Речевая карта для ребёнка 4-7 лет с общим недоразвитием речи
Автор работы : Клокова Светлана Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ д\с № 39, г. Арзамас.Описание работы Каждый логопед начинает свою работу с обследования малыша и с занесения результатов в речевую карту. Обследование обычно длится от 2 до 4 недель в зависимости от диагноза и места работы логопеда. Наша логопедическая группа для детей с ОНР работает по комплексной программе Нищевой Н.В..В старшей группе обследование проходит в течение четырёх недель. В подготовительной – трёх недель. Так как сейчас с логопедов требуют проведения электронного обследования детей я для своего удобства немного переделала речевую карту Нищевой Н.В., которую и хочу представить. Думаю, что она пригодиться логопедам, работающим на логопедических группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Карта обширная и рассчитана на 3 года пребывания ребёнка в детском саду, начиная со средней группы. Обследование проводится по альбому с картинным материалом Нищевой Н.В.
Цель работы Проведение грамотного обследования ребёнка с ОНР и занесение его результатов в речевую карту.
Задачи
-Выявить пробелы в всестороннем развитии ребёнка
-Подробно заполнить речевую карту ребёнка
-наметить пути решения выявленных проблем
Используемая литература
Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
Смирнова И. А.Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.
Речевая карта.
Анкетные данные.
Фамилия, имя ребенка___________________________
Дата рождения, возраст__________________________
Национальность________________________________
Домашний адрес_______________________________
Из какого детского сада поступил_________________
Дата поступления в логопедическую группу________
Дата заполнения речевой карты_____Логопед__________
Мать__________________________________________________
Место работы, занимаемая должность__________
Сотовый телефон____________________________
Электронная почта____________________________
Отец_______________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Место работы, занимаемая должность ________________
Наследственные заболевания_______________________
От какой по счету беременности ребенок____________
Протекание беременности (токсикоз 1-ая, 2-ая половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания)
Роды (досрочные, срочные, быстрые, обезвоженные) Какие по счёту_________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______
Когда закричал ребенок______________________
Наблюдалась ли асфиксия___________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)____
Вес и рост при рождении___________
Вскармливание:
когда принесли кормить______________
как сосал_____________________________
грудное вскармливание до_______________
Когда выписали из роддома? (если задержались, то почему)_________
Раннее развитие
Когда стал держать голову___(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть___(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить__(в норме с 11 – 12 мес.)
Когда появились первые зубы__(в норме с 6 – 8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре).
До года_______
После года____
До 3 лет______
После 3 лет___
У какого врача состоит на учёте и с какого времени__
Раннее речевое развитие
Гуление_ (в норме с 2 мес.)_______________
Лепет_ (в норме с 4-6 мес.)________________
Первые слова_ (в норме около12 мес.)_______
Первые фразы_ (в норме от 1.5 до 2 лет)_________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине?________
Занимался ли с логопедом, с какого возраста, результаты занятий___
Исследование психических функций
1. Слуховое внимание:Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, дудочка?»)________________________________________________________
Определение направления источника звука (звучащей игрушки)______________________
_____________________________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма:
4 года:
- - . __
. . - __
- . - ___
. - . ___
5 лет:
- - - . ____
. . . - ____
- . . – ______
. - - . ______
6 лет:
- - . . . ___
. . . - - ___
. . - - . __
. - - - . __
2. Зрительное восприятие:
Восприятие цвета:
4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный)
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)
Восприятие формы:
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник)
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник)
3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
Ориентировка в пространстве:
4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)
Ориентировка в схеме тела:
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)
6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо)
Складывание разрезных картинок:
4 года (2 – 4 части)_______________
5 лет (4-6 частей)_________________
6 лет (6 – 8 частей)_______________
Складывание фигур из палочек:
4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)_____________
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)______________________
6 лет (складывание фигур по памяти: «елочка и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)______
Выводы: _________________________________________________________________________________
Состояние общей моторики
Упражнения:
4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч);
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку);
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее).
Отметить:
- сила движений___________________________________________________________
- точность движений_______________________________________________________
- темп движений__________________________________________________________
- координация движений___________________________________________________
- переключение с одного движения на другое__________________________________
Выводы:_____________
Состояние ручной моторики
Упражнения:
Кинестетическая основа движений:
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке);
5 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук);
6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой).
Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы выпрямлены и наоборот);
5 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» ведущей рукой);
6 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» правой рукой, левой рукой).
Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги);
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека);
6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека).
Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую);
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки);
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера).
Отметить:
- точность движений_
- темп движений_
- синхронность движений правой и левой руки_
- переключение от одного движения к другому
Выводы:_____________
Анатомическое строение речевого аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)__ _
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)_ в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус)
г) твердое небо (высокое узкое небо, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)____
д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)__
е) язык (массивный, «географический», маленький)__
ж) подъязычная уздечка (нормальная, укороченная)__
Выводы:_______________________
Обследование мимической мускулатуры
Упражнения:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки);
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки, втянуть щеки);
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть правую, левую щеку; втянуть правую, левую щеку).
Отметить:
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок__________
Выводы:________________________
Состояние артикуляционной моторики
Нижняя челюсть
4 года (открыть и закрыть рот)___
5 – 6 лет (открыть и закрыть рот; подвигать нижней челюстью вправо-влево)_
Губы (под счет 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет).
4 года («Улыбка», «Трубочка»);
5 лет («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка»);
6 лет («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губы).
а) наличие и отсутствие движений_______
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)___
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)____
г) переключение от одного движения к другому___
д) объем движений________
е) точность выполнения_________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)____
з) замены движения_________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)___
Язык
4 года («Лопатка», «Жало», «Качели», «Маятник»);
5 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник»);
6 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник», «Чашечка», «Вкусное варенье»).
а) наличие или отсутствие движений_______________
б) тонус_________________________________________
в) переключение с одного движения на другое________
г) точность выполнения___________________________
д) наличие синкинезий, тремора, саливации___________
Мягкое небо
Произнести звук «а» при широко открытом рте (отметить те же параметры движений)___
Выводы:_____________________________
Состояние просодии
Дыхание
Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_____________________________
Плавность дыхания_____________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_________
Характеристика голоса
Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий)____
Наличие или отсутствие носового оттенка______
Темп (нормальный, быстрый, медленный)______
Ритм (нормальный, дисритмия)________
Выводы:__________________________________
Состояние звукопроизношения
Звуки (Произнесение)гласные АОУИЭЫ
свистящие С СЬ З ЗЬ Ц
шипящие Ш Ж Ч Щ
сонорные М МЬ Н НЬ Л ЛЬ Р РЬ Й
передне-язычные Т ТЬ Д ДЬ
заднеязычные К КЬ Г ГЬ Х ХЬ
губно-зубные В ВЬ Ф ФЬ
губно-губные Б БЬ П ПЬ
Отметить произношение звука изолированно, в словах, в предложениях. Указать пропуски, замены, искажения
Выводы:________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
4 года:
Слова:
Кот_____________________________
Вода____________________________
Стук____________________________
Мост____________________________
Спина___________________________
Банка____________________________
Фантик__________________________
Ступенька________________________
5 лет:
Слова:
Самолет__________________________
Скворец__________________________
Фотограф_________________________
Микстура_________________________
Мотоциклист______________________
Погремушка_______________________
Предложения:
Сестренка развешивает простыни.______
В универсаме продают продукты._______
Мотоциклист мчится на мотоцикле._____
6 лет:
Слова:
Тротуар_____________________________
Градусник___________________________
Фотоаппарат________________________
Экскаватор__________________________
Виолончелист______________________
Регулировщик______________________
Предложения:
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
Регулировщик руководит движением на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Выводы:_________________
Состояние фонематического восприятия
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
4 года:
Па-ба________
ва-ка________
та-да________
ма-ба_______
ня-на_______
ка-га_____
ба-па______
ка-ва______
да-га______
ба-ма_____
на-ня____
га-ка______
Па-ба-па_____
та-да-та_____
га-ка-га_____
са-за-са_____
тя-та-тя_____
ба-па-ба_____
да-та-да______
ка-га-ка______
за-са-за______
та-тя-та___
6 лет:
Са-ша-са_____
са-ца-са______
ча-тя-ча____
ща-ча-ща_
ща-ся-ща_
ла-ля-ла______
ша-са-ша_____
ца-са-ца______
тя-ча-тя______
ча-ща-ча______
ся-ща-ся______
ля-ла-ля_______
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении:
4 года:
Кот – кит
Киска – миска
Дом – дым_
Уточка – удочка_
5 лет:
Мишка – мышка__
Бочка – почка__
Катушка – кадушка
Корка – горка____
6 лет:
Мышка – мошка__
Пашня – башня__
Сова – софа_
Крот – грот_
3. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении:
4 года:
Коза – коса____
Миска – мишка___
Кошка – кочка_____
Малина – Марина___
5 лет:
Речка – репка__
Цвет – свет__
Челка – щелка_
Рейка – лейка__
6 лет:
Лук – люк___
Ель – гель____
Марка – майка_
Плач – плащ__
Выводы:______________
Состояние фонематического анализа и синтеза
4 года (выделение звука [р] из слов):
Майка_____
Шапка_________
Рыба_____
Корова______
Санки______
Пирамидка______
Рак_______
Лимон_____
5 лет (выделение первого гласного в словах):
Астра____
Осень___
Улей____
Иглы_____
Арка_____
Озеро____
Уши_____
Искра____
6 лет:
Определение первого согласного звука в словах:
Мост____
Пол____
Вода___
Дом____
Банка_____
Тапки____
Чайник____
Щетка_____
Определение последнего звука в словах:
Кот_____
Сом_____
Лимон___
Сироп___
Сук_______
Малыш____
Грач______
Лещ_______
Определение последовательности звуков в слове:
Кот_______
Дом_______
Нос_______
Суп_______
Вата_______
Лапа_______
Рыба_______
Шина______
Определение количества звуков в словах:
Нос______
Бык______
Кит______
Ваза________
Батон_______
Банка_______
Выводы:___________________
Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1. Пассивный словарь (объем словаря, точность понимания значения слов):
Существительные:
по сюжетной картине: покажи
4 года (мальчик, девочка, голова мальчика, голова девочки, руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки, дом, крышу дома, машину, колеса машины, собаку, уши медведя, глаза медведя);
5 лет (живот и шею мальчика, живот и шею девочки, окна и дверь дома, кабину и кузов грузовика, туловище и голову медведя);
6 лет (локти и колени девочки и мальчика, пуговицы, воротники и манжеты, фары грузовика, лапы медведя).
по предметным картинам:
4 года (кукла, мишка, машинка, чашка, тарелка, ложка, шапка, куртка, платье, сапоги, ботинки, туфли);
5 лет (кресло, диван, шкаф, капуста, помидор, репа, яблоко, груша, апельсин, петух, гусь, утка);
6 лет (корова, собака, кошка, медведь, лиса, заяц, скворец, ласточка, грач, автобус, самолет, фургон).
Способность к обобщению:
4 года (покажи игрушки, обувь, одежду);
5 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты»);
6 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт»).
Глаголы:
4 года (показать где, девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует);
5 лет (летит, плывет, идет, прыгает, ползает);
6 лет (строит, убирает, продает, покупает).
Прилагательные:
4 года (показать, где большая чашка, а где маленькая; красный шар – синий шар; сладкая еда – кислая; круглый торт – квадратный торт);
5 лет (круглое печенье – квадратное – треугольное – овальное; сладкое – горькое; горячее – холодное);
6 лет (прямоугольная – многоугольная салфетки; молодой человек – старый; веселый – грустный мальчики, высокий – низкий дома).
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных: покажи
4 года
Кот-коты______
Кукла-куклы___
Ведро-ведра___
Груша-груши___
Дом-дома_____
5 лет:
Глаз-глаза______
Стул-стулья______
Лист-листья____
Окно-окна____
6 лет:
Рукав-рукава_____
Пень-пни________
Гнездо-гнезда_____
Перо-перья____
Ухо-уши______
Дифференциация предложно-падежных конструкций:
4 года:
Покажи цыпленка, который стоит в корытце_______
Покажи цыпленка, который стоит на корытце_____
Покажи цыпленка, который стоит у корытца_______
5 лет:
Покажи цыпленка, который прыгает со ступеньки ____
Покажи цыпленка, который гонится за бабочкой _____
Покажи цыпленка, который спрятался под крыльцом _______
Покажи цыпленка, который ходит по крыльцу_________
6 лет:
Покажи цыпленка, который выглядывает из ведра________
Покажи цыпленка, который выглядывает из-за крыльца____
Покажи цыпленка, который выглядывает из-под крыльца _____
Покажи цыпленка, который сидит над корытцем_____
3. Дифференциация форм словообразования (с 5 лет)
Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
4 года:
Стол – столик____
Машина – машинка__
Ведро – ведерко___
5 лет:
Носок – носочек____
Чашка – чашечка____
Окно – окошечко___
6 лет:
Нож – ножичек____
Рукавица рукавичка____
Одеяло – одеяльце__
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
4 года (показать, где кошка сидит, а где кошки сидят; слон идет – слоны идут);
5 лет (птица летит – птицы летят);
6 лет (мальчик читает – мальчики читают, девочка ест – девочки едят).
Дифференциация глаголов с различными приставками:
4 года (показать, где девочка наливает воду в чашку, а где выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы);
5 лет (птица, которая вылетает из клетки – влетает);
6 лет (мальчик, который переходит дорогу, перебегает, подбегает к дому).
4. Понимание отдельных предложений и связной речи:
Предложения:
4 года:
Мальчик поздравляет девочку_______
Девочка поздравляет мальчика______
5 лет:
Собака бежит за мальчиком________
Мальчик бежит за собакой________
6 лет:
Бабочка, которая сидит на распустившемся цветке_________
Бабочка, которая сидит еще на не распустившемся цветке_____
Вопросительные предложения по сказке:
4 года («Репка»):
Что посадил дед? Покажи.______
Кто стал репку тянуть? Покажи.____
Кого позвал дед? Покажи и т.д.______
5 лет («Колобок»):
Что испекла бабка? Покажи._______ _
Кого встретил колобок в лесу? Покажи.____
Кто съел колобка? Покажи._____
6 лет («Теремок»):
Что стоит в поле? Покажи.____
Кто прибежал первым к теремку? Покажи.____ _
Кто потом поселился в теремке? Покажи._____
Кто сломал теремок? Покажи.______
Выводы:___________________
Исследование состояния экспрессивной речи (лексики и грамматического строя речи).
1. Активный словарь.
НАЗВАТЬ по 4-5 имён существительных по предложенным тетам.
НАЗВАТЬ обобщающие понятие по предложенным картинкам.
4 года:
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
5 лет:
Овощи
Фрукты
Птицы_
Мебель
Ягоды_
Насекомые_
Животные
Транспорт
Существительные обозначающие части тела, части предметов: НАЗВАТЬ (по картинкам)
4 года:
Части тела: ноги, руки, голова, глаза, уши.
Части предметов мебели: спинка стула, сиденье стула, ножки.
Части автомобиля: кузов, колеса.
5 лет:
Части тела: нос, рот, шея, живот, грудь.
Части одежды: рукав, воротник, пуговица.
Части автомобиля: кабина, руль.
6 лет:
Части тела: локоть, ладонь, висок, затылок.
Части одежды: манжета, петля.
Части автомобиля: фары, мотор.
Исследование глагольного словаря:
4 года:
Что делает мальчик? (Ест)______
Что делает девочка (Спит)______
Что делает птица? (Летит)______
Что делают рыбки? (Плавают)___
Что делают машины? (Едут)_____
5 лет:
Кто как передвигается?
Птицы________
Рыбы_________
Змея_________
Лягушка______
Кто как кричит?
Кошка__________
Собака__________
Корова__________
Петух___________
6 лет:
Кто какие звуки издает?
Ворона_________
Кукушка_______
Волк____________
Лошадь_________
Овца (блеет)_____ _
Кто что делает? (с использованием названий профессий)
Врач_______
Учитель_____
Продавец_____
Швея________
Маляр____
Форма предметов:
4 года:
Мяч какой?___________________
Платок какой?_________________
Солнце какое?_________________
Печенье какое?________________
Косынка какая?________________
Огурец какой?_________________
Руль какой?___________________
Окно какое?___________________
Флажок какой?________________
Слива какая?__________________
Салфетка какая?_______________
Подбор антонимов (с 6 лет):
Большой_____________________
Длинный_____________________
Высокий_____________________
Широкая______________________
Добро________________________
Друг_________________________
Горячий______________________
Легкий_______________________
Поднимать____________________
Давать________________________
Покупать_____________________
Много________________________
Близко_______________________
Полный_______________________
2. Состояние словоизменения
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
4 года:
Стол – столы__
Кот – коты____
Дом – дома____
Кукла – куклы____
Окно – окна_____
Глаз – глаза_____
Рот – рты______
Река – реки____
Ухо – уши_____
Кольцо – кольца___
Лист – листья____
Лев – львы______
Стул – стулья____
Воробей – воробьи___
Дерево – деревья____
Пень – пни___
Употребление формы Р.п. мн.ч. существительных:
5 лет:
Шар-шаров_____
Ложка-ложек____
Ключ-ключей______
Береза-берез____
Окно-окон______
Лист-листьев____
6 лет:
Книга-книг___
Карандаш – карандашей_
Лист – листьев____
Вилка – вилок____
Ведро – ведер
Согласование прилагательных с существительными в единственном числе:
4 года:
Красный мяч____
Синяя шапка____
Желтое ведро____
Оранжевый апельсин__
Голубая бабочка___
Белое блюдце____
Фиолетовый колокольчик__
Серая ворона___
Розовое платье____
Употребление предложно-падежных конструкций:
4 года:
Где стоит ваза?__ _
Где лежат фрукты?_
У кого мячик?___
Где сидит снегирь?
Где стоит машина?__
У кого кукла?_
Где стоит коза?____
Где едет машина?__
Где лежит мяч?____
Где летает бабочка?_
Откуда вылетает птичка?_
Откуда прыгает котенок?___
Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
4 года:
Два кота – пять котов__
Две машины – пять машин_
5 лет:
Два мяча – пять мячей__
Две розы – пять роз__
Два окна – пять окон__
Два пня – пять пней_
Два воробья – пять воробьев__
Два ведра – пять ведер_
3.Состояние словообразования:
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
4 года:
Стол – столик___
Чашка – чашечка_
Сумка – сумочка__
Ведро – ведерочко____
Носок - носочек__
Забор-заборчик___
Лента-ленточка___
Окно-окошечко _
с 6 лет:
Изба-избушка___
Кресло-креслице___
Крыльцо-крылечко__
Палец - пальчик___
Образование названий детенышей животных
с 4 лет:
У кошки___
У утки____
У лисы___
У слона____
с 5 лет:
У зайца_____
У волка______
У медведя____
У белки___
У козы____
У коровы____
У собаки____
У овцы___
У лошади__
Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):
Относительных (из чего сделано):
Стол из дерева_____
Аквариум из стекла__
Крыша из соломы__
Стена из кирпича__
Шапка из меха___
Носки из шерсти______
Сапоги из резины_____
Крепость из снега_____
Лопатка из металла___
Сок из яблок____
Притяжательных (чей? чья? чьё?):
Кофта бабушки____
Газета папы____
Хвост зайца____
Сумка мамы____
Берлога медведя____
Гребень петуха______
Образование приставочных глаголов:
Что делает мальчик? (выходит, входит, переходит).
Образование глаголов совершенного вида:
Девочка строит домик.
Девочка построила домик
Мальчик красит вертолет.
Мальчик покрасил вертолет.
4.Состояние связной речи
4 года (пересказ):
Котенок.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Вопросы:
Кто жил у Кати?
Катя любила котенка?
Чем она поила котенка?
Что любил делать котенок?
План пересказа:
Сначала расскажешь, кто жил у Кати.
Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила.
И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок.
5 лет:
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Вопросы:
Куда собрался Илюша?
Как он собирался?
Что он сделал, когда пришел к реке?
Кого он поймал сначала, а кого потом?
Что сварила мама Илюше?
План пересказа:
Сначала расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался.
Потом ты расскажешь, что он делал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом.
И наконец, ты расскажешь, что сварила мама Илюше.
6 лет (составление рассказа по серии сюжетных картин).
Вывод:___________
Логопедическое заключение
_____________________________
Фамилия, имя:
Класс:
Дата рождения, возраст:
Домашний адрес, телефон:
Дата зачисления на занятия:
Дата рождения:
Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук [р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учит стихи.
Обращались ли ранее к логопеду, эффективность заня тий: посещал логопедические занятия в поликлинике (по ставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу не попал, болел).
Реальная успеваемость по русскому языку (к моменту обследования): неудовлетворительно (2-й класс).
Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.), токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение, асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8-9 бал., гр. здор.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого развития:
лепет - в 6 месяцев; первые слова - к 2 годам; фразовая речь - после 3 лет; речевая среда - удовлетворительная.
Состояние слуха: в норме.
Состояние зрения: в норме.
Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.
Состояние общей моторики: двигательная неловкость, медлительность, нарушение координации движения, чувства ритма.
Состояние мелкой моторики: движения рук неточные, пробы Хеда почти не выполняет, тонус рук снижен, на рисунках линии неровные, прерывистые.
Ведущая рука: правая.
Состояние артикуляционного аппарата (строение и под вижность):
губы - большой величины, движения губами выполняет не в полном объеме;
зубы - крупные, неровные, сменные, верхние резцы большого размера, перекрывают нижние;
прикус - прогнатия;
язык - массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается легкий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гиперсаливация;
подъязычная связка - укорочена;
твердое нёбо - высокое, готической формы;
мягкое нёбо - подвижное.
12. Характеристика речи.
Понимание речи: обращенную речь понимает, выпол няет задания по словесной инструкции.
Общая характеристика речи (запись беседы): называ ет имена матери, отца, не знает своего отчества и отче ства родителей. Домашний адрес: «102 - 7» (не знает назва ния улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о сво их домашних занятиях. С интересом рассказывает о видах транспорта, марках машин. Ответы односложные, тему са мостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.
Словарный запас (количественная и качественная ха рактеристика): объем словарного запаса не соответствует
Библиотека журнала «Логопед»
возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщающие понятия, не знает понятий «дикие и домашние животные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные уборы, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечисляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилагательные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет местоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ составляет только с помощью логопеда.
Грамматический строй речи: недостаточно сформи рован.
Тип употребляемых предложений: простые, нерас пространенные.
Количество слов в предложении: 2-3.
Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении имен существительных во множественном числе («окны» - окна, «сома» -- сомы, «ухи», «ухов» - уши, ушей, «ремнев, реме- ней» - ремней и т.д.). Нарушение согласования числитель ных с существительными; ошибки в падежных окончаниях существительных и прилагательных единственного и мно жественного числа, в употреблении предлогов.
Характеристика звукопроизношения: нарушение зву- копроизношения полиморфного характера - ротацизм (ве лярное [р], [р"], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнем положении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч], [щ]), смешение [с] -- [ш], [з] -- [ж].
12.9. Фонематический слух: недостаточно сформирован. Смешение свистящих - шипящих, твердых - мягких звуков. Ошибки в повторении серии слогов: са-са-за - «са-са-са», са- са-ша - «сша-ша-ша», па-ба-па - «па-па-па», да-да-та-та - «та-та-да» и т.д. Ошибки в употреблении с лов-паронимов.
Уровень сформированности навыков звукобуквенно- го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый глас ный звук в словах, первый согласный - называет весь пер вый слог; не анализирует звукобуквенный состав простых слов типа СГС, СГ-СГ.
Воспроизведение слов сложного звукослогового со става: с ошибками. При повторении слов, сложных по структу ре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги; отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» - аквариум, сковорода, пропеллер.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
Темп речи: замедленный.
Внятность речи: неразборчивая, звуки произносит нечетко.
Характеристика дыхания: дыхание грудного типа, поверхностное. При увеличении темпа речи отмечается дискоординация речи и дыхания.
Проявление заикания: не заикается. Иногда повто ряет первый слог в словах, сложных по структуре или се мантике.
Письмо (наличие и характер специфических оши бок) - 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв и слогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(- ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, сме шение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу- (о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных: усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф), скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку- стическому сходству: «пчицы» - - птицы, «звет» - - цвет, оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п), ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: на дачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.
Чтение (уровень сформированности навыка чтения): 1 класс - не читает; 2 класс - способ чтения побуквенно- слоговой, ударение - с ошибками.
Темп чтения - низкий; понимание прочитанного - неполное.
Наличие специфических ошибок: чтение механи ческое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может най ти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропус ки букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, сме шение оптически сходных букв, аграмматизмы.
13. Краткая психолого-педагогическая характеристика уча щегося: контакту доступен.
Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное восприятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объеме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас све дений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.
14. Заключение логопеда.
Библиотека журнала «Логопед»
класс: дизартрия (минимальные проявления), общее не доразвитие речи (III ур.).
класс: нарушение чтения и письма, обусловленное об щим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией (минимальные проявления).
Дата обследования Подпись
Приложение 4
Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Группы обучающихся |
Предельная наполняемость (чел.) |
|
Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе |
Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности |
|
С общим недоразвитием речи (ОНР) | ||
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) | ||
С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выраженным общим недоразвитием речи | ||
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи | ||
Заикающиеся | ||
С недостатками произношения отдельных звуков |
Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.
Приложение 5
Примерное тематическое планирование логопедических занятий
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Окончание табл.
Приложение 6
Консультации и методическая работа
Речевая карта
1.Фамилия, имя, возраст Иванов Иван, 7 лет
2.Школа - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
3.Домашний адрес ул. Гайдара 24-16
4.Дата зачисления на логопедический пункт 15.09.2017
5.Успеваемость / к моменту обследования/ не аттестован
6.Жалобы учителей и родителей Со слов учителя: на уроке малоактивен, стесняется говорить.
Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
7.Заключение психиатра без патологии
8.Состояние слуха без патологии
9.Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2 – 2,5 годам, фразы к 4 – 5 годам. Речь непонятна окружающим.
10.Состояние артикуляционного аппарата /строение, подвижность/ Строение – N
Подвижность – с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую
11.Общая характеристика речи / запись беседы, самостоятельных связных высказываний/
В беседе о семье: мама – (Ирина), не знаю (отчества); папа (), не знаю (отчества); Бран зовут (Игорь); На работе (про маму);Кем работает папа (не знаю);
а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика)
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг(вода),графин(бутылка),шофер (вместо машиниста),часовщик, крановщик(не знает),почтовиха(вместо почтальон), стеклещик (стекольщик),мащина(вместо слова транспорт), ботинки(вместо обувь); смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона - ворота
б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов
Карандаши вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу. На деревьев появились первые листочки.
Мн.ч. Им.п. – деревы, глазы, крыли …
Мн.ч. Род.п. – тетрадов, вороткнов, осёл…
Варенье яблочный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.
в) Произношение и различение звуков
1) произношение звуков: отсутствие, искажение , замена и смешение отдельных звуков
2) различение оппозиционных звуков: тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица)
па-ба-ба (N) та-да-да (N) га-ка-ка (N)
за-за-за (жа-жа-за) ча-ча-ча (тя-ча-тя) ча-ча-ча (ча-ща-ча)
ра-ра-ра (ра-ла-ра) за-за-за (за-жа-за) тя-тя-тя (тя-ча-тя)
ща-ща-ща (ща-ча-ча) ща-ща-ща (ща-ча-ча) ла-ла-ла (ла-ра-ра)
3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры)
лигуливат (регулирует), тлансп, штампат (транспорт) , мещанел (милиционер),
зелено-зелено…(железнодорожный), скоровод (экскурсовод), писиный (апельсиновый)
г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа
12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова
Плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук;? – «П»; 2-й звук? – «А»; 3-й звук? – «Ф». назови последний звук? – «А»; назови 1-й звук? – «Т!; назови 3-й звук? – «А».
13.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся.
Воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М -
Печатает отдельные слова типа МАК, МАМА-
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами)
-знает некоторые буквы А, П, М, Т
-знает все буквы, но не читает
-читает по слогам, медленно, монотонно
-пропускает гласные, не дочитывает слова
-искажает слоговую структуру слова
-путает некоторые буквы
б) ошибки при чтении
лист (листья), на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели)
сердитый ветер кужил (кружил) их…(по) воздуху.
в) понимание прочитанного
1) с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов
2) основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом
3)испытывает некоторые затруднения
15.Проявление заикания: не заикается
16.Краткая характеристика ребёнка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)
Внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.
17.Заключение логопеда
ОНР – III уровня.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопункта)
Логопедический пункт общеобразовательной школы №______________________________
Учитель-логопед_______________________________________________________________
Речевая карта
(образец заполнения на ребенка с ОНР)
1 . Фамилия, имя, возраст: ________________________________________________
- Школа ____________________________, класс ____________________
- Домашний адрес ___________________________________ телефон __________
- Дата зачисления на логопедический пункт _______________
- Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года
- Жалобы учителя или родителей (законных представителей): Со слов учителя : на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов матери : говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
- Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
- Состояние слуха проверяется при необходимости .
- Данные о ходе развития речи : Со слов матери : слова появились к 2-2,5 годам, фразы – к 4-5 годам. Речь непонятна окружающим.
- Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение – N. Подвижность – с трудом удерживает заданную паузу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
- Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельность связных высказываний): В беседе о семье ответы ребенка могут быть следующие: !Ваня», «Маму зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос – кем работает?), «Не знаю» (про папу).
а) словарный запас : (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и аккустическому сходству). Привести примеры.
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтаивха (вместо почтальона), стеклещик (стекольщик), машина (вместо словаря транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона – ворота и т.д.
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов.
Привести примеры (смотри запись беседы и связного высказывания):
Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
Мн. ч., Им. п. – деревы, глазы, крыли…
Мн. ч., род. п. – тетрадов, вороткнов, осел… варенье яблочный; вода апелисиновый; медведь плюшеный.
в) произношение и различение звуков:
- произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; Р – увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек – ларек); Ш=Ж (нижние); Ш=С; Ж=З;
- различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселка (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за),
ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ащ-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
- воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры):
лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт); зелено-зелено… (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
г) темп и внятность речи : речь невнятная, замедленного темпа.
- Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук? – «П». 2-й звук? – «А». 3-й звук? – «А». Назови последний звук. – «А». Назови 1-й звук. – «Т». Назови 3-й звук. – «А».
- Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты: 1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
- Чтение :
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами). Варианты:
- знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
- знает все буквы, но не читает;
- читает слоги и односложные слова;
- читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитанные слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы;
б) ошибки при чтении : лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели). сердитый ветер кужил (кружил) их… (по) воздуху.
в) понимание прочитанного. Варианты:
- с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;
- основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
- испытывает некоторые затруднения.
- Проявление заикания : не заикается .
А) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т. п.);
б) сформированность языковых средств;
в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)
г) адаптация к условиям общения.
- Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям
(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пониженнная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.
17. Заключение учителя-логопеда. Варианты: 1 ) НВОНР; 2) ОНР II – III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).
Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).
Памятка для логопеда
по заполнению речевой карты
Анамнестические данные
Перенесенные заболевания – пневмония, простуда, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.
Слух – норма, снижение слуха.
Сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы
Выводы:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий; Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширений инструкций, уточнение вопроса, подсказка); Большинство заданий не выполняется; Не выполнение.
Связная речь
Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.
Пересказ:
Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. ()
Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала в окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты (По)
Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как и Шарик. ()
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец некрасивое, колючее платье!» «Правда, отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?»
Вместо ответа зайчик только вздохнул. ()
У Вари был Чиж в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу
Пора тебе, чиж, петь.
Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. ()
Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. (По)
Вывод:
- Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание теста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; Пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания; Пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений; Пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; Пересказ даже по вопросам не доступен.
Рассказ по серии картин
Вывод:
- Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ: имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов; Раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла связности рассказа; Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов, действий. Рассказ недоступен.