Краткий пересказ иван крестьянский сын и чудо. Иван-крестьянский сын и чудо-юдо. Составление плана сказки

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Слайд 2

Пересказ сказки

  • Беседа по содержанию:

а) К какому виду сказок относится эта сказка
б) Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

Словарная работа:

  • Как вы понимаете слово герой? Сколько значений имеет это слово?

а) герой- это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
б) герой- человек, совершивший героический поступок.
в) Кого в сказке можно назвать героем?

  • Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван.
  • Слайд 3

    3. Почему сказку «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?

    4. Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?

    • Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье.
    • Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.
  • Слайд 4

    Составление плана сказки:

    I. Сборы братьев в путь-дорогу.
    II. Встреча со старухой.
    III. Три ночи у реки Смородины.

    1. Дозор старшего брата. Первый бой Ивана с чудом-юдом.
    2. Дозор среднего брата. Второй бой Ивана с чудом-юдом.
    3. Дозор Ивана. Третий бой с чудом-юдом.

    IY. Подслушанный разговор.
    Y. Обратный путь братьев.

    1. Встреча с колодцем.
    2. Встреча с яблоней.
    3. Встреча с ковром и пуховыми подушками.

    YI. Счастливое спасение.
    YII. Возвращение домой.

    Слайд 5

    Вывод: сказка состоит из нескольких частей, главные из которых - сражения Ивана - крестьянского сына с чудами-юдами и обратный путь братьев.

    Слайд 6

    Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

    1.Беседа по вопросам учебника:

    • Чем занимались старик и старуха - родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке? (2-й вопрос.)
    • Кого встретили братья в сожженной деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали «с чудом-юдом сразиться»? (3-й вопрос.)
    • Как проявили себя братья в дозоре? (4-й вопрос.)
  • Слайд 7

    • Почему каждый новый бой с чудом - юдом для Ивана - крестьянского сына становится все тяжелее?
    • Проследите по тексту, как называют Ивана - крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? (5-й вопрос.)
    • Какие черты Ивана - крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? (6-й вопрос.)
    • Кто и когда помогал братьям?
    • Почему в конце сказки Иван возвращается домой, к отцу, к матери, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»?
  • Слайд 8

    Мораль сказки

    • Как можно сформулировать мораль сказки?
    • Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живёт народная мудрость:
    • В каком народе живёшь, того обычая и держись.
    • Своя земля и в горести мила.
    • Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.
    • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
    • На Руси не все караси – есть ерши.
    • В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
  • Слайд 9

    Словесное рисование

    Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы?

    Устно опишите одну из иллюстраций.

    Слайд 10

    Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

    Практическая работа:

    • Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»?
    • Еще одна особенность сказочной речи - это повторы(не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь-дорожка. Давайте поищем в сказке примеры таких повторов.
    • эпитет - это художественное определение предмета. Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках?
    • Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения.
  • Слайд 11

    Самостоятельная работа

    Задание в парах. Выписать в тетрадь:

    1 ряд - постоянные эпитеты;
    2 ряд - повторы;
    3 ряд - сказочные формулы.

    Постоянные эпитеты:

    чудо-юдо поганое, мечи булатные, на добрых коней, живой души, старая старуха, добрые молодцы, на калиновый мост, черный ворон, острый меч, страшный бой, сыра земля, буйные ветры, добрых людей, беда неминучая.

    жили-были; в том царстве-государстве; города-села; затужили старик со старухой, загоревали; в путь-дорогу; с хлебом-солью; ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал; заснул крепко, захрапел громко; не спится ему, не дремлется; протирал да прочищал; огнем-пламенем пышут; огнем жжет-палит; одеваться-обуваться; яблоки спелые да румяные; ветер завыл, загудел; скакали-скакали; лизала-лизала.

    Слайд 12

    Сказочные формулы:

    • Жили они - не ленились... пашню пахали да хлеб засевали.
    • ...снарядили... в путь-дорогу.
    • Куда путь держите?
    • Ближние царства хоть шаром покати.
    • ...на дозор ходить...
    • ...все тихо, никого не видать, ничего не слыхать.
    • Как пошло время за полночь...
    • Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
    • Возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пропищал.
    • ...по колена... в сыру землю вогнал.
    • На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать!
    • ...умыли, накормили, напоили и спать уложили.
    • Долго ли, коротко ли ехали...
    • Много ли, мало ли проехали...
    • ...ветер тот прах во все стороны развеял.
  • Слайд 13

    ПОСЛОВИЦЫ

    • Послушайте несколько предложений из сказки. Какой из малых жанров фольклора перед нами?
    • Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его.
    • Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
  • Слайд 14

    Домашнее задание

    1) Подготовить рассказ об Иване-крестьянском сыне.
    2) К уроку внеклассного чтения подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой или волшебной (по одной сказке).
    3) Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.

    Посмотреть все слайды

    Сказка о трех братьях, которые защищают родную землю от чудовища. В отличие от остальных народных рассказов, здесь младший бра Иван был отнюдь не глупым. Он очень доблестно и мудро подошел к заданию, поэтому смог победить злое чудо-юдо.

    Сказка Иван-крестьянский сын и чудо-юдо скачать:

    Сказка Иван-крестьянский сын и чудо-юдо читать

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.

    Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:

    Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

    Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

    Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

    Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

    Здравствуй, бабушка, - говорят братья.

    Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?

    Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

    Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства - хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.

    Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

    Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.

    Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

    Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калинов мост не пропустить.

    В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел на реку Смородину - все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Он лег под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.

    А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.

    Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинова моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

    Говорит чудо-юдо шестиголовое:

    Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну - только мокренько будет!

    Вышел тут Иван - крестьянский сын, из-под моста и говорит:

    Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.

    Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.

    Чуду-юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын, с одного размаху сшиб ему три головы.

    Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудо-юдо. - Дай мне роздыху!

    Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна! Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

    Снова они сошлись, снова ударились.

    Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся.

    Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:

    Ну, что, не видел ли чего?

    Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.

    Иван ему ни словечка на это не сказал.

    На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

    Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калинов мост и стал караулить.

    Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - выезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился... Чудо-юдо коня - по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!

    Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

    Выскочил Иван - крестьянский сын из-под калинова моста:

    Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще неведомо, чья возьмет.

    Как махнет Иван своим булатным мечом раз, два, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил-по колена Ивана в сыру землю вогнал. Иван - крестьянский сын захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.

    Утром приходит средний брат.

    Ну, что, - спрашивает Иван, - не видал ли ты за ночь чего?

    Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар рядом не пищал.

    Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу!

    Привел Иван братьев под калинов мост, показал им чудо-юдовы головы.

    Вот, - говорит, - какие здесь по ночам мухи да комары летают! Вам не воевать, а дома на печке лежать.

    Застыдились братья.

    Сон, - говорят, - повалил...

    На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

    Я, - говорит, - на страшный бой иду, а вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

    Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.

    Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали... Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калинов мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!

    Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я только дуну - его и праху не останется!

    Вышел тут из-под калинова моста Иван - крестьянский сын:

    Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!

    Это ты, Иван - крестьянский сын! Зачем пришел?

    На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.

    Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной.

    Отвечает Иван - крестьянский сын чуду-юду:

    Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

    Размахнулся Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем - и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

    Плохо пришлось Ивану - крестьянскому сыну: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет-палит, искрами осыпает, по колено в сыру землю вгоняет. А сам посмеивается:

    Не хочешь ли отдохнуть, поправиться, Иван - крестьянский сын?

    Что за отдых! По-нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван.

    Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.

    Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов.

    Чудо-юдо подхватил свои головы, черкнул огненным пальцем - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сыру землю.

    Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.

    В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи.

    Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.

    Тут только братья проснулись, слышат - Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.

    Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.

    Иванов конь прибежал, начал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать... А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части рассек и побросал все в реку Смородину.

    Прибегают тут братья.

    Эх вы, сони! - говорит Иван. - Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.

    Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

    Поутру ранёшенько Иван встал, начал одеваться-обуваться.

    Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья. - Отдохнул бы после такого побоища.

    Нет, - отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой платок искать - обронил таки.

    Охота тебе! - говорят братья. - Заедем в город - новый купишь.

    Нет, мне тот нужен!

    Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калинов мост и прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать, не замышляют ли здесь еще чего. Смотрит - сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сами сговариваются.

    Старшая говорит:

    Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама оборочусь колодцем. Захотят они воды испить и с первого же глотка лопнут!

    Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.

    Вторая сказала:

    А я забегу вперед и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие частички!

    И ты хорошо вздумала! - говорит старая змеиха.

    А я, - говорит третья, - напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и оборочусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть - тут-то их и спалит огнем!

    Отвечает ей змеиха:

    И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.

    Выслушал Иван - крестьянский сын все это и вернулся к братьям.

    Ну что, нашел ты свой платочек? - спрашивают братья.

    И стоило время на это тратить!

    Стоило, братцы!

    После того собрались братья и поехали домой.

    Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:

    Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим.

    Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная.

    Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.

    Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! - говорит Иван.

    Долго ли, коротко ли - увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.

    Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван - крестьянский сын забежал вперед и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала...

    Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!

    Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят - лежит на поле ковер мягкий, и на нем подушки пуховые.

    Полежим на этом ковре, отдохнем немного! - говорят братья.

    Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает Иван.

    Рассердились на него братья:

    Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

    Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем - ничего не осталось на месте.

    Вот и с вами то же было бы! - говорит Иван братьям.

    Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

    Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот - все чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

    Много ли, мало ли проехали - вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли - хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.

    Обрадовалась змеиха - думала, что Ивана - крестьянского сына с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.

    Видит Иван, что беда неминучая, - припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали...

    Смотрят - стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.

    Кузнецы, кузнецы, - говорит Иван, - пустите нас в свою кузницу!

    Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.

    Подлетела змеиха к кузнице и кричит:

    Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана - крестьянского сына с братьями! А кузнецы ей в ответ:

    Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!

    Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала - одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь...

    Устала змеиха, села отдохнуть.

    Тут Иван - крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.

    А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.


    Сюжет данного произведения наверняка знаком читателям с детства. Кому-то читали по книжке, другим пересказывали своими словами перед сном. Поскольку сказка русская народная, не имеет автора, то и сюжетных вариантов насчитывается несколько. Представим один из них.

    Повествование начинается с традиционных «в некотором царстве, в некотором государстве», а также «жили-были». Так вот, в одном селении проживала семья: отец, мать и трое сыновей, младшего из которых звали Иваном. Изо дня в день занимались они нелегким крестьянским трудом, сеяли, пахали, собирали урожай.

    Спустя какое-то время прошел слух о том, что на их родную землю напало зловещее чудо-юдо. Старший и средний сын незамедлительно отправились в поход против поганого чудища, а младшему Иванушке по молодости лет предстояло остаться дома с родителями. Однако Иван не захотел отсиживаться за чужими спинами и рвался сам сражаться. Пришлось и его благословить на ратное дело.

    Выехали братья в путь. По дороге они встретили странника преклонных лет, который поинтересовался, куда они направляются. Братья поведали о беде, постигшей родину. Странник выслушал их и ответил, что с чудищем не справиться без булатных мечей. А где их достать, он подскажет: необходимо ехать прямо, не сворачивая, и достичь высоченной горы с очень глубокой пещерой. В пещере и отыщется грозное оружие. Братья послушались старика и обрели мечи.

    Потом добрались они до разоренной деревушки. В ней не осталось никого, кроме одной древней старухи, лежащей на печи. Она и рассказала богатырям, что чудо-юдо напало на селение из-за реки Смородины, пожгло дома и уничтожило жителей. Только ей посчастливилось выжить.

    Братья остались на ночь в уцелевшем доме старухи, а с рассветом двинулись дальше. Вскоре оказались они у реки Смородины, у Калинового моста. Видят: на берегу валяются человечьи кости, земля кровью полита, стоит у моста одинокая избушка. В ней богатыри и расположились, а прежде договорились между собой нести поочередно дозор каждую ночь, чтобы не упустить злодея и не дать ему перейти на этот берег.

    Первым сторожить направился старший брат. Побродил он вдоль берега, ничего опасного не углядел, завалился под куст и уснул. А Иванушка тем временем не может глаз сомкнуть. Предчувствовал неладное, а потому схватил меч и двинул к речке. Увидал он спящего дозорного, но тревожить его не решился.

    Через какое-то время вода в реке забурлила, и показалось верхом на коне чудо-юдо о шести головах. Только доехало оно до середины моста, и вдруг конь его споткнулся. Выскочил из засады Иван и бросился на врага. Срубил чудищу две головы, взмолилось оно дать роздыху. Но Иван отрубил оставшуюся, схоронил головы под мостом, туловище утопил в воде. Возвратился в избушку и лег почивать. Пришел к утру старший брат, стали его расспрашивать, не видал ли он чего. Дозорный принялся уверять, что никого не было.

    Ко второй ночи отправился сторожить средний брат. Он тоже не заметил ничего опасного и уснул. Иван же понимал, что успокаиваться рано. Спрятался он снова под мостом – и точно – через некоторое время подъезжает к Смородине чудо-юдо, только уже о девяти головах. Вступил Иван с ним в бой. Пришлось ему тяжелее, но он и с этой нечистью справился, отрубил головы и положил их под мост. Наутро средний брат как и старший заявил, что ночь прошла спокойно. Тогда Иван привел обоих к реке и показал им спрятанные под мостом головы. Братья устыдились.

    Подошла очередь нести службу младшему. Он предупредил братьев, что битва будет страшная, а потому попросил их не засыпать, прислушиваться к звукам. И когда он их позовет, прийти к нему на помощь.

    Стал ждать Иван чудо-юдо у моста. И вновь к середине ночи оно явилось, только уже о двенадцати головах. Схватился с ним храбрый богатырь, но силы оказались неравными. Только Иван отсечет голову чудищу, оно подхватывает ее, прикладывает назад, чиркает пальцем – и голова прирастает. Теснит поганый молодца, догадался молодец, что одному ему с чудищем будет трудно справиться. Кинул он свою рукавицу в сторону избушки. Но братья уснули мертвецким сном и ничего не услышали. Продолжил сражение Иван. Наловчился по несколько голов одним махом отрубать, но тщетно. Успевают головы от огненного пальца прирастать. Бросил Иван вторую рукавицу. Пробил крышу, но опять не разбудил братьев. Умудрился Ивану срубить сопернику сразу девять голов. Однако и это не помогло, снова чудище их прикладывает на место, а они прирастают.

    Только после того, как Иван бросил шапку, и чуть не развалил избу на части, братья проснулись и пришли на помощь. Иван ухитрился отрубить чудовищу его огненный палец, а потом отсечь все головы.

    Но радоваться было рано. На следующее утро Иван потихоньку подобрался ко дворцу чуда-юда и подслушал разговор его жен и их матери. Те договорились отомстить братьям.

    Первая жена пообещала превратиться в колодец, напустить жажду и погубить братьев отравленной водой. Если это не поможет, вторая жена решила обернуться яблонькой и отравить богатырей плодами. Коли не поддадутся богатыри на эти уловки, подстроит ловушку третья супруга – притворится ковром с мягкими подушками, а когда братья прилягут, то сгорят в огне. Старая мать заверила, что если ничего не поможет, то она превратиться в огромную свинью и проглотит братьев.

    Отправился братья к отчему дому. Вдруг стало нестерпимо жарко. Как нельзя кстати, на пути попался колодец. Решили старший и средний испить водицы, но Иванушка принялся рубить колодец мечом. Погибла первая жена чуда-юда, и жара исчезла. Поехали дальше, проголодались. Увидали яблоньку, но и ее изрубил младший брат. Не стало второй жены. Точно также Иван изрубил и ковер, а когда на них кинулась громадная свинья, догадливый юноша кинул ей в пасть мешочек соли. Чудовище остановилось, а тем временем богатыри поскакали в разные стороны. Пока свинья прикидывала, за кем ей гнаться, подобрался Иван, приподнял ее, бросил оземь. Она и рассыпалась. Так была одержана победа над поганой нечистью.


    Поделиться в социальных сетях!

    Из сказки "Чудо-юдо", в этой статье вы найдете необходимую информацию. Мы расскажем о том, какие качества проявил герой, как он сражался с чудовищем, что помогло ему победить в битве. Характеристика Ивана, крестьянского сына, будет интересна не только тем, кто готовится к уроку литературы. Образ этого персонажа многие оценят по достоинству. А сказки, как известно, - это кладезь народной мудрости.

    Главными героями интересующего нас произведения являются: Иван, его братья и Чудо-юдо. Братьев было трое, но почему лишь у одного из них есть имя? Это, конечно, не случайно. Характеристика Ивана, крестьянского сына, больше всего интересует автора. Только он сражался с Чудом-юдом, и именно его имя представлено в заглавии.

    Значение имени в древней Руси

    В давние времена имя давалось не просто так. Его необходимо было сначала заслужить каким-либо стоящим поступком. До определенного времени у детей не было имен. В возрасте 11-12 лет они участвовали в специальных испытаниях, где каждому предоставлялась возможность проявить себя. Именно тогда дети и получали имена. Вероятно, в сказке отразился этот обычай. В ней безымянными остаются старшие братья, так как они ничем себя не проявили. Кроме имени, у есть еще и прозвище. Он зовется крестьянским сыном. Это звучит практически как отчество. В древние времена так и представлялись: Сергей, Андреев сын, или Петр, Иванов сын и т. д. Кстати, отсюда впоследствии появились фамилии. В сказке Иван зовется крестьянским сыном. Это значит, что для автора важен тот факт, что он из крестьян.

    Семья Ивана

    В произведении описывается обычная крестьянская семья, дружная и трудолюбивая. Автор отмечает, что члены семейства не ленились, работали с утра до ночи. Мирный труд нарушило появление Чудо-юда поганого, которое вознамерилось напасть на их землю, уничтожить всех людей, а села и города спалить огнем.

    Почему дети решили сразиться с чудовищем

    Дети решили сразиться с Чудом-юдом потому, что не могли смириться с этой бедой, видеть горе своих родителей. Отец и мать не стали их удерживать. Они понимали, что нужно спасать свою землю, а это могут сделать только молодые. И вот трое братьев оказались на у Калинова моста. Это граница между их родиной и царством чудовища. Здесь Иван предложил им ходить в дозор по очереди, чтобы не пропустить Чудо-юдо через мост.

    Как проявили себя братья главного героя

    Очень важно быть бдительным на границе, так как враг в любой момент может ее пересечь. Однако братья оказались безответственными и легкомысленными. Они просто обошли кругом моста и, не заметив ничего, улеглись спать, не думая о грозящей опасности. А Ивану не спится на чужой стороне, так как он переживает за свою родину и непрестанно думает о том, как бы не пропустить врага.

    Почему Иван отправился на битву один

    Почему же главный герой решил взяться за дело сам, не разбудив братьев? Причина этого не в том, что Иван не надеется на них. Дело в том, что он младший, поэтому должен проявлять Иван думает, что справится сам. Зачем же в этом случае нарушать их сон?

    Борьба с чудовищем

    Победить чудовище оказалось не так-то просто. Ивану пришлось провести три боя с ним. В сказке показано, что каждый раз чудовище становилось все сильнее. У Чуда-юда появлялось больше голов, а значит, и сил. Первое из них не смогло вогнать Ивана в землю, второму удалось вогнать его по колени, а третье оказалось способно вбить его по плечи. Нелегко пришлось нашему герою. Чудовище оглушало его свистом, палило огнем, осыпало искрами… К тому же у него был волшебный огненный палец, который восстанавливал отрубленные Иваном головы.

    Характеристика Ивана, крестьянского сына, во многом раскрывается именно во время сражений. Главный герой показывает себя в бою мужественным, смелым, полным чувства собственного достоинства. В его речи звучат пословицы, которые помогают понять все эти качества Ивана.

    Герой находчив. Об этом говорит то, что он бросил горсть песка в глаза противнику, когда сражался со вторым Чудом-юдом. Пока чудовище протирало глаза, он отрубил ему все остальные головы. В заключительном бою герой сообразил, что сила противника находится в огненном пальце. Он победил, исхитрившись отсечь его.

    Но не только находчивость помогла нашему герою одержать победу. Важно было и его желание освободить родину от напасти. Характеристика Ивана, крестьянского сына, была бы неполной, если бы мы упустили этот момент. Ведь герой прямо говорит Чуду-юду, что пришел биться насмерть, чтобы избавить от него добрых людей.

    Последний бой

    Описывая последний бой, автор использует гиперболы. Они необходимы для того, чтобы показать богатырскую силу главного героя. Рукавица, брошенная им, пробила крышу избы, где спали братья. Дом затем чуть не раскатился по бревнышкам от удара его шапки. Иван сражался с Чудом-юдом один в двух первых боях, однако в третьем ему потребовалась помощь. Герой предчувствовал это. Отправляясь на бой, он предупредил братьев о том, что может понадобиться подмога, и попросил их не спать ночью. И что же получилось?

    Предательство братьев и реакция Ивана

    Эпизод предательства братьев позволяет обнаружить новые качества, которыми отмечена характеристика главного героя сказки. Иван, крестьянский сын, попросил их не спать. Однако братья, несмотря на просьбу Ивана, вновь заснули крепким сном. Это уже самое настоящее предательство, а не просто безответственность. За это мог поплатиться не только Иван, но и вся родная земля. Как же отреагировал на это предательство наш герой? Этот момент очень важен, если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки. Ведь он не озлобился, не рассердился, лишь попенял старшим. Иван просил своих братьев. Это характеризует его как доброго героя. Безусловно, умеет прощать Иван, крестьянский сын. Характеристика героя, однако, на этом не заканчивается. Он продолжает проявлять себя и после убийства чудовища.

    Окончательная победа

    Победив чудовище, не успокоился Иван, крестьянский сын. Характеристика героя дополняется новыми качествами, проявленными им после битвы. Ивана не опьянила победа, он не потерял бдительность. Герой справедливо предположил, что Чудо-юдово царство еще может предпринять какие-то каверзы. Дело в том, что герой убил лишь главных воинов. Само царство осталось нетронутым… А Ивану необходима была полная победа. Именно поэтому он решил пойти за Калинов мост, незаметно прокрасться к каменным палатам. Наш герой подошел к окошку и прислушался - не замышляется ли что-нибудь еще? Не напрасны были опасения Ивана. Оказалось, что мать и жена Чуда-юда задумали погубить братьев. Снова Иван оказался умнее и предусмотрительнее их, благодаря чему спас их от смерти.

    Иван - крестьянин и христианин

    Заметим, что и в начале, и в конце произведения упоминается о земледельческом труде главного героя и его семьи. Автор пишет в начале сказки, что они "с утра до ночи трудились". А в конце он замечает, что они начали жить-поживать, "пшеницу сеять" и "поле пахать". Следовательно, самое главное в жизни семейства Ивана - труд. В названии сказки прозвище главного героя (крестьянский сын) соответствует смыслу жизни Ивана, который заключается в труде на своей родной земле. Однако слово "крестьянский" ведет свое происхождение от слова "христианский", которое, в свою очередь, произошло от "христианин". Так называется тот, кто живет по заповедям религии, исповедует веру в Иисуса. Это честный, добрый, трудолюбивый, милосердный человек, который любит родную землю и готов защищать ее.

    Краткая характеристика Ивана, крестьянского сына, может быть дополнена тем, что это не просто крестьянин, но и христианин. Он любит свою землю, самоотверженно встает на ее защиту, усердно возделывает ее, умеет прощать, незлопамятен, почтителен к старшим. Его жизнь отражает христианские представления о человеке. Кроме того, Иван оказывается еще и настоящим героем. Однако он очень скромен: возвратившись к своему привычному делу, крестьянский сын не требует и не ждет никаких наград. Он освобождал свою землю бескорыстно.

    На этом завершается характеристика героя сказки "Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо". Этот персонаж проявляет лучшие качества, свойственные простому народу. Одним из самых достойных его представителей является Иван, крестьянский сын. Характеристика главного героя доказывает это.

    Иван - крестьянский сын и чудо-юдо В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо собирается напасть на родную землю. Старшие сыновья со­брались идти сражаться. Младший был слиш­ком молод, поэтому должен был остаться дома. Но Иванушка не стал оставаться дома, тоже со­брался идти сражаться с чудом-юдом. Собрались браться и поехали. Встретили они старика. Он спросил, куда они путь держат. Братья рассказали. Старик сказал, что для битвы нужны мечи булатные. И расска­зал, где их достать. Нужно было ехать прямо, до­ехать до высокой горы. Там пещера глубокая. В пещере и были мечи булатные. Братья поеха­ли, нашли гору, взяли себе мечи. Ехали они, ехали и приехали в деревню. Здесь никого не бы­ло. Все было поломано, сожжено. Вошли они в одну избушку, там лежала старуха на печи. Старушка сказала, что чудо-юдо разорило всю деревню, всех уничтожило. Осталась она одна. Братья переночевали у старухи и снова отправи­лись в путь-дорогу. Подъехали к реке Смородине, к калиновому мосту. Здесь они решили остановиться в пустой избушке. Братья решили ходить по очереди в до­зор, чтобы чудо-юдо не переправилось через мост. В первую ночь в дозор пошел старший брат. Он прошелся по берегу, ничего не увидел, лег и уснул. Иванушка лежал в избушке. Не спа­лось ему, взял он меч и отправился к реке. Уви­дел, что под кустом спит старший брат. Не стал его будить Иванушка. Спрятался под мост и стал сторожить. Вдруг на реке вода взволновалась, подъехало чудо-юдо шестиголовое. Оно выехало на середи­ну моста. Под ним споткнулся конь, за ним на­сторожился черный пес, и на плече черный во­рон встрепенулся. Чудо-юдо спросило, почему споткнулся конь, почему насторожился пес, по­чему встрепенулся ворон. Чудо-юдо сказало: «Или вы знаете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу другой прихлопну!» Тут вышел Иван - крестьянский сын и стали они сражаться. Иван срубил три головы у чудо­вища. Взмолилось чудо-юдо, попросило пере­дышки. Но Иван отказался дать ему отдых. Сно­ва стали они сражаться. Иван отрубил еще три головы, рассек туловище на части и бросил в ре­ку. Вернулся в избу и стал спать. Утром пришел старший брат. Иван спросил, видел ли он что-ни­будь. Старший брат сказал, что мимо него даже муха не пролетала. Иван ничего не стал гово­рить. На следующую ночь пошел в дозор сред­ний брат. И он уснул под кустом. Иван отправил­ся к мосту. Появилось чудо-юдо девятиголовое. Стал с ним Иван сражаться. Нелегко ему было. Но справился он, победил он чудо-юдо девятиго­ловое. Вернулся в избушку и уснул. Утром при­шел средний брат и сказал, что ничего не видел. Тогда Иван позвал своих братьев с собой и пока­зал головы чудовищ. Братьям стало стыдно. На третью ночь отправился в дозор Иван. Он ска­зал братьям, что идет на страшный бой. И велел им не спать, прислушиваться. И как услышат свист Ивана, должны братья выпустить коня и сами спешить на помощь. Пошел Иван к мос­ту. Появилось чудо-юдо двенадцатиголовое. На­чался бой. Иван размахнулся мечом и срубил три головы чудовищу. Но чудо-юдо подхватил головы, чиркнул по ним огненным пальцем, приложил к шее, и они приросли. Ивану было очень тяжело. Чудо-юдо жгло его огнем, оглу­шало свистом, осыпало искрами, вгоняло в сы­рую землю по колени. Бросил Иван рукавицу в избушку. Но братья спали и ничего не услы­шал. Снова стал сражаться Иван. Он срубил чу­довищу шесть голов. И снова чудо-юдо чиркнул огненным пальцем, и приросли они на место. Чудо-юдо вогнало Ивана в сырую землю по пояс. Иван бросил другую рукавицу. Она пробила крышу, но братья спали и ничего не слышали. В третий раз размахнулся Иван и отрубил чуду-юду девять голов. Однако и они снова приросли. Тогда Иван бросил в избу свою шапку. От удара чуть избушка не развалилась. Братья просну­лись, отпустили коня и бросились на помощь. Иван вылез из земли и продолжал битву. Он от­рубил чудовищу волшебный палец. После этого отрубил головы и уничтожил чудовище. Прибе­жали братья, но Иван справился сам. На следующий день Иван незаметно подобрал­ся к дворцу чуда-юда, чтобы подслушать разго­вор. Там сидели три жены чудовищ и их старая мать. Они хотели отомстить. Первая жена сказа­ла, что хочет обернуться колодцем. Иван с брать­ями будут страдать от жажды, выпьют воды и сразу умрут. Вторая жена сказала, что обернет­ся яблоней. Если Иван с братьями съедят по яб­лочку, сразу же их разорвет. Третья сказала, что напустит на них сон, а сама обернется мягким ко­вром с подушками. Только они лягут отдохнуть, как сгорят в огне. Мать чудовищ сказала, что ес­ли не получится их извести, то она обернется ог­ненной свиньей и всех проглотит. Иван все это выслушал и запомнил. Вернулся он к братьям. Поехали они домой. Было жарко, очень хотелось пить. Вдруг увидели они колодец. Захотели на­питься воды. Но Иван стал мечом рубить коло­дец. Послышались крики. Сразу пропала жара. Едут они дальше, увидели яблоню с красивы­ми яблочками. Братья хотели съесть по яблоку, но Иван принялся рубить дерево. Послышались страшные крики. Ехали они дальше, сильно устали. Увидели ковер с мягкими подушками. Иван запретил братьям к нему подходить. Но они стали его ру­гать. Иван бросил свой кушак на ковер, сразу ку­шак сгорел в огне. Иван сказал братьям, что с ни­ми случилось бы то же самое. Иван изрубил ковер в мелкие кусочки. Потом разъяснил братьям о хитростях жен чудовищ. Поехали они дальше. Вдруг за ними погна­лась огромная свинья. Братья вытащили из сво­их котомок соль и бросили в пасть. Свинья дума­ла, что схватила братьев. Но потом поняла, что ее обманули. Иван с братьями разделились и поскакали в разные стороны. Свинья не знала, куда бежать сначала. Пока она думала, подбежал Иван, под­нял ее и ударил об землю. Свинья рассыпалась. Иван с братьями вернулись домой. И стали жить-поживать, добра наживать. В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли. Простые люди труди­лись на благо своей родины. Но в случае необхо­димости сразу же вставали на защиту родной зем­ли. Главный герой, Иван - крестьянский сын, является выразителем основной мысли сказки. Он олицетворяет собой лучшие качества простого народа - силу, смелость, находчивость, мужест­во. Очевидно нравственное превосходство Ивана над его братьями. Он более ответственен, умен и дальновиден. Именно он спасает родную зем­лю и своих братьев от опасности от врагов.
  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «lenew.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»