Дистанционный курс "Школа вожатых "Я — Лидер!"". Заочное обучение. Как поехать в лагерь вожатым Где учат на вожатых детских лагерей

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Школа вожатского мастерства

Программа подготовки вожатых.

Цель: подготовка специалистов для работы в детских лагерях летнего оздоровительного сезона.

Задачи:

· провести курс теоретических и практических занятий, позволяющих студентам постичь основы вожатского мастерства.

· подготовка слушателей курсов к работе с детьми в условиях лагеря, к стрессовым ситуациям, к решению различных проблем;

· создание и сплочение будущего вожатского коллектива, укрепление связей между организаторами курсов и слушателями;

· создание оптимальных условий раскрытия творческих способностей участников;

Пояснительная записка.

В последние 2-3 года наблюдается повсеместное возрождение культуры детского летнего отдыха. Поднимающаяся экономика нашей страны наконец-то стала позволять делать вложения в эту, уже почти забытую, сферу социальной деятельности. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. В данных условиях вкладывать деньги в детский отдых становиться престижным. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских оздоровительных лагерей. Однако, в современных условиях мало предоставить ребёнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, патриотических качеств. Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами.

Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты. Однако в этом плане дела обстоят не так благополучно. Многие московские вузы за последние годы расформировали свои студенческие педагогические отряды. В последнее время только педагогические вузы занимаются подготовкой вожатых к лету. Однако для растущих объёмов детского отдыха такого количества специалистов катастрофически мало.

Программа «Деловое сотрудничество» ставит своей целью подготовить московских студентов к летнему сезону. Для этого создан модуль программы, по подготовке вожатского состава. Отличием программы «Деловое сотрудничество» является тот факт, что мы не стремимся создать педагогический отряд на базе одного института и даже одного города. В нашей программе ежегодно работают представители самых разных педагогических отрядов. Что позволяет нам обмениваться опытом, быть в курсе новейших разработок в педагогическом творчестве, а также совершенствовать свои методы работы. В своей программе подготовки вожатых мы предлагаем объединённый опыт студенческих отрядов из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Уфы, Рязани, Байконура, Нижнего Новгорода, Чимкента, Томска, Волгограда и других городов.

Ещё одной особенностью программы «Деловое сотрудничество» является то, что возраст её участников охватывает молодых людей от 4 до 25 лет. Поэтому каждый студент, работающий в нашем лагере является полноправным членом программы. Это позволяет ребятам получать консультации специалистов по развитию своей карьеры, информацию о сложившемся в Российской Федерации рынке труда и его перспективах, а также получить информацию и навыки необходимые ребятам при последующем трудоустройстве.

Программа подготовки педагогического состава к летнему сезону состоит из двух частей.

I . 72-х часовой курс обучения начинающих вожатых, программа которого раскрыта в данном документе;

II. Выездной инструктивный лагерь, цель которого познакомиться с ребятами, желающими принять участие в программе, обучение их (различным) новым методам работы, обмен педагогическим опытом представителей разных школ, и конкурсный отбор и вожатых для сезона 2007 года.

Темы занятий:

    Тема первая « Программа «деловое Сотрудничество» - что это такое»?(1час.)

    Тема вторая «Логика развития смены» (2 часа)

Организационный период;

Основной период;

Заключительный период.

    Тема третья : «Какими медицинскими знаниями должен обладать вожатый, чтобы безопасно провести смену». (4 часа)

    Тема четвёртая «Возрастные физиологические и психологические особенности детей». (4 часа)

    Тема пятая «Правила вожатого». (1 час)

    Тема шестая «Как соблюдать режимные моменты». (3часа)

Как организовать подъём в отряде.

Внимание отбой.

Как собрать детей в столовую, на мероприятия, в поход.

Что такое тихий час.

Как организовать дежурство в столовой.

Какие документы и для чего должен уметь оформлять вожатый.

    Тема седьмая «Дорога в лагерь». (1 час)

Как встретить детей.

Что нужно иметь с собой в дороге.

Игры в дороге – кому это нужно.

    Тема восьмая «Организационный период». (4часа)

Как правильно принимать детей.

(медкомиссия, знакомство с территорией, знакомство с корпусом, расселение)

Мероприятия орг. периода.

Вертушка на знакомство с лагерем и его законами.

Как правильно познакомиться с детьми.

Правила проведения игры.

Игры оргпериода:

Игры на знакомство;

Игры на сплочение;

Игры на выявление лидера;

Игры на снятие тактильного барьера;

Игры на доверие.

Разработка и принятие законов отряда.

Как вместе с детьми придумать план смены.

Итоги оргпериода.

    Тема десятая «Основной период смены». (8часов)

Что такое мастерская (тренинг)? Как выбрать для себя и подготовить хорошую мастерскую.

Как организовать отрядное мероприятие.

Как разработать, подготовить и провести общелагерное мероприятие.

Как организовать

Игры основного периода:

Игры-шутки.

Игры на создание команды;

Игры на сплочённость и толерантность в группе.

Контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Диагностика и профилактика конфликтов.

Коррекция отрицательного психологического состояния детей, вызванного долгим отрывом от дома. Повышение самооценки детей.

Итоги основного периода

    Тема одиннадцатая «Заключительный период смены». (4часа)

Как организовать подведение итогов смены.

Последний день в лагере.

Заключительная свечка (костёр) - как снять рефлексию?

Как организовать обмен адресами и пожеланиями.

Как организовать сбор вещей, сдачу корпусов.

Как организовать отъезд детей из лагеря.

    Тема двенадцатая «Что взять с собой в лагерь». (1 час)

    Тема тринадцатая «Что такое СЭС и как её встретить». (1час)

    Тема четырнадцатая «Как организовать купание». (1час)

Как собрать детей на пляж;

Правила купания;

Игры на пляже.

    Тема пятнадцатая «Как устроить банный день». (1час)

    Тема шестнадцатая «Что делать с детьми в дождливую погоду». (1час)

    Тема семнадцатая «Как научиться Любить детей». (1час)

    Тема восемнадцатая «Как подготовить и провести вожатский концерт». (2часа)

    Тема девятнадцатая « Правила проведения Игры». (1час)

    Тема двадцатая «Как заинтересовать детей». (1 час)

    Тема двадцать первая «Секреты оформителя». (1час)

    Тема двадцать вторая «Как выбрать отрядную песню и что петь с детьми». (1час)

    Тема двадцать третья «Правила наших спортивных игр». (1час)

    Тема двадцать четвёртая «Если надо наказать». (1 час)

Практический блок:

· Тренинг эффективного общения. (3часа)

· Практическое занятие:

По оформлению отрядного места (1час)

По разработке отрядного мероприятия (1час)

По подготовке отрядного мероприятия (1час)

По проведению отрядного мероприятия (1 час)

По разработке общелагерного мероприятия (1 час)

По подготовке общелагерного мероприятия(1час)

По проведению общелагерного мероприятия (1час)

По разработке, и проведению спортивного мероприятия. (1 час)

По разработке мастерской (1час)

По проведению мастерской (1 час)

«Искры вожатских песен» - песни «Делового сотрудничества» (1час)

· Игровые тренинги:

Игры на знакомство; (1 час)

Игры на сплочение; (1 час)

Игры на выявление лидера; (1 час)

Игры на снятие тактильного барьера; (1 час)

Игры шутки; (1 час)

Игры на доверие; (1час)

Подвижные игры; (1 час)

Интеллектуальные игры; (1час)

Психологическая игра кораблекрушение.(2часа)

«Тропа доверия» (1 час)

· Зачёт:

I . Разработка отрядного или общелагерного мероприятия (в письменном виде);

II. Три новых игры. Игры могут быть не новыми – оценивается проведение игр со своей группой.

III. разработка собственной мастерской.

IV. Номер для вожатского концерта.

Всего: 72 часа.

Итогом обучения является зачёт, по результатам которого, вожатым вручается сертификат об окончании школы вожатого, с правом ведения педагогической деятельности на базе детского оздоровительного лагеря

Здравствуйте! Согласно ст.91 ФЗ Об образовании в Российской Федерации

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно п.40 ч.1 ст.12 ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966

«О лицензировании образовательной деятельности»
(вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»)

3. Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

Согласно перечня

1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования
3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования
4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования
5. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих <*>
6. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена <*>
7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата <*>
8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы специалитета <*>
9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы магистратуры <*>
10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) <*>
11. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы ординатуры <*>
12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы ассистентуры-стажировки <*>
13. Реализация основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих <*>
14. Реализация основной программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих <*>
15. Реализация основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих <*>
16. Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ
17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ
18. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации
19. Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки
20. Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций

Согласно ч.14,15 ст.76 ФЗ Об образовании в РФ

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

На основании изложенного курсы по подготовке вожатых с выдачей сертификата не относятся к образовательной деятельности и такая деятельность лицензированию не подлежит.

Многие желающие стать вожатыми прекрасно понимают необходимость обучения данной профессии, однако все равно остается множество людей, которые не придают значение этому факту и задают вопрос: зачем нужно проходить школу подготовки вожатых? И здесь главным является даже не факт законодательного требования обучения, важнее сами знания. Рассмотрим подробнее обе стороны данного вопроса.

Обучение вожатых часто называют школой вожатского мастерства (ШВМ) . Подобные школы часто организуют при вузах, центрах дополнительного обучения. При выборе места обучения стоит заранее узнать об организации, которая это обучение проводит: имеет ли она лицензию, сколько проходит обучение, какое расписание занятий, кто проводит обучение, есть ли у них опыт работы, происходит ли дальнейшее трудоустройство или только обучение и т.д. Важно понимать, что для работы вожатым необходим документ установленного образца , свидетельствующий о прохождении школы вожатых, поэтому обязательно поинтересуйтесь заранее об этом у руководителей школы. Так же, бывают ситуации, когда обучает одна организация, а экзаменует другая. В этом тоже нет ничего плохого, главное, чтобы договоренности были закреплены договором.

На сегодняшний день минимальное количество часов, которые должен прослушать обучающийся в школе вожатых составляет 144 часа. За это время новичок узнает об организации безопасного пребывания детей в лагере и особенностях работы с детьми разного возраста в разные периоды смены: как можно и нужно создавать быт в отряде, что включает в себя распорядок дня, организация мероприятий, самоуправления и дисциплины в отряде, основы первой медицинской помощи, поведения в экстренных ситуациях, познакомится с нормативно-правовыми актами и многим другим, что непосредственно относится к деятельности вожатого.

Кроме теоретических знаний, будущие вожатые обязательно должны попробовать поиграть в игры разной направленности, провести коллективно-творческое дело (КТД) , выучить минимальный список используемых отрядом (лагерем) песен и исполнить их в орлятском круге, поучаствовать в создании и исполнении вожатских номеров и концертов, которые готовятся обязательно заранее и другие традиционные для того или иного коллектива практические занятия. В завершении прохождения обучения в школе подготовки вожатых, каждый из обучающихся должен сдать экзамен и в зависимости от результата получить свидетельство о прохождении профессионального обучения по подготовке вожатых.

Кроме необходимости документа о прохождении школы подготовки вожатых, необходимо понимание о самой работе вожатого. Не всегда получение сертификата говорит о качестве практических знаний человека. Конечно, можно приступить к работе вожатым не зная всего практического и даже теоретического материала, но к чему же тогда это может привести?

Итак, желающим стать вожатым необходимо обучение для получения определенных знаний. В первую очередь, как сказано выше, отдых ребенка должен быть безопасным и комфортным, и вожатый один из сотрудников, который должен это обеспечивать. Именно поэтому занятиях в школе вожатых очень много времени уделяется правилам и педагогическим требованиям, которые необходимо соблюдать детям. Это, например, как правила поведения во время мероприятий или нахождении за территорией ДОЛ, так и с выполнение норм гигиены. Если не знать, что входит во все обязанности вожатого и как их выполнять, то можно создать множество проблем. А ещё стоит учесть количество детей в отряде, и тогда можно представить в какие масштабы это может вылиться.

Во-вторых, самому вожатому тяжелее выполнять свои обязанности, когда нет никакой теоретической подготовки. Во время занятий, как правило темам разбираются типичные ошибки и прогнозируемые ситуации и предлагаются варианты их решения. Даже такие знания несомненно позволяют быть более готовыми к разным ситуациям. Кроме того, на занятиях можно задать любой вопрос преподавателю, который сможет дать компетентный ответ.

Резюмируя: Школы для вожатых организованы для того, чтобы подготовить не только теоретически и практически, но ещё и эмоционально. Важно посещать занятия школы для самого себя, а не для оценки в документе, потому что только наличие оценка не поможет в работе. Вожатым с опытом работы так же рекомендуется посещение школы, так как усвоение информации на второй или третий год работы идет уже по иному, потому что есть свой опыт, а повторение никогда не помешает.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»