Некрасов, николай алексеевич - личная жизнь. Изучение поэмы “Русские женщины”

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Николай Алексеевич Некрасов — «любимейший русский поэт, — писал Добролюбов о Некрасове, — представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». В стихах Некрасова действительно есть и «жизнь и сила». И конечно, женщины: труженицы, работницы, матери. Творил ли кто из поэтов столь много о женщине-матери?

«В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!…»

«Русская женщина предстала в произведениях Некрасова во всём своём разнообразии судеб; она главная носительница жизни, символ национального существования».

«Овод жужжит и кусает,
Смертная жажда томит,
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет,
Изо ржи, словно из печи,
Тоже теплом обдает,
Спинушка ноет с натуги,
Руки и ноги болят,
Красные, желтые круги
Перед очами стоят».

«Рассказ о подвиге русских княгинь-декабристок для поэта вряд ли был бы возможен, если бы почти за десять лет до этого он не постиг судьбу русской крестьянки и не поведал о ней в одном из самых совершенных своих произведений – поэме «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины».

«Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне ни заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей,
Далёких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем, -
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем!»

«Слёзы и нервы!

«О слезы женские, с придачей
Нервических, тяжелых драм!
Вы долго были мне задачей,
Я долго слепо верил вам
И много вынес мук мятежных.
Теперь я знаю наконец:
Не слабости созданий нежных,-
Вы их могущества венец.
Вернее закаленной стали
Вы поражаете сердца.
Не знаю, сколько в вас печали,
Но деспотизму нет конца!
Когда, бывало, предо мною
Зальется милая моя,
Наружно ласковость удвою,
Но внутренно озлоблен я.
Пока она дрожит и стонет,
Лукавлю праздною душой:
Язык лисит, а глаз шпионит
И открывает… Боже мой!..»

Многое пришлось вытерпеть русской женщине. Испытала она на себе и действие кнута: страшного оружия, присутствующего в русской жизни. «Усвоила ли так кнут, этот мрачный символ истязания, чья-нибудь поэзия, кроме некрасовской?»

«…Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую…»

В этом ключе сам поэт исключительно точно сформулировал своё суровое призвание:

«…Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ…»

Умел Некрасов написать и о женщине, милой сердцу.

«О письма женщины, нам милой»

«О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажите: увы! —
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Как задним горевать числом.
Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской…»

Поэт Некрасов и русские женщины…Они связаны между собой незримой нитью, которая не порвётся никогда.

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьей, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла ее молодость. После ареста мужа Петербург стал для нее роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Дорожные впечатления составляют тяжелый контраст с ее счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста верст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак..?» - в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие ее путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рев ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет ее в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к ее дочерним чувствам, - та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы». Он объясняет, что ей придется жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, - но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, - та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав ее ответ: «Иду! мне все равно!..» - старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

Княгиня М. Н. Волконская

Желая оставить внукам воспоминания о своей жизни, старая княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась она под Киевом, в тихом имении отца, героя войны с Наполеоном генерала Раевского. Маша была любимицей семьи, училась всему, что нужно было юной дворянке, а после уроков беззаботно пела в саду. Старый генерал Раевский писал воспоминания, читал журналы и задавал балы, на которые съезжались бывшие его соратники. Царицею бала всегда была Маша - голубоглазая, черноволосая красавица с густым румянцем и гордой поступью. Девушка легко пленяла сердца гусаров и улан, стоявших с полками близ имения Раевских, но никто из них не трогал ее сердца.

Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха - героя войны 1812 года, раненного под Лейпцигом, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много ее старше и она совсем его не знала. Но отец строго сказал: «Ты будешь с ним счастлива!» - и она не посмела возражать. Свадьба состоялась через две недели. Маша нечасто видела мужа после свадьбы: он беспрестанно был в служебных разъездах, и даже из Одессы, куда наконец-то отправился отдохнуть с беременной женой, князь Волконский неожиданно вынужден был отвезти Машу к отцу. Отъезд был тревожным: Волконские уезжали ночью, сжигая перед этим какие-то бумаги. Увидеться с женою и первенцем-сыном Волконскому довелось уже не под родною кровлей...

Роды были тяжелыми, два месяца Маша не могла оправиться. Вскоре после выздоровления она поняла, что домашние скрывают от нее судьбу мужа. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Маша узнала только из приговора - и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Ее решение только укрепилось после свидания с мужем в мрачной зале Петропавловской крепости, когда она увидела тихую печаль в глазах своего Сергея и почувствовала, как сильно любит его.

Все хлопоты о смягчении участи Волконского оказались тщетны; он был отправлен в Сибирь.

Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи. Отец умолял ее пожалеть несчастного ребенка, родителей, хладнокровно подумать о собственном будущем. Проведя ночь в молитвах, без сна, Маша поняла, что до сих пор ей никогда не приходилось думать: все решения принимал за нее отец, и, пойдя под венец в восемнадцать лет, она «тоже не думала много». Теперь же образ измученного тюрьмой мужа бессменно стоял перед нею, пробуждая в ее душе неведомые прежде страсти. Она испытала жестокое чувство собственного бессилия, терзания разлуки - и сердце подсказало ей единственное решение. Оставляя ребенка без надежды когда-нибудь его увидеть, Мария Волконская понимала: лучше заживо лечь в могилу, чем лишить мужа утешенья, а потом за это навлечь на себя презренье сына. Она верит, что старый генерал Раевский, во время войны выводивший под пули своих сыновей, поймет ее решение.

Вскоре Мария Николаевна получила письмо от царя, в котором он учтиво восхищался ее решимостью, давал разрешение на отъезд к мужу и намекал, что возврат безнадежен. В три дня собравшись в дорогу, Волконская провела последнюю ночь у колыбели сына.

Прощаясь, отец под угрозой проклятия велел ей вернуться через год.

На три дня остановившись в Москве у сестры Зинаиды, княгиня Волконская сделалась «героинею дня», ею восхищались поэты, артисты, вся знать Москвы. На прощальном вечере она встретилась с Пушкиным, которого знала еще с девической поры. В те давние годы они встречались в Гурзуфе, и Пушкин даже казался влюбленным в Машу Раевскую - хотя в кого он не был тогда влюблен! После он посвятил ей чудные строки в «Онегине». Теперь же, при встрече накануне отъезда Марии Николаевны в Сибирь, Пушкин был печален и подавлен, но восхитился подвигом Волконской и благословил.

По дороге княгиня встречала обозы, толпы богомолок, казенные фуры, солдат-новобранцев; наблюдала обычные сцены станционных драк. Выехав после первого привала из Казани, она попала в метель, ночевала в сторожке лесников, дверь которой была придавлена камнями - от медведей. В Нерчинске Волконская к радости своей догнала княгиню Трубецкую и от нее узнала, что их мужья содержатся в Благодатске. По дороге туда ямщик рассказывал женщинам, что возил узников на работу, что те шутили, смешили друг дружку - видно, чувствовали себя легко.

Ожидая разрешения на свидание с мужем, Мария Николаевна узнала, куда водят на работу узников, и отправилась к руднику. Часовой уступил рыданиям женщины и пропустил ее в рудник. Судьба берегла ее: мимо ям и провалов она добежала до шахты, где в числе других каторжников работали декабристы. Первым ее увидел Трубецкой, затем подбежали Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенский; по лицам их текли слезы. Наконец княгиня увидела мужа - и при звуках милого голоса, при виде оков на его руках поняла, как много он страдал.

Опустившись на колени, она приложила к губам оковы - и весь рудник замер, в святой тишине деля с Волконскими горе и счастье встречи.

Офицер, ожидавший Волконскую, обругал ее по-русски, а муж сказал ей вслед по-французски: «Увидимся, Маша, - в остроге!..»

Н. А. Некрасов - знаменитый русский писатель, поэт и публицист. Свои творения он посвящал преимущественно простому народу, его страданиям и переживаниям. Это такие произведения, как «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другие. Есть в творчестве автора и поэма, посвященная подвигу Здесь приводится ее краткое содержание. «Русские женщины» (Некрасов Н.А.) - это ода самоотверженной любви и нравственной силе наших соотечественниц, бросивших все ради своих мужей.

«Русские женщины», Н.А. Некрасов. Княгиня Трубецкая: отъезд из родного дома

Лютой зимой 1826 года юная княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая едет в Сибирь вслед за своим мужем, осужденным за покушение на царскую власть. Отец умоляет ее одуматься. Однако жена декабриста остается непреклонной. Она мысленно попрощалась с Петербургом, который любила без памяти, и близкими людьми, так как понимала, что сюда она может уже не вернуться. Ее отец, старый граф, заботливо уложил медвежью шкуру в воз, который должен был навсегда увезти его любимую дочь в царство снега и мороза. Так начался долгий путь княгини навстречу к мужу-декабристу, а ныне уже каторжнику Сибири. Вспомнить все основные моменты произведения нам поможет его краткое содержание.

«Русские женщины» Некрасова Н. А. Княгиня Трубецкая: дорожные впечатления

В дороге княгиня Трубецкая вспоминает свое беззаботное детство, безмятежную юность, по Италии. Как это все теперь далеко! Впереди ее ждет неволя в царстве лютой зимы. По дороге княгине лишь изредка встречаются убогие городишки, население которых немногочисленно. На улице стоит страшный мороз. Но все это не пугает отважную женщину, которая мечтает о встрече с любимым мужем. Так описывает путешествие по Сибири княгини Трубецкой Н.А. Некрасов. «Русские женщины» (краткое содержание произведения приводится в статье) - это поэма о большой любви и русской души.

Княгиня Трубецкая: в гостях у иркутского губернатора

После двух месяцев тяжелой дороги княгиня Трубецкая прибывает в Иркутск. Ее встречает сам губернатор, который уверяет женщину в своей преданности и желании во всем помочь. Однако когда княгиня просит у него лошадей до Нерчинска, чиновник не спешит выручать ее. Он взывает к ее чувствам, убеждая пожалеть своего престарелого отца, рассказывает об ужасах Сибири, которые ждут ее, если она не передумает. Он говорит, что женщине придется жить вместе с ворами и убийцами в общей казарме. Но это не пугает Трубецкую. Ужасы каторжной жизни ее не страшат. «Лишь бы, - как она говорит, - быть рядом с любимым и умереть вместе с ним». Тогда чиновник выкладывает последний козырь, предлагая женщине отказаться от титула и продолжать путь простолюдинкой. Но и это не может сломить княгиню. Тогда губернатор сдается и соглашается помочь своей гостье, которая вскоре продолжает свой путь. Исторические события того времени нам напомнит это произведение (его краткое содержание).

«Русские женщины». Некрасов Н.А. Княгиня Волконская: замуж за генерала

Детство и юность прошли под Киевом, в имении отца. Там она росла и взрослела, раскрываясь, как бутон розы. На всех балах, устраиваемых в отчем доме, юная красавица была центром притяжения взглядов как мужчин, так и женщин. Когда Маше исполнилось 18 лет, отец нашел ей хорошего жениха - генерала Сергея Волконского, который был в чести у государя. Он был намного старше своей юной невесты, но это не помешало Марии полюбить его. Вскоре состоялась свадьба. Молодые были счастливы. Единственное, что огорчало женщину, - это то, что она редко видит своего мужа, который был постоянно в разъездах. Спустя более 50 лет после была создана данная поэма. В 1872 году закончил ее написание Некрасов. «Русские женщины» (краткое содержание поэмы поведает об основных ее моментах) и поныне остается для нас одним из любимых произведений великого мастера.

Княгиня Волконская: рождение первенца и арест мужа

Вскоре выяснилось, что Мария забеременела. Но рождения своего первенца генерал Волконский не дождался. Его осудили за подготовку к заговору против царя. Доблестного генерала приговорили к каторжным работам в Сибири. Рожала Маша в доме отца. И как только оправилась после родов, решила сразу же ехать за мужем. Отец умолял ее подумать, пожалеть своего маленького ребенка. Но желание княгини было твердым. И скоро Мария отправляется в далекий путь. О том, что с нею произошло дальше, нам расскажет данное произведение (его краткое содержание).

«Русские женщины» Некрасова Н.А. Княгиня Волконская: тяжелая дорога по Сибири

В начале пути женщина останавливается в Москве в доме сестры Зинаиды. Здесь она стала героиней дня. Ею восхищаются и восторгаются. Даже поэт Пушкин был влюблен в нее. Позже он посвятит ей строки в поэме «Евгений Онегин». Путь женщины по Сибири был нелегким. Метели и морозы осложняли его. В Нерчинске Мария догоняет княгиню Екатерину Ивановну. К месту заключения мужей они прибыли почти одновременно.

Княгиня Волконская: встреча с мужем

Как только женщины добрались до места назначения, Волконская поехала на рудники, где работали каторжники. Часовой не хотел пускать ее, но, сжалившись над рыдающей княгиней, все же разрешил ей пройти в шахты. Первым Марию Николаевну увидел Трубецкой. А затем подбежали и Оболенский, и Муравьев, и Борисовы… Наконец женщина увидела мужа. На его ногах были кандалы, на лице - мука. Верная жена опустилась перед мужем на колени и припала губами к оковам. Так состоялась встреча Княгини Волконской с мужем.

Простой русской женщине в творчестве Н. А, Некрасова принадлежит одно из центральных мест. Как поэт революционной демократии, Н.А. Некрасов не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в тогдашней России не было человека более униженного и бесправного, чем женщина.
Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о её душевной красоте.
«В дороге» - повесть о трагической судьбе молодой крестьянки Груши. Эта женщина – жертва крепостничества. Когда Груша была ребенком, помещики для прихоти держали её в барском доме, где она обучалась дворянским манерам. Потом, также из прихоти, её выдали замуж за грубого, невежественного ямщика. Не привыкшая к тяжелому крестьянскому труду, Груша скоро гибнет. Поэт гневно разоблачает помещиков – крепостников. Он пишет о своей героине: «…погубили её господа…»
В стихотворении «Тройка» правдиво рассказано о грустной и вместе с тем типичной судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки. Красивая «чернобровая дикарка» жаждет любви и счастья. Однако её – дочь крепостного крестьянина ждет тяжелая жизнь с нелюбимым супругом. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слёз, незаслуженных обид:
Будет бить тебя муж – привередник
И свекровь в три погибели гнуть…

Немало строк посвятил поэт многострадальным матерям-крестьянкам. Вот типичная картина: бездонное, мутно-голубое, выжженное небо, палящее солнце, ни малейшего дуновения ветра; дрожащее, замирающее в вышине звенящее пение жаворонка – это вверху; солёный пот, заливающий глаза, согнутые спины, надоедливая, противная мошкара, призывный плач детей – это внизу. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое изображение нечеловеческого, тяжелого труда молодой крестьянки-матери:
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…

С отменой крепостного права жизнь не улучшилась. Не изменилась и судьба женщин-крестьянок. Поэма «Орина, мать солдатская» - скорбная повесть о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Осталась мать одна со своей великою печалью:
Мало слов, а горя реченька.
Горя реченька бездонная!..

Простые женщины и муза Некрасова, «муза мести и печали», - родные сёстры. Гневные, протестующие стихи поэта удивительно напоминают протяжные, задушевные песни о женской доле: та же в них боль, те же слёзы, та же неизбывная тоска. И ещё гнев, тяжелый, непримиримый.
О суровой доле крестьянки говорит поэт в поэме «Мороз, Красный нос»:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына-раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.

Рассказывая о тяжелой доле, поэт в то же время верил в могучие силы русского народа, в будущую его победу над эксплуататорами. Поэтому нередко в образе крестьянки воплощал он высокие представления о духовном могуществе, о его физической красоте:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки», стремящаяся убежать от тяжелой, бесправной судьбы, «от работы и чёрной и трудной», убежать вслед за бешеной тройкой, вихрем промчавшейся мимо. Это и Матрёна Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образ этой героини как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова подгруппу образов женщин-крестьянок. Судьба Матрёны типична для крестьянской женщины дореволюционной России. Счастливой она была только в детстве. Но и в заботливой родительской семье ей пришлось работать уже «по пятому годку». Много труда, забот и горя выпало на долю Матрёны. Несмотря на то что родители любили её, они выдали девушку замуж, не спросив её согласия.
Жизнь в семье мужа Матрёна называет «адом». Филипп Ильич был хорошим человеком и любил свою жену, но и он бил её иногда. Филипп часто уезжал на заработки, и тогда Матрёна оставалась с его роднёй:
…с золовками,
Со свёкром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
Матрёна добра и справедлива. Её любовь к мужу и детям самоотверженная. Мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила женщину. В душе Матрёны зреет протест против угнетателей. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», - говорит она. В её душе таяться неисчерпаемые сокровища любви, верности, благородства, ума. И хотя волнующая повесть о Матрёне Тимофеевне заканчивается притчей о потерянных «ключах от счастья женского», которая символизирует безысходную участь крестьянской женщины в России, поэт твёрдо верит в то, что «ключи» эти найдутся. В галерее женских образов, созданных Некрасовым, выделяется и подгруппа образов женщин из городской бедноты. Как известно, сам поэт, оставшись в Петербурге без всяких средств к существованию, узнал трудную, полуголодную жизнь окраин, трущоб, подвалов. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...» изображаются суровые подробности драм» бедняков, типичной для столицы. Рисуется холодный! безмолвный и безлюдный темный город. Слепые окна леденящий ветер, тяжелые камни вокруг: из камня дома, камни на мостовой, скрип качающегося фонаря, пляшущий круг света на снегу и одинокая фигура женщины, пошатывающаяся от ветра. Тяжкая, мучительная судьба женщины, выданной замуж за нелюбимого; такая бедность и нищета, когда нельзя даже купить гроб для ребенка, умершего от голода и болезни. Несчастная мать, потерявшая свое дитя; несчастная жена, не знавшая любви. Она вышла на улицу продать себя первому встречному... При чтении стихотворения ясно представляешь все эти «свинцовые мерзости жизни», низводящие женщину до такого состояния. О «многокручинной, многострадальной» русской женщине пишет поэт в стихотворении «Свадьба»:
Ждет тебя много попреков жестоких,
Дней трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребенка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать - да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила,
Чем подарила, что даст впереди...
Бедная! Лучше вперед не гляди!

Н. А. Некрасов писал и о передовых женщинах своего времени, стремящихся к прогрессивной деятельности на благо общества, народа. Героиня поэмы «Саша», дочь небогатых дворян, сближается с крестьянами: лечит их, пишет для них письма. Это уже новый тип для русской литературы, тип женщины - общественного деятеля. В поэме «Русские женщины» Некрасов создал образы пленительные и величественные, взятые из истории русского освободительного движения, - образы княгини Е. И. Трубецкой и княгини М. Н. Волконской. Этим женщинам присущи смелость, решительность, самоотверженность. Они отказались от богатства и почестей и сознательно последовали за своими мужьями, декабристами, в Сибирь. Их не пугали ни трудности, ни опасности дальнего пути, ни жизнь на каторге. Их уговаривали, им доказывали нелепость их жертвы, им угрожали. Наконец, им просто не разрешали выезд, а они, эти блестящие светские дамы, умницы, изнеженные, выхоленные, прошли через все преграды и оказались сильней многих сильных, отказавшихся от борьбы.
Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Из этих слов княгини Трубецкой понятно, что она сочувствует революционной деятельности мужа. Некрасов подчеркивает близость жен декабристов к трудовому народу. В уста княгини Волконской вложена такая речь:
Народ! я бодрее с тобою несла
Мое непосильное бремя!

Восхищаясь подвигом «декабристок», Некрасов писал:

Высок и свят их подвиг
Незабвенный!
Как ангелы-хранители, они
Явилися опорой неизменной.
Женские образы занимают большое место в интимной лирике Некрасова. Замечательны его стихи «Зине», в которых он говорит о своей жене, Зинаиде Николаевне Некрасовой, как о заботливом друге, помощнике в работе:
Помогай же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил.
Многие лирические произведения Некрасова посвящены женщине-матери. Елена Андреевна Некрасова, человеколюбивая и культурная женщина, сыграла большую роль в воспитании будущего поэта:
О мать моя, подвигнут я тобою:
Во мне спасла живую душу ты!
С огромным сочувствием писал Некрасов о матерях-крестьянках, оплакивающих смерть своих сыновей:
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Так как представления о матери были у Некрасова «святыми» и «великими», то естественно, что в творческом сознании поэта-патриота возник и образ Родины. Впервые этот образ появился в поэме «Саша»:
Родина-мать! я душою смирился,
Любящим сыном к тебе воротился.
Затем он повторяет эти слова в стихотворениях «Свобода», «Что ни год - уменьшаются силы...», в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Именно Некрасову принадлежит честь введения в литературную и разговорную речь величественного выражения «Родина-мать», выражения, бесконечно близкого и дорогого каждому человеку. Так сливаются в поэзии Некрасова лирик и гражданин. Предлагаем читателю образцы сочинений типа групповой характеристики по эпическим произведениям. Интересно, на наш взгляд, проследить варианты сочинений на темы, разные по своей направленности.
8. Образы, созданные В.Я.Брюсовым и А.Ахматовой.
Божественный и дивный женский образ создаёт В.Я.Брюсов в стихотворении «Женщине». Его героиня страстная, неистовая красавица. Её любовь жжёт огнём, но огонь – это божья благодать, видимо, поэтому лирический герой готов ради неё на муки и страдания:
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжёт огнём, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит, бешено средь пыток.

Автору близок не только образ его современницы, его притягивает лик классической красавицы Клеопатры. Он создаёт образ царицы Египта, который способен вызывать страстные чувства, так как Клеопатра – олицетворение красоты, любви, она – женщина мечта, о которой грезит сильная половина человечества:
Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщённого неверной тенью,
Я снова женщина – в мечтах твоих.
Удивительный женский образ создан А.Ахматовой. Её героиня – это, прежде всего, мать, жена, возлюбленная. В ней покоряет феномен неслыханной силы духа и человеческого достоинства. Любя, страдая от неразделённой любви, никогда не унижается, она полна женской гордости и чести:
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь – уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Пленительная, хрупкая героиня лирики А.Ахматовой обладает твёрдостью характера, незаурядной, почти мужской волей:
Десять лет замираний криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошёл ты и снова
На душе и пусто и ясно.
Ахматовская героиня не афиширует, не экзальтирует свои чувства, они глубоко внутри, никому она не позволяет ворошить их. Честная, гордая, глубоко и сильно чувствующая – таков образ женщины воспетой А.Ахматовой.
Поэтесса А.А.Ахматова и сама стала вдохновенной Музой для многих поэтов. Её образ, живой и чувственный, открывается мне, когда читаю стихотворения М.И.Цветаевой из цикла «Ахматовой». Марина Цветаева воспела её при жизни, глубоко потрясённая и её поэтическим даром и трагической судьбой. Её образ, светлый и дерзновенный, с особой силой выписан в стихотворении «О муза плача, прекраснейшая из муз!»:
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, - Анна
Ахматова! – это имя – огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
М.Цветаеву поражал её бесспорный талант, и, видимо, душевной потребностью было высказать это, поэтому Ахматову-поэтессу вижу я, читая следующие строки:
Что тебе, чей голос – о глубь! О мгла! –
Мне дыханье сузил,
Я впервые именем назвала
Царскосельской Музы.
Цветаева создаёт образ своей современницы, и он недосягаем, свят и чист. Она поднимает Анну на высоту Олимпа, любуясь ею, боготворя её:
Ты солнце в выси мне застишь,
Все звёзды в твоей горсти!
Ах, если бы двери – настежь –
Как ветер к тебе войти!
Цветаева, преклоняясь перед талантом Анны Ахматовой, раскрывает обаяние глубокой и сильной натуры, в каждой её строке передо мной Анна Андреевна Ахматова:
Я тебя пою, что у нас – одна,
Как луна на небе!
Что, на сердце вороном налетев,
В облака вонзилась,
Горбоносую, чей смертелен гнев
И смертельна – милость.
Я убеждён, что женские образы, созданные в литературе XX века поэтическим талантом В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой навсегда останутся идеалом чистоты, непрочности, женской гордости, неувядающей красоты. Он станет, я думаю, примером для моих современников, и, может быть, кто-нибудь последует за вдохновенной Музой и создаст пленительный образ женщины XXI века, ведь не зря В.Я.Брюсов утверждал:
Мы для тебя влечём ярем железный,
Тебе, мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

У Некрасова есть замечательные стихи о любви. От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься, когда читаешь любовную лирику Некрасова... Попробуем проследить историю личной жизни и чудесной любовной лирики поэта, навеянной любовью к Женщине, ведь эта Любовь вдохновляла его на стихи, поистине незабываемые, пленительные…

3 слайд

Описание слайда:

Елена Андреевна Некрасова (Закревская) Мать будущего поэта Елена Андреевна Закревская без памяти влюбилась в офицера и тайно обвенчалась с ним. Романтические чувства очень быстро сошли на нет, и супруг Елены Андреевны предстал по всей красе: грубый, необразованный мужчина. Еще мальчиком Николай постоянно видел ссоры родителей. Мать безропотно терпела все выходки мужа и, как могла, защищала детей. Ей поэт обязан любовью и пристрастием к литературе, которые описывает в поэме «Мать: «…И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты, – О мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!»

4 слайд

Описание слайда:

Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей. Будучи уже пожилым человеком Некрасов вспоминал: И голос твой мне слышится впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данте и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме напечатлела ты. Любовь к матери описана в многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час". Это стихотворения автобиографического характера. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

5 слайд

Описание слайда:

С нежностью и заботой относился Некрасов и к сестрам – Анне и Елизавете. Связанный с Анной самой нежной и тесной дружбой, Н. А. Некрасов очень ценил ее мнение и часто читал ей свои новые произведения прежде, чем отдавал их в печать. Анне он посвятил поэму «Мороз, Красный нос», которую многие современники признавали едва ли не самым трогательными произведением автора. Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц,- Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет - словно солнце осветит! Посмотрит - рублем подарит!»

6 слайд

Описание слайда:

А.Н.Некрасов и А.Я. Панаева А.Я. Панаева (1820-1893) Я зову её, желанную: Улетим с тобою вновь В ту страну обетованную, Где венчала нас любовь! В начале 1840-х годов в салоне Панаевых появился Н. А. Некрасов. Он был поражен красотой хозяйки, но она была замужем. Некрасов не собирался сдаваться, и после долгих ухаживаний в 1846 г. Поэт вступает с Авдотьей Яковлевной в гражданский брак. Тот день, когда она стала его женой, он назвал «праздником из праздников»: Счастливый день! Его я отмечаю В семье обыкновенных дней; С него я жизнь мою считаю И праздную его в душе моей.

7 слайд

Описание слайда:

Некрасов, не всегда откровенный на словах, все половодье своих чувств излил на бумагу. Так родился поэтический «Панаевский цикл» – история неровной, бурной, мучительной любви. Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу...

8 слайд

Описание слайда:

Селин Лефрен Селин Лефрен – актриса французской труппы, выступает в Михайловском театре. С живым нравом и лёгким характером. Хорошо поёт и играет на фортепьяно, что, говорят, очень нравится Николаю Алексеевичу. С ней он совершил две поездки за границу. После второй поездки Селин не вернулась в Россию, но это не прервало их отношений: они встречались в Париже. Но и этим отношениям суждено было прерваться, хотя Некрасов долго не забывал Селин, помогал ей, а в предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

9 слайд

Описание слайда:

Зинаида Николаевна познакомилась с Некрасовым, когда ей шел двадцатый год. Была она хороша собой, добра и жизнерадостна. Их союз оказался во многих отношениях неравным. Ее настоящее имя – Фекла Анисимовна Викторова. Некрасов звал ее по-своему – Зина, Зиночка. И даже отчество подарил, образованное от своего имени: Николаевна. Несмотря на молодость и неопытность в житейских делах, новоиспеченная Зиночка оказалась очень душевным и чутким человеком. Сойдясь, они уже почти не расставались. В жизнь Некрасова Зиночка, несомненно, внесла немало светлых и прекрасных минут. Молодой и цветущей женщине выпала участь разделить с Некрасовым самые тяжелые, предсмертные дни его жизни. Она стала для поэта незаменимым человеком, сиделкой, почти не отходила от постели больного, терпеливо ухаживая за умирающим. Зинаида Николаевна Некрасова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»