Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ. Родителям и учителям! Что такое инклюзивное образование Роль родителей в инклюзивном образовании

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

«Современная семья и инклюзивное образование»

Сопровождая семью, воспитывающую ребёнка с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребёнка и общении с ним.

Целью такой работы с семьёй является:

  • научить родителей воспринимать собственного ребёнка с ограниченными возможностями, как человека со скрытыми возможностями;
  • помощь близким взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды;
  • оказание помощи в поиске духовной поддержки;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
  • помощи в поиске адекватных способов преодоления трудностей, скрытых ресурсов;
  • формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми;
  • оказание информационную поддержку;
  • создание программ совместной деятельность педагогов, детей и их родителей;
  • пребывание родителей на занятиях, режимных моментах в удобное для них время.

Направления, формы и методы приемлемые для работы с семьёй.

Направления работы:

Направление

Примечания

Образовательное

  • помощь родителям в обучении и воспитании,
  • помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение,
  • помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.

Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое

  • социально-психологическая поддержка и коррекцию, которая с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.

Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным

Посредническое

  • помощь в организации, координации и информировании:
  • организация заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.);
  • координация направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки
  • информирование направлено на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Методы работы:

Метод

Убеждение

Помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Наблюдение

Помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.

Беседа

Один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы работы:

Форма

работа с конкретной семьей

Непосредственная

  • педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;
  • встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
  • интервьюирует родителей о потребностях проблемах и ресурсах;
  • спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);
  • отвечает на вопросы родителей;
  • наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
  • демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем;
  • родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания.

Опосредованная

  • информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, например каждую неделю или две;
  • домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;
  • результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах, (например, раз в полгода);
  • педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей;
  • контакты по телефону;
  • родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;
  • родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
  • рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
  • родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.

работа с группой родителей

Непосредственная

  • встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  • организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
  • организация специального курса для родителей по той или иной темах тике;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.

Опосредованная

  • предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;
  • выдача родителям книг на дом;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
  • организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.

Развитие контактов между семьями

  • педагог может способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей;
  • организовать посещение опытными родителями семей, где появился ребенок, нуждающийся в помощи;
  • помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителям;
  • приглашать отцов для помощи в работе по починке или наладке чего-либо;
  • добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школы;
  • помогать родителям в организации клубов по интересам и мероприятий для детей;
  • добиваться того, чтобы родители защищали свои права, вовлекались в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка, предоставления услуг.

Необходимо отметить, что форы и методы взаимодействия с семьёй могут быть различными. Всегда нужно помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат зависит от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и семьями, только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребёнка.

инклюзивное образование: отношение родителей и педагогов к инклюзивному образованию

Косикова Л.В.

В предлагаемой статье представлен материал по проблеме инклюзивного образования в нашей стране, анализируются результаты анкетирования родителей и педагогов о достоинствах и недостатках образования детей с ограниченными возможностями вместе с обычными детьми.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее десятилетие в систему российского образования все увереннее внедряется так называемое инклюзивное образование, позволяющее детям-инвалидам обучаться в обычных классах, рядом с обычными ребятами. Термин «инклюзивное» в переводе с английского означает «включенное, вовлеченное». Инклюзивное образование охватывает процесс развития и воспитания ребенка в целом, вовлечение его в социум. Инклюзия - это подход и философия, которая предполагает, что все ученики (и с инвалидностью, и без инвалидности) получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы. Инклюзия - это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

Эксперимент по интегрированному образованию начался более 10 лет назад. Он проходит в 11 регионах России. Администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие задачи:

Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции,

Адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

Компенсация недостатков дошкольного развития;

Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

Социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;

Изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии . Благодаря введению инклюзивной системы

образования у родителей детей с ограниченными возможностями просто появился выбор: отдать ребенка в специальную школу, где с ним будут работать квалифицированные профильные педагоги, или же в обычную, где он, возможно, лучше адаптируется к жизни в обществе.

Инклюзивные школы - очень гибкие в этом смысле, так как позволяют учителям и ученикам получать доступ к необходимой поддержке и услугам, тогда и там, где это необходимо. Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа - это способы, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей,

способствовать тому, чтобы дети с инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.

Исследования показывают, что между обычными детьми и детьми-инвалидами в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба поможет им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами.

Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире - он находится в изоляции от социума. Дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой. Инклюзивный подход означает, что учителя оказывают индивидуальную поддержку всем ученикам, но при этом какие-то группы учеников не отделены от других.

Можно утверждать, что проблема инклюзивного обучения является сложной, многомерной, включающей много составляющих. Следует указать на социальные трудности, заключающиеся в преодолении распространенных предрассудков и педагогических стереотипов, и организационные, связанные с созданием так называемой безбарьерной среды, обеспечения не только эффективного, но и экономного пути развития образования детей с ограниченными возможностями. Особую актуальность приобретают исследования общественного мнения о проблемах образования, представлений школьников, их родителей, учителей о достоинствах и недостатках образования детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения с обычными детьми .

Мы провели исследование отношения родителей и педагогов к проблеме инклюзивного обучения. С этой целью была разработана анкета, содержащая в себе несколько логических разделов, внутри которых вопросы были сгруппированы в определенные блоки. Первый раздел был посвящён уровню знакомства с проблемой инклюзивного обучения,

с моделями обучения и отношению родителей и педагогов к совместному обучению детей с проблемами в развитии и обычных детей.

Вопросы следующего блока были направлены на изучение условий, при которых возможно создание комфортности обучения в модели инклюзии. Необходимые условия исследовались с помощью вопросов:

- «Как Вы думаете, какие специалисты вместе с учителем нужны для обучения учащихся с проблемами в развитии и нарушениями здоровья в обычной школе?»;

- «Как, на Ваш взгляд, должна быть организована работа школы с родителями в условиях инклюзивного обучения?»;

- «Считаете ли Вы, что все дети, несмотря на особенности здоровья, могут участвовать во внешкольных мероприятиях?».

Для того, чтобы оценить, в какой мере педагоги образовательных учреждений подмечают признаки эмоционального благополучия учеников, имеющих проблемы в развитии и состоянии здоровья, им было предложено оценить частоту проявления у детей тревожности, раздражительности, агрессивности, позитивного эмоционального настроя (хорошего настроения), стабильности настроения, острых поведенческих и эмоциональных реакций на эмоционально положительные и эмоционально отрицательные события и ситуации школьной жизни .

Далее исследовалось, насколько соотнесены учебные требования и возможности учеников в своей школе. Родителей и педагогов просили оценить, ответственно ли подходят учителя их школы к тому, чтобы оказывать максимальную помощь каждому ученику, одинаково ли относятся учителя ко всем учащимся в классе, в том числе к тем, кто имеет проблемы в развитии и состоянии здоровья.

Следующий блок вопросов был направлен на изучение представлений родителей и педагогов о достоинствах и недостатках образования детей с ограниченными возможностями в условиях совместного обучения с обычными детьми, трудностей, которые могут встретиться в работе классов инклюзивного обучения, на выявление мировоззренческого отношения к введению инклюзивного образования.

Последний раздел был посвящен сбору информации о родителях (пол, возраст, количество детей в семье) и педагогах (пол, возраст, стаж работы, есть ли опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья).

Всего в анкетировании по желанию приняли участие 50 родителей и 50 педагогов общеобразовательных учреждений г. Ростова-на-Дону. Из них, родители в возрасте от 30 до 50 лет, имеющие в равном соотношении по одному и по два ребёнка в семье, и

педагоги в возрасте от 22 до 60 лет со стажем работы от 5 до 30 лет. 50 % педагогов имели опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а у 50% педагогов такого опыта не было.

На основании анкетирования были выявлены особенности отношения родителей и педагогов к проблеме инклюзивного обучения. Так, знакомы с понятием «инклюзивное обучение» 51 % опрошенных родителей и 88 % педагогов. 56 % родителей считают, то дети с ограниченными возможностями здоровья могут учиться вместе с обычными детьми, причём такое обучение желательно с 1-го по 11-й класс (так считают 65% родителей). Однако, ответы педагогов распределились следующим образом: 62 % положительно относятся к совместному обучению детей с проблемами в развитии и обычных детей, но предпочтение такому обучению отдаётся начальной школе (52 % опрошенных), а за инклюзивное обучение с1-го по 11-й класс высказались 29 % педагогов.

Продолжительность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

родители педагоги родители педагоги родители педагоги

начальная школа

с 1-го по 9-й класс

с 1-го по 11 -й класс

Рис. 1. Оценка родителями и педагогами продолжительности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Ответы родителей свидетельствуют о недостаточной осведомлённости о различных моделях обучения. Напротив, почти половина участвовавших в анкетировании педагогов знакомы с такими моделями обучения, как полная, комбинированная и временная интеграция. Знают о модели инклюзии 39 % педагогов.

Организация инклюзивного обучения предполагает создание определённых условий. Так, большинство родителей и педагогов считает, что для обучения учащихся с проблемами развития и нарушениями здоровья вместе с учителем необходимы педагог-психолог (79 % родителей и 92 % педагогов) и специальный педагог (46 % родителей и 84 % педагогов). Педагоги предлагают включить в этот процесс медицинских специалистов (физиологов, неврологов). Для родителей в школах должны проводиться психологические тренинги (53 % опрошенных родителей) и психологическое консультирование (56 % опрошенных родителей) с целью повышения компетентности в вопросах воспитания и общения с детьми. С точки зрения педагогов, необходимым

условием инклюзивного обучения является организация семинаров и круглых столов для родителей по проблемам социальной защиты детей с нарушениями здоровья и развития, их адаптации к условиям школьной жизни (такое мнение разделяют 65 % учителей). Так же родители и педагоги единодушны в том, что, несмотря на особенности здоровья, все дети могут участвовать во внешкольных, в том числе спортивных мероприятиях. Такое мнение разделяют 67 % родителей и 69 % педагогов, принявших участие в анкетировании.

Результаты оценивания педагогами особенностей эмоционального реагирования детей с ограниченными возможностями здоровья предоставлены в следующей таблице.

Таблица 1

Результаты оценки педагогами эмоциональных характеристик и эмоциональных реакций детей с ограниченными возможностями здоровья

Оцениваемые характеристики эмоционального реагирования Средние суммарные оценки частоты их проявления (в баллах)

Тревожность 3,0

Раздражительность 2,8

Позитивный эмоциональный настрой 2,3

Агрессивность 2,4

Стабильность настроения 2,4

Острые эмоциональные реакции на эмоционально-положительные события 2,9

Острые эмоциональные реакции на эмоционально-отрицательные события 3,2

Примечание: баллом 4 оценивалось постоянное проявление оцениваемого качества, 3 - его проявление в соответствующей ситуации, 2 - редкое проявление, 1 - отсутствие проявлений.

Как видно из приведённых результатов, педагоги оценивают как более часто встречающиеся острые эмоциональные реакции на эмоционально-отрицательные события, а также тревожность и раздражительность. Позитивный эмоциональный настрой, стабильность настроения оцениваются как более редко встречающиеся эмоциональные характеристики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ результатов анкетирования показал, что в целом родители удовлетворены тем, как учителя школы учитывают возможности детей в обучении. 62 % опрошенных считают, что учителя школы ответственно подходят к оказанию максимальной помощи каждому ученику, одинаково относятся ко всем учащимся в классе (41 % опрошенных), а затрудняются ответить на данный вопрос 39 % родителей.

Однако, родители очень осторожны в составлении прогноза относительно влияния инклюзивного обучения на взаимоотношения между детьми. 56 %

родителей затрудняются оценить изменения в отношениях между детьми. В тоже время 50 % педагогов считают, что отношения между детьми в условиях инклюзивного обучения улучшатся.

Среди недостатков инклюзивного обучения участники опроса называют следование модным тенденциям в образовании (18 % родителей и 8 % педагогов) и возможность навредить учащимся с проблемами в развитии и нарушении здоровья, если с ними неграмотно будут организованы занятия (51 % опрошенных родителей и 42 % педагогов). Мнение о том, что обучение станет более эффективным в результате изменений, которое принесёт инклюзивное образование, разделяют 23 % педагогов, принявших участие в анкетировании, и только 10 % родителей.

Результаты анкетирования позволили узнать, как родители и педагоги оценивают возможности инклюзивного образования:

Инклюзивное обучение способствует воспитанию отзывчивости и понимания у детей без инвалидности - 69 % опрошенных родителей и 73 % педагогов,

Инклюзивное образование - это равные возможности для каждого, возможность получить полноценное образование для тех, у кого есть проблемы в развитии - 49 % опрошенных родителей и 81 % педагогов,

Обучение в инклюзивной школе позволит детям приобрести знания о правах человека, что приведёт к уменьшению дискриминации в обществе

33 % опрошенных родителей и 31 % педагогов.

Возможности инклюзивного

"инклюзивное обучение способствует

"обучение в инклюзивной школе позволит детям приобрести знания о правах человека

"инклюзивное образование - это равные возможности для каждого

"обучение станет более эффективным

"инклюзивное обучение - это следование

"неграмотно организованные занятая могут только навредить

Педагоги "Родители

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 2. Результаты оценки возможностей инклюзивного образования родителями и педагогами

По вопросу о том, должно ли инклюзивное образование стать частью нашей культуры, ответы распределились следующим образом:

Согласны с данным утверждением - 51 % опрошенных родителей и 88 % педагогов,

Не согласны - 3 % опрошенных родителей,

Затрудняются ответить - 46 % опрошенных родителей и 12 % педагогов.

Таким образом, результаты исследования отношения родителей и педагогов к введению инклюзивного образования показали следующее.

1. В целом, родители и педагоги выразили положительное отношение к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных детей. 56 % родителей и 62 % педагогов одобряют идею инклюзивного обучения.

2. Большинство родителей считают возможным инклюзивное обучение с 1-го по 11-й класс (65 %), а половина опрошенных учителей (52%) - только в начальной школе.

3. Важным является тот факт, что родители и педагоги понимают необходимость создания определённых условий для совместного обучения детей с проблемами развития и нарушениями здоровья и обычных детей (совместное участие детей во внешкольных и спортивных мероприятиях, психологические тренинги для родителей, совместная работа социального педагога и учителя и т.д.)

4. Некоторые затруднения родители испытывают при оценке влияния инклюзивного обучения на взаимоотношения между детьми (56 % родителей не уверены, как могут измениться эти отношения).

5. Половина опрошенных родителей разделяет мнение о том, что введение инклюзивного образования должно стать частью нашей культуры, немного меньшая часть (47 % родителей) затрудняется при ответе на этот вопрос. Можно отметить, что педагоги придают особую значимость влиянию инклюзивного обучения на наше мировоззрение (88 % участвовавших в опросе педагогов утверждают, что введение инклюзивного образования должно стать частью нашей культуры).

Приведенные факты убеждают, что введение инклюзивного образования не может быть быстрым и решаемым только в рамках общеобразовательной школы. Нельзя не считаться с тем, что значительная часть детей в соответствии с выбором родителей обучается в специальных школах (школах-интернатах). Требуется система мер по обеспечению открытости этих учреждений образования, установлению контактов с обычными школами в целях создания условий для нормального, естественного развития детей с ограниченными возможностями и повышения толерантного к ним отношения .

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г. объявлен

Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне.

литература

1. Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Инте-гративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одарённости. - Ярославль: Академия развития, 2007.

2. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями. - Минск: Национальный институт образования, 2005.

3. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. URL: http://edu.resobr.ru/ subscribe/.

Перспективы инклюзивного образования в последнее время представляют широкий интерес не только для организаторов учебного процесса, но и для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос о том, как решаются проблемы, связанные с совместным обучением «особых» и обычных детей не только в России, но и за рубежом, сегодня особенно актуален. Инклюзивное обучение предполагает, прежде всего, создание условий, оптимальных для получения образования всеми его участниками.

Российское законодательство сохраняет за родителями детей- инвалидов право на принятие окончательного решения о выборе для них определенного типа образовательного учреждения и образовательного маршрута. Такие решения должны приниматься не спонтанно под влиянием эмоций, а с учетом рекомендаций всех специалистов психолого-медико-педагогической консультации. Уважая это право родителей и создавая условия для обоснованного выбора, всем специалистам, включенным в процесс интеграции, необходимо четко представлять те вопросы, которые могут в связи с этим возникнуть: степень адекватности оценки родителями потенциальных возможностей своего ребенка; готовность педагогов массовых учреждений к обучению детей с особыми образовательными потребностями; готовность родителей обычных школьников к совместному обучению в одном классе детей с разными образовательными возможностями; проблема качества образования обычных школьников и детей с ограниченными возможностями здоровья при их совместном обучении; создание условий физического и психического благополучия для всех участников инклюзивного образовательного процесса.

Вопросы, связанные с процессом обучения, решаются специалистами образовательного учреждения, психологом, логопедом и др. Но трудности «особого» ребенка и его семьи, чаще всего, остаются только их трудностями. Не находя решения, они могут приводить к вытеснению такого ученика из образовательной среды и детского коллектива. В результате — пострадавшей стороной может называть себя каждый участник такой инклюзии. Известно, что эффективность воспитания и обучения ребенка непосредственно определяется степенью социально- психологической адаптированности родителей, что предполагает их информированность об особенностях развития собственного ребенка, основных характеристиках качества психического развития и их соответствия возрастным нормам, о роли эмоционально-позитивного об-

щения, игровой деятельности и т.

д. Кроме того, родители «особого» ребенка должны быть ориентированы в основных средствах и способах развивающего обучения, способствующего формированию как навыков самообслуживания, так и социальных навыков.

Болезненное переживание родительской неуспешности, чувства вины перед ребенком, стыда перед окружающими оказывает дезадаптирующее воздействие на родителей и, опосредованно, на ребенка, вызывает ощущение беспомощности, отчаяния и негативную оценку жизненной перспективы в целом. Огромное значение для таких родителей имеет возможность постоянного взаимодействия с людьми, в личном опыте которых подобные трудности встречались и которым удалость научиться не только жить с этими трудностями, но и справляться с ними. Одной из форм организации социальной поддержки является объединение родителей в организации — ассоциации родителей детей-инвалидов. Существуют различные формы их объединения, но цель у них одна — оказание помощи и поддержки семьям, воспитывающим «особого» ребенка.

Для сравнения нами проанализирован опыт подобных родительских объединений в разных странах. В Хельсинки, например, основной формой оперативного обмена информацией является Интернет. Родители могут «повесить» свой вопрос на соответствующий сайт, а другие члены родительской ассоциации могут предложить совет, обменяться информацией или личным опытом. Аналогичным образом распространяется информация о новых подходах к обучению, новинках специальной литературы, рекомендации специалистов и т. д. Организации располагают определенными материальными ресурсами, которые могут быть недоступны отдельной семье. В их распоряжении есть дорогостоящее оборудование и специальные реабилитационные приспособления, которые позволяют родителям либо самостоятельно, либо с помощью специалистов заниматься с ребенком в удобное для семьи время в помещении организации, можно взять эти приспособления в аренду на определенный срок. Зарубежный опыт может быть полезен и нашим родителям детей-инвалидов для более эффективной подготовки своих детей к инклюзивному обучению.

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.

Инклюзия становится реальностью образовательного процесса в России. На доступность получения качественного образования сделан акцент в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов .

Проблемы и перспективы, связанные с инклюзивным образованием, активно обсуждаются как психологами, так и педагогами. Подтверждением этому являются многочисленные научные публикации в отечественной науке (С.В. Алехина, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, И. В. Задорин, В. И. Михалюк, Е. Ю. Колесникова, Е. М. Новикова, А. С. Федоров) и зарубежной (Ferguson D.L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L.) .

ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется, на наш взгляд, на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности .

Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

Совместная учебно-воспитательная деятельности школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

В основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;

Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их

педагогической культуры и активности в воспитании;

Педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;

Опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.

Зачастую, включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников.

Однако в рамках инклюзивного образования задачи школы намного шире:

‒ создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей с разными возможностями усвоения знаний;

‒ осуществлять диагностирование эффективности учебно-воспитательного процесса и социализации детей с ОВЗ на момент школьного обучения;

‒ реализовывать эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивной практики через взаимодействие таких направлений деятельности как диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего и социально-трудового;

‒ способствовать преодолению возможных нарушений эмоционально-личностной сферы посредством включение детей с ОВЗ в успешную деятельность;

‒ постепенно осуществлять повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

‒ охранять и укреплять физическое и психического здоровья детей;

‒ обеспечить социально-трудовую адаптацию школьников с ОВЗ;

‒ способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.

Реализация последней задачи в процессе организации инклюзивного образования является достаточно актуальной поскольку многие родители нормально развивающихся сверстников не желают обучать своих детей вместе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители считают, что ребенок с ОВЗ может причинить вред здоровью их ребенка; что при совместном обучении весь учебно-воспитательный процесс будет носить негативный характер и здоровым детям будет уделяться значительно меньше времени. Однако родители здоровых детей не опровергают возможность создания в обычных школах специальных коррекционных классов, интеграционных мероприятий через совместные праздники и прогулки, совместное общение после занятий в кружках, секциях. .

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Несомненно, инклюзивная образовательная среда формируется квалифицированными специалистами школы - коллективом, но важная роль принадлежит и родителям, участвующим в сотрудничестве. Осуществление процесса инклюзии происходит в условиях реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ. Родителям же может быть предоставлена возможность участия в разработке, согласовании, утверждении индивидуальной программы на своего ребенка, обсуждении проблем ребенка в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Для выявления динамики развития, определения соответствия выбранных форм, методов обучения уровню развития учащегося с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса специалисты школы систематически проводят соотносительный анализ сформированности у последних знаний, умений, навыков и психофизического развития. Данная работа позволяет сделать определенные выводы: 1) при инклюзивном обучении прохождение этапов коррекционно-развивающей деятельности в сопровождении специалистов повышает активность и компетентность родителей во взаимодействии с ребенком; 2) у родителей необходимо формировать осознание того, что их активные действия, ответственность и включенность в сопровождение выступают важным условием развития ребенка; 3) в результате работы отмечается положительная динамика в представлениях родителей о потенциале ребенка, наблюдается рост компетентности родителей в оказании целесообразной помощи своему ребенку; 4) полученные результаты позволяют осуществлять в нужном направлении дальнейшую работу по формированию и повышению уровня компетентности родителей их продуктивному взаимодействию как со своим ребенком, так и с коллективом школы в целом.

Однако при всем положительном, что несет с собой инклюзивное образование, существует ряд проблем в его организации. Кроме нерешенных нормативно-правовых и финансовых вопросов организации инклюзивной практики, дефицита квалифицированных кадров, по-прежнему отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс инклюзии, учитывающие особенности воспитания детей в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и их сверстников с нормативным темпом развития .

Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь. В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.

Ольга Козориз
Инклюзивное образование: проблемы и решение

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом , выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование – термин , используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах . В основу инклюзивного образования положена идеология , которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности . Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех , в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Разработаны восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования . Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений , так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении .

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе : расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг(mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия , т. е. включение (inclusion) . Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования , остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов» , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег»

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании » , федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» , а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети , а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения , чем те, что чаще всего признаются обычным образованием . Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Это очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования , разработали следующие способы включения :

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе» , 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач , 4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу : более двух третей опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования , по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях .

Помимо инклюзивного образования , в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов :

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования , позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения , однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг , предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды , базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.) . Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Интеграция «проблемных » детей в общеобразовательные учреждения это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира , процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование .

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы :

Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей) .

Специальное образование , охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований .

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п., но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования .

Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием , нужно не только принять закон о специальном образовании ,

или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное» , или «инклюзивное » образование ) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Основной принцип инклюзивного образования :

«Дети должны учиться вместе»

Инклюзивное образование – это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т. е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении : детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Ценности инклюзии :

Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.

Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.

Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.

Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.

Каждый имеет право на полноценную жизнь.

Инклюзивное образование :

Признает, что все дети могут учиться;

Работает над улучшением образовательных структур , систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;

Является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества ;

Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

Что дает инклюзивное образование :

Предлагает новый социальный подход к инвалидности;

Приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;

Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему ;

Личностное развитие и социальные навыки;

Развитие самостоятельности и самоопределения;

Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Дети, которые имеют физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Рассматривая и изучая зарубежный опыт, для реализации поставленных целей уйдет много времени, а главное – участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса , работающих с детьми с особыми образовательными потребностями , только при выполнении этих условий возможно решение проблем инклюзивного образования .

В современном обществе инклюзивное образование прогрессивный способ обучения и у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появится шанс реализовать свое право на получение качественного образования , адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.

Список литературы :

1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафона Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании . М., 2011.

2. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.

3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве . Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»