцев подошел снизу под хвост бомбардировщика, слегка взял ручку управления на себя и срубил винтом хвостовое оперение «юнкерса». Истребитель сильно встряхнуло, какая-то сила стала отрывать Степана от сиденья, но привязные ремни удержали его в кабине И-16. Убедившись, что машина еще может держаться в воздухе, он посмотрел вниз. Там, переваливаясь с крыла на крыло, падал «юнкерс». Спустя несколько секунд рядом с ним вспыхнули два белых облака – парашюты фашистских летчиков...

Таран Здоровцева оказался вторым в истории 158-го истребительного полка. Накануне, 27 июня, первый таран совершил младший лейтенант Петр Харитонов, а 29 июня – младший лейтенант Михаил Жуков. Они, так же как и Здоровцев, уничтожили этим способом фашистские бомбардировщики «Юнкерс-88».

Главный маршал авиации А. А. Новиков, командовавший в то время военно-воздушными силами Северного фронта, в своих воспоминаниях пишет: «Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза... Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было...»

8 июля 1941 года П. Т. Харитонову, С. И. Здоровцеву и М. П. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза.

А на следующий день, 9 июля 1941 года Герой Советского Союза младший лейтенант С. И. Здоровцев погиб в неравном воздушном бою при выполнении боевого задания в районе Пскова.

Имя Героя носят улицы в Астрахани и Волгограде, пионерские дружины, отряды и школы в ряде населенных пунктов. По Волге ходит новый пассажирский теплоход «Степан Здоровцев». В Астрахани С. И. Здоровцеву установлен памятник.

Литература:

В созвездии славы. Волгоград, 1976. С. 139–144.

Герои войны. Таллинн, 1984. С. 137–138.

Корнилов В. Н. Рыцарь неба. Волгоград, 1981.

Они прославили Родину. Ростов-на-Дону, 1974. Кн. 1. С. 144–146.

Отважные сыны Дона. Ростов-на-Дону, 1963. С. 40–41.

Анатолий Васильевич Филимонов,

профессор, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой русской истории ПГПУ им.С.М.Кирова

Суровые испытания выпали на долю древнего русского города, вписавшего в годы Великой Отечественной войны новые яркие страницы в свою многовековую историю.

В захватнических планах фашистской Германии особое место занимал Ленинград, для овладения которым предназначалась группа армий «Север». Перед ней стояла задача нанести удар из Восточной Пруссии в направлении на Даугавпилс, Остров, Псков и через короткое время захватить Ленинград. Всего на ленинградском направлении действовали 42 вражеские дивизии общей численностью 725 тысяч солдат и офицеров, вооруженных танками, авиацией, орудиями - более 30% сил и средств, предназначенных для вторжения в пределы Советского Союза.

Гитлеровская Германия, вероломно напав на СССР, стремилась нанести ему возможно более тяжелый урон, захватить инициативу и в кратчайший срок завершить войну в свою пользу. Но план «молниеносной войны» стал рушиться с первых же дней гитлеровского вторжения. Несмотря на неравные условия и тяжелую обстановку, советские воины смело и решительно вступали в бой с превосходящими силами врага и в ожесточенных схватках упорно отстаивали каждую пядь земли. С упорным сопротивлением противник столкнулся на Шауляйско-Лиепайском и Вильнюсском направлениях, где советские воины в первые дни войны стремились задержать его. Однако преимущество противника в живой силе и технике было настолько велико, что они не могли только одной храбростью и самопожертвованием остановить его продвижение вглубь советской территории.

После оставления Прибалтики Псков стал первым крупным российским городом, принявшим на себя удар противника. Ему гитлеровское командование отводило особое место, называя «ключом к парадным дверям Ленинграда»: после Пскова на пути к Ленинграду больше не было такого крупного населенного пункта и важного железнодорожного узла, каковым являлся древний город.

Следя за событиями, развернувшимися на Северо-Западном театре военных действий, Наркомат обороны 26 июня 1941 года потребовал приведения в боевую готовность Псковско-Островского укрепленного рубежа вдоль старой государственной границы. Его оборонительные сооружения были законсервированы или демонтированы после присоединения в 1940 году Прибалтики. Строительные работы начались здесь с 28 июня. На них ежедневно было занято 9500 военных строителей и 25 тысяч мобилизованных жителей Пскова и окрестных районов. Строительство оборонительных рубежей явилось для псковичей огромной школой мужества, проверкой их стойкости. Участники работ подвергались почти непрерывным бомбардировкам и пулеметному обстрелу гитлеровской авиации.

Строительство оборонительных объектов, как и поток эшелонов с военными грузами, места расположения войск прикрывали советские летчики базировавшейся на псковском аэродроме 39-й истребительной авиадивизии. В те дни в псковском небе ее летчики одними из первых сумели осуществить воздушные тараны. 28 июня такой подвиг совершили младшие лейтенанты П.Т.Харитонов и С.И.Здоровцев, 29 июня - младший лейтенант М.П.Жуков. Уникальность этих таранов состояла в том, что все летчики сумели сохранить свои боевые машины и вернулись на аэродром. 8 июля 1941 года был подписан первый в годы войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении этим трем летчикам звания Героя Советского Союза.

М.П.Жуков погиб в 1943 году у Невской Дубровки, защищая Ленинград, а П.Т.Харитонову удалось увидеть Победу над гитлеровской Германией. При содействии Комитета по обороне Государственной думы и на собранные в Москве и в Пскове средства памятник этим Героям и первому Указу был сооружен и открыт 22 июля 2005 года в Крестах - перед псковским военным аэродромом. Подвиги П.Т.Харитонова, С.И.Здоровцева и М.П.Жукова стали примером для многих других летчиков. Вскоре после них воздушный таран в и небе под Псковом совершил Н.Я.Тотмин, также удостоенный звания Героя Советского Союза.

Авиаторы были первыми, кто принял на себя удар противника под Псковом. С 30 июня 1941 года на рубеже обороны в Псковско-Островском укрепрайоне стали сосредотачиваться и сухопутные фронтовые резервы, вступившие с начала июля в бой с противником. Особенно ожесточенные бои, полные примеров мужества и героизма, развернулись 3-6 июля. Противник потерял в них до 140 танков, много другой техники и живой силы. Советские летчики в период боев совершили 74 боевых вылета, сбросив на врага сотни бомб. 4 июля летчик Л.В.Михайлов сбил в одном из боев два неприятельских самолета, а свою подбитую машину направил в танковую колонну противника. Это был один из первых в годы войны подвигов такого рода. За него Л.В.Михайлов 22 июля 1941 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Среди командиров, руководивших войсками в этих боях, были командующий 27-й армией Н.Э.Берзарин, будущий первый военный комендант Берлина, и командир 28-й танковой дивизии И.Д.Черняховский, будущий генерал армии, командующий 3-м Белорусским фронтом. Участвовали в боях и бойцы 9-го Псковского пограничного отряда НКВД во главе со старшим политруком Д.Т.Дядищевым, погибшим 3 июля 1941 года.

Бои на Псковско-Островском рубеже на время задержали продвижение противника, но незавершенность сооружения укреплений и превосходство врага в силах заставили воинов Северо-Западного фронта вновь отступить. Однако они упорной обороной снова стремились приостановить продвижение противника непосредственно к Пскову. Неподалеку от города 7 июля 1941 года произошло одно из первых в истории войны крупное танковое сражение, в котором с советской стороны участвовало около 100 танков, а со стороны противника - не менее 250. Противнику был нанесен ощутимый урон: он потерял несколько десятков танков и бронемашин. Еще несколько машин было уничтожено в непосредственной близости от Пскова, возле реки Черёхи.

В 1974 году, в дни празднования 30-летия со дня освобождения Пскова, на городской площади Победы состоялось перезахоронение останков неизвестного солдата, павшего на поле брани 9 июля 1941 года близ деревни Батьковичи, что неподалеку от Пскова, на реке Великой. Вероятно, солдата оставили для прикрытия огнем отходивших товарищей (поэтому у него и не было документов). И когда этот мужественный воин, выполнив свой долг до конца, готовился переплыть реку, вражеские пули настигли его. Он скончался от тяжелых ран на руках жителей деревни, которые здесь же, на берегу Великой, похоронили бойца. Теперь на могиле его в Пскове стоит памятник с надписью «Подвиг твой бессмертен» и горит Вечный огонь, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде.

Нельзя не отметить и роль в защите города первых добровольческих формирований псковичей - истребительных батальонов, отрядов местной ПВО, охранявших важнейшие объекты, тушивших пожары, вспыхнувшие в городе после налетов вражеской авиации, боровшихся с диверсантами и десантами противника. Напряженно трудился коллектив Псковского железнодорожного узла, обеспечивавший эвакуацию имущества и ценных грузов. Только в период с 3 по 8 июля 1941 года из города в восточные районы страны (Поволжье, Урал, Сибирь) было вывезено 1457 вагонов грузов (ценности Государственного банка, оборудование промышленных предприятий, культурные ценности и др.). Составы нередко формировались под бомбовыми ударами вражеской авиации, на разрушенных путях.

По мере возрастания угрозы захвата Пскова советское командование, стремясь в очередной раз задержать противника, приняло решение о взрыве всех мостов через Великую и ее притоки. К 8 июля все автодорожные мосты, прикрывавшие подступы к городу, были подорваны. Сохранился только железнодорожный мост, у которого несла охрану группа из семи саперов 50-го дорожного батальона 1-го механизированного корпуса под руководством младшего лейтенанта С.Г.Байкова.

В эти тревожные минуты, когда враг стремился на плечах отступавших советских воинов ворваться в город, саперы-подрывники и совершили героический подвиг. Мост был уже заминирован, но по нему переправлялись отступавшие бойцы 41-го стрелкового корпуса. В случае немедленного взрыва моста значительная часть их осталась бы на левом берегу Великой и неизбежно попала бы в плен, поэтому с взрывом тянули до последнего. Наконец, около 16 часов приказ о взрыве был получен. Но в это время саперы увидели, что к мосту с боем пробивается советский артиллерийский дивизион. Байков решил пропустить его, а потом подорвать мост. Артиллеристы переправились (все это происходило под артиллерийским огнем противника), но вслед за ними к мосту устремились немецкие танки и мотоциклы. Дело решали секунды. Попытка взорвать мост с помощью подрывной машинки не удалась (электропровода оказались перебитыми). Тогда саперы вместе с командиром бросились на мост и использовали в качестве детонаторов гранаты. Мост вместе с ворвавшимися на него вражескими машинами рухнул в воду. За этот подвиг С.Г.Байков первым среди воинов инженерных частей был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1942 г.), все остальные бойцы награждены орденами Ленина. Именем Байкова названа одна из улиц города. Долгое время все бойцы его группы считались погибшими при взрыве, как и командир. Однако судьба четырех из них оказалась счастливой: они в тот памятный день уцелели, продолжали сражаться с врагом, а после окончания войны вернулись на Псковщину и получили давно ожидавшие их заслуженные награды.

Бойцы-саперы повторили подвиг, который был совершен невдалеке от этого места командиром 2-й роты 4-го минно-подрывного дивизиона А.А.Чецулиным в гражданскую войну, когда интервенты и белогвардейцы весной 1919 года рвались к Петрограду. Чтобы задержать их, минеры разрушили железнодорожный мост, а броневики противника тем временем вступили на Ольгинский мост. Выделенные для подрыва моста минеры не успели вовремя сделать это. Тогда командир роты бросился к мосту и подорвал его. Герой погиб, но уничтоженный им мост на три дня остановил наступление интервентов и позволил частям Красной Армии организовать оборону на тыловых рубежах.

Взрыв мостов в 1941 году тоже не позволил противнику сходу ворваться в Псков. Упорной обороной города продвижение его было задержано еще на сутки, что позволило командованию выиграть некоторое время, столь дорогое в ту тяжелую пору. Тогда противник обошел Псков с востока и его танковые соединения устремились к Луге. Советские войска под угрозой окружения 9 июля 1941 года вынуждены были оставить город.

Оборона Псковско-Островского укрепленного рубежа и непосредственно Пскова явилась важ ным звеном битвы за Ленинград на дальних к нему подступах и способствовала срыву планов гитлеровцев по быстрому его захвату. Обеспечивая отход главных сил 27-й армии после оставления Пскова, храбро сражались севернее его воины 111-й стрелковой дивизии. Командир дивизии полковник И.М.Иванов во главе одного из подразделений организовал оборону в населенном пункте Мараморка недалеко от Пскова на Ленинградском шоссе. Вскоре показались немецкие автоматчики на мотоциклах, и советские воины открыли по ним огонь. Мотоциклисты стали отступать, но на помощь им подоспела мотопехота. Завязалась ожесточенная схватка. Атаки врага следовали одна за другой, с воздуха их поддерживала авиация, затем к полю боя подошли немецкие танки. Они открыли огонь по воинам, которые вели неравный бой с врагом до последней возможности. Оставшаяся в живых небольшая группа бойцов во главе с командиром дивизии, отстреливаясь, пыталась отойти к лесу. Но вражеский огонь уничтожал одного воина за другим, одним из последних был сражен полковник И.М.Иванов. Теперь у деревни стоит памятник с надписью: «Здесь похоронены командир 111-й стрелковой дивизии полковник Иванов Иван Михайлович и 40 солдат, сержантов и офицеров, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в июле 1941 года».

Продолжали сражаться с врагом и воины-пограничники. Всего их на подступах к Пскову и севернее его погибло до 180 человек; в деревне Лудони им установлен памятник.

Несмотря на отступление от Пскова и понесенные советскими войсками потери, они не позволили группе армий «Север» разгромить их на северо-западном театре военных действий. Более того, упорной обороной они остановили фашистов на дальних подступах к Ленинграду. Гитлеровскому командованию пришлось 19 июля 1941 года отдать приказ группе армий «Север» прекратить наступление на Ленинград, перейти к обороне, привести в порядок свои войска, перегруппировать их и лишь после этого возобновить наступление. Это время было использовано советскими войсками для организации лучшей обороны на Лужском, а затем на Пулковском рубеже. В конечном итоге план захвата Ленинграда оказался сорванным. В обороне его на дальних подступах важное значение имели и бои под Псковом.

Но древний Псков на целых три года оказался оккупированным немецко-фашистскими захватчиками, в полной мере испытав все тяготы «нового порядка», основным средством которого был массовый, ничем не ограниченный террор. Псков стал поистине многострадальным городом. Он из российских городов был оккупирован одним из первых, а освобожден в числе последних, пережив самую длительную по сравнению с другими гитлеровскую оккупацию. Вдобавок, оккупационный режим был здесь наиболее тяжелым, так как город в течение всех этих лет был ближайшим прифронтовым тылом, постоянной базой дислокации гитлеровских войск.

Кровавым террором, насилиями, грабежами, идеологической обработкой населения гитлеровцы надеялись сломить волю псковичей к сопротивлению. Однако уже летом 1941 года в городе и его окрестностях стали развертываться, становясь все более массовыми и активными, различные формы народного сопротивления. В этом отношении псковичи во многом были первыми в Ленинградской области (Псков в то время входил в Ленинградскую область), вырабатывая и проверяя на практике наиболее целесообразные виды сопротивления и способы их организации. Так, уже в конце июля 1941 года под Псковом начали действовать три партизанских отряда общей численностью 120 человек. Командовали ими заведующий военным отделом Псковского горкома ВКП(б) И.А.Тарабанов, начальник городского отдела милиции В.Н.Шубников и командир-пограничник А.Г.Казанцев. Они были одними из первых партизанских отрядов в Ленинградской области и на оккупированной территории РСФСР в целом. В дальнейшем партизанское движение настолько расширилось, что к востоку от Пскова в сентябре 1941 года образовался первый в истории Великой Отечественной войны Партизанский край - территория, освобожденная от гитлеровских захватчиков, на которой была восстановлена советская власть - своеобразная «партизанская республика» в кольце вражеского окружения. Площадь края равнялась 9600 кв. км; в мирное время на его территории находилось около 400 деревень. Просуществовав в течение года, край показал мощь партизанского движения, силу народа, поднявшегося на защиту Родины. Непосредственно в Пскове уже в августе 1941 года началась деятельность подпольных организаций и групп, руководили которыми Псковские подпольные горком и райком ВКП(б). Они первыми в Ленинградской области, как и на оккупированной территории вообще, пришли к выводу о необходимости концентрации и объединения усилий сравнительно небольших сил подпольщиков для решения главных задач. В ноябре 1941 года был образован Псковский межрайонный подпольный партийный центр, возглавивший борьбу населения в Пскове и в трех прилегавших к нему районах.

Руководил им секретарь Псковского горкома ВКП(б) А.В.Гущин. Это был самый первый на оккупированной территории РСФСР межрайонный центр подпольной борьбы, с которым были связаны подпольные организации и группы Пскова, руководимые патриотами A. M.Яковлевой, А.И.Рубцовой, С.Г.Никифоровым, М.Г.Семеновым, Л.С.Акуловым, И.А.Екимовым и другими. Они действовали в паровозном депо, на электростанции, в госпитале и других местах. В напряженную и полную смертельной опасности борьбу включались и юные псковичи, не объединенные в группы, например, ученики школы № 1 братья Анатолий и Валерий Молотковы.

Межрайонный подпольный партийный центр действовал в течение года и прекратил свое существование после гибели основных его руководителей. Опыт его был учтен в дальнейшем в других районах. В октябре 1942 года в целях усиления подпольной работы в тылу врага Ленинградский обком ВКП(б), следуя примеру псковичей и найдя их опыт организации подпольной борьбы наиболее целесообразным, принял решение создать на оккупированной территории области уже 11 межрайонных подпольных центров, в том числе Псковский, вошедший в историю под названием центра «второго формирования». Возглавил его секретарь Псковского горкома ВКП(б) В.Ф.Михайлов; центр руководил подпольной борьбой в Пскове и в четырех соседних районах. Центром велась работа по воссозданию подпольных организаций и групп, срыву мероприятий оккупантов, диверсионная и разведывательная деятельность. Наиболее важным было

получение сведений о строительстве оборонительной линии «Пантера», что оказало неоценимую услугу советским войскам при наступлении на Псков в 1944 году. Гитлеровское командование намеревалось также осуществить запуск на Ленинград ракет ФАУ-2, уже доставленных в район Пскова. Но своевременно переданные об этом псковскими подпольщиками сведения в Ленинградский штаб партизанского движения позволили советской авиации нанести упреждающий удар и уничтожить сооружения гитлеровских войск. Это был очередной «взнос» псковичей в героическую оборону Ленинграда. Героическая борьба псковичей не прекращалась вплоть до освобождения города. Их решимость до конца бороться с врагом хорошо выразил в своей песне партизанский поэт пскович И.В.Виноградов: «Скорей умрем, чем станем на колени, но победим скорее, чем умрем!».

В результате стремительного наступления советских войск в январе-феврале 1944 года на юг от Ленинграда и на запад от Новгорода была освобождена от захватчиков значительная часть районов Псковского края. К концу февраля советские части вышли на подступы к Пскову. Как в 1941 году гитлеровцы называли его «ключом к парадным дверям Ленинграда», так и теперь он имел для них важнейшее стратегическое значение, представляя «ворота в Прибалтику». Поэтому оккупанты с октября 1942 года начали строительство линии «Пантера», продолжавшееся до 1944 года. «Пантера» являлась частью «Восточного вала», проходившего от Балтийского до Черного моря. После того, как южная часть этого «вала» под кодовым названием «Вотан», проходившая по Днепру, осенью 1943 года рухнула под ударами Красной Армии, гитлеровское командование возложило большие надежды на его северную часть, названную «Пантерой». Глубоко эшелонированная, оборудованная блиндажами, дотами, зарытыми в землю танками и пушками, колючей проволокой, противотанковыми «ежами» и надолбами, «Пантера» должна была сорвать наступление советских войск и наглухо закрыть дорогу в Прибалтику. Псков был окружен мощными оборонительными линиями, последняя из них проходила по окраинам города. Ключом обороны гитлеровцев являлись Ваулины горы, где была создана целая система пунктов, обеспечивавших наблюдение за действиями советских войск на глубину до 15 километров. Командование группы армий «Север» считало эту линию укреплений неприступной.

В конце февраля 1944 года советские войска пытались сходу прорвать ее, но попытки не увенчались успехом. Особенно сильное сопротивление гитлеровцы оказали севернее Пскова - у Ваулиных гор, и южнее города - у станций Стремутка и Черская. Эти бои были отмечены многочисленными примерами героизма советских воинов.

Например, 17 марта 1944 года в одном из боев севернее Пскова рядовой И.С.Коровин закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и ценой жизни дал возможность подразделению выполнить боевую задачу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Сказывались, однако, сильная усталость бойцов после беспрерывного двухмесячного наступления от стен Ленинграда, ожесточенное сопротивление противника, наступавшая весна, затруднившая деятельность авиации. После нескольких неудачных попыток штурма Ставка Верховного Главнокомандования решила наступление приостановить и перейти к обороне. 18 апреля 1944 года был образован 3-й Прибалтийский фронт под командованием генерала армии И.И.Масленникова, воины которого целых три месяца готовились к предстоящему штурму укреплений «Пантеры». В штабах шло боевое планирование, с бойцами проводились специальные тренировки, бронетанковые и механизированные войска занимались восстановлением материальной части, летчики перебрасывали грузы. Военный Совет 42-й армии выпустил специальную листовку «Освободим Псков от фашистского ига» с обращением к бойцам и офицерам. «Славные воины нашей армии! - говорилось в ней. - ...Вы находитесь на подступах к крупному административному центру Ленинградской области, важному узлу железных дорог - городу Пскову. Перед вами старинный русский город, прославивший себя многовековой героической борьбой против немецких захватчиков. Наши предки, псковитяне и новгородцы, руководимые Александром Невским, в 1242 году разбили на Чудском озере немецких псов-рыцарей. Это «Ледовое побоище» навсегда прославило силу русского оружия. Наши отцы и старшие братья в 1918 году под Нарвой и Псковом наголову разбили отборные немецкие войска и тем самым вписали первую величайшую страницу в историю военной славы молодой Красной Армии...».


Наступление возобновилось 17 июля 1944 года и началось с прорыва линии «Пантера» южнее Пскова. Значимость этого события была настолько большой, что в Москве в честь воинов 3-го Прибалтийского фронта, совершивших прорыв, был дан салют. Этот прорыв «Пантеры» означал начало Псковско-Островской наступательной операции, в ходе которой был освобожден и Псков. Основной удар по городу наносили 128-я и 376-я стрелковые дивизии (командиры - генералы Д.А.Лукьянов и Н.А.Поляков), входившие в 42-ю армию (командующий генерал В.П.Свиридов) 3-го Прибалтийского фронта. Вместе с ними действовали приданные им соединения и части - инженерные, артиллерийские, саперные и другие. Поддерживали наступление летчики 14-й Воздушной армии генерала И.П.Журавлева. Непосредственно на Псков наступали, а затем и вели бои на его улицах полки 128-й стрелковой дивизии: 741-й (командир подполковник Г.И.Чурганов), 374-й (командир майор К.А.Шестак), 533-й (командир подполковник Н.М.Панин), а из 376-й стрелковой дивизии - 1250-й полк (командир подполковник А.И.Глушков). «Псков был превращен противником в мощный узел сопротивления, - докладывал командир 128-й стрелковой дивизии Д.А.Лукьянов командованию фронта. - В зданиях установлены пулеметные точки, в фундаментах домов оборудованы дзоты и доты. Улицы и большая часть домов заминированы, на перекрестках установлены фугасы...». В ходе наступления красноармейцы и офицеры частей проявили массовый героизм, совершив немало подвигов. Так, разведчики В.Жуков и Р.Шалобода, забросав гранатами так называемый «клишовский дот», заставили его замолчать и обеспечили продвижение батальона; командир роты 122-й танковой бригады лейтенант Н.Луговцев, уничтожая огнем и гусеницами живую силу и технику врага, прокладывали путь пехоте; блокируя вражеские огневые точки, прорвала оборону противника рота лейтенанта И.Ядрышникова, овладели опорными пунктами батальоны Н.Коротаева и В.Н.Мирошниченко; рядовой 42-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона Н.В.Никитченко под огнем противника заминировал направление перед передним краем противника, а во время контратаки танков с двумя противотанковыми минами бросился под танк и подорвал его. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Днем 22 июля 1944 года полки 128-й стрелковой дивизии с приданными ей частями с боем освободили центральную часть Пскова и вышли к реке Великой на всем ее протяжении в городской черте. Одновременно с севера нанесла удар 376-я стрелковая дивизия. Уничтожив мосты и переправочные средства, противник рассчитывал задержаться на какой-то срок на широком и глубоком водном рубеже, но в тот же день началось форсирование реки Великой. На рассвете 23 июля 1944 года Псков был полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков.

Приказом Верховного Главнокомандующего частям и соединениям, особо отличившимся при освобождении города, было присвоено почетное наименование «Псковские»: 128-й и 376-й стрелковым дивизиям, 52-му гвардейскому отдельному тяжелому пушечному артиллерийскому дивизиону, 122-му минометному и 631-му зенитно-артиллерийскому полкам, 38-му отдельному моторизованному понтонно-мостовому батальону, 85-му отдельному полку связи. Названия этих частей и соединений были высечены на специальной стеле, установленной на улице 23 Июля (названа так в память о дне освобождения Пскова). Ряд частей и их командиры были награждены орденами, всем воинам 42-й армии за взятие Пскова объявлена благодарность, а в Москве 23 июля дан салют. Всего орденами и медалями за освобождение Пскова было награждено 4244 солдата и командира. В приказе Верховного Главнокомандующего подчеркивалась и значимость одержанной победы под Псковом для дальнейшего хода боевых действий: «Войска 3-го Прибалтийского фронта сегодня, 23 июля, штурмом овладели городом и крупным железнодорожным узлом Псков - мощным опорным пунктом обороны немцев, прикрывающим пути к южным районам Эстонии...». После слома обороны немцев под Псковом советские войска получили возможность для наступления на Прибалтику.

Так советские воины в боях за Псков приумножили славу города, завоеванную в сотнях сражений и осад предыдущих эпох.

«Советские войска штурмом овладели городом Псковом, - писала 24 июля 1944 года в передовой статье газета «Правда», подчеркивая преемственность подвига бойцов Великой Отечественной и боевых свершений их предков. - Честь и слава доблестным войскам Третьего Прибалтийского фронта! На их долю выпало счастье освободить один из старейших городов России, имя которого воскрешает в памяти русского народа славнейшие страницы его истории.

С давних времен Псков стоит неколебимой заставой Руси на западном ее рубеже. Псков памятен врагам. О его каменные стены не раз дробились закованные в латы разбойничьи банды немецких псов-рыцарей. В жестоких боях на Псковской земле под корень подкошена была мощь Ливонского ордена. Псковские полки, испытанные в воинском искусстве, участвовали в исторических сражениях, в коих объединившиеся силы славянских народов нанесли окончательный удар тевтонским завоевателям - предшественникам германского империализма.

Старая слава Пскова перекликается с новой. В исторических боях под Псковом родилась в 1918 году Красная Армия.

И снова, как встарь, как 26 лет назад, под Псковом оккупанты узнали силу русского оружия, узнали гнев русского народа. Но еще никогда они не были биты, как теперь... Чудесный город, хранитель русской культуры снова в семье родных городов!».

За свою многовековую историю Пскову пришлось участвовать в 120 войнах и выдержать 30 осад, но все же наиболее героические и трагические моменты его истории навсегда останутся связанными с Великой Отечественной войной.

Говоря о них, нельзя не вспомнить и об участии самих псковичей в достижении Победы в этой кровопролитной войне. Только в первые дни войны, предшествующие оставлению города, в ряды защитников Отечества встали свыше 15 тысяч псковичей, сотни их влились в действующую армию после освобождения города, немало их принимало участие в различных формах антифашистского сопротивления. Свыше 4 тысяч уроженцев Пскова пали на полях сражений, пропали без вести, стали жертвами фашистского террора. Пять псковичей стали Героями Советского Союза. Двое из них - А.В.Тимофеев и Г.Г.Скворцов - получили это звание за участие в войне с Финляндией, М.Т.Петров и В.Н.Пешков - за героизм, проявленный при форсировании в июле 1944 года Вислы, Героем стал и летчик В.М.Харитонов, совершивший 175 боевых вылетов. Пскович В.И.Коршунов за героизм, проявленный на территории Латвии и в уличных боях в Берлине, стал полным кавалером ордена Славы, А.И.Волков в бою под Пулковом в январе 1944 года закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, за что 5 октября 1944 года был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Сержант М.П.Минин , являвшийся одним из бойцов знаменной группы капитана В.Н.Макова, 30 апреля 1945 года водружал Красное знамя на крыше гитлеровского рейхстага. С Псковом связаны отдельные страницы военной службы некоторых выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. В 1925-1930 годах в должности начальника штаба 56-й Московской стрелковой дивизии в Пскове служил Ф.И.Толбухин, будущий Маршал Советского Союза, командующий 3-м Украинским фронтом. Другой прославленный Маршал, дважды Герой Советского Союза К.К.Рокоссовский в 1936-1937 годах командовал 5-м кавалерийским корпусом, дислоцированным в Пскове и его окрестностях, и являлся начальником Псковского гарнизона.

Псков после освобождения представлял собой страшную картину разрушения (общий ущерб городу в ценах послевоенных лет исчислялся в сумме 1,5 млрд.руб.). Его жителям предстояло совершить новый героический подвиг, на этот раз трудовой - подвиг возрождения, ничуть не уступавший по своей значимости военному. Хорошо понимало роль Пскова в истории страны и русской культуры руководство страны, оказавшее псковичам огромную помощь и поддержку в восстановлении города. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года Псков стал центром вновь образованной области; 5 января 1945 года СНК РСФСР принял Постановление «О мероприятиях по восстановлению хозяйства города Пскова и Псковской области», а 1 ноября 1945 года Постановлением СНК СССР Псков был включен в число 15 старейших городов страны, подлежавших первоочередному восстановлению. Все эти меры способствовали возрастанию Пскова как политического, административного, хозяйственного и культурного центра и содействовали его скорейшему возрождению.

В канун 69-й годовщины освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков прошу «Псковские Новости» вернуться к святой теме подвига, потому что надеюсь на помощь газеты в восстановлении исторической справедливости.

В 1941-м, после оставления Прибалтики, удар немецко-фашистских войск приняли на себя Остров и Псков. В небе над нашим городом героически сражались лётчики 158-го истребительного авиаполка, который был сформирован перед войной и располагался в Крестах. Авиапарк состоял из 63-х самолетов. Командиром полка был Аркадий Петрович Афрамеев.

В те дни в псковском небе лётчики совершили первые воздушные тараны. Уже 28 июня тараны фашистских самолётов совершили младшие лейтенанты П.Т. Харитонов и С.И. Здоровцев, 29 июня - младший лейтенант М.П. Жуков.

8 июля 1941 года был подписан первый в годы войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении трём лётчикам звания Героя Советского Союза.

22 июля 2005 года героям был открыт памятник - перед военным аэродромом. Подвиг лётчиков Харитонова, Здоровцева и Жукова был увековечен. Но всё ли мы сделали, что были должны? Ведь вскоре воздушный таран в небе под Псковом совершил ещё один пилот - старшина Н.Я. Тотмин.

4 июля 1941 года в 16.00 восемь «Ю-88» под прикрытием двух «мессеров» произвели налёт на аэродром «Рожнополье», который находился возле Пскова. Наши лётчики только что вернулись с боевого задания, и заправленным был только самолёт Николая Тотмина. Старшина Тотмин вылетел один навстречу противнику.

Позже в донесении отмечалось: «Смелыми атаками он расстроил боевые порядки бомбардировщиков, заставил их беспорядочно сбросить бомбы. Истребители противника пошли в атаку на самолёт Тотмина, который мгновенно развернулся и лобовым тараном отрубил плоскость самолёта противника. Самолёт также был повреждён, лётчик на парашюте приземлился на аэродроме».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года Николаю Яковлевичу Тотмину, совершившему таран вражеского самолёта, было присвоено звание «Герой Советского Союза». Этот подвиг был совершён 72 года назад.

Николай Тотмин родился 19 декабря 1919 года в селе Усть-Яруль ныне Ирбейского района Красноярского края в крестьянской семье. Окончил 2 курса Канского сельскохозяйственного техникума, аэроклуб. В Красной армии служил с 1939 года. В 1940 году окончил Батайское военное авиационное училище. С июня 1941-го - на фронте.

Лётчики полка, в котором служили первые Герои Советского Союза в период Великой Отечественной, произвели 798 боевых вылетов и провели 244 воздушных боя, в которых уничтожили 38 самолётов противника. Николай Яковлевич Тотмин сбил 3 самолёта противника, совершил 63 боевых вылета. В воздушном бою под Ленинградом 23 октября 1942 года Тотмин погиб.

В селе Усть-Яруль именем героя названа улица, а в Пскове, который лётчик защищал, его имя до сих пор не увековечено.

Через год наш город будет отмечать 70-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Долг псковичей - увековечить имя Героя Советского Союза Николая Яковлевича Тотмина.

Антонина Соколова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»