Интересные сведения о царе колоколе. Учёные о молитвах, святой воде и колоколах. Учёные о святой воде

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Да, этот колокол так ни разу и не позвонил (как та девушка, которой ты дал телефон в баре). Сегодня исполняется 180 лет, как его установили у Кремля. А вообще-то ему - 280. Причем 100 лет из них он провел под землей. Уже интересно!

01

У Царь-колокола плохая карма. Он был отлит из остатков колокола, изготовленного в 1654 году и весившего 128 тонн. Чтобы звонить в него, требовались усилия ста человек! (Или десяти Валуевых.) Он разбился во время пожара 1701 года. Примечательно, что и этот колокол был отлит из предшественника, который был изготовлен в начале XVII века по приказу Бориса Годунова, весил 35 тонн и тоже разбился во время пожара.

02

Сначала работу по отливке колокола предложили французскому «королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук» Жерменю, но он отказался, посчитав проект неосуществимым. Тогда за дело взялись русские мастера-литейщики Моторины - отец Иван и сын Михаил. Подготовка и литье колокола длились полтора года, за это время Моторин-старший умер.

03

Чтобы отлить на колоколе свое имя, Михаил Моторин подал специальное прошение в Сенат, и его лично одобрила императрица Анна Иоанновна. Видимо, в это недемократическое время законодательный орган был полностью зависим от руководителя страны. (Ага, угадал, это была ирония.)

04

После полутора лет чеканки и декоративного украшения колокола в Москве начался знаменитый Троицкий пожар (как тут не поверить в карму?!), уничтоживший четверть города. Загорелись деревянные балки, поддерживавшие форму, и, чтобы колокол вновь не расплавился, его решили остужать водой. Но колокол не выдержал перепада температур, дал трещину, и от него откололся кусок весом 11,5 тонны. По другой версии, скол произошел из-за нарушения технологии.

05

Для будущего колокола на Ивановской площади была вырыта яма глубиной 10 метров, куда поместили форму. Рядом построили четыре литейные печи. Процесс плавления металла и отливки колокола занял 36 часов и закончился 25 ноября 1735 года. За безопасностью следили 400 полицейских с противопожарным снаряжением.

06

Через сто лет Царь-колокол решили поднять на поверхность. Задачу возложили на Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора, который успешно с ней справился и 17 августа 1836 года установил колокол на постамент, который сам же и спроектировал.

07

Ты, конечно, знаешь, что Царь-колокол никогда не звонил. Добавим лишь, что для него никогда даже не отливали язык. А тот, что лежит на постаменте, взяли у другого.

08

В августе 1919 года Белая армия начала эмиссию собственных денег. На тысячной купюре был изображен Царь-колокол, поэтому в народе деньги прозвали «колокольчиками».

Кузнецы всегда считались людьми особенными. Ведь они обладают почти волшебной способностью придавать любую форму металлу. А в этом есть что-то божественное. Поэтому и изделия кузнецов обладают двойственными свойствами - с одной стороны, они побеждают темные, силы, с другой - неразрывно с этими силами связаны. Яркий пример этой двойственности - колокола.


Молитва в бронзе


Первые колокольчики появились в Китае более трех тысячелетии тому назад. По форме они слегка отличались от современных, но смысл предмета оставался тем же. Языка у них не было, звук получался при ударе по колоколу специальной колотушкой.
В IV веке нашей эры колокола впервые стали использоваться в христианских обрядах. Произошло это следующим образом: святой Павлин увидел во сне, что полевые колокольчики издают прекрасные звуки. Форма цветка послужила прототипом для музыкального инструмента. В России же колокола появились сразу после принятия христианства - их завезли к нам из Западной Европы.
Почему же колокола так быстро прижились и стали столь популярны у народа? Во-первых, их звон ассоциировался с раскатами грома, а гром, как известно, обладает способностью прогонять злых духов. Во-вторых, как предмет, столь тесно связанный с церковным обрядом, колокол сразу наделили множеством сакральных и волшебных свойств. В-третьих, сам колокольный звон, раздававшийся в определенное время суток, внушал мысль о размеренности бытия и помогал ориентироваться во времени.
О волшебных свойствах этого предмета можно говорить долго. К примеру, на Руси считалось, что колокольный звон излечивает больных, помогает кликушам и юродивым, облегчает тяжелые роды, избавляет от глухоты. Особый налет, которым покрывался колокол, тщательно собирали и мазали им болячки и раны.
Во время эпидемий колокола звонили непрерывно - средневековые медики считали, что они разгоняют тяжелый душный чумной воздух, и «прописывали» слушать их звон в качестве лекарства.


Душа общины


Колокола нередко одушевлялись - их наделяли чертами людей. Например, кропили святой водой, крестили и давали имена - как правило, в честь святых угодников: В наказание за плохой звон колоколу могли оторвать ухо, выдрать язык, высечь его розгами или отправить в ссылку. Например, когда в Угличё погиб царевич Дмитрий, местный колокол зазвонил сам собой, извещая об этом людей. За что был высечен плетьми и отправлен в ссылку в Тобольск, где его стали считать чудотворным. Крестьяне искренне верили, что он помогает от детских болезней.
Когда община подвергалась нападению, колокола могли предупредить людей, зазвонив сами по себе или даже заговорив человеческим голосом. А если город был разорен, колокол мог истечь кровью...
То же самое касалось и судового колокола - его вообще считали воплощением души судна. Моряки были уверены, что колокол зазвонит сам по себе перед тем, как корабль уйдет под воду. Менять колокол строго запрещалось, и если корабль менял имя, на нем оставался старый колокол со старым именем. В английском местечке Шропшир существует легенда о колоколе, который, оказавшись на дне реки, иногда звонит оттуда сам по себе.
На Руси считалось, что ночью церкви становятся приютом для ведьм, чертей и прочей нечисти - совсем как в повести Н. Гоголя «Вий». Свой дух обитал и на колокольне - им становился колдун, отпетый в этой церкви и похороненный на местном кладбище. Его призрак был обречен сторожить церковный колокол.
Вообще колоколам приписывали способность своим звоном поднимать из могил умерших. Считалось, например, что в полночь, с последним ударом колокола мертвецы поднимаются из земли и идут пить на реку.

Существует и ряд других поверий, также связанных с колоколами. Их звон издревле ассоциируется с громом, а гром, в свою очередь, - предвестник богатого урожая. Поэтому на Руси была примета - у первого, кто в Христов день поднимется на колокольню и позвонит, будет самый лучший урожай в этом году. Если с первым ударом колокола вы начали какое-то дело или, наоборот, закончили его с последним ударом, - это добрая примета. Недаром в Португалии принято под Новый год с каждым ударом колокола съедать по виноградинке. Если получится это сделать - год будет счастливым.
Счастье приносят и маленькие колокольчики или бубенчики - если носить их в качестве аксессуара на одежде.


Интересные факты про колокола


Странствующий колокол
В колоколах есть что-то странное, завораживающее. В балладе Гете «Странствующий колокол», например, тяжелый металлический инструмент пытается накрыть ребенка, словно съесть его.
Этот страшный образ вовсе неслучаен. Ведь в Средние века существовала такая изощренная казнь - человека убивали с помощью огромного свинцового колпака. Тяжесть металла медленно ломала кости человека или душила его. И жертва умирала мучительной смертью.
Символ бренной жизни
В более поздние времена, когда значение церкви умалилось, колокольный звон приобрел несколько иной смысл. Поскольку им обозначали время, он стал напоминанием о бренности жизни и скоротечности человеческой доли.
Ярким отражением этого являются строки английского поэта XVII века Джона Донна: «Смерть каждого Человека умаляет и меня; ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе», - пишет он. Позднее Эрнест Хемингуэй назвал именно так - «По ком звонит колокол» - свой лучший роман, а эпиграфом к нему взял цитату из Джона Донна.
Теория чакры
Недавно ученые получили неожиданное подтверждение древнему поверью о том, что с помощью колокольного звона можно вылечить многие болезни. Они установили, что сам звук во время колокольного звона двигается по уникальной спиралевидной траектории и становится губительным для болезнетворных организмов.
Согласно древней теории, управление чакрами - особыми образованиями, перераспределяющими разные виды энергии, - производится с помощью мантр – то есть определенных сочетаний звуков. А звук, издаваемый колоколом, как раз соответствует мантре. Таким образом, управлять своими чакрами можно и с помощью колокольного звона. Он входит в резонанс с энергетической системой организма, активизирует его жизненные силы, способствует гармонизации чувств и сознания.


Самые известные колокола


Мингyн - этот колокол находится в центре Бирмы. Его вес составляет от 90 до 100 тонн.
Колокол в Киото - самый крупный колокол Японии. Он был отлит в1632 году, а его вес составляет 468S пудов.
Биг Бен - символ Великобритании. «Большой Бен» - а именно так переводится название колокола, - был окрещен так в честь своего создателя, мастера Бенджамина Холла. Его высота более двух метров, а диаметр более трех. С 1859 года он звонит каждый час на колокольне английского парламента.
Колокол Свободы - символизирует борьбу Америки за независимость от Великобритании. Он был отлит в 1751 году, его вес составляет. 2080 фунтов (около тонны), а состоит он из сплава меди (70%) и олова (25 %). 3вон колокола ознаменовал провозглашение Декларации независимости Америки в 1776 году.
Сегодня Колокол Свободы находится в Филадельфии в специально построенном помещении. Каждый год 4 июля в честь ознаменования независимости в него звонят, соб­людая, правда, большую осторожность.
Колокол в Пекине - самый большой колокол Китая. Он был отлит чем 500 лет назад, его вес составляет 46,5 тонны, высота - 6,75 м, а диаметр - 3,3 м. Внешняя и внутренняя поверхность колокола покрыта буддийскими изречениями, общий объем которых составляет 227 тысяч иероглифов.
Святой Петр - самый большой колокол Германии и всей Европы. Он был отлит в 1923 году, его вес составляет 24 тонны.
- самый большой колокол в мире. Установлен в Московском Кремле. Масса свыше 200 т, высота (с ушками) 6,14 м, диаметр 6,6 м. Отлит из бронзы мастерами И. Ф. Моториным (самый выдающийся литейщик своего времени) и его сыном Михаилом в 1733 – 1735 годах. Украшения, портреты и надписи на колоколе выполнены В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым, П. Серебряковым и П. Луковниковым. Царь-колокол является изумительным произведением русского колокольного искусства. Он не имеет себе равных как по величине, так и по весу.
Правда, в Царь-колокол ни разу и не звонили.
После отливки Царь-колокол остался в яме, в которой его отливали. Он стоял на железной решетке, расположенной на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие. 20 мая 1737 года в Кремле случился пожар, и деревянные леса, которыми был окружен исполин, вспыхнули. Заливать огонь стали водой, и от разницы температуры колокол треснул. От него откололся кусок весом 11 тонн.
В 1836 году Царь-колокол установлен на постаменте около колокольни «Иван Великий».
Под тем же название известны ещё два колокола, отлитые в начале 17 века и в 1654 году (около 130 т). Последний разбился при пожаре в 1701 году, а его лом был использован при отливке последнего Царь-колокола.

Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…

Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле

История создания

Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.

Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.


Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.

А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали - он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.

Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.

К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.

Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.


Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.

Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.

Особенности внешнего убранства

Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.


Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.

Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».


Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.

А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII - начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.


Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.

Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.

В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.

Посещение Царь-колокола


Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок

Как добраться

Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.

Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья - Царь-колокол.


28 ноября 1734 года в Москве случилось пренеприятнейшее событие – при отливке «Царь-колокола» из строя вышли сразу две литейные печи. В результате колокол всё же был отлит, но судьба его оказалась нелёгкой, впрочем, как и многих других российских колоколов. В России колокола не только с трепетом поднимали на колокольни и слушали «малиновый» звон. Их ссылали, подвергали пыткам, а в угаре богоборчества сбрасывали со звонниц, разбивали и отправляли на переплавку. Итак, самые интересные факты о российских колоколах.

Первые колокола-тысячники пострадали от пожаров

«Тысячниками» на Руси называли колокола, вес которых достигал тысячи пудов (16 т и более). Первый такой колокол был отлит в 1522 году при Иване III мастером Николаем Немчиным и установлен на деревянной звоннице Московского Кремля.
В 1599 году, уже в царствие Бориса Годунова, отлили Большой Успенский колокол, вес которого превышал 3 тысячи пудов. Погиб колокол в 1812, когда французы, захватившие Москву, взорвали пристроенную к колокольне Ивана Великого звонницу. В 1819 году литейщику Якову Завьялову удалось воссоздать этот колокол. И сегодня гигантский колокол весом 64 тонны и диаметром 4 метра 20 см можно увидеть на Успенской звоннице Московского Кремля. Язык колокола весит 1 тонну 700 кг, а его размах – 3 метра 40 см. Большой Успенский колокол в Светлую седмицу возвещает пасхальный благовест всем монастырям Москвы.

Самый большой колокол в мире отлит в России

В XVII веке российские мастера колокольных дел снова отличились: в 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). В 1668 году колокол, который даже иностранцы называли единственным и неповторимым в мире, был поднят на звонницу. По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тысяч килограммов, требовалось не менее 40 человек. Звонил колокол в Кремле до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

Воссоздать самый большой в мире колокол, увеличив его вес до 9 тонн, решила Государыня Императрица Анна Иоанновна. Иностранные мастера заявили, что это невозможно. Взяться за это богоугодное дело решились колокольных дел мастера Моторины. Начал дело отец. Но что-то пошло не так, и сразу две литейные печь вышли из строя. Мастер от волнения слёг и вскоре умер, но его сын успешно завершил начатое.

Готов колокол был в 1735 году. 6,6 метров в диаметре, 6,1 метр в высоту и около 200 тонн весом (12327 пудов) он получил название «Царь-колокол». Но через 2 года во время очередного пожара сарай над колокольной ямой загорелся, колокол раскалился, а когда в яму попала вода, дал трещину. Закончилось всё тем, что от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Только через 100 лет «Царь-колокол» установили на постаменте возле колокольни Ивана Великого на территории Кремля. Где его можно увидеть и сегодня.



Во время Гражданской войны Царь-колокол изображали на 1000-рублёвых купюрах, которые выпускал в Крыму генерал Деникин. В народе эти деньги называли «колокольчиками».

Некоторые колокола в России ссылали и даже подвергали пыткам

Колоколами в России не только восхищались, некоторые из них жестоко наказывали. Так за «подстрекательство» к бунту в 1591, когда умер царевич Дмитрий, был наказан угличский колокол. Его сначала сбросили со Спасской колокольни, потом применили пытки - отрубили ухо, вырвали язык и наказали 12 ударами плетей. Этого показалось мало, и колокол, которому на то время исполнилось 300 лет, отправили в ссылку в Сибирь.

Известен факт и о том, что в 1681 году «Набатный» колокол, который находился в Московском Кремле, «сослали» Николо-Корельский монастырь в Николаев за то, что он ночью своим звоном разбудил царя Федора Алексеевича.

Самый известный русский звонарь различал 1701 звук

Константин Константинович Сараджев – армянин по происхождению и самый известный из русских звонарей. Это человек с абсолютным слухом, а некоторые утверждали, что у него «цветной» слух. Сараджев отчётливо различал 1701 звук в пределах одной октавы. Он мог слышать, как звучит каждая вещь, камень и человек, даже если тот молчал. Такой же уникальный слух был, если верить легендам, у Пифагора. Во всяком случае, так утверждали его ученики.

Сараджеву принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей. Сегодня эта рукопись хранится в Даниловом монастыре.



Звук колоколов Сараджева был больше похож на музыку, а не на звоны. Звонарь постоянно совершенствовал методы звона, мечтал о том, что когда-нибудь колокола будут звучать не только в церковной акустике и что в России появится концертная звонница. Но в 1930 году в СССР церковный звон запретили вовсе, и мечтам Сараджева не суждено было сбыться.

Власть Советов за несколько лет уничтожила почти все колокола Православной Руси

В начале 20-го века в Российской Империи было 39 колоколов-«тысячников», а в 1990-х их осталось всего 5. Малые и средние колокола уничтожены были практически полностью.
к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды». В 1933 году ВЦИК установил план на заготовку колокольной бронзы для республик и областей, и в течение буквально нескольких лет уничтожены были практически все колокола. Сколько именно – сказать никто не может.

Некоторые колокола погибали с храмами, некоторые уничтожали преднамеренно, в другие шли на «нужды индустриализации». Печальная участь не минула даже колокола, которые были отлиты для Храма Христа Спасителя, Ивана Великого, Исаакиевского собора, Валаамского, Соловецкого, Саввино-Сторожевского и Симонова монастырей и ещё тысяч храмов по всей России. В 1929 был снят колокол с Костромского Успенского кафедрального собора весом 1200 пудов. В результате в Москве не осталось ни одного колокола.



Известно, что часть колоколов было отправлено на такие крупные стройки как Днепрострой и Волховстрой для технических нужд. Из них изготовили котлы для столовых. В 1932 году власти Москвы из 100 тон церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки им. Ленина.

Возвращение колоколов

Специалисты говорят, что восстановить колокол нельзя, но можно отлить его копию по звучанию и весу. Недавно в России начали возвращать знаменитые «тысячники». Так, в Троице-Сергиеву лавру уже вернули Троицкие благовестники – колокола «Царь», «Годунов» и «Корноухий», которые в 1930 году были сброшены с колокольни безбожниками. Самый большой колокол, отлитый в России в наше время – воссозданный в 1990-х Большой колокол Храма Христа Спасителя в Москве. Его вес 27 тонн.

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»