Как оцениваются задания на цт. Подробное сравнение егэ и цт в белоруссии. Почему по-прежнему можно "натыкать"

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

В этом году ЦТ на 100 баллов сдали 325 человек. Пинск, Малорита, Минск - вчерашние школьники из разных регионов показали максимальный результат. Одни готовились с 7-го класса, другие начали за пару месяцев до дня икс. Кто-то готов открывать ногой дверь любого вуза, другие боятся, что не поступят. Мы поговорили с 100-балльниками ЦТ о том, как сдать тест на «соточку», не умереть от счастья и что делать с этими результатами дальше.

«Я впервые узнала, что такое плакать от счастья!»

Настя Трубей набрала по 100 баллов по истории Беларуси и английскому языку. Теперь золотая медалистка 6-й пинской школы боится пролететь с переводческим факультетом МГЛУ. Год назад проходной балл там был 381 - у девушки сейчас в сумме 384.

- К английскому начала готовиться в сентябре, дважды в неделю ходила к репетитору, которая давала много заданий. На репетиционном тестировании набрала 80 баллов, поэтому результата в 100 на ЦТ не ожидала! Историей занялась еще с прошлого лета, потом увидела свой результат по РТ (80 баллов) и поняла, что пора тоже идти к репетитору, - вспоминает Настя.

Она считает, что в английском ей повезло с вариантом: не был очень сложным.

- Были моменты, когда сомневалась, дома проверила - все оказалось правильно. Волновалась только, вдруг случайно не туда поставила крестик, - говорит пинчанка.

С историей Беларуси у Насти было больше сомнений. Пришла домой и вообще не нашла ответов на пару вопросов - говорит, очень смутилась.

- В части A был вопрос с картами - как по мне, там все ответы верные! Когда ждала результатов, очень волновалась и все-таки надеялась на 100 баллов. Боялась, что будет какая-нибудь одна глупая ошибка. Английский пришлось ждать долго - результаты были только где-то в пять вечера. Я ничем не могла заниматься, ждала эсэмэску! Тогда я впервые узнала, что такое плакать от счастья! Плакали вместе с мамой.

Девушка сразу позвонила своему репетитору - чтобы поблагодарить.

Еще абитуриентка сдавала русский и на всякий случай обществоведение. Набрала 85 и 86 баллов соответственно. Говорит, что на подготовку уходило практически все время - даже на каникулах занималась каждый день.

«Сложно выбрать среди такого ассортимента специальностей!»

А вот Влад Ярмошук из Малориты весь год особо не парился, но сдал математику на 100 баллов. В ЦТ по белорусскому языку и физике допустил по одной ошибке. В сумме у парня 391 балл. Он окончил лицей БГУ с золотой медалью.

- Подготовку я все время откладывал на потом. На первом этапе РТ получил вроде 77, на втором - тоже, а на третьем - вообще 75! Тогда и понял, что пора взяться за ум. Два месяца до ЦТ я решал тесты прошлых лет, да и на уроках готовили - в репетиторах не было нужды, - рассказывает парень.

На математику (Влад говорит как спортсмен) он шел, «чтобы выступить по максимуму», но колебался: не знал, будет ли «соточка». Он вспоминает, что решил тест часа за полтора, потом снова прорешал: были сомнения в части B. Говорит, в ходе решения был уверен, а за результат переживал: вдруг по невнимательности ошибся?

- Я немного разочаровался, что по белорусскому не 100 баллов, а 96. Мне он казался проще, чем русский, да и мама - преподаватель, она помогала готовиться. Результат по математике ввел в легкий шок.

Первым о своем успехе Влад рассказал друзьям во «ВКонтакте».

Средний балл аттестата у абитуриента - 98. Сейчас у парня дилемма между БГУИР (факультет компьютерных систем и сетей) и БГУ (факультет прикладной математики и информатики) - говорит, что оба хороши, но боится прогадать.

- Результаты у меня высокие, еще стою перед огромным выбором: сложно выбрать среди такого ассортимента специальностей! - скромно смеется Влад.

Он советует будущим абитуриентам постоянно решать тесты прошлых лет и ходить на все этапы РТ.

- На самом деле это практически готовое ЦТ. И на него я шел уже просто порешать хорошие задачи по предмету, а не переживал за результат, - говорит он.

«Несколько ответов исправила за 10 минут до конца ЦТ»

Минчанка Лера Есис сдала на 100 баллов историю Беларуси - с предметом она тесно связана с 7-го класса.

- Мой учитель помогал готовиться к олимпиадам, а в этом году - и к ЦТ. Брала конспекты и справочник для тестирования Шаровой и учила, - абитуриентка рассказывает, что весь июнь занималась по три-четыре часа в день без перерыва.

На репетиционном тестировании девушка получила всего лишь 78 баллов: к тому времени еще не освоила программу за 11-й класс. Но на централизованное пришла уже в полной боеготовности.

- Были задания, над которыми очень долго думала. Что-то исправила за 10 минут до конца ЦТ. Дома все сверила - ошибок не нашла, но все равно боялась: вдруг будет какая-нибудь мелкая ошибка? Особенно в заданиях о развитии городов в Речи Посполитой, на что особое внимание не обращается, - вспоминает золотая медалистка минской школы №42.

Она говорит, что еще не до конца поняла новую систему подсчета баллов (в последнее время ее активно ругают: якобы можно наугадывать на хорошую оценку), но уверена, что на результаты это сильно не повлияло.

- В принципе, кто раньше набирал больше 80, столько же взял и в этом году. 20-балльники набрали по 40, но они все равно не конкуренты для первых, - рассуждает девушка.

Когда Лера увидела свой результат, очень обрадовалась. Из-за нахлынувших эмоций ей сейчас сложно вспомнить подробности того дня.

- Это взрыв какой-то - 100 баллов! Я сразу позвонила своему учителю с криками «Ура!».

Кроме истории Беларуси, она сдавала белорусский (83) и русский (86) языки, а также всемирную историю (81). Суммарный балл у нее - 365, с ним она собирается на истфак БГУ. Проходной балл в прошлом году там был 318, так что Лера пойдет подавать документы с легкой душой.

«Спала по паре часов в сутки весь год - за неделю решала по восемь тестов»

Еще одна пинчанка - Вита Курган - получила 100 баллов по математике.

- Я много трудилась с начала года, поэтому рассчитывала на высокий результат. В школе решали много заданий прошлых лет, но в основном помогла репетитор - брала количеством. Я спала по паре часов в сутки весь год: сидела над математикой! В неделю решала по восемь тестов! - вспоминает выпускница 12-й пинской школы.

Девушка рассказывает, что ходила на все этапы РТ - сначала набрала около 80 баллов, потом было до 85.

- Я очень невнимательная, поэтому допускала ошибки. Ужасно боялась, что это повторится на ЦТ! Поэтому проверяла и переписывала несколько раз. Когда пришла эсэмэска с результатом, я открыла ее и просто начала плакать! Это очень большое счастье, потому что рисков ошибиться у меня было много, - говорит о своей невнимательности Вита.

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber !

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Оказалось, если допустить всего три ошибки, можно «скатиться» до 85, зато если едва ли не случайно «натыкаешь» правильно несколько заданий в части А, то получишь целых 40 баллов. Это стало возможным из-за новой системы подсчета результатов ЦТ, которую в этом году. Преподаватель химии Андрей Кульша уверен: нововведение позволит попадать в вузы более слабым абитуриентам, но при этом система не так уж плоха — нужно просто понимать, как именно с ней работать. Специально для TUT.BY учитель объяснил что к чему.

Графики, в которых не указан источник, носят иллюстративный характер для понимания объяснений и не базируются на статистике РИКЗ.

Андрей Кульша. Фото: из личного архива

Почему старая система подсчета баллов (на самом деле) устраивала всех

До 2019 года вклад каждого задания в результат теста зависел от того, насколько хорошо это задание выполнили в среднем. Сделал легкое задание — получил 1 балл, сделал сложное — получил 3−4. Конечный результат абитуриента отражал, насколько он усвоил школьную программу. Получил 40 баллов? Значит, грубо говоря, усвоил примерно 40% всего, что преподают в школе.

Типичное распределение результата выглядело примерно так: максимум вначале, затем резкий спад, большое плато и в конце снова спад. И этот начальный максимум не был на уровне 50 баллов — обычно где-то 25−30. Это оттого, что у очень слабых абитуриентов всегда есть шанс что-то угадать. Даже если взять и посадить за тест в прямом смысле обезьян, которые не знают ничего, в среднем они «натыкают» баллов на 15. В случае с абитуриентами на этот результат накладываются какие-то знания. Итог: где-то угадал, где-то вспомнил, результат — 30.

Самые мотивированные на обучение в вузе находятся в районе области, указанной на графике: где-то от 40 баллов идет уже адекватное ранжирование абитуриентов. Те, кто набирал ниже 40 баллов, — слабые выпускники. ЦТ по старой системе отлично выполняло задачу отсеивания таких учеников и по сути не допускало их к конкурсу в университеты (кроме тех, где недобор). Но главное: люди, которые набирали от 40 баллов, хорошо ранжировались. И поэтому могли честно конкурировать уже друг с другом.

Коротко:

  • Результат показывал процент знания конкретного абитуриента.
  • Слабые выпускники хорошо отсеивались.
  • Влияние угадывания было незначительным для конкурирующих между собой людей со знаниями выше среднего.

В чем суть новой системы?

Теперь же решили воспользоваться международным опытом — привести все шкалы по разным предметам к единой. Смысл теперь не в том, насколько отдельный человек хорошо знает программу, а в том, насколько он хорошо знает ее в сравнении со средним абитуриентом по стране.

В целом все осталось примерно так же: тот, кто сильнее, набирает больше — как по старой, так и по новой шкале. Но шкала ранжирования стала где-то гуще, а где-то реже — разброс в 10 баллов в разных частях шкалы может быть совершенно неравнозначным.

По таблице получается, что случайное угадывание нескольких заданий в А части даст резкий взлет баллов (вплоть до 50), затем идет практически линейный участок (от 50 до 80) и уже от 80 до 100 снова сильный разброс, где ты можешь допустить пару ошибок — и резко «съехать».

Когда абитуриентов оценивают по такой шкале на практике, распределение результатов получается как бы вытянутым (по сравнению со старым) в ровный «колокольчик».

Получается, баллы не отражают, насколько ты сам по себе хорошо знаешь предмет. С математикой — скажем прямо — в среднем по стране дела категорически плохи. Поэтому получить в этом году 50 баллов — это, по большому счету, показать «никакой» результат. Если взять предмет, который традиционно сдают лучше — например, английский, — то здесь уже 50 баллов по новой системе могут о чем-то говорить. Ведь все-таки в среднем абитуриенты знают этот предмет не так уж и плохо — точно не на ноль.

В прошлом году было одинаково легко набрать 60 баллов по русскому и 30 баллов по математике. В этом — 30 по математике превратятся в 60, но 60 по русскому так и останутся 60. Одинаковая сложность по предметам трансформируется примерно в одинаковый балл. В этом смысле справедливость есть.

Коротко:

  • «Новые» баллы не отражают реальные знания: так к ним относиться нельзя.
  • Результаты по системе-2019 показывают, лучше ты или хуже относительно других абитуриентов.
  • Новая шкала снизит разброс баллов по разным предметам (пример: раньше по физике были низкие баллы, по русскому — средние, сейчас они станут одинаково средними).

Это на что-то реально повлияет?

С точки зрения отдельного абитуриента может быть несправедливость, и очень серьезная. Особенно это касается тех, кто не самый сильный, а середнячок. В нижней части шкалы разброс за счет случайного угадывания (или неугадывания) получается большим, около 20 баллов — такова погрешность результата.

Одинаково слабые ребята могут иметь результат с разницей в 20 баллов. После двух-трех предметов разброс превращается в 40. Это много, хотя это все еще погрешность. Зато когда мы говорим об уровне, где необходима уже какая-то подготовленность (баллов 60−80), разброс результатов здесь не получится большим, потому что на этом промежутке небольшой разброс первичного балла не превращается в большой разброс тестового. Разрыв в 20 баллов между 70 и 90 — это уже не погрешность, а серьезная разница в уровне абитуриента.

Ситуация: кто-то набрал 70 по химии и 60 по математике. В сумме — 130. Другой — по химии 90, а по по математике 40. Тоже 130! Но один из абитуриентов реально круче по химии, а результат по математике у них разнится на уровне пары ошибок: оба не особо готовились. В результате может пройти тот, кому больше повезло, а не тот, кто сильнее в профильном предмете. И когда не можешь показать разницу на ЦТ, будешь воевать за аттестат, отбивая каждый балл — именно он может стать решающим. Годовые оценки и сейчас «рисуют», а будут еще усерднее.

Суммирование остается справедливым, когда проходной балл очень высокий — там, где ни по одному предмету мы не можем опуститься ниже 70, ведь иначе просто не пройдем. Это касается специальностей, которые снимают все «сливки». Таких меньшинство: все-таки куда чаще мелькают проходные в 250−300 баллов, особенно в областных городах. У «залетных» людей, которые набрали по 50 баллов по математике, но совершенно в ней не разбираются, куда больше шанс попасть в университет.

В это время вузовские преподаватели уже и так лезут на стенку: к ним приходят совершенно неподготовленные люди. В школах за редким исключением натаскивают на тесты, прививают шаблонное мышление и демотивируют сам процесс обучения. Как только человек пытается рассуждать, сопоставлять и анализировать, это категорически не приветствуется. Итог: имеем способных и талантливых детей, которые оболваниваются. Они приходят в университет и просто воспроизводят заученные факты — из таких людей уже сложно что-то сделать. У преподавателей два пути: первый — искать дарования среди массы и работать с ними, второй — учить «для галочки», потому что самим уже пофиг. Чаще, конечно, выбирают последнее.

Коротко:

  • Ценность интервала в 20 баллов получается слишком неравнозначной на «слабом» и на «сильном» уровне.
  • Суммирование оправдано на факультетах с высоким проходным баллом (читайте: в меньшинстве случаев).
  • На большинство факультетов люди со «случайными» баллами получат бóльший шанс поступить.
  • Произойдет снижение общего уровня абитуриентов, как следствие — упадет и ценность образования.
  • Усилится «война за аттестат».

Это можно «пофиксить»?

Любая задача должна комплексно решаться. Проблема не в системе подсчета баллов — она совершенно нормальная, это международная практика. Проблема в том, что правила приема старые, а система — новая.

РИКЗ ушел от процента выполнения заданий и выдал нормальное распределение, отражающее уровень абитуриента среди других. Но вместе с этим вузы (если они заинтересованы набирать сильных людей) должны были отреагировать и ввести пороговые баллы в соответствии со своим профилем. Например: если факультету нужны математики, то ему стоит ввести пороговый балл 70 по этому предмету. Если ты не набираешь его, то твоя сумма даже не рассматривается. А уже если набираешь, то конкурируй с другими достойными. Эта схема лишает факультет «залетных» поступивших, у которых случайные 50 баллов по математике, но натасканный на 90 язык.

Более того, такое нововведение позволило бы, возможно, поднять общий уровень студентов на конкретных факультетах. Это повлияло бы на качество образования в целом: и преподавателям интересно работать с сильными ребятами, и ребятам интересно, когда преподаватели хотят с ними взаимодействовать.

Возможно, это надо будет объяснять самому высокому чиновнику Беларуси: то, что сделали, не работает; работает совокупность. У нас же так: разные организации решают разные задачи и не всегда взаимодействуют между собой. Удивительно, но в стране нередко TUT.BY выступает буфером между учреждениями, ведь иначе они просто «не слышат» друг друга: не хватает пропускной способности бюрократического барьера.

Кстати, а что насчет «частично верных» ответов: это хорошее изменение?

Нажмите, чтобы узнать

Скорее хорошо, чем плохо, потому что это увеличивает разрешающую способность теста. Раньше, если чуть-чуть недорешал задание, все — ноль баллов. Теперь тест стал точнее: при том же количестве заданий мы можем получить большее количество баллов.

На «угадывание» это нововведение никак не влияет. Раньше мы угадывали целое задание, сейчас — его части. Можно не угадать часть задания точно так же, как и целое. Выходит, это как будто увеличение количества заданий.

Это хорошо как раз для сильных абитуриентов, у которых 1−2 сложных задания могут «скинуть» почти 10 баллов: с 100 до 91. Не решить вообще — лишить себя целых 9 баллов, решить частично — можно получить уже 97 вместо 91. Так что в этом смысле хуже не стало.

Большинству абитуриентов уже известны баллы на централизованном тестировании (ЦТ). В этом году Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ) поменял систему оценки тестирования, из-за чего у абитуриентов и их родителей появилось множество вопросов. Sputnik попытался ответить на самые частые из них.

Сколько "стоили" задания на ЦТ?

О "стоимости" заданий на тестировании РИКЗ в этом году сообщил заранее. Так, опубликована схема начисления "первичных" баллов, разная для каждого предмета.

Например, в русском языке верные ответы на вопросы А1-А27, а также А29 и А30 "стоят" два балла, частично верные - один балл. Ответ на вопрос А28 также стоит два балла, а частично верного ответа здесь не бывает. За верные ответы на вопросы Б1-Б6 дают два первичных балла, а за Б7-Б10 дают два за верный и один за частично верный.

Для каждого предмета схема начисления баллов разная. Подробнее можно смотреть на сайте РИКЗ .

Что означают первичные баллы?

Первичный балл - это то количество условных баллов, которые набраны на тестировании. Позже они на основе таблицы соответствия переводятся в тестовый балл. Именно он, тестовый балл, и является итоговым результатом.

Как узнать, какое количество первичных баллов соответствует тестовому?

Почему между баллами такая разбежка?

Многие абитуриенты и педагоги обратили внимание на дискретность баллов: то есть, скажем, следующий после 100 тестовый балл - 96. Аналогичная ситуация - и в начале, и в середине оценочной таблицы.

Как накануне глава РИКЗ Юрий Миксюк, количество заданий и, соответственно, первичных баллов ограничено. Поэтому и возникает определенный "зазор" между оценками. Иначе, при текущей системе оценки, приходилось бы в ЦТ давать больше заданий. Поэтому при новой системе наблюдается дискретность.

Почему так легко набрать 20-40 баллов?

После внедрения новой системы оценки ЦТ средние баллы по предметам выросли. Многие обратили внимание, что для получения 20-40 баллов, то есть превышающих минимальный порог, достаточно дать лишь несколько правильных ответов.

Как поясняло руководство РИКЗ, эти баллы соответствуют школьным отметкам, то есть 40 баллов - условная "четверка", для которой знать многого не надо. В то же время на 80 баллов надо знать гораздо больше, как и на школьную "восьмерку", поэтому и на ЦТ на эту отметку надо решить заметно больше.

Утверждают в РИКЗ и то, что ничьи баллы не "занижались": за одинаковое количество знаний абитуриенты получают схожие отметки и на РТ, и на ЦТ, вне зависимости от сложности заданий. Поэтому у многих ребят отметки на репетиционном и на централизованном тестировании, а также в аттестате теперь совпадают. Причина в том, что теперь на ЦТ не ранжируют абитуриентов между собой, а исходят из абсолютной оценки знаний.

Почему по-прежнему можно "натыкать"?

Действительно, наугад можно на ЦТ набрать и 40 баллов - однако это зависит от везения. При условии ограниченного количества вопросов и ответов вероятность случайного набора определенной отметки сохраняется, однако в РИКЗ подчеркивают, что стараются с этим бороться. Грубо говоря, в любом тесте в условиях закрытых вопросов возможно наугад попасть в верные ответы - однако высоких баллов это не принесет.

При этом абитуриенты с баллами до сорока считаются неконкурентоспособными, шансов на успешное поступление у них так же немного, как и у тех, кто в прошлые годы набирал по 20 баллов.

Вырастут ли проходные баллы в вузы?

Из-за увеличения средних баллов на ЦТ - в первую очередь, на тех специальностях, где они были не очень высокими, в том числе на технических и педагогических. Как сильно они вырастут, пока не известно. При этом значительного изменения проходных баллов на престижных специальностях не ожидается: количество абитуриентов с высокими баллами остается таким же, как и в предыдущие годы.

Вчера началась регистрация для участия в важном в жизни сегодняшних абитуриентов событии – централизованном тестировании. Завершится она уже 1 июня, а десятью днями позднее – 11 июня – ребят ожидает первый экзамен по белорусскому языку. Какой будет вступительная кампания-2019, поменяются ли экзаменационные задания и их структура, как набрать заветные сто баллов, а также возможно ли подсчитать количество набранных баллов самостоятельно – наши читатели смогли узнать ответы на эти вопросы во время прямой линии. Гостем редакции стал директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк.


Структура и содержание

– Скажите, поменяются ли с новой системой оценивания структура и содержание тестов?
В.Линькова, Лида

– Конечно, содержание поменяется, потому что не может один и тот же тест повторяться из года в год. Задания будут новыми, но структура теста, конечно же, останется неизменной, потому что она определяется спецификацией теста и утверждена Минобразования, определяется программой вступительных испытаний. Кроме того, и это неизменно, объем знаний, который мы проверяем, соответствует материалам школьного учебника, школьной программы.

– Станут ли задания тестов в этом году проще? Правда, что материала, который в учебниках идет «для ознакомления», в тестах не будет?
С.Петровский, Барановичи

– Чтобы хорошо и справедливо оценить знания абитуриентов, используется целый набор заданий пяти уровней сложности. Поэтому структура теста сохраняется: есть задания первого, второго, третьего уровней сложности. Есть очень трудные – четвертый и пятый уровни. Их количество сохранено. В этом плане в сравнении с прошлым годом все остается неизменным. Единственное, что хотел бы подчеркнуть: ведется постоянная работа по совершенствованию тестовых заданий, чтобы исключить дополнительные вопросы, помеченные в учебниках звездочкой. Над тем, чтобы даже формулировки заданий теста были близкими к учебной литературе. Вплоть до того, чтобы цветовая гамма картографического или другого иллюстрационного материала была знакома абитуриентам. Создаются комфортные условия, чтобы абитуриент мог продемонстрировать свои знания. Если речь идет о математике, цифры должны быть подобраны таким образом, чтобы вычисления легко производились в уме, поскольку калькуляторы можно использовать лишь на тестах по физике и химии.

– Чем задания на ЦТ в резервный день отличаются от заданий в основные дни?
А.Иванов, Минск

– В этот день абитуриент получит другой вариант заданий, нежели в основные дни. То есть речь не идет о том, что задания будут повторяться. Но это будет тест той же структуры, соответствующий школьной программе.

Зарегистрироваться для участия в резервный день можно будет в пункте регистрации в своем регионе, где комиссия рассмотрит документально подтвержденные уважительные причины. Традиционно пройдет тестирование в Белгос­университете. Чтобы принять участие в ЦТ в этот день, у абитуриента должен быть целый перечень веских оснований. Иначе можно пропустить год.

Впрочем, не все абитуриенты осуществляют правильную регистрацию и в основные дни. Не забывайте, в этом году она продлится по 1 июня. Потом база регистрации закрывается. Хочу также напомнить: регистрация заканчивается выдачей пропуска в пункт тестирования на конкретный предмет. Часть абитуриентов забывают произвести оплату и вернуться с удостоверяющим это действие документом, чтобы в обмен получить пропуск. Главный документ, чтобы записаться и пройти ЦТ, – это паспорт (вид на жительство или удостоверение беженца). На случай утери или кражи паспорта – справка в установленной форме из МВД. Не забывайте о сроке действия документов. И если он заканчивается, лучше позаботиться заранее. Конечно, об этом будут напоминать в пунктах регистрации.

Три решаем, пять в уме

– Это правда, что, решив, скажем, три задания, можно набрать 50 баллов из возможных 70 или 80?
И.Ливнев, Столин

– Нет, это неправда. Почему-то мы упорно пытаемся верить в чудо, а секрет успеха на тестировании – это упорный труд. И только тот, кто готовился, учился из года в год, системно повторил учебный материал, может показывать высокие результаты. Среднеподготовленный абитуриент вполне может набрать 50 баллов, но вы посмотрите, сколько еще остается возможностей до ста! Могу сказать, что сегодняшняя система подсчета баллов не только достаточно точно оценивает знания абитуриентов, но и эффективно ранжирует тестируемых по их результатам.

– Верно ли, что если результаты тестов вырастут, вырастут и проходные баллы?
А.Иваницкая, Пинск

– Можно сказать, что на те специальности, где проходные баллы были высокими, такими они и останутся. Абитуриент за тест больше ста баллов не наберет. Кроме того, как показала сравнительная оценка, и по прежней методике, и по новой высокие баллы у абитуриентов будут совпадать. Выше, чем в прошлом году, проходные баллы могут быть на те специальности, где они были невысокими.

– Правда ли, что с новой методикой оценивания выиграют слабые ребята, а отличники наберут те же самые 70-80 баллов, как и с предыдущей системой?
Л.Ивлева, Гродно

– Это установленный факт. Новая система оценивания, и это самое главное, более точно оценит знания и установит справедливость. Если человек, например, имеет средние знания, он получит положенные ему 50, а не 20, 30 или 40 баллов, как это могло быть раньше. Так что в области низких и средних значений баллы у абитуриентов объективно станут выше и будут соответствовать их знаниям. А вот начиная с 70-75 баллов оценки по старой и новой методикам практически совпадают.

– Изменится ли максимальное количество баллов, которое можно будет набрать при сдаче ЦТ? Если да, то насколько?
И.Константинов, Минск

– Максимальный балл – сто, больше никто из абитуриентов не получит. Абитуриент, который справится со всеми заданиями и наберет максимальное количество первичных баллов, получит максимальную тестовую оценку – сто баллов. В этом плане ничего не изменится.

– Что может серьезно снизить баллы на ЦТ этого года?
В.Севко, Мозырь

– Ничего. Изменяется лишь формула, по которой эти баллы подсчитывают. Напротив, в этом году абитуриент сможет быть оцененным по максимуму. Если прежде были задания, которые оценивались крайними позициями, даже если ты их частично выполнил, сегодня мы имеем возможность оценить такой промежуточный результат, заложить его в контролируемые параметры. То есть даже при наличии одной ошибки в ответе, но если задание частично выполнено, новая методика позволяет такой ответ засчитывать.

Сами с усами

– Возможно ли самим приблизительно подсчитать результат после участия в ЦТ этого года?
Н.Ефремова, Минск

– Новая методика оценивания будет прозрачной настолько, что сам абитуриент, зная свои тестовые баллы, сможет подсчитать, какой процент ребят тест написали лучше его. Кроме того, сразу после статистической обработки результатов всех испытуемых в автоматическом режиме будет получена и представлена общественности на сайте РИКЗ переводная таблица первичных баллов в тестовые (за каждое задание установлен первичный балл), по которой абитуриент, не дожидаясь оповещения и будучи уверенным, сколько задач решил правильно, действительно сам сможет подсчитать свой тестовый балл.

– У ребенка есть инженерный калькулятор. Можно ли воспользоваться таким на централизованном тестировании по физике? Или стоит себя подстраховать и купить устройство попроще?
Г.Киндрук, Минск

– В соответствии с пунктом 60 Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования, утвержденного постановлением Совмина № 714 от 6 июня 2006 года, при выполнении тестов по физике и химии «допускается использование калькулятора, который не является средством хранения, приема и передачи информации». То есть использовать калькуляторы с различным набором функций, в том числе так называемые инженерные, или «научные», не запрещено при условии, что среди этих функций отсутствует такая, как хранение, прием и передача информации. В данном случае речь идет о наличии в калькуляторе встроенной фото- или видеокамеры, а также возможности его подключения к другим устройствам при помощи Wi-Fi, Bluetooth и других для приема или передачи данных. При выполнении тестов абитуриентам понадобится вычисление лишь основных арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня). Так что будет достаточно простейшей модели калькулятора. Решение о допуске конкретного вычислительного устройства принимается организационной комиссией пункта проведения централизованного тестирования.

Сплошные плюсы

– Каковы главные плюсы вступительной кампании этого года?
Р.Лосев, Бобруйск

– Конечно же, то, что абитуриент получит более точную оценку своих знаний. Это несомненный плюс. И она объективно будет не меньшей, чем по старой методике. Кроме того, такая отметка будет корректно сопоставима со школьной. И, может быть, не для всех, но для большинства родителей автоматически отпадет вопрос: а почему тестовая отметка так сильно отличается от школьной? К тому же более корректным станет сравнение результатов ЦТ разных лет.

– С этого года знания абитуриентов оцениваются с использованием новой методики оценивания. Как она выбиралась из множества других? В чем ее преимущества?
Е.Дудин, Минск

– Во-первых, хочу сказать, что новая методика оценивания – это не изобретенная нами формула и имеет под собой серьезное научное обоснование, столетний опыт использования в разных странах мира. Все существующие сегодня методики оценивания делятся на классическую, как наша, и более молодую IRT-теорию, которая вводит понятие математически определенного измерения единицы знаний. Но мы сделали выбор в сторону классического направления, поскольку оно хорошо себя зарекомендовало. Во-вторых, преимущества такой методики в сравнении с ранжированием, которое осуществляла прежняя и которая была разновидностью процентной шкалы, в том, что сейчас мы имеем возможность не только ранжировать, но и более точно измерить знания абитуриентов в абсолютных величинах. Такой подход делает более корректным сопоставление результата, который абитуриент показывает на тестировании, с его школьными учебными достижениями. И это очень важно.

– Не планируется ли продлить срок действия сертификатов до 3 и более лет?
Е.Лазовская, Гомель

– Сегодня срок действия сертификата – 2 года. То есть если вы сдадите ЦТ в 2019-м, сертификат ЦТ будет действителен и в 2020 году. Это уже немало. Не факт, если человек с имеющимся сертификатом в этом году не поступил, с ним же поступит в следующем. Может быть, стоит подумать о том, чтобы подучиться и улучшить результат.

– Как вы относитесь к репетиторству? И насколько, на ваш взгляд, результат на ЦТ зависит от репетитора?
Н.Иваницкая, Лоев

– В последнее время очень много людей прибегают к услугам репетиторов. Но на самом деле, и это подтверждают примеры стобалльников, к экзаменам вполне можно подготовиться без посторонней помощи. Многие успешные ребята готовились к ЦТ самостоятельно. Другое дело, что это нужно делать на системной основе. А к экзаменам знания освежить. Штудируя школьную программу, сборники ЦТ, с помощью участия в репетиционном тестировании, дистанционном репетиционном тестировании на бесплатной основе, где можно не только проверить знания, но и отработать умение заполнения бланков ответов. Могу сказать, что традиционно результаты тех, кто проходит несколько этапов репетиционного тестирования, закрывая пробелы по знаниям, улучшаются. Тут важно трудолюбие, учитывая, как высоки ставки. Что касается количества участников репетиционного тестирования, можно сказать, что оно стабилизировалось. И это с учетом того, что количество выпускников школ уменьшается – не надо забывать о демографическом факторе. На протяжении последних двух лет на репетиционном тестировании ежегодно у нас сдают до 330 тысяч человекотестов за три этапа. Желаю успехов всем абитуриентам!

На выходных мы получили одно интересное сообщение, которое заслуживает того, чтобы его прочитали не только мы:

Доброго дня, у меня тут появились таблицы оценивания первичных баллов на ЦТ, есть над чем подумать.

Жирным выделены первичные, которыми оцениваются решенные задания. Справа от них - итоговые баллы ЦТ.

Сидели решали дистанционные РТ на сайте РИКЗа, потом прорешали с шагом в один балл и забили в таблицы.

Думаю, что для всех, кто не полностью в теме, следует сделать небольшое пояснение и натолкнуть на некоторые размышления. На сайте РИКЗа приведена таблица первичных баллов, в которой сказано, что:


То есть решив 10 задач части А по “Математике” абитуриент получает 50 баллов. При этом в тесте по математике 30 задач. Из них 18 задач в части А, где нужно “решить и выбрать один правильный ответ”. И 12 задач части Б, где 2 задачи нужно “решить выбрать правильные ответы”, и 10 задач, которые нужно “решить и записать ответ”.

А теперь взгляните на соответствующую таблицу “русского языка” и задумайтесь, почему баллы теста из 40 задач распределены, ИМХО, не так как в математике? Ведь для того, чтобы набрать 50 баллов нужно решить правильно 18 задач части А, а это далеко не 1/3, как в математике, а почти 50 % от общего числа задач. Да и по своей сути 18 задач с выбором нескольких правильных ответов, ИМХО, сложнее решить, чем 10 с одним верным ответом.


То есть, результаты ЦТ по математике и физике искусственно подгоняют к результатам языковых тестов?

PS Но вы также присмотритесь к тесту по русскому языку и расскажите детям, как “гарантированно на частично верных ответах” набрать достаточно большой балл.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»