Рецензия на статью по педагогике высшей школы. Примерный план рецензии

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Сейчас очень многие люди сталкиваются с проблемой написания рецензии. Особенно часто эта потребность возникает у студентов и научных сотрудников. Зачастую рецензии путают с отзывами. Это большая ошибка, так как эти две формы высказывания мнения относительно какого-либо труда имеют принципиальные различия. Незнание этих нюансов чревато проявлением невежества и безграмотности со стороны автора. Но стоит отметить, что рецензия - это не сочинение на вольную тему. Она имеет четкий план и должна иметь определенное содержание. Об этих и многих других нюансах написания работ в данном жанре и пойдет речь в статье.

Что такое рецензия

Слово "рецензия" (recencio) с латинского языка переводится как "обследование, осмотр". Термин закрепился в литературе на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.

Рецензия рассматривается как один из жанров критики в литературе. Но несмотря на свою кажущуюся однозначность, она делится на несколько основных видов.

Основные виды рецензии

1. Рецензия может быть написана в виде эссе. Автор в этом случае описывает свое впечатление от прочитанной книги. Но таким слогом не может быть написана рецензия на - отзыв о каком-то художественном литературном произведении. Эссе чаще всего пишется в форме лирического размышления.

2. Публицистическая или критическая статья небольшого размера также может быть представлена как Пример такой работы можно встретить в научных журналах, где обсуждаются актуальные литературные и общественные проблемы.

4. Развернутая аннотация чаще всего используется как рецензия на статью. Пример такой формы обязательно должен содержать информацию о смысле произведения, особенностях написания, а также об основных достоинствах и недостатках работы.

5. Последним видом этого жанра является экзаменационная рецензия, которая пишется студентом для оценки степени понимания им какого-либо труда. Это может быть рецензия на статью. Пример написания можно найти в учебнике.

Поскольку рецензия является научным или литературным трудом, она должна содержать в себе определенные части.

Что должна включать в себя рецензия

1. Подробное описание предмета анализа. Обязательно с указанием жанра, автора и основных характеристик работы, таких как стиль, объем и использованные методы анализа (если речь идет о научной статье).

3. В рецензии указывается основная мысль данного произведения. То есть то, что именно автор хотел сказать в своей работе.

4. Рецензия обязательно должна содержать краткое описание работы. Рецензент обязан дать общую характеристику труду с указанием его ключевых моментов.

5. Недоработки также должна отметить рецензия на статью. Пример: недостаточное количество или использование неактуальных данных и др.

6. И в конце рецензии обязательно необходимо сделать выводы. Они должны быть краткими и однозначными. Выводы должны содержать информацию о научной или художественной ценности работы.

Чем отличается рецензия от отзыва

Очень часто рецензию путают с отзывом. Но это неправильно, ведь эти два жанра имеют существенные различия. Рецензия обязательно должна содержать в себе все вышеуказанные пункты. В то время как отзыв - это лишь короткая характеристика работы без детального её анализа. Отзывы встречаются гораздо чаще, чем рецензия к статье. Пример отзыва - это краткое описание, которое приводится в конце или в начале любой книги. Целью его является лишь выделение основной идеи произведения и его краткое описание.

Как пишется рецензия на статью

Достаточно часто возникает вопрос: "Как пишется рецензия на статью?" можно найти в научных журналах, но, тем не менее, для правильного составления необходимо знать основные принципы и нюансы ее написания.

Самое главное правило, которое должен усвоить каждый рецензент, - это то, что рецензия должна всегда быть обоснованной и аргументированной. Прочитавший какое-либо произведение читатель (неважно, научное или художественное) может просто выразить свою мысль словами "нравится" ли "не нравится", "верю" или "не верю". Рецензент же свое мнение обязательно должен подкреплять аргументами.

Если рецензент выдвигает гипотезу, противоположную мнению автора, он обязательно должен её обосновать. Но важно помнить, что рецензия - это лишь короткий анализ статьи или книги. В такой работе недопустимы отвлеченные суждения о других статьях, книгах и прочее. В рецензии отмечается лишь мнение относительно данной работы.

Рецензирование – это процедура, которая служит для статей своеобразным фильтром. От нее во многой степени зависит, будет ли напечатана статья, или нет. Поэтому прежде, чем понять, как написать рецензию на статью, необходимо ознакомится с некоторыми ее видами:

  1. Эссе. По сути, такая рецензия является описанием впечатления от литературного произведения.
  2. Публицистическая или критическая небольшая статья также может выступать в качестве рецензии. Примеры таких рецензий можно увидеть в научных журналах, где обсуждаются актуальные общественные и литературные проблемы. Почитав их, можно понять, как написать рецензию на статью из журнала.
  3. Авторецензия – представляет изложение сути работы самим автором.
  4. Развернутая аннотация – самый распространенный вид рецензий к статьям, о котором стоит поговорить подробнее.

Как написать рецензию на научную статью?

Так как рецензия является по своей сути научным и литературным трудом, она должна быть оформлена в соответствии с определенными правилами. Если вы не знаете, как правильно написать рецензию на статью, учтите, что она должна включать следующую информацию:

  1. Полное название статьи, а также данные об авторе (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность).
  2. Краткое описание проблемы, раскрытой в научной статье.
  3. Насколько актуальна данная для общества.
  4. Главные аспекты, которые автор внес в статью.
  5. Рекомендации рецензата, необходимые для публикации в научном издании.
  6. Данные рецензата (фамилия, имя, отчество, должность и место работы, ученая степень).
  7. Подпись и печать рецензата.

Как написать рецензию на научную психологическую статью - пример

  • Насколько удачно аннотация резюмирует статью, изложенные проблемы, методы, результаты и важность? Например, может оказаться, что в аннотации описывается тема фармацевтического исследования, после чего сразу идут результаты без детального рассмотрения методов изучения.
  • Введение задает структуру всей статьи? В нем четко изложены основные моменты? Грамотное введение позволяет получить четкое представление о том, чего следует ждать от последующих разделов. В нем может содержаться проблема и предположение, кратко описываться все методы исследования, а также сообщаться, удалось ли подтвердить изначальное предположение.

Оцените ссылки и обзор литературы в статье. Большинство журнальных статей содержат обзор существующей литературы по теме, а в тексте приводятся ссылки на предшествующие научные работы. Определите надежность источников, на которые ссылается автор, уровень рассмотрения других работ и владения темой. Автор анализирует авторитетные работы или просто перечисляет известные фамилии?

  • В случае необходимости изучите тексты, на которые ссылается автор статьи, чтобы как можно лучше разобраться в существующей литературе по данной теме.
  • Хороший обзор литературы содержит такие утверждения: "В авторитетном исследовании 2015 года Смит и Джонс продемонстрировали успешность лечения для мужчин и женщин. При этом они не изучали результаты и безопасность применения данного метода для детей и подростков. Этот вопрос станет главной проблемой данной статьи".
  • Изучите методы. Задумайтесь: “Данные методы являются разумными, приемлемыми подходами к решению проблемы?”. Представьте другие возможные способы подготовки к эксперименту либо составления структуры исследования, а также укажите возможные усовершенствования, которые могли быть использованы авторами.

    • Например, можно отметить, что субъекты данного медицинского исследования не являются репрезентативной выборкой населения.
  • Оцените способ представления данных и результатов в статье. Определите эффективность всех таблиц, схем, условных обозначений и других наглядных средств. Оцените грамотность изложения и толкования полученных данных в разделах результатов и обсуждения. Насколько полезны либо неуместны таблицы и схемы?

    • Например, может оказаться, что в таблицах содержится много хаотичных данных, которые никак не проанализированы в тексте статьи.
  • Рассмотрите ненаучные доказательства и анализ данных. В случае с гуманитарной темой статьи оцените, насколько грамотно изложены факты, призванные подтвердить утверждение. Насколько актуальны такие доказательства? Автор убедительно истолковал и проанализировал приведенные факты?

    Рецензии

    Рецензия

    на статью «Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе» Палецкой Т.В.

    Соловьёв Сергей Серафимович канд. пед. наук, доцент, профессор, действительный член (академик) и вице-президент Международной общественной академии Экологической Безопасности

    и Природопользования ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева», г. Москва

    Актуальность темы. В работе освещена проблема профессиональной адаптации и становления педагогов. Описана специфика подготовки будущих педагогов в вузе, ориентированная на развитие педагогических способностей.

    По мнению рецензента, действительно на современном этапе развития профессионального образования остается актуальной проблема системного формирования педагогических способностей будущих педагогов. Согласно статистике, количество выпускников, получивших диплом педагога уступает лишь численности юристов и медиков . Несмотря на то, что в последние годы наблюдается приток молодых педагогов (по сообщению министра образования и науки России О.Ю. Васильевой, в 2017 учебном году в 59 регионах России их приток составил 5-10%) потребность образовательных учреждений в специалистах остается достаточно высокой...

    Автор статьи раскрывает читателям различные виды противоречий и проблем «.сложности адаптации и профессионального становления молодых педагогов, поскольку процесс формирования и развития профессионально значимых качеств - сложен, зависит от совокупности факторов и условий образовательного процесса».

    Рецензент согласен с мнением автора, что, «.. решать обозначенную проблему необходимо путем ориентирования студентов педагогического вуза на понимание, принятие и исследование красоты и полифункциональности педагогической деятельности. С одной стороны, предполагающей научное, методическое и психолого-педагогическое знание, нацеленность на творческое решение профессиональных задач с другой, готовность к самопознанию, самосовершенствованию, накоплению опыта, к кропотливой, ежедневной работе требующей внимания к мелочам, наблюдения и детального анализа».

    Вполне понятно, что «.понимание и принятие педагогической профессии будущими педагогами, во многом определяется целенаправленной работой преподавателей вуза по развитию их педагогических способностей на протяжении всего обучения». Известно, что, - педагогические способности относят к специальным способностям и чаще всего определяют как совокупность таких индивидуально психологических особенностей и профессионально значимых качеств

    педагога, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности . В соответствии с классификацией В.А. Крутецкого, - группа педагогических способностей включает: дидактические, речевые, академические, перцептивные, коммуникативные и организаторские способности.

    Заслуживает внимания опыт работы данного преподавателя, который в качестве примера, - берет, -систему заданий по развитию данной группы способностей на материале дисциплины «Педагогика: введение в педагогическую деятельность». Отбор и систематизация заданий основаны на двух подходах: личностном (самопознание, самосовершенствование) и деятельнос-тном (формирование системы компетенций, как наперед заданных профессиональных требований).

    Научно-исследовательская работа автора статьи осуществлялась на основе использования: 1) дидактических способностей слушателей; 2) речевой способности слушателей; 3) академической способности слушателей; 4) перцептивной способности слушателей; 5) коммуникативной способности слушателей; 6) организационной способности слушателей. При чем по каждому из указанных направлений способностей разработаны интересные и содержательные задания, выполнение которых делает успешными слушателей. Например, организаторские способности позволяют осуществить педагогический замысел, поддерживать внимание, интерес, ситуацию успеха у обучающихся и снижать напряженность и усталость всех участников педагогического взаимодействия.

    Мы, поддерживаем творческие поиски преподавателя, так как, - действительно, - «создание условий для развития педагогических способностей студентов вуза требует системной работы на протяжении всего обучения. Данный процесс, предполагает опору на личностный и деятельностный подходы, на накопление теоретических и практических представлений студентов о природе и характере будущей профессиональной деятельности».

    Считаю, что данная статья будет весьма полезна особенно молодым педагогам, начинающим свою педагогическую карьеру, для активизации различных способностей у слушателей...

    Статью канд. пед. наук, доцента Т.В. Палецкой на тему «Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе» целесообразно рекомендовать к публикации в научном журнале «Интерактивная наука».

    Интерактивная наука | 10 (20) 2017

    Студенты и аспиранты для успешной аттестации публикуют статьи. Хотя рецензию должны писать руководители или сторонние рецензенты, нередко они не хотят тратить на это свое время, и тогда сам учащийся вынужден разбираться, как писать рецензию на статью.

    Назначение рецензии на научную статью

    Если статья планируется к публикации в рецензируемом журнале, она обязательно должна сопровождаться рецензией человека, имеющего ученую степень по специальности, связанной с тематикой статьи. Это своеобразный «знак качества». В некоторых журналах рецензия требуется на все статьи без исключения, в других - только на написанные студентами и аспирантами (если автор сам имеет ученую степень, рецензию не запрашивают).

    Определение 1

    Рецензия - это не в полной мере самостоятельное произведение, а некий вторичный продукт, создаваемый на основе рецензируемой статьи.

    Чтобы написать грамотную рецензию, необходимо:

    • Внимательно ознакомиться с рецензируемой статьей.
    • Найти и изучить образец рецензии на научную статью (лучше - для журнала ВАК, поскольку там предъявляют более строгие требования к рецензиям, и качество такого образца будет выше).
    • По примеру рецензии на статью ВАК сделать свою рецензию (содержащую оценку нужной статьи).

    Что должна содержать рецензия на научную статью

    По сути рецензия представляет собой отзыв. Рецензия может писаться на любое произведение - книгу, спектакль, фильм. Рецензия на научную статью имеет несколько отличительных особенностей:

    • Стиль рецензии должен соответствовать стилю статьи - быть научным, а не художественным.
    • Рецензирование научной статьи производится до публикации и содержит мнение о том, стоит ли ее вообще опубликовывать.

    Рисунок 1. Пример рецензии на научную статью

    Хотя правила написания рецензии на статью по ГОСТу не определены, существуют общепринятые основные компоненты рецензии:

    • Тезисный анализ статьи. Человеку, который не читал статью, должно стать понятно, о чем она, какой позиции придерживается автор.
    • Оценка новизны - предлагается ли в статье что-то принципиально новое, или систематизируются имеющиеся точки зрения, или просто повторяются чужие изыскания.
    • Оценка качества содержания статьи, глубины исследования материала.
    • Оценка соблюдения требований к оформлению - требования к оформлению различаются для разных журналов, поэтому рецензент должен учитывать, где планируется публикация.
    • Современность и актуальность статьи (и использованных в ней материалов).

    Пример 1

    Если статья по юриспруденции (не исторического характера) опирается на уже не действующее законодательство, она не будет представлять ценность.

    • Значимость статьи для науки и практической деятельности.
    • Заключительная оценка - следует ли опубликовать статью или отказать в публикации.

    Примерный план рецензии на статью

    Рецензия на научную работу может быть написана по следующему плану:

    1. Сведения об авторе статьи, ее название.
    2. Тезисное освещение содержания статьи.
    3. Оценка актуальности выбранной темы (можно опираться на обоснование актуальности из самой статьи).
    4. Оценка, являются ли научные изыскания значимыми. Если признается их значимость, то конкретно - где могут применяться на практике, какие перспективы для дальнейших исследований открывают.
    5. Мнение о целесообразности принятия статьи к публикации.
    6. Сведения о рецензенте - фамилия, имя, отчество, ученая степень и научное звание, место работы и должность.

    По этому плану может осуществляться и написание рецензии на статью в журнале ВАК. Важно, что рецензия должна быть объективной, указывать как на сильные стороны статьи, так и на ее недостатки.

    Замечание 1

    Если в рецензии не отмечено ни одного отрицательного момента, это может вызвать подозрения либо в предвзятости рецензента, либо в его невнимательности.

    Типичный для рецензии объем - около 4000 символов без пробелов.

    Шаблоны фраз для рецензии на статью

    Рецензия на статью (особенно ВАК) должна быть стилистически грамотна. Для соблюдения научного стиля текста целесообразно использовать такие обороты:

    • В данной статье автор освещает проблему…
    • Рассмотренная автором проблема…
    • В ходе анализа рецензируемой работы…
    • Работа выполнена на высоком уровне…
    • Автор продемонстрировал глубокое изучение…
    • Из рецензируемой работы следует…
    • Автор рецензируемой статьи делает выводы…
    • Рассматриваемая статья представляет собой пример…
    • Необходимость написания статьи по проблематике … вызвана состоянием …
    • Автором статьи применены нестандартные и инновационные методы исследования…
    • Высказанная автором статьи позиция является спорной…
    • Теоретическая значимость статьи заключается в том, что…
    • Практическая значимость статьи связана с тем, что …
    • Автором достаточно подробно изложены …
    • Автор справедливо отмечает, что…
    • Перечень использованных автором источников содержит…
    • Статья рекомендована к публикации в журнале…
  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «lenew.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»