Нотная запись ритма школы быстрого чтения андреева. Ритм и скорочтение. Абсолютные и относительные временные интервалы

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

На рис. 18 показана условная модель преобразований, происходящих в структуре умственных действий при выполнении упражнения с выстукиванием ритма . Сравните этот рисунок с общей моделью процесса чтения (рис. 1). Здесь раскрыты процессы, происходящие только в одном блоке — смысловой обработки и принятия решений, а также в системе памяти. Как показано на рис. 18 , обработка информации при чтении возможна в принципе двумя способами. Первый способ осуществляется с участием блока качала речеслухового анализатора (на рисунке изображен пунктиром) . Это чтение с ярко выраженной артикуляцией. Как происходит дальнейшая обработка информации в таком режиме чтения, показано на схеме. Сигнал, поступающий из блока канала речеслухового анализатора, обрабатывается в блоке оперативной памяти посредством речеслухового кода и выходит из «комнаты » оперативной памяти через «дверь », на которой написано «речеслуховой код».

Приступаем к выполнению упражнения с выстукиванием ритма. Вы читаете текст про себя и одновременно аккуратно и точно в соответствии с правилами выстукиваем ритм. Такой режим чтения исключает участие блока канала речеслухового анализатора. При втором способе сигнал после блока канала речедвигательного анализатора, минуя слуховой, направляется на дальнейшую обработку (на рисунке изображена сплошной линией) . И вот здесь нас ожидают первые трудности. Привычным способом обработки информации до сих пор был речеслуховой код. Однако поступивший сигнал на этот раз не несет с собой программу его обработки, так как миновал слуховой блок.


Рис. 18. Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

Итак, информацию нужно обрабатывать, а привычные средства ее усвоения отсутствуют. Что же делать? Как показано на рисунке, поступивший сигнал начинает «метаться » по «комнате » оперативной памяти. Он пытается пробиться через «дверь » речеслухового кода, но здесь его не пускают. Для прохода нужно предъявить своеобразный «пароль », соответствующий этому способу обработки информации, а он его не имеет. Сигнал отскакивает от этой «двери » и продолжает поиски выхода.

Описанная ситуация соответствует первой фазе освоения упражнения с выстукиванием ритма: чтение и одно временное выстукивание ритма невозможно. Получается что-либо или чтение, или выстукивание ритма. Как правило, эта фаза действует недолго. Достаточно одного часа выстукивания ритма, и вы убедитесь в том, что попытки читать с одновременным выстукиванием ритма увенчались успехом. Большинство же обучающихся уже на первых минутах чтения с одновременным выстукиванием ритма благополучно преодолевают первую фазу освоения упражнения.

Вернемся вновь к рис. 18 . Итак, поступающая информация накапливается в «комнате » оперативной памяти, переполняет ее, но не обрабатывается. Наступает ситуация, о которой большинство обучающихся рассказывали так: «Чувствую , что я читаю, глаза бегут по тексту довольно быстро, как будто все воспринимаю. Но в то же время осознаю, что ничего не могу понять из прочитанного. Голова как бы разламывается от желания понять что-либо ». Эта ситуация соответствует второй фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма по лучается, но понять прочитанное нельзя.

Что же происходит дальше? Как уже отмечалось, потенциально любой человек несет в себе способность использовать различные программы и коды умственных действий. Необходимо только создать условия, при которых бы эти способности проявились. В нашем случае как раз и наступают такие условия. При отсутствии известных ранее средств обработки информации мозг создает или выбирает из имеющегося запаса новый способ кодирования поступающей информации. Как показано на рис. 18 , сигнал, который метался по «комнате » оперативной памяти, вдруг наталкивается на «дверь » с надписью «код зрительных образов». Оказывается, эта «дверь » была здесь давно и вовсе не закрыта на «замок ». Более того, поступающий сигнал уже имеет своеобразный «пароль » для прохода через нее. Сигнал начинает обрабатываться и поступает в блок долговременной памяти. Эта ситуация соответствует третьей фазе освоения упражнения: чтение с одно временным выстукиванием ритма получается, удается понимать прочитанное, но запоминание отсутствует. Таким образом, вы читаете текст с одновременным выстукиванием ритма. Чтение идет легко и свободно. Ритм не мешает. Вы хорошо понимаете прочитанное. Как правило, это бывает уже после 1—5 ч. чтения с одновременным выстуживанием ритма. Однако вас ожидает новая трудность.


Прочитав одну страницу текста и сделав перерыв, вы пытаетесь вспомнить, что же вы прочли. И с удивлением для себя осознаете, что ничего не можете вспомнить. Возникает явление, которое психологи называют амнезия — мгновенное забывание. В нашем случае это явление закономерно. Как показано на рис. 18 , сигналы из блока оперативной памяти в блок долговременной памяти направлялись по привычным, сформированным многолетним опытом путям. Теперь же необходимо формировать иные пути, строить новые «нейронные сети» для обработки информации (на рисунке они показаны пунктиром), которые вначале еще очень неустойчивы, вследствие чего легко разрушаются, создавая условия для появления амнезии.

Что же делать? Только одно — продолжать чтение с одновременным выстукиванием ритма, закрепляя достигнутое, формируя новый код и новые пути обработки информации на всем ее протяжении — от поступления в мозг и до закрепления в долговременной памяти. Как показывают наблюдения, для этого достаточно 15—20 ч чтения с одновременным выстукиванием ритма. Наконец, наступает момент, когда вы почувствуете, что чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритма как будто вообще не существует. Вы его не замечаете. Текст легко понимается. Закончив чтение, вы можете свободно вспомнить прочитанное. Вы освоили принципиально иной способ чтения, при котором полностью отсутствует артикуляция. Это соответствует четвертой фазе упражнения с выстукиванием ритма: вы свободно читаете текст, все понимаете и можете вспомнить прочитанное.

Анализировать итоги выполнения упражнения имеет смысл только в том случае, когда вы начитали с одновременным выстукиванием ритма не менее 15—20 ч. Прочувствовали и проанализировали все четыре фазы освоения упражнения. Теперь вам необходимо прочитать контрольный текст 5 с одновременным выстукиванием ритма, определить скорость чтения по известной формуле, и только после этого мы приглашаем вас к обсуждению итогов освоения упражнения с выстукиванием ритма. Как показывает опыт, по окончании выполнения упражнения в зависимости от ваших индивидуальных особенностей возможны три случая:

1. V в = V 6 ,

где V в — скорость чтения с одновременным выстукиванием ритма при чтении Текста 5 ;

V 6 — скорость чтения без выстукивания ритма после чтения Текста 3 ;

Равенство скорости чтения с выстукиванием ритма и без выстукивания ритма свидетельствует о том, что артикуляция у вас была выражено слабо. Но это вовсе не означает, что вы зря потратили время. У вас сформировался и закрепился новый способ кодирования, развились наглядно-образные представления. Вам необходимо и далее работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы код наглядных образов стал преобладающим.

2. V в > V 6

Рост скорости чтения с выстукиванием ритма означает значительную артикуляцию. Необходимы усилия в продолжении этого упражнения. Иногда приходится начитывать с одновременным выстукиванием ритма 50—100 ч. Здесь необходимо добиться того, чтобы скорость чтения без выстукивания ритма сравнялась со скоростью чтения с одновременным выстукиванием ритма. Это будет означать, что новый код сформировался достаточно прочно и «работает » уже при чтении без выстукивания ритма.

3. V в < V 6

Несмотря на все ваши усилия, скорость чтения с выстукиванием ритма значительно ниже той, что была ранее. Это явный признак того, что вы допускаете ошибки в выполнении упражнения. Вернитесь к уроку 4 и еще раз внимательно проверьте правильность упражнения с выстукиванием ритма . Ваша задача в конечном итоге — добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости чтения без выстукивания ритма.

Во всех случаях положительным итогом освоения упражнения с выстукиванием ритма мы считаем развитие ярких наглядно-образных представлений в процессе чтения. Это закономерное явление, свидетельствующее о том, что в механизме мышления становится преобладающим код зрительных образов, эффективность которого была доказана выше.

Инструкция

Самые малые единицы , образующие его ритм, - это слоги. Они ударные и безударные. Группа безударных слогов, которые объединяет один ударный, образует стопу. Именно структура и чередование стоп создают ритмический рисунок, или размер стиха, который, как правило, продолжается на протяжении всего произведения. Для определения стихотворного размера достаточно выделить одну строфу (наиболее крупную чередующуюся единицу - , трехстишие, четверостишие и т.п). В стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» строфой будет четверостишие:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет как дитя.

Выделите в строфе слоги. Схематически изобразите строение стиха таким образом: сильный, ударный слог отметьте знаком «/», безударный - «-». Теперь это же четверостишие будет выглядеть так:/ - / - / - / -/ - / - / - // - / - / - / -/ - / - / - /Видно, что на каждый ударный слог приходится по одному безударному. Это и есть стопа, в данном случае двусложная. В стихотворении Н.А. Некрасова «Застенчивость» стопа уже трехсложная - она состоит из двух безударных слогов и одного ударного:На ногах словно гири железные,Как свинцом налита голова,Странно руки торчат бесполезные,На губах замирают слова.- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -- - / - - / - - / - -Таким образом вы смогли определить дву- и трехстопный размер стихотворения.

В классическом стихосложении выделяют два вида двустопного размера и три - трехстопного. Двустопные - это хорей и ямб. В хорее ударным является первый слог в стопе. То есть рассмотренное нами стихотворение «Зимний вечер» написано хореем. В ямбе, соответственно, приходится на второй слог:Мой дядя самых честных правил.. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)- / - / - / - / -Трехсложные размеры делятся на дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль - размер с ударением на первый слог:Тучки небесные, вечные странники.. (М.Ю. Лермонтов, «Тучи»)/ - - / - - / - - / - -Амфибрахий - трехсложный размер с ударением на второй слог:Какое туманное летоВ неласковой этой стране! (С.Я. Маршак, «Львица»)- / - - / - - / -- / - - / - - /Анапест - трехсложный размер с ударением на третий слог, как в рассмотренном стихотворении Некрасова «Застенчивость».

Существуют определенные пределы того, с чем читатель может справиться в течение дня. Увеличение часов, выделенных для чтения, может не только не увеличить объем информации, которую усвоит читатель, а даже уменьшить его. Дело в том, что существует подсознательное сопротивление чрезмерным усилиям. Сокращение часов, напротив, может значительно увеличить продуктивность чтения и общий объем прочитанного.

У каждого читателя существует свой ритм чтения. Однако кажется, что наиболее благоприятным временем для умственной работы являются утренние часы, прежде чем тело обретет полную активность, а также вечером, когда тело расслабляется, но не слишком устало, но не в середине дня, когда у человека - пик физической активности.

Усилия и усталость.

Усталость замедляет процесс умственного усвоения.

Поэтому чрезмерная усталость отрицательно воздействует на понимание. Читатели могут пресытиться даже хорошей интеллектуальной пищей и устать; если это происходит, то много усилий расходуется на то, чтобы заставить мозг работать, в то время как у человека возникает склонность заняться чем-то другим.

Чрезмерная и устойчивая усталость может даже распространиться на нижний центр мозга, который контролирует резервы энергии; следствием этого может быть внезапный выброс неконтролируемой энергии. (То, что спортсмены называют "вторым дыханием".)

Отдых

Можно воспользоваться советом специалистов по индустриальной психологии, которые настойчиво рекомен­дуют "паузы отдыха", то есть перерывы в работе, когда человек НЕ устал. В идеале к таким паузам надо прибегать непосредственно перед началом усталости. Таким образом, человек не устает, во всяком случае не так быстро. Паузы читателя должны быть краткими; иначе много времени уйдет на вхождение в ритм чтения.

Перемена также дает положительный эффект, как и сам отдых. По этой причине некоторые читают сразу несколько книг одновременно. Рекомендуют и полную перемену в чтении; в противном случае читателю трудно различать темы и идеи.

ЗАМЕЧАНИЕ О ОЗВУЧИВАНИИ ТЕКСТА И ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

Озвучивание текста - это движение ртом и губами, когда вы читаете, или же напряжение мускул гортани, не произнося ни слова. Озвучивание - это ненужная и вредная привычка, а поэтому от нее следует избавляться. Однако в своем рвении "преодолеть звуковой барьер" читателям порой советуют избавиться и от внутренней речи. Нам кажется, что это неудачный совет.

Озвучивание

Читатель, который озвучивает текст, концентрирует внимание на самих словах и бессознательно старается запомнить их; озвучивание помогает запоминанию, ? читатели, которые обычно не прибегают к озвучиванию начинают произносить слова, когда сталкиваются трудностями. Как мы видели, запоминание мешает пониманию, и даже делает его невозможным. Единственный способ избавиться от этой привычки, это читать активна, чтобы не слишком перегружать внимание самими словами, Рекомендуют различные приемы, чтобы избавиться от этой привычки. Один метод состоит в том, чтобы читать с карандашом во рту: так можно остановить движение рта, но не помешать мускульным движениям гортани. Другой метод состоит в том, чтобы пытаться повторять алфавит во время чтения для того, чтобы разбить связь между печатным словом и его звуком; но мы, откровенно говоря, не уверены, каким образом кто-нибудь может активно читать, повторяя про себя буквы алфавита: скорее всего, при этом читатель будет обращать еще больше внимания на сами буквы.



Считается, что читатели, которые озвучивают текст, не могут читать быстрее, чем они говорят, то есть о скоростью 180 слов в минуту; однако эксперименты показали, что некоторые читатели способны озвучивать текст со скоростью 400 слов в минуту; мы сами были поражены, что мы, без практики, смогли произносить вполне узнаваемые звуки со скоростью 360 слов в минуту. Обычно же озвучивающие текст редко превышают скорость, с которой говорят; однако не потому, что они не могут озвучивать текст с большей скоростью, а потому, что пытаются запомнить слова.

Читатель, который озвучивает слова, может избавиться от этой привычки лишь с помощью активного чтения.

Внутренняя речь

Если внутренняя речь читателя - это просто повтор слов автора, то дело - плохо. Если же внутренняя речь - это сопровождение собственной активности читателя, то против этого не надо бороться.

Уильям Джеймс предположил, что если мысль испытывает затруднения, то ее поддерживают образы, подобно птичке, порхающей с ветки на ветку: ветки - это образы, а полет птицы - это "мысль без образов": чем быстрее мысль, тем меньше образов. Спор, который развернулся вокруг этого высказывания Джеймса, длился много лет и не дал никаких позитивных результатов. КАКИЕ-ТО образы сопровождают мысль, но каким образом, когда, где и почему, - все это осталось тайной.

У некоторых людей существует яркое визуальное образное мышление. Есть убедительные свидетельства того, что обладающие одними видами образного мышления обладают и другими видами. У некоторых читателей хорошее образное мышление сопровождает внутреннюю речь. Количество внутренней речи зависит от умственной организации читателя. Если он читает активно, то ему нечего боятся.

Порой читатели говорят, что как только они пытаются читать наши упражнения быстрее, они слышат каждое слово текста, как-будто они слышат пластинку. Видимо, на самом деле они пытаются ускорить чтение и поддерживать одинаковую скорость на протяжении всего текста. Вследствие этого у них недостает времени для освоения важнейших идей материала. Не будучи в состоянии понять смысл, они прибегают к запоминанию, что лишь ухудшает дело. Но так как лучшим способом запоминания является использование как можно большего числа чувственных впечатлений, то они начинают озвучивать текст и проговаривать его внутренней речью. Как только они перестают ускорять чтение, они останавливают попытки запомнить текст и шум прекращается.

Мы поражены, что во многих методах обучения придается большое значение этому предмету. Можно подумать, что озвучивание было широко распространено среди медленно читающих; на самом деле это не так. Возможно, что сами методы обучения, в ходе которых обращалось главное внимание на скорость, провоцировали озвучивание и внутреннюю речь.

ГЛАВА ПЯТАЯ
ГЛАЗА

В ходе обсуждения вопроса о том, как сделать чтение быстрым и продуктивным, много было сказано относитель­но глаз. Было создано немало хитроумных способов, чтобы натренировать глаза таким образом, чтобы обеспечить более продуктивное чтение. Однако есть немало убедительных свидетельств в пользу того, что "хорошие или "плохие движения глаз не порождают определенные привычки чтения, а являются следствием хорошего или плохого чтения.

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

Глаз не двигается постоянно по линии текста, потому что такое движение приведет к тому, что изображение окажется вне фокуса. Глаз может видеть, когда пребывает в неподвижном состоянии, потому что, когда он движется, то совершает это с огромной скоростью, которая не меняется и не поддается контролю. Наш субъективный опыт убеждает нас в противном: нам кажется, что мы можем заставлять наши глаза двигаться так медленно или так быстро, как мы пожелаем, и это движение кажется протяженным. Если же вы осмотрите комнату, то поймете, что можете отчетливо видеть лишь в том случае, если глаза неподвижны, даже если вы очень медленно перемещаете свой взор: на самом деле глаз совершает большое количество быстрых движений или скачков, а вы наблюдаете в паузах между этими скачками. Вы можете лишь менять число пауз в течение определенного периода времени.

То же самое можно сказать и по поводу чтения. Ваши глаза покрывают напечатанный текст в ходе серии скачков, и вы читаете в паузах между ними, делая меньше остановок, когда читаете быстро, и больше - если читаете медленно.

Вот как медленный читатель может прочесть линию печатного текста (движения его глаз обозначены стрелками, а остановки - точками):

→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→∙→

→ → →
А так можно изобразить движения глаз у быстрого читателя:

ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

Слова читают по обе стороны остановки движения глаза в пределах поля зрения, когда глаза сохраняют неподвижность. Глаз разделяет линию текста на несколько фрагментов, словно делая серию фотоснимков. Глаз не читает текста, за него это делает мозг. Глаз не способен выхватить из текста важные слова. Каким образом и почему глаз останавливается на месте, неясно. Порой он делает остановку на пустом пространстве между печатными словами. Единственное, что очевидно: глаз выбирает точку обзора. Подобно фотоаппарату, глаз делает снимки печатных знаков; мозг интерпретирует их как непрерывное движение в контексте потока осмысленной информации.

"ВИДЕНИЕ" И ЧТЕНИЕ

Эксперименты показали, что, когда изображения слов появлялись на экране на одну сотую секунды, средний читатель, не имевший никакой специальной подготовки, мог увидеть четыре взаимосвязанных слова, в которых содержалось 24 буквы. Если бы дело сводилось только к этому "видению", то человек мог бы читать со скоростью «4 000 слов в минуту, хотя и это не предел, так как некий вундеркинд в США мог "видеть" 40 тысяч слов в минуту. Но когда слова, находящиеся в поле зрения, прочитываются, они должны быть обработаны мозгом, а эта процедура занимает примерно одну пятую секунды; кроме того, при чтении обозреваемые участки необходимо совмещать друг с другом по смыслу и по контексту. Поэтому на чтение уходит больше времени, чем на "видение" .

Самое замечательное в чтении состоит в том, что средняя продолжительность остановок приблизительно равна для всех взрослых читателей одной четвертой секунды, вне зависимости от того, медленно или быстро они читают, и от характера материала, является ли он трудным или легким. Вероятно, причина этого - время, необходимое для того, чтобы мозг обработал информацию. Хотя мы не можем утверждать наверняка. Но ясно одно: быстрые читатели тратят на каждую остановку примерно столько же времени, сколько и медленные читатели. Поэтому медленное чтение связано с большим числом остановок, а быстрое - с меньшим числом. Таким образом, если мы проигнорируем время, которое расходуется на перемещение глаза от одной остановки до другой, то общее время чтения составит число остановок, умноженное на одну четвертую секунды на одну остановку.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до двух третей расстояния по горизонтали. Поэтому читатель может охватить, по крайней мере, пять строк печатного текста одним взглядом. "Вертикальное чтение играет большую роль в чтении, и мы в дальнейшем вернемся к нему, когда будем разбирать проглядывания текста. На данном же этапе будем исходить из того, что поле зрения представляет собою плоский эллипс.

Поля зрения неоднократно перекрещиваются, особенно у медленных читателей. Однако медленный читатель не может перестать видеть и фактически смотрит на одно и то же слово несколько раз. Быстрый читатель более полно использует свое поле зрения, и перекрещивание текста случается лишь там, где это наиболее необходимо, в наиболее удаленной части поля зрения, на периферии двух сопредельных полей. Разумеется, когда смысл написанного труден для понимания, быстрый читатель также делает больше остановок, снижает скорость, а поля его зрения все больше перекрещиваются.

"ХОРОШИЕ" И "ПЛОХИЕ" ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

Специалисты фотографировали, анализировали и классифицировали движения глаз читателей. Мы проком­ментируем лишь основные положения их выводов, в то же время отвергая их категорические рекомендации и запреты, которые зачастую сделаны в результате неверной интерпретации полученных свидетельств. Характерными чертами хороших читателей являются:

1. Меньшее число остановок.

2. Более ритмичные движения глаз.

3. Меньшее число движений глазами назад.

На основе этих выводов читателю предлагается делать меньше остановок, двигать глазами более ритмично, воздерживаться от возврата назад; кроме того, ему дают совет, каким образом расширить поле зрения.

1 209

Друзья! Я обращаюсь в первую очередь к тем из вас, кто еще не попробовал сделать Ритмометод 7РО практикой жизни, а может быть и совсем не знает о Ритмометоде ничего.

Мне очень хочется рассказать, что — это действительно очень практичный метод, который можно использовать в каждый момент жизни, в любых ситуациях, везде и во всём, улучшая жизнь, делая её прекраснее, удобнее, разумнее.

Те, кто занимается Ритмометодом 7РО давно, уже привыкли к тому, что, имея в запасе дополнительное Время, можно создавать себе желаемые события, связи, подстраивая окружающее под себя. Причём окружающая жизнь очень признательна имеющим время. Зато, когда время кончается, мы это ощущаем очень остро, сталкиваясь с дискомфортом, проблемами и ущербами.

Для меня, одной из таких фишек является один Ритм, невероятный и прекрасный.
Повторяю, свой опыт я адресую тем, кто мало знаком с Ритмометодом 7РО.

Любой ритм является дарителем дополнительного времени жизни! Вы просто читаете ритм и получаете время, которым можете распорядиться по своему усмотрению. И, конечно, ритм дарит время на тему, описанную в нём. Прекрасные слова ритма, выстроенные определённым способом, организуют жизнь без проблем. Есть даже такое определение ритма – «Ритм – организатор жизни».

В начале моего освоения Ритмометода 7Р0 мы читали этот ритм в начале каждого занятия. И он быстро запомнился.

Это — великий труженик, неутомимый помощник, несущий гуманитарную помощь всем людям, это ритм с говорящим названием «Дезинфекция».

Благодарю, вас, драгоценная «Дезинфекция»!

Что же он дезинфицирует и чистит? Энергополе и информополе любого прочитавшего его, а также счастливчика, оказавшегося рядом с прочитавшим. Очищает от ядерных выплесков (раздражений, агрессии, травмирующих сердце) и конфликтных выбросов (обвинений, запугиваний, сковывающих мозг), в целом, помогает сохранять наше сердце и мозг в чистом активном состоянии.

Практически беру помощь у этого ритма очень часто – и для других: близких, клиентов, и для себя.

А сейчас — практика с ритмом.

Картинка первая

Тёплый солнечный летний день. Чудесная погода. Природа радует своими живыми яркими красками. Я стою на автобусной остановке в прекрасном настроении, собираясь ехать из сада в город. Подходит соседка по саду. Обмениваемся приветствиями, улыбаясь друг другу.
Подходит автобус, мы садимся. И… на нас обрушивается агрессивный поток брани от кондуктора. Что называется — на пустом месте. Обращаю внимание на то, что у кондукторши временной запас — в минусе, находится за границей телесной на уровне животного состояния. Вижу, как сжимается соседка, буквально вжимаясь в кресло от неожиданного ядерного натиска. Начинаю читать «Дезинфекцию». Слова внутри проговариваются свободно, а снаружи бушует гроза разбушевавшихся эмоций, крик человека, абсолютно потерявшего время. Можно сказать, крик о помощи.

По мере прочтения ритма кондуктор замолкает. В автобус входят улыбающиеся молодые люди. В салоне автобуса становится легче дышать. Для закрепления эффекта читаю «Дезинфекцию» ещё раз. Кондуктор начинает говорить ровным голосом.

Вижу, что соседка тоже начинает расслабляться. Агрессия растворилась.

Все произошло, как сказано в ритме:

«И сам в чистейший Храм
Входи храним,
и чист,
и светел»

Спрашиваю соседку, заметила ли она изменения? Да, конечно! Она поражена, удивлена! Почему прекратился крик? И так быстро?

А я с удовольствием рассказываю ей о времени и о ритме.

Друзья, это была, пожалуй, самая быстрая демонстрация практических возможностей Ритмометода. Практично, понятно и доходчиво.

Картинка вторая

Мама звонит и просит прийти, у неё поднялось давление. Я меряю давление, действительно, оно повышено. Вызываем скорую.

Почему поднялось давление? Кто-то рассказал страшилку (соседка что-то страшное рассказала и по телевизору что-то угрожающее показали). И тело сжимается от страха, а вместе с ним кровеносные сосуды. Давление поднимается.

Я читаю «Дезинфекцию».

Приезжает скорая. Меряют давление — оно в норме. Мама — в растерянности: «Дочка что-то прочитала».

Да, прочла великую помощницу — «Дезинфекцию»!

Картинка третья

Читаю «Дезинфекцию» для себя, убирая дискомфорт от только что услышанных, подавляющих мозг слов человека. Он сразу убегает . А я иду делать покупки в магазине, в котором бываю очень часто. Но после прочтения ритма магазин поражает невероятным светом, чистотой и каким-то праздничным настроем! Я поражена! Я же здесь была вчера и ничего подобного не ощущала! С «Дезинфекцией» всё наполняется светом и чистотой, потому, что дарит этот свет и чистоту моему состоянию! Красота!

Друзья, наша жизнь состоит из множества событий, порой самых простых, обыденных, в которых мы можем терять время или сохранять его. «Дезинфекция» трудится на самом краю, на самой границе потери времени, помогая его сохранить. Главное, вовремя прочитать это ритм.

Многие гитаристы, привыкшие пользоваться табами и играть на слух, испытывают большие трудности с чтением нот, причём преимущественно из-за чтения ритма . Звуковысотную составляющую нотной грамоты освоить, оказывается, значительно легче, чем ритмическую. Однако, освоить ритмическую составляющую тоже не так уж сложно, о чём и пойдёт речь ниже.

Первое, что надо знать - это, разумеется, сами азы нотной грамоты, в части записи длительностей нот и пауз, музыкальных размеров и многоголосия (как выглядит запись нескольких голосов на одном нотном стане). Эта информация содержится в любом учебнике по элементарной теории музыки. Такой информации много и в интернете, например:
http://www.midi.ru/scores/h1_1_4.html
http://www.drumspeech.com/lessons.php?id=179
http://www.drumspeech.com/lessons.php?id=180
http://www.music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=93&Itemid=205
Эта информация проста, её нужно просто прочитать и понять.

Вначале нужно научиться быстро представлять себе "сведение" звучания нескольких голосов в один. Для этого требуются только базовые знания, о которых речь шла выше. Предыдущий пример может быть упрощённо записан (или просто представлен себе в уме) так:

После этого расшифровываем ритм путём подписывания счёта к каждой ноте и паузе. Для этого находим самую мелкую длительность (ноту или паузу) в такте и считаем именно этими длительностями. Например, если размер 4/4, но в такте попадаются шестнадцатые, будем считать шестнадцатыми, т.е. так, как будто размер у нас 16/16. Вот ритмическая расшифровка нашего примера (нам будет достаточно восьмых, как будто размер у нас 8/8):

Далее играем это, считая восьмыми ("под ногу" или под метроном). Очевидно, что сыграть это в сверхмедленном темпе не представляет большой проблемы, раз мы уже всё точно расписали и знаем, на какие доли надо играть, а на какие - просто выжидать. Затем постепенно увеличиваем темп игры, добиваясь запоминания ритма так, чтобы его можно было воспроизвести уже интуитивно, на слух, без счёта и метронома, или под "нормальный", более "редкий" счёт, соответствующий знаменателю размера (в нашем случае - половинными нотами).

Если в такте встречаются ноты с точками, "самой мелкой" длительностью для расшифровки будет длительность, как минимум вдвое меньшая такой ноты. Например, если в такте есть восьмая с точкой, расшифровывать надо шестнадцатыми, зная, что восьмая с точкой - это три шестнадцатых по длительности.

Таким образом, теперь мы знаем, как расшифровать любой ритмический рисунок, но пока делаем это очень медленно.

Следующее, что необходимо хорошо понять - это то, что один и тот же ритмический рисунок может быть записан разными длительностями, что может влиять только на скорость исполнения, но не на суть самого ритма. Скажем, фигура "четверть, затем две восьмые" - это абсолютно то же самое, что фигура "восьмая, затем две шестнадцатые", только в два раза медленнее. Если же указать в партитуре в два раза больший темп, то это будет вообще абсолютно то же самое. Т.е. роль играет только отношение длительностей друг к другу, но не их абсолютная величина. Таким образом, если мы пропорционально увеличим или уменьшим все длительности (и указанный размер) в конкретной нотной записи, мы получим ту же самую музыку, но в другом темпе (если не изменим само указание темпа).

Выбор композитором абсолютной величины длительностей зависит от удобства записи (выбираются длительности покрупнее, чтобы не рисовать слишком много вязок), а также от интуитивно-эмоциональных соображений "легковесности". Четверть - это шаг, восьмые и шестнадцатые - бег, половинные и целые - почти остановка (однако, бежать можно медленно, а идти - быстро). Очень мелкие длительности даже в медленных темпах означают "малозначительность" каждой такой ноты для музыкальной мысли в целом. Вальсок на 3/8 должен восприниматься более "легкомысленным", чем обычный вальс на 3/4, даже если он играется пропорционально медленнее и т.д.

Из вышесказанного следует, что всех возможных на свете ритмических фигур и рисунков гораздо меньше, чем могло бы показаться, т.к. большинство из них повторяют друг друга, но только записываются другими длительностями в абсолютном выражении. На самом деле, существует максимум несколько десятков "ритмических клише" (группировок из нескольких нот, разных по длительности), из которых и состоит почти вся хоть сколько-нибудь популярная музыка. Если запомнить такие клише, они станут легко узнаваемыми визуально при чтении нот, что увеличит скорость чтения партитур в разы (в части ритма). Собственно, все академические музыканты, бегло читающие "с листа", читают ритм именно этим способом: выхватывают взглядом знакомые ритмические клише.

Рискну попробовать найти основные из таких ритмических клише.

Если вы хорошо будете представлять себе их звучание (в части ритма) и научитесь быстро узнавать их, когда они записаны в других (пропорциональных) длительностях, проявляя способность к обобщению - это ключ к быстрому чтению ритма по нотам.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»