Брентано психология. Ф. Брентано и психология акта. Сочинения на немецком языке

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Брентано Франц (Brentano, 1838-1917) - нем. философ, в прошлом - католический священник, отказавшийся от сана из-за несогласия с доктриной о непогрешимости Папы. В самой известной его работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) была предложена программа построения психологии как самостоятельной науки. Свою концепцию психологии Б. назвал психологией акта.

Оказал значительное влияние на понимание мышления в процессуальном аспекте в Вюрцбургской школе, на идеи Австрийской школы, развитие метода феноменологического самонаблюдения в гештальт -психологии и Лейпцигской школе, на развитие функционализма в психологии. Читая лекции по философии в Венском ун-те, оказал влияние на философские интересы З. Фрейда, который во время учебы на мед. факультете намеревался даже защитить диссертацию по философии. (Е.Е. Соколова)

Его философские воззрения основываются отчасти на учении Аристотеля и его средневековых толкователей, отчасти на новейшей английской психологии. Из его сочинений важнейшие: «Die Psychologie des Aristoteles» (Майнц, 1867г.), «Psychologie vom empirischen Standpunkte» (том 1, Лейпциг, 1874г.).

Брентано утверждал, что «истинный метод философии не отличается от метода естественных наук». Его взгляд на научную философию оказал громадное влияние на позднейших немецких философов, таких, как А. Мейнонг и Э. Гуссерль, а также на логический позитивизм.

Брентано Франц считал, что в психологии нельзя рассматривать изолированные реакции, а также невозможно путем механических измерений дать ответ о природе психических процессов. Он заложил предпосылки последующего развития вюрцбургской школы и гештальтпсихологии в целом.

Литература

  • Избранные работы. - М., 1996.
  • О многозначности сущего по Аристотелю // Богословие. Философия. Культурология. Вып. 4. - СП6, 1997.
  • О происхождении нравственного познания / Пер. А.А. Анипко. - СПб.: Алетейя, 2000. - 202 с - («Метафизические исследования. Приложение к альманаху»).
  • О многозначности сущего по Аристотелю. СПб. «ВРФШ».2012.
  • Психология Аристотеля в свете его учения о voūç ποιηΐθйός (перевод и комментарии И.В. Макаровой) // Историко-философский ежегодник’2002.
  • Очерк о познании [фрагмент]; письмо к Антону Марти от 17.03.1905; 0б очевидности.[Фрагмент]; письмо к Гуссерлю от 9.01.1905 / Антология мировой философии. Т.3. М., 1971.

Литература на русском языке

  • Твардовский, К.Ф. Брентано и история философии / Пер. с польск. Б.Т. Домбровского // Логико-философские и психологические исследования. - М., 1997.
  • Мееровский Б.В.,Бирюков Б.В. Ф. Брентано -историк философии Аристотеля // Историко-философский ежегодник 1991 М.,1991. с.146-152
  • Краснощеков А.Н. Логико-семантическая теория Ф.Брентано и проблема очевидных суждений //Научная конференция «Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке». СПб.,1994.С.19-21
  • Кюнг, Г. Брентано , Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей / Пер. О. Кубановой // Логос. - 1995. - № 6. - с.117-123
  • Громов Р.А. К вопросу о психологизме: брентановская школа и эмпирические версии критики психологизма // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24-28 мая 2005г.): В 5т. Т.2. М.,2005. C.С.70-71
  • Громов Р.А. Брентано и Гуссерль как историки философии // Логос. № 2. (59) 2007. - С.75-97
  • Макарова И.В. Франц Брентано и его «Психология Аристотеля» // Историко-философский ежегодник’2002. Научное издание. - Москва, «Наука», 2003, с.304-308
  • Макарова И.В. Франц

Франц Брентано - известный немецкий философ и психолог, ввёл понятие инденциональности в современную философию.

Франц Брентано родился 16 января 1838 года в Мариенберге-на-Рейне в Германии в религиозной семье итальянско-немецкого происхождения. Франц Брентано изучал философию в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине. Его философские взгляды отчасти основываются на учении Аристотеля, в 1862 году Брентано защищает диссертацию «О различных значениях сущего у Аристотеля» на философском факультете в Тюбингине..

В 1864 году Франц Брентано получает сан католического священника (но через девять лет отходит от церкви как убежденный противник «папской непогрешимости»), через два года становится приват-доцентом философии в Вюрцбурге. Среди его слушателей были Карл Штумпф и будущий рейхсканцлер Георг Харлинг. Блестящие лекции, популярность среди студентов, переполненные аудитории вызывали ревность среди коллег.

В 1872 году он уезжает за границу и разрабатывает собственную концепцию. Еще в сане священника он утверждал абсолютную независимость философии от теологии, не мог примириться с объединением Германии, предвидел опасность для свободы личности, был пацифистом и противником идеи, что «сила есть право».

В 1874 году Брентано возглавляет кафедру в Вене, его лекции посещают до 360-ти человек, среди его слушателей - Эдмунд Гуссерль, Франц Хиллебранд, Зигмунд Фрейд, Христиан фон Эренфельс, Казимир Твардовский и другие известные люди. В 1879 году он отказался от кафедры профессора философии в Вене, но продолжал читать лекции в этом университете, будучи приват-доцентом.

Еще в 1860 году Брентано разработал концепцию «четырех фаз развития философии». Первая фаза - фаза расцвета философии. Вторая фаза - начало упадка, когда доминировали «практические» цели, это превращение философии в служебную дисциплину. Третья фаза - фаза скепсиса, которая лишает науку доверия, обосновывая всё, иногда прямо противоположное. Четвёртая фаза - восстанавливает в правах познавательную способность человека, это фаза «мистицизма». По мнению Бретано через четыре фазы развития прошли Античная философия, Средневековая философия и философия Нового времени. После фазы «крайнего упадка философии» предстоит фаза подъема новой философии. Вкладом в новую философию стал основной труд Брентано «Психология с эмпирической точки зрения», изданный в 1874 году.

По мнению Брентано психология изучает элементы человеческого сознания и способы их соединения. Первое - сфера феноменологии, второе - предмет генетической психологии. Свою работу Брентано относил к феноменологии, которая анализирует феномены нашего сознания. Различаются психические и физические феномены. Особенность психических феноменов и свойство самого сознания - его интенциональность или «отношение к содержанию». К психическим феноменам относятся: «акт представления, акт суждения и эмотивные акты (желания и чувствования), то есть необходимо разграничить акт и содержание сознания. Психология, по мнению Брентано, как раз и является наукой об актах (функциях) сознания.

Физические феномены - это цвет, форма, тепло, запах. Сознание всегда направлено на что-то, его структура может быть описана в терминах отношения и предполагает пару из акта сознания и того, на что он направлен (например, акт представления - «представленное»). Акт представления обладает реальным бытием, а «представленное» обладает интенциальным существованием «внутри» акта сознания.

Франц Брентано развил проблему сознания времени. Любовь к истине и ненависть к заблуждению - эти акты характеризуются как правильные с «самоочевидностью», сравнимой с очевидностью, то даёт убеждённость в правильности закона противоречия. Брентано показал, что невозможно исследовать психологические феномены, пока не описано, что же конкретно исследуется.

Ученый отмечал противоречивость термина «бессознательное сознание», не допуская наличия бессознательных психических феноменов. С тех пор появились разные версии феноменологической трактовки бессознательного. О себе говорил так: «философ, который не культивирует и не практикует созерцания, просто-напросто не заслуживает этого имени».

Ранняя смерть жены как-то сломила Брентано. В 1895 году он уезжает с сыном в Швейцарию, а через год переезжает во Флоренцию, где ведёт занятия по философии. Однако в это время у него развивается глаукома, и он постепенно теряет зрение, но продолжает работать над проектом своей новой философии.

В год начала Первой мировой войны, Брентано переезжает в Цюрих, где 17 марта 1917 года в возрасте 79 лет умирает при диктовке своей рукописи.

Нельзя не отметить, что огромная часть работ при жизни Брентано осталась неопубликованной, однако усилиями его учеников уже после смерти всё же было издано 17 томов.

В 1831 году при участии его ученика Томаша Масарика, первого президента Чехословакии, в Праге было основано Брентановское общество.

Франц Брентано (1838-1917) выдвинул программу, которая противостояла как традиционной элементаристской ассоциативной психологии, так и новой психологии Вундта.

Субъективный метод самонаблюдения. Подлинной психологической реальностью (и предметом изучения психологии) являются акты сознания. Акт направлен на объект – интенциональность. Из этого имманентная предметность актов.

Три типа актов: акты представления, акты суждения, акты чувства.

В представлении предмет является (презентируется) сознанию. Модификациями этого акта являются восприятие, впонятие.

Суждение – объект мнится как истинный или ложный. Желание и воля. Основа этических представлений.

Акты чувства. Эмоциональное оценивание.

Поставлены три важных вопроса психологии сознания – предметность, активность и единство.

Идейные последователи (все лишь частично опирались на его идеи)

· Карл Штумпф (1848-1936) – основатель психологического института при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) университетах. Учениками Штумпфа были Э. Гуссерль, К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин. Центральное понятие психологии Штумпфа – функция – соответствует акту у Брентано. Штумпф различает явления сознания, психические функции и их продукты. При этом именно функции составляют самое существенное в душевной жизни и задачу исследования. Главный признак функции – процессуальность.

· А. Мейнонг (1853-1920) – создал "теорию предметов", ставшую теоретической основой проблемы целостности в Грацкой школе.

· Христиан фон Эренфельс (1859-1932) – гештальт-качество (качество формы) – 1890.

· Теодор Липпс (1851-1914). Психология как наука о сознании, связанном с предметно-реальном миром. Взаимодействие осуществляется с помощью актов. Ввёл понятие вчувствоания (эмпатии).

· У. Джемс (1842-1910) – см. вопрос № 29

Из лекции:

Франц Брентано. Был католическим священником. Опирался на Аристотеля и схоластику.

Фома Аквинский – томизм. Интерпретация Аристотеля. Достижение гармонии между верой и разумом.

У Брентано – интенция, интенциональность.

Проблема сущности психических феноменов. Интенциональность как характеристика психических актов. Классификация психических актов. Методы психологии.

Много преподавал, был известным лектором.

Критиковал Вундта и за предмет, и за метод психологии.

Сознание всегда предметно, человек всегда думает о чём-то, а не вообще. Психология должна показать направленность сознания на предмет. То есть надо изучать акт восприятия, чувствования, суждения и т.п.

В Вюрцбурге учеником Брентано был К. Штумпф, который в свою очередь был учителем основателей гештальт-психологии.


В Вене у Брентано учились Фрейд и Гуссерль (философские курсы).

Главный труд – «Психология с эмпирической точки зрения» (незакончен).

Развитие идей Брентано в психологии:

· австрийская (Грацкая школа)

Эренфельс ввёл понятие гештальт-качества.

· психология функций К. Штумпфа

· теория эмпатии Т. Липпса, аналитическая психология Ф. Стаута и Дж. Уорда

Развитие учения об интенциональности в философии: феноменология Э. Гуссерля.

Т. Липпс считал, что, когда мы что-то видим, мы не можем не вносить в это свои настроения и чувствования. Чувствование очеловечивает акт восприятия.

Сознание обладает свойством интенциональности. Это способность к интенции (направленности). То есть способность к совершению актов направленности. Связь этих идей с идеями Аристотеля.

«Сенсорная мозаика» сознания не может выступать предметом психологии. Сознание обладает способностью к непрестанной направленности на тот или иной предмет, благодаря чему постоянно осуществляет целостный акт. Каждый акт направляет сознание на его предмет. Каждый акт сознания – это акт его направленности на тот или иной предмет. Акт сознания представляет его функцию.

Акты сознания:

· представлевание – акт порождения представлений

· суждение – акт порождения суждений

· эмоциональное оценивание (чувствование)

Последователи Брентано Штумпф и Липпс будут позже говорить, что направленность сознания на предмет является его функцией.

Предмет сознания меняется, но акт направленности остаётся неизменным.

Основные принципы психологии:

· сознание – это активное начало

· принцип предметности

· принцип целостности

Лейбниц в полемике с Локком утверждал, что сознание изначально активно, вводит понятие «апперцепция».

По Брентано, функция направленности обуславливает целостность.

Вюрцбургская школа (начало XX века). Применение эксперимента к высшим психическим процессам, в частности к мышлению. Опора на принципы новой психологии Брентано. Безобразное (ненаглядное, несенсорное) мышление.

Нарцисс Ах ввёл единицу мышления – значение. Значения могут иметь разных уровень развития, содержание может иметь разных уровень обобщённости. Разработал методику исследования понятий. Методика Выготского-Сахарова.

Интенция (направленность) на задачу порождает детерминирующую тенденцию. Она объединяет в последовательность все действия по решению задачи. Направленность на цель определяет целостность структуры.

В Австрийском городе Грац возникла школа, которую возглавил А. Мейнонг. В состава этой школы входил Х. Эренфельс.

Школы целостной психологии: Австрийская (Грацкая), Берлинская (гештальт-психология), Лейпцигская (сотрудничала с фашистским режимом), школа Курта Левина.

Эксперимент Х. Эренфельса. Мелодия на фортепиано. При изменении тональности меняется состав элементов (нот, клавиш), но мелодия воспринимается одинаково.

Фрейд, учась в университете, ходил на лекции по психологии Брентано. Свойством влечения является его направленность (отголосок идей Брентано).

БРЕНТАНО

БРЕНТАНО

(Brentano) Франц (1838-1917) - нем. и австр. . Преподавал философию в Вюрцбургском (1866-1873) и Венском (1874-1894) ун-тах. С 1864 - католический священник, в 1873 в связи с полемикой вокруг догмата о непогрешимости Папы сложил с себя духовный сан. Его непосредственные ученики в Вюрцбурге - К. Шлумпф, А. Марти и др., среди учеников и студентов в Вене - Т. Массарик, А. Мейнонг, Э. Гуссерль, К. Твардовский, К. фон Эренфельс, А. Хёфлер, З. Фрейд и др. В соответствии со своим учением о четырех фазах развития философии в каждую историческую эпоху (восходящее и три упадка) Б. негативно оценивал кантовскую и послекантовскую философию (фаза крайнего упадка), за исключением позитивизма, с представителями которого он, тем не менее, полемизировал. Под влиянием нем. философии А. Тренделенбурга Б. обратился к Аристотелю, которого послужила отправным пунктом его учения о сознании. Б. выдвинул идею философии как строгой науки, которая была затем подхвачена Гуссерлем. Исходной задачей Б. считал разделение предметов естествознания и психологии. Предметом естествознания являются физические феномены, которые обнаруживаются в ощущениях (видимые фигура, цвет, ландшафт, слышимые звуки и т.д.). Отождествление сил, вызывающих ощущения, с предметом есть , наделяющая науки устойчивым существованием. Поворот внимания к физическим феноменам в фантазии - один из основных источников психологического познания. Предмет психологии - психические феномены: акты сознания, которые не могут быть даны посредством самонаблюдения. Источником знания о них Б. считал восприятие, сосуществующее в одном акте сознания с любой формой психической деятельности, каждая из которых осознается в нем как таковая: представление - как , суждение - как суждение, и т.д. Внутреннее восприятие, или внутренний , есть в то же источник очевидности: представление осознается в нем именно как то представление, которое мы имеем, суждение - именно как то суждение, которое мы высказываем, и т.д. Здесь намечается основной пункт его расхождения с И. Кантом: по Б., внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи-в-себе и явления. Основными признаками отличия психических феноменов от физических являются следующие: 1) все психические феномены или сами суть представления, или основаны на представлениях; 2) каждый феномен характеризуется интенциональным (ментальным) существованием в нем предмета, или направленностью на объект. Б. заново вводит средневековый «интенциональный», который становится одним из основных в философии 20 в.
Классификация психических феноменов проводится Б. соответственно их интенциональной природе, т.е. по способу полагания объекта. Существует три несводимых друг к другу класса: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых признается или отвергается (суждения - это не представлений), и акты любви и ненависти и интересов (чувство и воля). Из этой классификации вырастает этическое учение Б., основанное на аналогии между третьим и вторым классами: в отличие от представлений они обнаруживают верного и неверного, истинного и ложного. Акт предпочтения истинного в сфере чувств и воли - источник нравственного сознания.
В поздний период Б. уточняет, что наша психическая направлена на вещи (тела и «духи»), которые берутся в качестве объектов различным образом. Только вещи обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое - . То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле: напр. телесность, а не индивидуальное , любовь, а не любящий, пространство, а не пространственность, а не индивиды, которые мыслят . Реальное, по Б., может быть только индивидуальным. То, что взято в качестве объекта - в представлении и т.д. - уже не индивидуально. Ни внешнее, ни внутреннее восприятие не дает индивидуализирующего признака. Учение о сознании - точка пересечения всех основных проблем философии Б.: проблемы времени, критического анализа языка, природы морального сознания, обоснования оптимистического религиозного мировоззрения («рационального теизма»). Влияние философии Б. прослеживается в феноменологии Гуссерля и М. Хайдеггера, неореализме, аналитической философии, в вюрцбургской психологической школе и гештальтпеихологии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

БРЕНТАНО

(Brentano)

Франц ( . 16 янв. 1838, Мариенберг, близ Боппарда – . 7 марта 1917, Цюрих) – нем. философ, с 1864 – католич. священник, с 1872 – профессор философии в Вюрцбурге, а с 1874 – в Вене. За сомнения в вере в 1873 лишен духовного сана и отлучен от католич. церкви, в 1880 исключен также и из профессуры. Последователь философии Аристотеля и католич. (нео)схоластики. Был решительным противником Канта и нем. идеализма; в противоположность последнему защищал ярко выраженный . Брентано является основателем психологии как учения о психических феноменах; классифицируя их, он различает три осн. формы: представления, суждения и эмоции . Существенным признаком психического феномена считал (см. Интенция). В области метафизики пытался обосновать свободный христ. . Из его идей исходили в своих логических исследованиях Мейнонг, Штумпф, Гуссерль. Что касается эволюционных взглядов Брентано, то следует отметить, что, в то время как в ранний период своего творчества все предметы интенциональных актов он рассматривал существующими ео ipso интраментально – воззрение, которое восприняли почти все его ученики, в т. ч. и Гуссерль, – в более поздний период творчества он признает, что объекты интенциональных актов всегда трансцендентны сознанию. Осн. произ.: «Psychologie vom empirischen Standpunkte aus», 1874; «Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis», 1889; «Grundlegung und Aufbau der Ethik, aus dem NachlaЯ hrsg. von F. Moyer-Hillebrand», 1952.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

БРЕНТАНО

БРЕНТАНО (Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман (16 января 1838, Мариенберг-17 марта 1917, Цюрих) - австрийский философ. Изучал философию и психологию в Мюнхене; Вюрцбургс, затем в Берлине, где в 1862 под руководством Ф. Тренделенбурга защитил докторскую диссертацию “О различных значениях сущего у Аристотеля”. В 1864 Брентано получает сан католического священника. С 1866 читает , логике, психологии и метафизике в ун-те Вюрцбурга, затем, с 1874 уже в должности ординарного профессора в Вене. В 1872 и 1873 во время поездок в Англию, Францию и Германию лично знакомится с Г. Спенсером, Г. Т. Фехнером, Э. Г. Вебером, В. Виндельбандом. В 1879 снимает с себя духовный сан (предполагая жениться, Брентано , по австрийскому законодательству, не мог оставаться священником), теряя при этом и профессорскую должность. В 1896 переезжает во Флоренцию и получает итальянское гражданство, одновременно прекращая публичную академическую карьеру. В разные годы его лекции посещали К. Штумпф, А. Марта, Э. Гуссерль, 3. Фрейд, К. Твардовский, А. Майнонг, Т. Масарик, X. фон Эренфельс, А. Кастиль, О. Краус. Наиболее преданными его учениками была создана “эмпирическая школа Брентано”. Создание собственной философской системы Брентано соотносил с оригинальной историко-философской концепцией “четырех фаз развития философии”, разработанной им еще в I860. В соответствии с этой теорией, три больших периода-Античность, Средневековье и Новое время-состоят из циклически сменяющих друг друга четырех фаз. Первая фаза характеризуется Подъемом философии, адекватностью “естественных” методов философствования своему предмету, отсутствием искусственных, внеположных предпосылок познания (напр., Платон, Аристотель; Фома Аквинский; Локк, Декарт). Вторая фаза знаменует собой начало упадка философии, сопровождающегося размыванием чистого философского интереса, доминированием “практических” целей, превращением философии в служебную дисциплину ( и эпикуреизм; Дунс Скот; французское и немецкое ). Третья фаза - фаза скепсиса - лишает доверия науку, “вышедшую на рыночную площадь” и обосновывающую все что заблагорассудится (часто прямо противоположное, как стоицизм и эпикуреизм). Человеческому разуму вообще отказывается в видеть и предъявлять прочные основания знания (пирронизм, Сэкст Эмпирик; Оккам; Юм). Четвертая фаза восстанавливает в правах познавательную человека, но связывает ее уже с внешними, внеопытными основаниями, поскольку все “опытные” основания философского знания разрушены скептицизмом-это фаза “мистицизма” (неопифагорейство и ; Мейстер Экхарт, Николай Кузанский; Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Т. о., по Брентано, после завершения четвертой фазы Нового времени, после “крайнего упадка философии”, грядет первая фаза нового исторического периода, фаза подъема, которой его собственная философия обязана соответствовать, более того, эту фазу инициировать. Название его основного труда “Психология с эмпирической точки зрения” (1874), как пишет Брентано, “характеризует его и по предмету, и по методу”. Психология, по Брентано, изучает (1) человеческого сознания и способы их соединения, а также (2) предпосылки и возникновения этих элементов. Первое - дескриптивной психологии (или описательной феноменологии), второе-предмет генетической психологии, учитывая ее к физико-химическим процессам. Дескриптивная анализирует и описывает феномены нашего сознания, т. е. факты, непосредственно данные в опыте, или, что то же самое, предметы, которые имеют во внутреннем восприятии. Свою работу Брентано относил к дескриптивной психологии, называя ее психогнозией. Психогнозия-это единственно возможная для Брентано-форма научной философии, предоставляющая в распоряжение исследователя точные и достоверные высказывания о человеческом сознании. Вообще вне явлений сознания, по Брентано, нет предмета философского исследования, поскольку данность нашего мира представляет собой сумму явлений, или феноменов, доступных исключительно в качестве наличествующих в сознании. Он различает психические и физические феномены. К первым относятся акты представления, возникшие через или фантазию, суждения и движения души”, или эмоциональные феномены. Представление всегда лежит в основании двух других видов психических феноменов. Если мы судим о чем-то, то одновременно с актом суждения мы обязательно представляем это “что-то”, если мы любим, то любим в представлении “что-то”. Физические феномены - это цвет, фигура, холод, запах, т. е. то, что дано в психическом феномене. Видимая структурность мира на деле оказывается структурностью сознания. Сознание всегда направлено на что-то, его может быть описана только в терминах отношения, реляции. Такое фундаментальное сознания Брентано называет “интенциональным отношением”. Интенциональность предполагает коррелятивную пару, где одним коррелятом является сознания (психический феномен), а другим-то, на что он направлен. Напр., “видение-видимое”, “акт представления-представленное”, “желание-желаемое”. При этом только первый из коррелятов реален (обладает реальным бытием), второй же нереален и обладает исключительно интенциональным существованием “внутри” акта сознания. Напр., о котором мыслят, нереален в собственном смысле слова (он существует лишь интенционально), но реален акт представления об этом человеке. В целом же о реальном существовании может быть решен только в сфере очевидного опыта. Из того факта, пишет Брентано, что я вижу пятно или слышу звук, еще не следует, что это пятно или звук существуют. Существование объекта психического акта не дано с очевидностью в самом -психическом акте, в то время как несуществование психического акта означало бы его , что с очевидностью противоречиво. Брентано различает первичный и объекты психического акта. Первичным объектом психического акта является его внутренняя . Однако во всяком акте есть и вторичный объект-сам психический акт, который дан как бы “заодно” с объектом первичным. В представлении цвета (как первичного объекта, физического феномена) всегда присутствует представление этого представления.

Исследователи традиционно указывают на два этапа в философской эволюции Брентано, и между ними пролегает на рубеже веков, во всяком случае считается, что в 1902 перелом уже произошел. Второй этап не отличается от первого фундаментальной установкой на коррелятивность акта сознания, изменяется лишь экзистенциальный первичного объекта психического акта. Брентано утверждает, что предметом мышления не может быть несу

ществующая , но только то, что реально существует, а реально существует лишь индивидуальное. Также вводится более дифференцированная психического акта. Схватывая во внешнем восприятии некий объект, мы схватываем во внутреннем восприятии и само это восприятие, причем как направленное на физический объект, т. е. оказывается, что этот объект представляется нами не только прямо (во внешнем восприятии), но и косвенно (во внутреннем восприятии). Если же, напр., мы имеем представление универсального не-бытия, то здесь следует различать представление о нас как об отрицающих универсальное не-бытие (в модусе “прямо”) и представление вещи вообще (в модусе “косвенно”). Та вещь, которая существует здесь, будучи предметом мышления, это не “универсальное не-бытие”, а сам акт мышления. Предложение “Существует мыслимое” заменяется предложением “Существует мыслящее”.

Аналитическая работа над проблемой сознания позволяла Брентано продуктивно участвовать во многих фундаментальных дискуссиях своего времени, в частности, по проблеме бессознательного, где в споре с Э. Гартманом и его сторонниками Брентано отмечал самопротиворечивость термина “бессознательное сознание”, не допуская наличия бессознательных психических феноменов. Философское влияние Брентано трудно переоценить. Оно просматривается в развитии феноменологии, аналитической философии, теории объектов, гештальтпсихологии.

Соч.: Избр. работы. М., 1996; О многозначности сущего по Аристотелю.-В кн.: “Богословие. Философия. Культурология”. СПб., 1997, в. 4; Psychologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1874; Von der Klassifikation der psychischen Phaenomene. Lpz., 1911; Wahrheit und Evidenz. Hamburg, 1962; Die Abkehr vom Nichtrealen. BemMünch., 1966; Deskriptive Psychologie. Hamb., 1982.

Лит.; Krans 0. Franz Brentano. Münch., 1919; Most 0. Die Ethik F. Brentano"s. Münster, 1993; Windüchet H. F. Brentano und die Scholastik. Junsbrock, 1936; Methode et métaphysique selon Fr. Brentano. P., 1995; Твардовский К. Ф. Брентано и .-В кн.: Логико-философские и психологические исследования. М., 1997.

В. В. Анашвилч

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "БРЕНТАНО" в других словарях:

    Клеменс (Clemens Brentano, 1778–1842) наиболее яркий и значительный представитель второго поколения немецких романтиков (см. Немецкая литература). Уже в годы юности, находясь еще всецело под обаянием иенских романтиков (см. Романтизм), Б.… … Литературная энциклопедия

    Брентано, Луйо (род. в 1844 г.) известный немецкий экономист. В 1872 г. был профессором экономических наук в Бреславле, позднее занимал кафедру политической экономии в Страсбургском, Венском, Лейпцигском и с 1891 г. в Мюнхенском университетах.… … 1000 биографий

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»