Факторная теория личности Х. Айзенка. Теории личности. Современные модели индивидуальных различий г айзенк

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Страница 27 из 42

Теория типов личности Ганса Айзенка.

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположе­ны иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь­ких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверх­ностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, при­сущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонст­рирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встре­чает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реак­цией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями - такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общи­тельности, которая обычно существует совместно с предрасположен­ностью реагировать в ключе активно­го, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия .

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений парамет­ров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия -это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Основные типы личности. Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю­дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио­логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личнос­ти. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность . Эти два измерения личности ортогональны, т.е. они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из кото­рых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазо­не одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Таким образом с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов и по­этому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 3.

В табл. 3 представлены четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров.

Как видно из табл. 3, люди, которые являются одновременно интровертиро­ванными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботли­выми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма пред­полагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И на­конец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессив­ными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое зна­чение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакой из комбина­ций этих типов личности не может быть отдано предпочтение. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и нега­тивные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведе­ния. Они просто разные.

Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм - сила суперэго . Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм - это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

«Теория типов личности» Ганса Юргена Айзенка (1916-1997) также основывается на факторном анализе. С самого начала своей научной деятельности Г. Айзенк был убежден, что большинство теорий личности одновременно и слишком сложны, и слишком вольно сформулированы. Испытав влияние те­оретических представлений европейских типологов, таких как К. Юнг и Э. Кречмер, он в ранних работах старался определить первичные измерения личности.

Г. Айзенк соглашался с Р. Кеттелом в том, что целью пси­хологии личности является предсказание поведения. Однако Г. Айзенк использовал факторный анализ несколько иначе, чем Р. Кеттел. Основной чертой подхода Г. Айзенка следует считать использование факторного анализа в рамках обозначения теоре­тической системы координат. В отличие от Р. Кеттела, он был убежден, что для объяснения большей части поведенческих про­явлений человека необходимо не более двух-трех суперчерт (ко­торые он называет типами). В серии исследований нормальных и невротических субъектов он обнаружил посредством техники факторного анализа два фундаментальных измерения личности: нейротизм/стабильность и экстраверсию/интроверсию.

Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. Типы представляют со­бой континуумы, на которых между двумя экстремумами распо­лагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большин­ство людей не подпадает под крайние категории (например, абсолютный экстраверт либо абсолютный интроверт). Слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому понятие «экстраверсия» представля­ет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри кото­рого находятся люди, в соответствии с выраженностью данно­го качества. Таким образом, экстраверсия, или нейротизм, - это не дискретный количественный по­казатель, а некий континуум Г. Айзенк рассматривает лич­ность как иерархическую организа­цию. На самом верхнем уровне вы­деляются суперчерты, или типы, такие, например, как экстраверсия, которые оказывают мощное влия­ние на поведение. На следующем уровне - черты (исходные черты поР. Кеттеллу относятся к этому уровню). Ниже - уровень привыч­ных реакций, внизу иерархии - специфические реакции или ре­ально наблюдаемое поведение (рис. 2).



Каждая из суперчерт построена из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более по­верхностные отражения основополагающего типа, либо специфи­ческие качества, присущие этому типу. Черты состоят из много­численных привычных реакций, которые, в свою очередь, форми­руются из множества специфических реакций.

На уровне типов Г. Айзенк анализирует личность по трем на­правлениям: нейротизм/стабильность, экстраверсия/интровер-сия и психотизм - сила «СуперЭго». Наиболее обширная эмпи­рическая работа проделана с первыми двумя факторами. Эти два измерения личности ортогональны, то есть статистически не за­висят друг от друга.

Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию вы­сокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с вы­сокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа (табл. 1). Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступ­ки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно.

Таблица 1 Типы личности

При рассмотрении этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормаль­ное распределение, являются непрерывными и предусматрива­ют, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представля­ют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть бли­же к средней точке - в обоих диапазонах типов - и поэтому полу­чают не столь экстремальные характеристики.

В своей теории Г. Айзенк гораздо большее значение, в отличие от Р. Кеттела, придавал генетическим факторам в развитии лично­сти. Он был убежден в том, что черты личности и типы определя­ются прежде всего наследственностью. В глубине его теории лежит допущение о том, что люди различаются - на основе наследствен­ности - по реактивности автономной нервной системы, скоро­сти и прочности условных реакций. Эти индивидуальные разли­чия соответственно соотносятся с личностными измерениями нейротизма (невротичности) и экстраверсии/интроверсии.

Индивидуальные различия по стабильности-нейротизму отража­ют силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В осо­бенности Г. Айзенк связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведе­ние. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на бо­лезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные сти­мулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обна­руживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности. Нейротичный индивид склонен при соответствую­щих условиях, к возникновению невротических нарушений.

Интроверсия/экстраверсия тесно связана с уровнями корко­вой активации. Г. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстрему­ма (например, состояние паники). Интроверты легко формиру­ют условные реакции, а у экстравертов это происходит с опреде­ленными трудностями. Он полагал, что интроверты чрезвычай­но возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствитель­ны к поступающей стимуляции - по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствитель­ны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоян­но выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Несмо­тря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздей­ствие генетики на поведение, многие психологи полагают, что, возможно, в этом вопросе Г. Айзенк прав.

Г. Айзенк постоянно подчеркивал роль нейрофизиологиче­ских и генетических факторов в объяснении индивидуальных по­веденческих различий. Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Г. Айзенком, тес­но связана с его теорией психопатологии. В частности, различ­ные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функциониро­вания нервной системы. Однако он добавляет, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетиче­ской предрасположенности.

Г. Айзенк был убежден в том, что, хотя индивиды и могут раз­личаться по тому, насколько они конституционально предраспо­ложены к развитию невротических состояний, в целом невротиче­ское поведение является результатом научения, в основе которо­го лежат реакции страха и тревоги. В связи с этим Г. Айзенк высказал мнение об эффективности поведенческих методов психоте­рапии, называемых поведенческими терапиями. Предложенные им методы основаны на прямом приложении к проблемам невро­тиков принципов научения. Считая, что несовершенство психиа­трии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагно­стикой, Г. Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

Хотя большая часть работы Г. Айзенка посвящена психологии личности в клинической сфере, следует также отметить его вклад в области криминологии, образования, психопатологии и изме­нения поведения. Он также провел исследования, относящиеся к таким темам, как юмор, аттитюды, эстетика и интеллект.

Отличительной особенностью диспозиционального направле­ния в психологии личности является то, что люди обладают не­кими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, под­черкивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по сво­им характерологическим признакам. Наряду с этим теории лич­ности, основанные на факторном анализе, отражают также совре­менный интерес психологии к количественным методам и, в свою очередь, находят отражение в огромном количестве специально организованных исследований личности. В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, внесли несомненный вклад в область теоретической и прикладной пси­ходиагностики личности.

Одними из первых к корреляционно-факторных исследований прибегали. Дж-П. Гилфорд и. В. Циммерман. Они выделили такие факторы структуры личности:

1) общая активность (энергичность, быстрота действий, любовь к действию);

2) доминирование (инициативность, отстаивания своих прав, стремление к лидерству);

3) мужество (профессиональные и позапрофесийни"мужские"интересы (которые могут быть присущи и женщинам), бесстрашие, недостаток сочувствия, невысокая эмоциональность);

4) самонадеянность (компетентность, чувство признания со стороны других, уравновешенность);

5) спокойствие (хладнокровие и расслабление, должна утомляемость и раздражительность, высокая сосредоточенность на текущей деятельности);

6) общительность (социальная активность, социальная стабильность, интерес к лидерству);

7) рефлексия (мечтательность, интерес, созерцательность);

8) депрессия (эмоциональная и физическая подавленность, тревога, беспокойство);

9) эмоциональность (легкость возникновения и сохранения эмоций, этажность переживаний, фантазирование);

10) самоограничение (сдержанность, самоконтроль, серьезность);

11) объективность (реалистичность, трезвость оценок);

12) уступчивость (легкость в изменении позиции, дружелюбие и податливость);

13) сотрудничество (терпимость к замечаниям, отсутствие эгоизма, доверчивость)

Эти черты имеют смешанную социобиологических природу, но диагностического инструмента для их фиксации не создано

Теория черт Г-Ю Айзенка

Некоторые психологи считали. Г-Ю. Айзенка последователем. К-Г. Юнга, апеллируя к тому, что центральным в структуре личности он также считал экстраверсии - интроверсии, а свои базовые факторы называл типами. С. По способу получения и психологическим содержанием это скорее черты, чем типы, просто они представлены не дискретно, а континуально. Экстраверсия - интроверсия в контексте теории. Айзенка включают преимущественно ком уникативну составляющую этого понятия, обозначая или влечение к людям и способность легко вступать в контакт, или осложнения в общении. Убежден в том, что для описания вариативности человеческого поведения н е следует использовать более трех суперчерт,. Айзенк выделил сначала два основных фактора личности:. Е (экстраверсии - интроверсии) и ого, а соединяясь, приводят к образованию четырех типов личности. Позже. Г-Ю. Айзенк добавил еще один факторин чинник . Р (психотизм - сила. Супер-Эго). Он предполагал широкую вариативность проявлений личности внутри каждого из факторов (так и речь о типах). Базовые измерения. Айзенк называл биологическими диспозициями личности . Например, фактор"психотизм"как компоненты второго уровня охватывает агрессивность, эмоциональную холодность, эгоцентризм, импульсивность, а как компоненты третьего - асоциальность, неемпатийнисть,. Креа-ность во,"безумие"Базовый фактор, который доминирует у человека, определяет его типологические особенностипологічні особливості.

Наличие этих факторов подтверждено многочисленными исследованиями, поэтому. Айзенк пытался определить их нейрофизиологические основы. Так, фактор. Е оказался тесно связанным с уровнем корковой активации. Интроверты, будучи високозбудливимы, избегают сильной стимуляции, а экстраверты, наоборот - стремятся ее. Различия по фактору N отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. Особенно весомый вклад лимбической системы, определяющий мотивацию и выражения эмоций. Айзенк выдвинул гипотезу о связи фактора. Р с системой, производит андрогены

Люди, которые являются одновременно интровертивного и стабильными (табл. 212), склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. Комбинация интроверсии и невротизма вызывает тенденцию к проявлению стурбо ованости, пессимизма, замкнутости. Сочетание экстраверсии и стабильности привносит в поведение заботливость, уступчивость и общительность. Люди с экстраверсией и высоким нейротизм, скорее, буду во агрессивными, импульсивными и возбудимыми. Эти сочетания нельзя определить как"хорошие"или"плохие", они просто разні", вони просто різні.

Люди с высокой степенью выраженности суперчерт (сила. Супер-Эго) эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны сопротивляться общественным устоям. Айзенк считал, что психотизм - это генетическая предрасположенность д к тому, чтобы стать психотической или психопатической личностью, более выражена у мужчин, чем у жк.

. Таблица 212

Типы сочетание экстраверсии и невротизма за. Г-Ю. Айзенком

Для диагностирования структуры личности по. Айзенку применяют стандартизированный опросник, использование которого в близнецовых исследованиях свидетельствует о большой вклад генотипических факторов в минлы ивисть экстраверсии - интроверсии и внутрипарных отношения и все личностные проявления. Генетическое обусловленность невротизма с помощью опросника еще не доведеноо.

Черты личности в теории. Р-Б. Кеттела

Описывая личность,. Р-Б. Кеттел выделил поверхностные черты (вторичные) и произведу ные (первичные, начальные), которые, в свою очередь, делятся на конституционные, обусловленные генетически (экспериментальные) и те и развивающиеся под влиянием опыта и обучения (характерологические). Увеличив группы отобранных. Г-В. Олпортом определений, касающихся личности, он выделил 171 группу синонимов, которые затем возвел 36 б иполярних наименований, а затем дополнил их срокам с данными других исследований до 46 па6 пар.

Система порождающих черт личности (начальных), за. Кеттел ом, неоднородна и включает:

Конституционные (темпераментальные) черты, определяющие реагирования: реактивность, скорость и энергию реакций личности на стимулы среды;

Черты-способности, влияющие на эффективность реагирования;

Динамические черты, которые относятся к движущих сил реакций их разделяют на два класса: ерги - врожденные черты, мотивирующие поведение человека (направленность на борьбу и соперничество, стадное чувство, автономии ия), и сантименты формирующиеся под влиянием социокультурных норм и включают также проявления интересов, ать-тюды

Для описания личности взрослого человека. Р-Б. Кеттел считал достаточными 19 выделенных им факторов, а для описания ребенка - всего 12, причем они частично не совпадают. Все факторы имеют положительный и отрицательные ативний полюса, однако в психологическом плане они равноценны, а положительными или отрицательными могут становиться лишь в контексте определенной ситуации (табл. 2132.13).

. Таблица 213

Черты, выделены. Р-Б. Кеттел ом (16 PF *)

Афектотимия (циклотимия) *

Искренность, доброта

Легкость общения, гибкость, приспособляемость, добросердечие, открытость, доверчивость, беспечность, общительность

Сизотимия

Обособленность, отчужденность

Конфликтность, ригидность, холодность, скрытность, неговиркисть, сдержанность, подозрительность, осторожность, отгороженность, эгоистичность

Высокий интеллект Умный

Высокие умственные способности, скорость соображения, понимание абстракций, широкие интеллектуальные интересы, упорство, настойчивость, образованность

Низкий интеллект Глупый

Низкие умственные способности, медленное рассуждения, непонимание абстракций, отсутствие интеллектуальных интересов и упорства, невежество

Эмоциональная устойчивость

Свобода от невротических симптомов, отсутствие заботы о здоровье, постоянство интересов, спокойствие, реалистичность в отношении к жизни, настойчивость, упорство, умение держать себя в руках, безтур рботнист

Слабость Я Эмоциональная неустойчивость

Многие невротических симптомов, обеспокоенность состоянием собственного здоровья, изменчивость в интересах, уклонение от ответственности, неспособность довести дело до конца, несдержанность, тревожность

Возбудимость

беспокойность (обеспокоенность)

Нетерпеливость, демонстративность, активность, ревность, высокое самомнение, непостоянство, бесцеремонность

Флегматичность Уравновешенность

Спокойствие, удовлетворенность, флегматичность, не ревность, самокритичность, постоянство, тактичность

Доминантность

Настойчивость, напористость

Независимость, самоуверенность

хвастовство

екстрапунитивнисть, грубость

бесцеремонность, смелость

конфликтность, строптивость

Конформность Покорность, зависимость

Покорение, неуверенность в себе, скромность, интрапунитив-ность или импунитивнисть, тактичность, робость, осторожность, доброжелательность, послушание

. Продолжение таблицы 213

Безопасность

Жизнерадостность, общительность, энергичность, болтливость, спокойствие, живость, ловкость, доверчивость, гибкость

Обеспокоенность (озабоченность)

Печаль, избегание общества, апатия, молчаливость, медлительность, обе режнисть, подозрительность, ригидность

Сила Сверх-Я Высокая добросовестность

Устойчивость, упорство, обязательность

дисциплинированность, собранность, высокая нравственность, ответственность, внимательность к людям, требовательность к порядку

Слабость Сверх-Я Недобросовестность

Непостоянство, изменчивость, легкомыслие, потворство своим желаниям, небрежность, аморальность

безответственность, халатность в повседневной жизни, беспорядочность

Смелость

Общительность, оживление в присутствии лиц противоположного пола, чуткость, эмоциональность и артистизм, дружелюбие, импульсивность, беспечность, любовь к публичности

Боязливость

Застенчивость, смущение в присутствии лиц противоположного пола, сдержанность, ограниченность интересов, враждебность, осторожность, страх перед жизнью

Мьякосердисть, нежность

Нетерпеливость, требовательность, зависимость, сентиментальность, эмоциональность, чувствительность, склонность к фантазированию интуиция мягкость к"себя и окружающих, ипохондрия, забота о здоровье

Строгость, жесткость

Эмоциональная зрелость, независимость, реалистичность, рациональность, шидпоряд-кованисть чувств ума, практичность, присутствие логики, цинизм, отсутствие заботы по поводу, здоровья

. Продолжение таблицы 213

Осторожный индивидуализм

Склонность действовать индивиду-ально, замкнутость, противодействие интересам, усталость, холодное отношение к общегрупповых норм

Интерес к участию в общих делах

Склонность к совместным действиям, любовь во внимание, подчиненность личных интересов групповым, сила, энергичность, способность принимать загальногрупови нормы

Культурная зависимость

Тактичность, культурная зрелость, ответственность, способность подчиняться, осознание точки зрения взрослых

Неприятие культуры

бестактность, культурная незрелость, безответственность, самоутверждение, непонимание социальных проблем

Подозрительность

Недоверчивость, ревность, завистливость, фиксированность на неудачах, раздражительность, тирания, склонность к соперничеству, высокомерие и завышенная самооценка

Доверчивость

Чрезмерная доверчивость, неревнивисть, бескорыстие, легкое отвлечение от проблем, уступчивость, терпимость, прощение, понимание, чувство незначительности

Мечтательность

Всеохопленисть собственными идеями, интерес к абстрактным проблем, фантазирование, непрактичность, неуравновешенность, увлеченность

Практичность

Склонность к решению практических вопросов, устройства личных дел, избежать всего необычного, подчинение объективной реальности, надежность в практических вопросах, спокойствие, твердость

. Окончание таблицы 213

Проницательность

Изысканность, умение обращаться, точность ума, эмоциональная сдержанность, искусственность в поведении, эстетическая утонченность, проницательность относительно окружения, честолюбие, осторожность (полюс Макиавелли)

Natural fothrighness

Наивность

Прямота, бестактность, неконкретность ума, эмоциональная недисциплинированность, естественность, непосредственность, простота вкусов, неопытность в анализе мотивировок, удовлетворенность достигнутым, нешанобливис во в обращении 3 людьми (полюс Руссо

Гипотимия

Склонность к чувству вины

Печаль, уныние, беспокойство, беспокойство, раздражительность, обязательность, чувствительность к замечаниям и осуждения, боязливость, погруженность в мрачные раздумья, усталость, ипохондричнисть, напряженность

Гипертимия Самоуверенность

Веселье, жизнерадостность, спокойствие, самоуверенность, беспечность, нечувствительность к замечаниям и упреков, бесстрашие, энергичность, активность, расслабление

Радикализм

Гибкость

Консерватизм

Ригидность

Самодостаточность Самостоятельность

социабельность

Зависимость от группы

Контроль желаний

Высокий самоконтроль поведения

Импульсивность

Низкий самоконтроль поведения

фрустрированность Напряженность

Нефрустрованисть Расслабленность

Помимо факторов, приведенных в таблице, в многоуровневой структуре личности имеются:

Факторы второго порядка (экстраверсия - интроверсия, тревожность - приспособленность, соrtertia - раthemia (живость коры головного мозга), независимость - покорность) их было установлено путем фактор рного анализа данных первичных факторов и вычислено арифметически;

Факторы третьего порядка (сила нервной системы по возбуждению, самокритичность, уровень ответственности, забота о себе, степень социальной адаптации)

Разработанный для диагностики структуры личности опросник (16РF) очень популярен, что связано с его очевидной неклинических направленностью, и используется в Украине в трех формах - параллель ных формах. А и. В, содержит 187 утверждений и форме. С, разработанной в. Санкт-Петербурге и адаптированной в. Киеве, содержащей 123 пункта. Существует также детская форма, предназначенная для обследования младшей школе рев.

Р-Б. Кеттел осуществил репрезентативное исследование влияния среды и наследственности на развитие черт личности. Разработав специальную статистическую процедуру обработки данных, полученных с использованием близ знюкового метода, он оценил наличие - отсутствие генетического влияния на черты, в результате чего было выявлено, что черты имеют разную природу. Например, примерно две трети вариаций интеллекта и уверенно ости в себе обусловлены наследственностью, тогда как генетическое влияние на невротизм и самосознание наполовину меньше. По оценке. Кеттела, примерно две трети черт личности определяются воздействием окружающей среды и одна треть - наследственностьювістю.

Дополнительные исследования факторов среды и наследственности дали противоречивые результаты. Многие исследователи выявило значительное влияние близнецовой ситуации на сходство - различие наблюдаемых рис. При вы ивченни типа внутрипарных отношений было доказано, что решающим является пол монозиготных близнецов. Так, в женских пар обнаружено значимое сходство за 12 факторами, а в мужских - всего за 7. Однако полученные результаты переводят проблему влияния среды и наследственности в сферу ролевых отношений, поскольку возможно, что девочки более чувствительны к действию социальных представлений о близнецах. Наследственность и социокультурные в ереотипы в этом случае"работают"на один и тот же результат. С достаточной уверенностью можно считать генетически обусловленными черты, связанные с социальной экстраверсией (общительность, активность, н евротизм), однако с возрастом степень генетической обусловленности постепенно уменьшаетсяпово зменшується.

Кеттел также продуктивно изучал действия социальных групп, к которым относятся люди (диапазон изменчивости черты внутри группы - синтальнисть) развивая мысль. Олпорта о существовании общих и индивидуальных черт

В своем подходе Г. Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Р. Кеттел, а именно, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно. С точки зрения автора, для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами или ключевыми факторами). Также Г. Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Он не отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью.

Структура . Согласно теории черт, внутри личности существуют естественные структурные единицы, и факторный анализ позволяет их обнаружить. Если некие явления совместно варьируют, т.е. если они появляются и исчезают вместе, то из этого можно заключить, что они имеют некую общую основу, относятся к одному и тому же аспекту личностного функционирования. Факторный анализ базируется на идее, что действия, которые совместно варьируют у множества индивидов, связаны между собой. Факторный анализ, таким образом, является статистическим методом, позволяющим определить, какие действия связаны между собой, но независимы от других; тем самым он фиксирует единицы, или естественные элементы структуры личности. Они называются факторами. Получившиеся в результате факторы и отражают черты личности, эти факторы можно интерпретировать и давать им названия, например, фактор «общительность», находя то общее содержание, которое объединяет все связанные с фактором признаки. Применив факторный анализ повторно, Г. Айзенк определяет базовые параметры, которые лежат в основе первоначальных («первичных») факторов - черт, обнаруженных на первом витке анализа. Эти параметры представляют собой вторичные факторы, или суперфакторы. Суперфактор - это параметр, который имеет два полюса и люди могут располагаться в любых точках между этими полюсами .

С точки зрения Г. Айзенка, элементы личности могут быть расположены иерархически. Присутствуют определенные суперчерты (суперфакторы или типы), такие как интроверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Они представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа. Наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций , которые формируются из множества специфических реакций . Подобная разветвленная структура может иметь вид, представленный на рисунке 6.



ПР1 ПР2 ПР3 ПР4 ПР5 ПР6 ПР7 ПР8 ПР9 ПР10
СР1 СР2 СР3 СР4 СР5 СР6 СР7 СР8 СР9 СР10 СР11 СР12 СР13 СР14 СР15 СР16 СР17 СР18 СР19 СР20

Рисунок 5. Иерархическая модель структуры личности.
(ПР – привычная реакция; СР – специфическая реакция)

Г. Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании автор выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность . Эти два измерения личности статистически не зависят друг от друга . Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Как показано на рисунке 6, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. Стоит отметить, что а) оба диапазона типов имеют нормальное распределение, и предусматривают широкий спектр индивидуальных различий; б) описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке, а значит, не обладают таким набором очень выраженных характеристик. Г. Айзенк сопоставляет эти наборы характеристик с типами темпераментов . Согласно Г. Айзенку, никакая из комбинаций этих типов личности не может быть более предпочтительной, чем другая.



Отзывчивый
Разговорчивый
Открытый
Беспечный
Живой
Беззаботный
Лидер

Рисунок 6. Соотношение двух базовых параметров личности с четырьмя традиционными типами темперамента

Позднее Г. Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я . Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм – это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин .

Процесс и развитие . Особый интерес представляет попытка автора определить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт личности. По его мнению, интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Г. Айзенк использует термин "активация" для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела до верхнего. Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить .

Индивидуальные различия по стабильности – нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

В порядке предположения Г. Айзенк соотносит выраженность аспекта психотизма с системой, продуцирующей андрогены.

Норма и патология . Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства, а также фобии. И наоборот, человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических (антисоциальных) расстройств. Вместе с тем, автор отмечает, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетической предрасположенности. Невротические симптомы у человека развиваются в результате совместного действия биологической системы и опыта, который приводит к формированию сильных эмоциональных реакций на стимулы, вызывающие страх.

Изменения . Несмотря на сильную генетическую составляющую в возникновении и сохранении невротических расстройств, Г. Айзенк полагает, что существуют вполне реалистичные возможности лечения: Соответственно у человека есть возможность избежать некоторых потенциально травматических ситуаций, а также отучиться от определенных заученных реакций страха или, наоборот, научиться правильным нормам социального поведения. Таким образом, подчеркивая важность генетических факторов, Г. Айзенк в то же время выступал главным сторонником поведенческой терапии, или систематического лечения отклоняющегося поведения в соответствии с принципами теории научения. Стоит отметить, что Г. Айзенк был противником психоаналитической теории и терапии. Он критиковал психоанализ по следующим основным позициям: 1) психоанализ не является научной теорией, так как его нельзя опровергнуть; 2) невротические и психотические расстройства представляют собой отклонения от нормы по различным параметрам, а не разные точки одного итого же континуума психических отклонений; 3) патологическое поведение представляет собой усвоенные человеком неадекватные реакции, а не замаскированные проявления бессознательных конфликтов; 4) всякая терапия так или иначе - это применение законов научения .

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6-4) присутствуют определенные суперчерты, или типы , такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт . Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций , которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций . Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. Как это проиллюстрировано на рис. 6-4, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия .

Рис. 6-4. Иерархическая модель структуры личности. ПР - привычная реакция; СР - специфическая реакция. (Источник: адаптировано из Eysenk, 1967, р. 36)

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия - это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Основные типы личности.

Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа (Eysenk, 1947, 1952), которые он назвал интроверсия - экстраверсия и нейротизм - стабильность (иногда этот фактор называют нестабильность - стабильность ). Эти два измерения личности ортогональны, то есть они статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Как показано в табл. 6-4, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов - и поэтому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 6-4.

Таблица 6-4. Четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров

Стабильный

Невротичный

Интроверт

Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный

Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

Экстраверт

Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный

Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

(Источник: адаптировано из Eysenk, 1975.)

Как видно из табл. 6-4, люди, которые являются одновременно интровертированными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма предполагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И наконец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессивными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое значение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакая из комбинаций этих типов личности не может быть более предпочтительной, чем другая. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и негативные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведения. Они просто разные.

Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм-сила суперэго (Eysenk, 1976). Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм - это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

Нейрофизиологические основы черт и типов. Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации , как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк (Eysenk, 1982) использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстремума (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции - по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.

Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности - нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

Что касается исследований, посвященных выявлению основы психотизма, то они находятся в стадии поиска. Однако в порядке рабочей гипотезы Айзенк увязывает этот аспект с системой, продуцирующей андрогены (химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании в кровь регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков). Однако проведено слишком мало эмпирических исследований в этой области, чтобы подтвердить гипотезу Айзенка о связи между половыми гормонами и психотизмом.

Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства, а также фобии. И наоборот, человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических (антисоциальных) расстройств. Однако Айзенк спешит добавить, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетической предрасположенности. «Генетически наследуемой является предрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации» (Eysenck, 1982, р. 29). Таким образом, вера Айзенка в генетический фундамент различного рода психических расстройств сочетается с равной по силе убежденностью в том, что факторы окружающей среды могут до некоторой степени изменить развитие такого рода нарушений.

Измерение черт личности. Как и Кеттел, Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем суперчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) (Eysenck, Eysenck, 1975). Образцы отдельных пунктов EPQ представлены в табл. 6-5. Следует отметить, что опросник содержит пункты, релевантные данным трем факторам, образующим структуру личности. Кроме того, EPQ включает шкалу лжи для выявления склонности личности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете. Была составлена и анкета «Подростковый личностный опросник» (Junior EPQ) для тестирования детей в возрасте 7-15 лет (Eysenck, Eysenck, 1973).

Таблица 6-5. Примеры пунктов личностного опросника Айзенка

Экстраверсия-Интроверсия

1. Любите ли вы бывать в обществе?

2. Любите ли вы общаться с людьми?

3. Могли бы вы назвать себя счастливчиком?

Стабильность-Нестабильность

1. Часто ли ваше настроение резко меняется?

2. Вы легковозбудимый человек?

4. Вы часто бываете расстроены?

Психопатия

1. Имеют ли для вас значение хорошие манеры и опрятность?

2. Стараетесь ли вы не быть грубым с людьми?

3. Любите ли вы сотрудничать с другими?

Шкала лжи

1. Вы любите посмеяться иногда над непристойными шутками?

2. Всегда ли, будучи ребенком, вы сразу делали то, что вам велели, без ворчания и жалоб?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»