Обращение к преподавателю. Письмо учителю. Важно что оно значит для нас

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. А как правильно обращаться к учителю?

Что ж, ответ на этот вопрос во многом зависит от того, в какой стране вы находитесь и к какому учителю обращаетесь. Давайте вместе попробуем немного в этом разобраться.

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

(А.С. Пушкин. Кн. П.П. Вяземскому)

Обращение к собеседнику - самый яркий (и употребительный) знак, показывающий, что мы начинаем общение. Вот почему в речевом этикете обращению уделяется большое внимание.

В России

Как считает Н. И. ФОРМАНОВСКАЯ с точки зрения этикета "....в русском сообществе невозможно со стороны ученика к учителю использование иной формы, кроме имени-отчества , тогда как, например, в скандинавских странах в этом случае допустимо непринужденное имя в сочетании с "ты"-формой общения." И действительно сложно себе представить школьника, входящего в класс и говорящего учителю: Здравствуйте, Маша (Мария)! (как правило, в России не обращаются к преподавателю по названию профессии, т.е. "учитель, извите за опоздание" - также звучит довольно "дико")

Конечно, сейчас найдутся ученики, которые часто нарушают данные нормы этикета. (и вряд ли это происходит потому, что они не знают, как следует обращаться к преподавателю)

Этикет отношений, оглашенный на news.open.by, расскаывает об употреблении "ты" и "вы":....Ко всем незнакомым нам людям мы должны обращаться на "Вы". Более того, к детям после 16 также начинают обращаться на "Вы". Особую важность данное правило принимает в рамках образовательной системы: к старшеклассникам и студентам преподаватели должны обращаться на "Вы", не говоря уже о том, что к учителям и преподавателям категорически используется только "Вы".
Таким образом в России лучше обращаться к учителю по имени-отечеству или на "вы".
В Казахстане
В Казахстане точно такие же правила обращения в русских школах. В казахских школах (и вообще, на уроках казахского языка) учителя или учительницу принято называть - Муғалім (учитель). Учительницу еще можно просто назвать - Апай , как вобщем любую другую женщину, старше вас.
  • Аға (муж. старший по возрасту родственник), апа (мама, бабушка...) - люди, имеющие к вам непосредственную родственную близость. то есть родная ну или двоюродная бабушка, дядя, брат, тетя, сестра.
  • апай , ағай - обращение в принципе к чужим людям. это просто обозначение человека, если, скажем, имени вы не знаете. а если знаете имя, то можно и его прибавить. но, все равно, это будет означать, что вы говорите не о родственниках.
  • к пожилой соседке не только вежливо обращаться "апай"

В английском языке, в отличие от русского, нет формального разграничения между формами «ты» и «вы». Весь спектр значений этих форм заключен в местоимении you . Местоимение thou ‘ты’ вышло из употребления в XVII веке, сохранившись лишь в поэзии и в Библии. Все регистры контактов, от подчеркнуто официальных до грубо-фамильярных, передаются другими средствами языка: интонацией, выбором соответствующих слов и конструкций.

В Великобритании

Наверное все помнят еще со школы, что учитель по-английский будет Teacher . Но неужели, следует называть своего преподавтеля "тичером"? А если в университете - профессором?

В учебных заведениях преподаватели и учителя к учащимся и студентам (официальная форма обращения). В университетах допускается обращение к преподавателю professor (профессор). Возможно также обращение professor + фамилия (surname), например, professor Smith, (профессор Смит).

Обращение к мужчине-преподавателю --Mr + фамилия (surname) , например, Mr Smith, (господин Смит).

Форма обращения к учительнице, принятая в Англии: Miss + девичья фамилия (независимо от того, замужем женщина или нет - традиция, сохранившаяся со времен королевы Виктории, когда только незамужним женщинам разрешалось работать в школе).

Примечания :

  • (стоит отметить, что форма обращения Mr (Mrs, Miss) + фамилия употребляется не только на официальном, но и на нейтральном уровне вежливости при обращении людей среднего и пожилого возраста, даже при том условии, что они давно уже знакомы.)
  • В научном мире в официальных случаях принято обращаться по званию: Professor, Senior, Tutor, Dean и так далее.
  • слово Madam в качестве обращения к учительнице или преподавателю женщине обычно не употребляется
В среде преподавателей университетов США не принято поддерживать социальную дистанцию между равными по статусу людьми: профессор к коллеге обычно обращается по имени, если они работают вместе. Обращение по фамилии или по должности означает, что говорящий либо не считает адресата равным себе (т.е. считает его вышестоящим или нижестоящим), либо демонстрирует свое отрицательное отношение к партнеру : в таком случае используется обращение "должность+фамилия" или "титул+фамилия": Doctor Brown, Mister Bernstein и т.п.
В США Очень похожие нормы этикета в обращениях. Стоит только добавить, что иногда с помощью слов Sir осуществляется официальное обращение к учителям и преподавателям - мужчинам.
Форма обращения к учительницам принятая в США: Mrs + фамилия по мужу (обращение к замужней) и Miss + девичья фамилия (обращение к незамужней женщине).
  • В Америке самыми распространёнными формами обращения (особенно к незнакомым или старшим по возрасту людям) являются слова Sir и Ma`am (или Madam) . Однако в США гораздо быстрее, чем в Британии, переходят к обращению по имени и, как правило, стараются избегать употребление титулов. Тем не менее, к Президенту США следует обращаться - Mr. President, к государственному секретарю Mr. Secretary, к сенатору - Senator, к члену палаты представителей конгресса США - Congressman, к судье - Your Honor (" ваша честь ") , к протестантскому священнику - Mr. + фамилия, к послу - Mr. Ambassador.
  • Использование должности или титула без фамилии в качестве обращения является сигналом того, что говорящий принадлежит к иной социальной группе людей, в частности к вспомогательному персоналу.
  • Употребление фамилии без титула в той ситуации, когда адресат по своему статусу несколько ниже говорящего, закрепляет статусное неравенство: так в армии офицеры обращаются к солдатам, так раньше обращались к слугам, так могут обращаться учителя к ученикам.

Это только начало. Ждите продолжения...

Дорогие друзья!

Вы носите гордое звание Учителя, того, кто ведёт по правильной дороге следующие поколения. Ещё много веков назад слово Учитель многое означало. Вспомним Учителя Александра Македонского - Великого Аристотеля. Этому человеку были подвластны многие науки, хотя его и назвали отцом Зоологии. Вспомним Яна Амоса Каменского, создавшего Золотое правило дидактики. Вспомним Льва Николаевича Толстого, сочинившего много прекрасных рассказов для воспитания детей и основавшего яснополянскую школу. Вспомним Ушинского с его необыкновенной любовью к природе и детям. Вспомним Макаренко, воспитавшего из бездомных детей учёных, лётчиков, врачей и механизаторов. Вспомним… Да, можно назвать ещё много премного имён и фамилий. Но в моей памяти особое место занимают Сухомлинский, прошедший войну, воевавший за сохранение социализма в Советском Союзе, и Януш Корчак, ушедший на смерть вместе со своими воспитанниками. Почему сейчас именно они живут в моей душе?

Да по одной единственной причине - из-за их смелости.

Эти люди не думали о тёпленьком местечке, не были похожими на чеховского человека в футляре. За свои идеи они шли на смерть. Помните фразу о том, что сельский учитель выиграл войну. Да, он её выиграл. Он сам был смелым, передовым человеком и ученики получили от него этот необыкновенный заряд энергии и силы. А какая была страшная война!!! Сколько миллионов погибло!

Учитель, мой дорогой, уважаемый друг! Сейчас тебе не грозят расстрелы и концлагеря, а лишиться работы - это не самое страшное в жизни. Самое страшное - потерять Родину. А есть ли она у тебя? Почти вся промышленность - в руках иностранцев, деревни стоят в запустении, продукты все сплошь заграничные, магазины в руках иностранцев, например, все «Пятёрочки» принадлежат крошечным Нидерландам. А ведь это твоя страна! И здесь будут жить твои дети и внуки. Что ты оставишь им?

Не живи по правилу - после нас хоть потом! Будь смел и мужественен! От тебя требуется совсем мало - только не дать фальсифицировать выборы. И ты будешь Героем. В этих моих словах нет ни тени иронии, ибо этот твой шаг будет не прост.

Я много раз была наблюдателем на выборах. И я знаю, о чём я говорю. Всегда были какие-то расхождения в моих цифрах и в цифрах комиссий. А на последних выборах мне даже пришлось подавать жалобу, потому что одна женщина проголосовала дважды и была мною поймана. Жалоба была принята.

Взвесь всё как следует. Тебе хочется, чтобы твоим детям давали наркотики?

Хочется, чтобы молодёжь спивалась? Хочется, чтобы молодёжь уезжала работать в другие страны? Хочется, чтобы царил разврат? Хочется, чтобы Учителей убивали ученики? Хочется, чтобы трудяги получали мизерную зарплату?

Взвесь и думай. Остался месяц! Проявишь трусость, и вся эта гадость останется. Помни! У тебя есть возможность спасти свою страну, восстановить свою Прекрасную Родину - Советский Союз! Не упусти момент. Возможно, что он последний…

Я - учитель и всегда хотела им быть. Я мечтала стать хорошим педагогом, и поэтому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Учителем я стала и этим горжусь: школа – моя судьба. Она дала мне ощущение радости, счастья, полноты жизни, чувство сохраненной молодости. Это самое большое, чего я достигла в жизни.

Учитель по природе своей профессии созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Какими людьми станут мои ученики, что после себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я учитель.

Добро нести, добру учить,

Добиться цели через трудности.

Любовью истине служить –

Я называю это мудростью.

Основные мои заповеди

Люби профессию.

Уважай ученика.

Трудись, не останавливайся на достигнутом.

Учись и опытом делись.

Люби профессию

Нет на свете профессии более важной и более мучительной, более радостной и более нужной людям, чем наша – учительская.

Ее я выбрала сама, твердо зная, что без детей, без школы моя жизнь будет легче, но счастливей ли? Это я поняла, решив навсегда уйти из школы 17 лет назад.

Что почувствовала? Пустоту. Ненужность. Приземленность жизни. Скучный быт.

Начались трудные поиски смысла жизни, себя. Эти годы вне школы оказались для меня годами внутреннего познания окружающего мира, скрытого от людских глаз духовного самосовершенствования. Я взяла в руки Библию.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утолить ненужную тревогу.

Обновленная, с другими взглядами на жизнь, на взаимоотношения с коллегами и детьми, я вернулась в школу, почувствовав себя счастливой, поняв, что для меня учитель – это призвание, это состояние моей души, это смысл всей мой жизни и огромная, важная ее часть.

Я в школе, «чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые…»

Я утвердилась в главном – наконец-то на правильном пути, потому что нет для меня большего счастья, чем видеть пытливые, широко распахнутые, задумчивые и озорные, веселые и грустные детские глаза. Я осознала, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь, в школе. Отныне ей я посвящаю все свои думы, заботы, тревоги и радости.

Да! Раз случилось волею судьбы, что я стала учителем, значит я должна быть учителем – подвижником, врачующим своих подопечных любовью, милосердием, приобщая их к спасительным по своей высокой нравственности христианским ценностям. Любовь, Красота и Доброта сопровождают меня по моей педагогической стезе, помогая зажечь в сердцах детей огоньки Веры и Любви, Милосердия и Сострадания.

Но чтобы «зажечь» - я «горю» сама, люблю то, что преподаю, удивляюсь тонким нитям серебристого дождя и интересной мысли ученика, оцениваю талантливую работу ребенка и широко распахиваю глаза, увидев печально пролетающий в осеннем небе журавлиный клин.

Не уставая, я должна увлекаться всем, что входит в понятие прекрасного, и тогда мои воспитанники вырастут увлекающимися.

Я должна уметь интересоваться, и мои выпускники вырастут интересными людьми, которым можно будет доверить будущее страны.

Я не должна отступить от своего любимого дела, не должна сойти с трудной дороги, по которой иду вместе со своими учениками.

И тогда обязательно придет успех. И к ним. И ко мне.

Трудись, не останавливайся на

Достигнутом

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»; сказал в свое время Д. Дидро, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания, не идет в ногу со стремительно набирающей темп жизнью.

Все учителя во все времена и во всяком возрасте – ученики: они учатся у окружающих их людей, у самих себя, у своих учеников. Это состояние души рождается в людях думающих, сомневающихся, ищущих, вечно недовольных собой и не стремящихся к совершенству. Значит, быть учителем – быть в вечном поиске, философски осмысливая свое предназначение, никогда не успокаиваться на достигнутом, иначе перестанешь расти и развиваться как педагог и личность. Самоуспокоенность – не мое. Я не отношусь трепетно к результатам собственного труда. Это может сыграть с учителем дурную шутку. Когда о завершенном деле я скажу себе: «Лучше я и не могла сделать», то мне уже не о чем будет в этой жизни беспокоиться и нечего бояться. Нужно просто уходить из школы.

Учительство – это вечное ученичество. Я благодарна свои ученикам за то, что в моей жизни они – компас, который не позволяет мне сбиться с пути, они – помогают испытывать ни с чем не сравнимую радость от чувства сопричастности к сотворению личности.

Уважай ученика

Центр моих притяжений – ребенок со своим хрупким миром. Войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир – самое главное, самое ценное на земле – моя педагогическая философия.

Что ждет ребенок от учителя? Любви. Сочувствия. Понимания. Уважения.

Каждый ребенок – огромное мое поле деятельности. Что взойдет. Что прорастет и что созреет из того, что я на нем посеяла?

Человеческое, светлое, доброе? Да, если я сама этим владею, иначе ничего не получится.

Любовь? Да, если ребенка любят искренне, он возвращает это людям.

Доверие, искренность? Да, если я вместе с ним разделяю эти чувства.

Но каждый ребенок индивидуален, и это обстоятельство является причиной постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. От ошибки не застрахован никто, но цена учительской ошибки особенно велика, в наших руках детские души. А значит, нет права на ошибку. Но если ошибку совершила я, человек искренний, открытый другим, всегда прошу прощения у своего ученика. Уважая его как личность.

Уметь чувствовать ребенка, уважать его - суть этической культуры учителя. Гуманное отношение к ученику на основе сохранения его индивидуальности – основная идея педагогики сотрудничества.

Самая лучшая награда учительского труда – это взаимное чувство обратной связи учителя и ученика, чувство поддержки ученика, это огоньки в ребячьих душах и глазах.

Нам каждый год встречать и провожать.

И каждый день глядеть в ребячьи души.

Нам каждый час единство с ними ощущать.

И с каждым мигом становиться чище, лучше.

Учись и опытом делись

Мне хочется, чтобы в наших школах всегда жило счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми учительство страны преодолеет многое. Только бы дети верили нам. Потому учу своих коллег терпению, общительности, оптимизму, своим примером показываю – не смейте останавливаться на достигнутом, идите вперед и ведите за собой учеников, совершенствуйте свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живете, месту, которое занимаете.

Не снабжайте детей готовыми правилами, формулами, они – пусты. Обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.

Не загружайте учеников мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут постигать мир.

Будьте примером для детей всегда и во всем, следите затем, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Будьте с детьми всегда рядом, но чуть впереди.

Ищите в ребенке хорошее, находите «жемчужину» в каждой «раковине».

Любите детей, на этом держится мир. Этот яркий свет любви не только никогда не исчезнет, а, разжигаясь, становится все сильнее и ярче, помогая детям свернуть горы.

Вы в школе – для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества

Дорогие друзья!

У профессии учителя есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое понятие для всех культур - Учитель и Ученик - сопровождает нас во всех эпохах: учитель в Индуистском и Древнекитайском понятии, тривиумы и квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные гимназиумы «Семи свободных искусств», венецианские консистории, благородные пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при консерваториях…

Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия.
Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно «нелепым», «старомодным», «неэффективным».

Проблемы гуманитарного образования возникли в связи со следующими событиями.

1. Приход Эпохи Интернета.
Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель?
Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет.
Что такое, скажем, учебник географии?
Это – странная книга, необходимость в которой, в связи с появлением интернета, может оказаться весьма сомнительной.

Откройте учебник географии и посмотрите главу о высочайшей вершине нашей Планеты - горе Эверест. Там есть одна фотография, несколько цифр и предложений.
…Открываем интернет… Слово «Эверест» упоминается 242000 раз, более 5000 фотографий. Это значит, что, если вы поставите перед собой цель прочитать всё, что написано об Эвересте и на каждую статью потратите только одну (!) минуту, то вам придётся беспрерывно работать в течение двадцати суток.
Пожалеем себя и введём восьмичасовой рабочий день.
Тогда не пройдёт и двух месяцев, как вы успели мельком глянуть на все статьи.
А если не мельком? Хотя бы по десять минут на каждую?
Два года!
А сколько времени про Эверест может говорить учитель географии?

Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы выбрать для нас самые необходимые сведения об Эвересте или Джомолунгме и тем самым избавить нас от двухлетней работы?
Возможно, у учителя в эпоху Интернета совсем другие задачи?Думаю, что – другие. Думается, что цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать об Эвересте как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать исследователем этой горы, взобраться на неё. А для этого, под впечатлением рассказа учителя – зайти в интернет и начать самостоятельное изучение этого чуда нашей Планеты. Таким образом, учитель географии станет проповедником географии, то, есть, подаст ученику высокую идею жить на Планете с любовью к ней, с потребностью в постоянном познании её. А, ведь, Джомолунгма находится в Гималаях. А Гималаи… это… (Так география переходит в… философию)

2. Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника.

3. Ужасающее воздействие телевидения по причинам:
а) Его невиданного распространения и приоритета в качестве времяпровождения.
б) Крайне низкого уровня большинства программ. Сама природа телевидения сегодня – создать «продукт», под который дадут деньги на рекламу. Отсюда главная ценность – не духовная, не образовательная, не эстетическая. Цель программы – любым образом собрать как можно больше зрителей, которые затем купят товары или услуги.

4. Невиданная доселе пропаганда популярной культуры.

5. Изменение менталитета ученика.
Если прежде ученик приходил к учителю для того, чтобы воспринять, узнать, загореться, открыть, то теперь ученик уже «обработан» и его цель – поиронизировать, посмеяться, поспорить (увы! На очень поверхностном уровне).

6. Крайне низкий статус Учителя (по сравнению с профессиями, прославляемыми средствами массовой информации).

7. Культивирование атмосферы, при которой учениками сделан вывод о том, что гуманитарное образование НЕ ВЕДЁТ к повышению благосостояния.

8. В результате невиданного уничтожения, которому подвергался народ на протяжении нескольких поколений, в стране – недостаток истинной элиты, которая создавала атмосферу в обществе, поддерживала духовный огонь и распространяла (освещая) знание, необходимое для духовного баланса.

9. Превращение всех духовных, творческих, элитарных, художественных, эстетических, этических начал в примитивные масс - медийные шоу.

10. Полная подмена духовных ценностей материальными.

11. На смену триединой эстетике братьев Карамазовых (Алёши, Ивана и Дмитрия) пришла, по сути, безальтернативная эстетика Смердякова. Об этой опасности предупреждал Достоевский.

12. Пушкинское главное программное стихотворение (которое, кстати, никогда не изучали в школе) «Поэт и толпа» оказалось пророческим. Сегодня эстетика ПОЭТА недвусмысленно заменена эстетикой ТОЛПЫ.

13. Поэтизация ПРЕСТУПНИКА и БИЗНЕСМЕНА, как главного действующего лица общества.

14. Властителями душ стали не творчески высокие, мыслящие, харизматические личности, а шоумены, причём, специфически-российские.
Как говорить о поэзии с учеником, который использует ненормативную лексику в каждом втором слове. Или о Великой любви, о Бессмертной возлюбленной, о Вечной Женственности с учеником, который хорошо знаком с эротическим интернетом. Или пытаться рассказать о романтизме в музыке Шумана и Брамса ученикам, которые точно знают (ибо ТВ сообщает об этом каждый день), что музыка – это Киркоров и многочисленные поп коллективы, а поэзия – это «полюби меня такой, кака-я-я-есть» (есть каку). Как можно представить себе учителя этики, который пытается объяснить поведение парламентариев, учителя риторики, который стремится развить в учениках подлинную речь в условиях тотального косноязычия и декларируемой ненормативной лексики.

Трагедия сегодняшнего учителя не в том, что он стал хуже в качестве преподавателя, чем в прошлые времена. Трагедия в том, что его голос не слышен среди беснующейся поп-культуры, бесконечных шоу и рулеток.

После всего написанного может сложиться впечатление, что ситуация безысходна, и всё, что остаётся – пронаблюдать закат и деградацию некогда великой культуры. Предложить всем учителям никому больше не нужной гуманитарной сферы принять один из нескольких вариантов:

1. Переквалифицироваться, став учителем компьютерного обучения или маркетинга.
2. Уйти в бизнес.
3. Обратиться к государству с просьбой - выделить пособие по безработице, которое позволило бы учителям музыки, истории искусств, литературы, эстетики не умереть с голоду.
4. Поменять страну проживания на те страны, где по-прежнему уделяется большое значение гуманитарным сферам.

Но есть и ещё один вариант. Он потребует пересмотра многих позиций преподавания, вплоть до смены парадигмы гуманитарного образования. Необходимо пожертвовать консервативной частью обучения и включить максимально-инновационное мышление.

В качестве эксперимента я провёл два урока в одной из самых сложных школ Санкт-Петербурга. В результате хочу предложить вашему вниманию некоторые трёхстишия (хокку), которые сочинили ребята – жители одного из самых неблагополучных районов города.

Хокку, написанные детьми школы № 232 Санкт-Петербурга после нашей второй встречи.

Звезда, упавшая с небес
Погасла, но не умерла
Сменила форму…
Глобенко Игорь, 15 лет

Дьявол
Исчадие ада
Или великий композитор
Олеся Ганжа, 13 лет

Я стою в дверном проёме
И не знаю куда идти…
Останусь на месте
Грачёва Женя, 16 лет

Тончайшая нить
Погрузила меня
В этот мир…
Фролова Саша, 13 лет

Как часы звучит жизнь,
Которую мы должны прожить,
Которую уже прожил Шуберт
Галкова Юля, 12 лет

Жизнь лишь сон
А смерть - пробуждение
Для этого мы и живём…
Бычков Андрей, 16 лет

Он не жалел себя
Всю жизнь он шёл вперёд
И он родился…
Овчинников Артём, 16 лет

Как годы пройдут – решать нам
Не важно время
Важно что оно значит для нас.
Попов Никита, 17лет

Музыка закралась в душу
Открыла раны
Залечу ль не знаю.
Трудно…
Шанкин Д, 15 лет

Человек не может прожить тысячу лет
Но он может прожить
Вечность.
Матвеев Дмитрий, 15 лет.

Каждый человек рождён,
чтобы изменить жизнь другого человека
В то время как другой человек
меняет жизнь кому-то ещё.
Надя Костякова, 14 лет

Пусть школа мне не нравится
Но школа – это истина
И без неё никак.
Титова Ксюша, 13 лет

Перед вами некоторые хокку, написанные моими слушателями в возрасте от 12 до17 лет после двух наших встреч (об этом эксперименте достаточно много писала пресса).
Думаю, что, читая подобные откровения детей, которые с неохотой шли на первую встречу, а затем не хотели завершать вторую, заставят многих учителей задуматься о методических принципах, которые я использовал в этих двух уроках музыки (шире: искусства).

Я не буду описывать здесь эти встречи, перечислю лишь принципы, которые ведут к столь быстрому и активному раскрытию творческих способностей детей в процессе первого же урока.

1. Всякое произведение искусства (музыкальное, поэтическое, живописное и т.д.) это не столько информация, сколько волна, источник духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик. Человек воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие произведения искусства есть показатель неисправности (или настроенности не на ту волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или починить приёмник.

2. Сегодняшний ученик приходит на урок искусства не столько как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник, настроенный на совершенно иную волну (о причинах читайте выше). То есть, у ученика существует предварительная установка. Снятие предварительной установки – первый шаг к восприятию.

3. Одно из условий успеха – чувство любви, которое возникает у ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий нормальный учитель, готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели

4. Отмена веры в абсолютную само собой разумеющуюся правоту учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя начинать урок с объявления композитора, художника, скульптора, поэта как «ВЕЛИКОГО». Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или «ВЕЛИКОГО ПУШКИНА» обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в класс с предварительными сформированными абсолютно иными установками.

5. Принципом урока должна стать не прямая, а реверсивная (обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что определение ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда это слово окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений учителя.

6. Главным условием восприятия творения искусства (музыки, поэзии, картины художника) станет не обилие информации о нём, а создание волны, или, лучше сказать, точной волновой настройки, связывающей вибрацию музыкального, поэтического или изобразительного творения с вибрацией души ученика.

7. Принцип реверсии исключает также негативные оценки, которые некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым примитивным, пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В преподавании всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда ученики проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем, можно вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и пошутить над всем этим.

Я называю эти принципы ПРИНЦИПАМИ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Итак, Принципы, действительно, существуют, и те учителя, которые готовы их освоить, получат весьма впечатляющие результаты уже после первой же попытки.Научиться им можно. Это доказывают мастер-классы, которые автору довелось провести в тысячах аудиторий. Воздействие было практически стопроцентным.

В Швеции автор этих строк провёл трёхлетний проект под названием «Остановись, мгновение». В проекте участвовали 100 000 учеников в возрасте от 12 до 17 лет.Проект проводился в крупнейшей шведской провинции СМОЛАНД, где даже сводки полиции показали резкое уменьшение детской преступности.

У автора хранится более двухсот пятидесяти тысяч писем, отзывов, рисунков, стихов, написанных детьми русских, шведских, норвежских, немецких школ, полученных после проведения целых периодов погружения в искусство.

Давайте сотрудничать, ибо ещё не вечер.
С уважением. Михаил Казиник.

Как написать письмо учителю: образец, пример от первого лица. Автор Egen Kurveeva. Дорогой мой учитель! Вы помните те года когда ми сидели за школьными партами и внимательно слушали вас? … Вот и я их помню, у нас было много недоразумений и конфликтов но Вы выдержали нас...

Уважаемая Людмила Викторовна! Прошло уже так много лет со дня нашего выпуска из школы, что я уже не всегда могу вспомнить всех своих одноклассников и учителей, но вы для меня до сих пор остаетесь предметом подражания и иконой стиля. Поэтому я решила написать вам это , чтобы в любой день, когда вы его получите, вам стало хоть чуточку приятнее и светлее на душе от того, что кто-то помнит о вас! Вы всегда показывали мне пример того, как надо себя вести в достойных ситуациях, ваш голос никогда не переходил на крик, а глаза всегда излучали только доброту и уверенность в собственных силах. Вы шли ярко и энергично по жизни, стараясь вложить в головы ваших учеников как можно больше добра и сострадания, чтобы совесть проснулась в каждом из нас. Поэтому даже сейчас, спустя столько времени, я с тоской и умилением вспоминаю ваш голос и ваши наставления.

Ну вот, до сентября осталось меньше месяца, скоро снова будут звенеть колокольчики в школах, призывая своих воспитанников сесть за парты. Странные чувства возникают в моей голове, когда я слышу, как звенит колокольчик на 1 сентября. Странное чувство, когда вижу маленькую девочку с огромным портфелем, несущую букет. Странное чувство… странное. Такое, как будто возвращаюсь куда-то в свое, забытое, стертое прошлое и вижу себя маленькой девочкой-первоклассницей. Как же это было давно… мы все так крепко уходим в свои ежедневные заботы, что даже не замечаем, как время летит-летит-летит. Жизнь проходит, меняются люди, места, события. А что же такое школа в нашей жизни?

Здравствуете уважаемый Сергей Сергеевич Иванов! Вот решила написать из своих самых искренних побуждений письмо в школу. Я очень рада тому, что когда то являлась учеником Вашей школы! Школьные годы вспоминаю с трепетом и теплотой в душе и с огромной радостью в сердце. Хочу поблагодарить Вас за хороший подбор опытных учителей, которые, не смотря ни на что, учили нас детей, а в частности и меня уму-разуму преподавая уроки по различным предметам. Порой школьные учителя даже подсказывали выход из сложных ситуаций ученикам, которые встречались на их не легком жизненном пути. Хочу сказать отдельное спасибо классному руководителю, который взял наш шумный класс под свою опеку и руководство.

Итак, лето, пора выпускных экзаменов у моих уже взрослых детей позади. Я очень переживала за них, за то, как они сумеют справиться с экзаменационным волнением, нервными перегрузками. И вот теперь всё позади. И для них тоже. Позади 12 (для меня когда-то 10) лет учёбы в школе. Это годы детства, затем юности, годы первых побед и неудач, первой учительницы и многих предметников уже в старших классах. Некоторых уже подзабыла. Другие же остались, врезались в память навсегда. Одной моей самой любимой учительницы уже нет среди нас. Она ушла из жизни в один из таких вот летних деньков. Попрощаться с ней собралось много людей, старших и совсем молодых, ещё вчерашних её учеников.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»