Философская насыщенность поэзии бориса пастернака. Философская проблематика поэзии бориса пастернака. Философская лирика Пастернака

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.
Склонность к философскому

Осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он – поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака – “живая жизнь”. Она – мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:
Казалось альфой и омегой, –
Мы с жизнью на один покрой:
И круглый год, в снегу, без снега,
Она жила, как alter ego,
И я назвал ее сестрой.
Поэтому природа в изображении Б. Пастернака – не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях “Июльская гроза”, “Никого не будет в доме. “, “Зимняя ночь”.
Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание “докопаться до сути”. Поэтому, говоря о каких-либо вещах, он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.
Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
В природе лип, в природе плит,
В природе лета было жечь.
Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не “лето было жарким”, а “в природе лета было жечь”, то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: “Определение души”, “Определение поэзии” и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:
Поэзия, я буду клясться
Тобой, и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты – лето с местом в третьем классе,
Ты – пригород, а не припев.
Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:
Мы были в Грузии. Помножим
Нужду на нежность, ад на рай,
Теплицу льдам возьмем подножьем,
И мы получим этот край.
В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, являющаяся не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:
Твой поход изменит местность.
Под чугун твоих подков,
Размывая бессловесность,
Хлынут волны языков.
Крыши городов дорогой,
Каждой хижины крыльцо,
Каждый тополь у порога
Будут знать тебя в лицо.
Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: “А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно – что жилы отворить”. Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

Сочинения по темам:

  1. На протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А. С. Пушкин. Философская лирика...
  2. Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь – это...
  3. “Душная ночь”. Стихотворение относится к пейзажной лирике Пастернака, а по своей сути философично. Природа у поэта одушевлена, является высшей формой...
  4. Стихотворение «Степь» (1917) принадлежит к философской лирике Пастернака: дан не отдельный пейзаж, картинка природы, а целостный образ мироздания: Тенистая полночь...

Пастернак Б. Л.

Сочинение по произведению на тему: Философская насыщенность лирики Б. Пастернака

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он - поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака - «живая жизнь». Она - мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:

Казалось альфой и омегой, -

Мы с жизнью на один покрой:

И круглый год, в снегу, без снега,

Она жила, как аНет е§о,

И я назвал ее сестрой.

Поэтому природа в изображении Б. Пастернака - не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме.», «Зимняя ночь».

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты- лето с местом в третьем классе,

Ты - пригород, а не припев.

Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

Мы были в Грузии. Помножим

Нужду на нежность, ад на рай,

Теплицу льдам возьмем подножьем,

И мы получим этот край.

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Размывая бессловесность,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

Среди русских поэтов XX века Б. Пастернак занимает особое место. Его стихи всегда отличались глубиной чувства, психологизмом, философской насыщенностью независимо от того, писал ли он о природе, о человеческих отношениях или о состоянии собственной души. Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно — что жилы отворить». Философские раздумья Б. Пастернака всегда имеют трагическое звучание — это раздумья одинокого человека. Причина одиночества лирического героя Б. Пастернака не в его гордыне или пренебрежительном отношении к людям. Это — одиночество обостренного чувства ответственности за жизнь и за все окружающее:

Я понял жизни цель а. чту Ту цель, как цель, и эта цель — Признать, что мне невмоготу Мириться с тем, что есть апрель.

Природа осмысляется Б. Пастернаком глубоко философски. Это не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли в его душу и живут внутри нее. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме…», «Зимняя ночь». В стихотворении «Зимняя ночь» проявляется еще одна из центральных тем в творчестве Б. Пастернака — любовь. Это чувство охватывает героев «Зимней ночи» с такой силой, что в него втягиваются комната, дом, весь мир. Любовь метет метелью «во все пределы». Время как будто остановилось:

Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Когда герой лирики Б. Пастернака охвачен этим прекрасным чувством, для него «дольше века длится день». Герой лирических произведений ищет истину, стремится к духовному и нравственному совершенству во всем:

Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

Этот мотив прослеживается в цикле стихотворений, включенных в роман «Доктор Живаго». В них поэт задумывается над трагизмом положения Иисуса Христа, взявшего на себя ответственность за людские грехи. Б. Пастернака волнует трагедия человека, чувствующего личную ответственность за всемирное зло. Сходен с образом Христа у Б. Пастернака и образ Гамлета:

Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.

Как поэт-философ Б. Пастернак тяготеет к вечным темам. Природа и творчество, любовь и ответственность — все это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия. Стихи Б. Пастернака поражают глубиной философского понимания жизни.

Философская лирика Пастернака

Другие сочинения по теме:

  1. Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу детства поэта. Его отец был...
  2. Сочинения по литературе: Лирика бориса пастернака Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет...
  3. Баратынский пытается развивать то же направление в своих последующих поэмах: «Бал» (1825-1828) и «Наложница» (1831). Он переносит действие в современность,...
  4. На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о...
  5. Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне, в семье состоятельного бюргера; увлечение тогдашней немецкой и французской...
  6. Б. Пастернак — один из самых сложных поэтов рубежа XIX-XX веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор,...
  7. Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит...
  8. Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав «Центрифуги» —...
  9. Счастливая судьба судилась Б. Пастернаку. Дружная семья профессиональной пианистки и оригинального талантливого художника из самого детства лелеяла будущего поэта нежными...
  10. Эпиграф к сочинению: «Его грудь заполнена природой до краев. Кажется, уже с первым своим дыханием он вдохнул, втянул ее всю...
  11. Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: «Где человек до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак — это...
  12. Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно...
  13. Общая характеристика творчества. Творчество Ду Фу воплощает наилучшие черты китайской поэзии, отображает особое мировосприятие этого народа, а так же многочисленные...
  14. Тема поэта и поэзии является одной из основных в творчестве Бориса Пастернака. Для него труд творческой личности носит благородный и...
  15. Лирика Маяковского Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается...
  16. Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она...
  17. Борис Пастернак родился и возрастал в семье, атмосфера которой была наполнена творчеством. Отец — Леонид Пастернак — академик живописи, мать...
  18. Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта...
  19. Он начал печататься в 1913 г. в Центрифуге — так называлась ассоциация «умеренных» ученых футуристов. В течение нескольких лет он...
  20. «…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» — так понимал природу искусства Борис...

Особенность метода выражения философской лирики Пастернака состоит в том, что она нигде открыто не представлена. В общем-то это нетипично для поэзии, однако у автора глубоко зашифрован стихотворный подтекст, скрыт очень тонко, практически на линии риска. Читателю следует самому проделать путь, начиная с поэтического образа, заканчивая философским обобщением, основным направлением философской лирики Пастернака. Поэтом предложен первичный материал для усиленного мыслительного поиска, им же предоставлены указатели путей с использованием разных намеков. А «как бы» за кадром находится главная авторская философская позиция. В философской поэзии Пастернака трактуются основы бытия, но первое место занято любовью, которая является не просто чувством, а жизненным принципом, первоосновой жизни. Только благодаря любви человек может познать мир. Любовь обладает аналогом в природном мире, представленным всеобщей взаимосвязью всех вещей и явлений. В философских стихах Пастернака большая роль отведена проблеме мировоззрения, единственным решением которой является признание в полной мере всех разновидностей жизни. Цель поэтического творчества Пастернака заключается в самовыражении, самоотдаче. Он не увлечен непосредственно человеческой славой: поэту следует поступать таким образом, чтобы он смог завоевать мировую любовь.

Как раз это и является глубинным смыслом философской поэзии Пастернака, которая состоит из самоотдачи создателя и поэта. Мир ожидает труда мастера слова так же, как труда землепашца. Поэтом должно реализовываться его предназначение, которое он имеет на бренной земле, и он не вправе свернуть со своего пути, отказавшись от исполнения своей роли. Это является неким роковым фатализмом философской поэзии Пастернака. однако фатализмом счастливым, так как он предоставлен свыше. Именно философской лирикой автор пытался рассказать читателям о внешней стороне событий, об их глубинном смысле; он очень переживал по поводу точной передачи сути изображенных им жизненных явлений, он сильно тревожился за сохранение в настоящей реальности вечных моральных человеческих ценностей.

В философских лирических произведениях Пастернак позаимствовал представление о призвании поэзии в некоторой степени у классики, но делая обобщения, лирик именует свою поэзию по-новому. Она называется поэзией-губкой, впитывающей целый мир, чтобы позже после того, как ее отожмут, люди получат свой мир. Она попытается открыть его им. Во всем этом и состоит высокое предназначение поэзии, так как лишь поэт обладает особым, полным, стопроцентным и одновременно первичным знанием о мире. Борис Пастернак является одним из великих поэтов-философов своей эпохи.



    Философская поэзия Гавриила Державина полностью искренняя и правдивая, что может быть подтверждено отказом писателя от должности "придворного...



    Один из главных мотивов философских лирических произведений Тютчева представлен мотивом иллюзорности, эфемерности, ирреальности существования. ...


    Женская поэзия отличается тонкостью ощущений, гибкой музыкальностью, раскрытием глубины душевного переживания. По-видимому, эмоциональная суть...



    Языки прозы и поэзии являются двумя сторонами медали: как будто они относятся к литературе, будучи ее видами, но едва ли существует возможность, ...


    Поэтические жанры являются своеобразными подвидами творчества, объединенными в общую категорию, имеющую наименование "Поэзия". Так как возникновение...

    Сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького,
    доктора филологических наук - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Юрий Минералов 2018. Все права защищены.

    Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением
    федерального закона об охране авторских и смежных прав.

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он - поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака - «живая жизнь». Она - мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:

Казалось альфой и омегой, -

Мы с жизнью на один покрой:

И круглый год, в снегу, без снега,

Она жила, как аНет е§о,

И я назвал ее сестрой.

Поэтому природа в изображении Б. Пастернака - не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме...», «Зимняя ночь».

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты- лето с местом в третьем классе,

Ты - пригород, а не припев.

Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

Мы были в Грузии. Помножим

Нужду на нежность, ад на рай,

Теплицу льдам возьмем подножьем,

И мы получим этот край.

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Размывая бессловесность,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»