Библиотечный урок подготовила библиотекарь болотина и.в. История создания книги в России

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Ты уже школьник. И на многие вопросы уже знаешь ответ – откуда берётся молоко, как растёт хлеб, какая речка протекает там, где ты живёшь, и как называется дерево, что растёт под твоим окном. Поверь Родина одарила тебя щедро, одарила, чтобы ты вырос настоящим человеком, стал хозяином Земли, на которой ты живёшь, бережно относился ко всему живому, приумножал богатства страны. Все дороги для тебя открыты. Какую же выбрать? Есть такой дом на свете, в котором писатели сложили для тебя путеводитель по жизни. Дом этот большой или скромный, но всегда удивительный, называется «БИБЛИОТЕКА».


Самое удивительное, что ты сможешь открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеешь разгадать сложные загадки природы, если будешь много читать. Тех книг что у тебя дома, наверняка не хватит. Где же взять их столько, самых разных и интересных? Ну конечно же в библиотеке! Как летать с Земли до звёзд, Как поймать лису за хвост, Как из камня сделать пар, Знает доктор наш Гаспар. Вот такой замечательный доктор живёт в сказке Юрия Олеши «Три толстяка»


И вот ты в библиотеке. Вокруг много книг и журналов, надписей на книжных полках. Кто поможет тебе во всём этом разобраться? БИБЛИОТЕКАРЬ. Он прекрасно знает литературу, он посоветует тебе что почитать, научит выбирать книги и находить их на книжной полке. А ещё он расскажет какие новые издания появились и закажет их для библиотеки. В детской библиотеке обычно два отделения: абонемент и читальный зал.


У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все – загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. На несколько дней книга – твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Уезжая на каникулы, не забудь вернуть книги в библиотеку. Забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так увлеклась ею, что держала 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета, куда книга была возвращена через …300 лет! Лучше поздно чем никогда


Книги из читального зала не выдаются на дом, они постоянно должны находиться в библиотеке. Ты спросишь почему? Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день, например Энциклопедии или справочники. С этими книгами они работают в читальном зале В читальном зале должно быть тихо. В читальном зале тишина нам особенно нужна. Уходите, разговоры, - В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать,- Фантазировать. Мечтать. В тишине библиотечной Каждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи. В каждой книге – чудеса!


Ни один человек не может прочитать всех книг, которые издаются в нашей стране и тем более в – мире. Значит нужно уметь выбрать самое необходимое и интересное. Это умение придет, если ты узнаешь секрет «золотого ключика». В каждой библиотеке есть такой ключ к книгам. Библиотека открывает читателю свои богатства с помощью каталогов, картотек и книжных выставок. Главное здесь каталог. Это слово в переводе с древнегреческого языка означает перечень. В нём Найдёшь ты книги о морях, О снеговых вершинах, О звёздах птицах и зверях, растеньях и машинах. С.Я.Маршак


Для младших школьников составлен специальный каталог – перечень книг, которые будет полезно и занимательно прочесть. Он так и называется: «Что нам читать». Каталог состоит из карточек. На каждой фамилия автора книги, её название, фамилия художника, город, где она издана. Год выпуска. На некоторых карточках есть и картинка из книги и краткий рассказ о ней – аннотация. Есть в каталоге и разделители – карточки повыше. На них например написано «Рассказы о природе» или «Библиотека отечественной классики». Это для того, чтобы легко было найти нужную тебе книгу. Ещё один каталог размещен в маленьких ящичках. Карточки в нём тоже маленькие, шрифт мелкий и картинок нет совсем. Зато они стоят в том же самом порядке, что и книги на полках.


Тысячу лет назад тоже собирали книги. Библиотека багдадского халифа Везир-ас-Сахида насчитывла около ста тысяч книг. Большую часть жизни он провёл в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причём верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это был своего рода каталог.


В разные времена библиотеки назывались по разному и всегда очень красиво: «Приют мудрости», «Аптека души», «Дом жизни», но в древности пользоваться ими могли только богатые, знатные люди. Для простого народа вход в библиотеки был закрыт. Но прошли годы и все изменилось. Посмотри сколько книг на полках библиотеки. Может, там есть и твоя, которая поведёт тебя по жизни. Дерзай!

Свидерская Ольга Станиславовна
заведующая библиотекой
КГУ «Средняя школа» №14 г.Кокшетау
Акмолинская область

Директор КГУ «СШ №14» г.Кокшетау

Байболова Роза Бексултановна

Цель: расширить уровень знаний учащихся по библиотечно-библиографической грамотности.

Задачи:

1.Продолжить формирование знаний учащихся по библиотечно-библиографической грамотности, повторение правил пользования книгой, библиотекой

2.Воспитание культуры чтения.

3.Развитие интеллекта, творческих способностей учащихся.

Форма проведения: библиотечный урок-игра.

Пояснительная записка: Библиотечный урок-игра «Что вы знаете о книге»проводится для учащихся 5-х классов, которые все являются читателями школьной библиотеки. Начиная с 1-го класса для детей проводим библиотечные уроки:1класс-«Первые шаги в библиотеке», 2класс-«Откуда к нам книжка пришла»,3ласс-«Структура книги», 4класс-«Эти книги обо всем на свете»,5 класс-«История книги и библиотеки».

Оформление: книжная выставка «Хорошая книга- лучший друг»,плакат с пословицей-«Испокон века книга растит человека»,сундук с жетонами, листы с кроссвордами «Библиотека», конверты с пословицами, чистые листы, цветные карандаши и фломастеры.

Ход урока:

Библиотекарь : Здравствуйте ребята! Мы рады Вас приветствовать в стенах нашей школьной библиотеки. Сегодня мы проведем необычный библиотечный урок, а урок- игру, на котором продолжим разговор о книгах.

Свежий ветер напевает

Он страницы раздувает,

Словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы

Оживают чудеса,

Не слипаются ресницы,

Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи

И плывя по морю строчек,

Курса верного держись!

И тогда откроют книжки-

Замечательные книжки-

Замечательную жизнь!

Л.А.Крутько

Библиотекарь: Ребята, давайте разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название и девиз, нарисовать эмблему. Но не забывайте, что игра у нас –« библиотечная».На подготовку дается 5 минут.

1конкурс «История книги ».

Каждая команда последовательно достает из сундука жетон с номером вопроса. За каждый правильный ответ- 1 балл.

1.Из каких материалов изготавливали книги в древности?(глина, воск, пергамент, папирус, береста, листья пальмы, шелк и др.)

2.В какой стране и кто изобрел бумагу?(в Китае, Цай Лунь)

3.Какие инструменты для письма вы знаете?(стиль, калам, писало)

4.Как называли библиотеки в Древней Руси(Книжная палата, книгохранилище, книжная казна)

5.Что такое «скрипторий»?(средневековая мастерская, в которой переписывались книги)

6.Как называлась библиотека египетского фараона Рамзеса 2?(«Аптека для души»)

2конкурс «Структура книги».

Конкурс проходит в виде блицтурнира, каждая команда отвечает на вопрос по порядку. Вопрос, ответ которого не знает одна команда, переходит к другой команде. За каждый правильный ответ- 1 балл.

2.Обложка из твердого картона(переплет)

3.Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплетной книжкой(форзац)

4.Полоска картона, вкладываемая в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу(закладка)

5.Вводный текст, предваряющий изложение основного материала (предисловие).

6.Иллюстрированная или шрифтовая покрышка книги, защищающая блок от загрязнения(обложка)

7Первая страница книги, на которой напечатаны основные сведения об этом издании(титульный лист)

8.Обложка,одеваемая поверх переплета книги(суперобложка)

9.Перечесление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены(содержание)

10.Как называются иллюстрации, которые помогают понять технический или научный текст?(схема, чертеж)

3 конкурс-«Библиотека»

Каждой команде предлагается листы с кроссвордом: указаны вопросы, даются комментарии.

На этот конкурс дается по 10 минут. За каждый правильный ответ кроссворда №1по 1 баллу, за правильный ответ кроссворда №2 по 2 балла.

Кроссворд №1 .По вертикали должно получиться слово-ключ: Как называется работник библиотеки? (Библиотекарь).

Вопросы по горизонтали:

1.Как по другому называют «книгохранилище»? (библиотека).

2.Книги, которые знают «все и обо всем» (энциклопедии)

3.Отдел библиотеки, в котором производится выдача книг на дом (абонемент)

4.Отдел библиотеки, в котором читатели могут работать со словарями и энциклопедиями (читальный зал)

5.Загадка:

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Потому что все мальчишки

И девчонки любят…(книжки)

6 Как называется размер книги по высоте и ширине (формат)

7.Что нам особенно нужно для занятий в читальном зале (тишина)

8.Периодическое издание, которое выходит ежедневно или несколько раз в неделю(газета)

9.Загадка:

В книжку ленту- невеличку

Мы положим на страничку.

Пусть лежит там для порядка

Разноцветная…(закладка)

10.Иллюстрация небольшого размера, помещенная в начале книги(заставка)

11.Карточка читателя, куда записываются выданные на временное пользование книги (формуляр)

12.Как называется человек, записанный в библиотеку и читающий книги для себя? (читатель).

1.Материал, на котором писали в Древнем Егип­те. (Папирус)

2.На этом материале писали в Древнем Китае. (Шелк)

3.«Буква» (знак) в некоторых странах. (Иероглиф)

4.Покрытие деревянных дощечек, используемых для письма. (Воск)

5.То, что в далекие времена писцам служило вместо промокашки. (Песок) 6.Им обычно писали наши далекие предки. (Перо)

7.Материал, который использовали на Руси для письма. (Береста)

8.В них макали перо во время письма. (Чернила)

9.Самый лучший писчий материал. (Бумага)

10.Деревянная или глиняная «страничка». (Таб­личка)

11.Издание, состоящее из листов и обложки. (Книга)

12.Один из видов древней «книги». (Свиток)

13.Его использовали для написания текстов в Ки­тае и некоторых других странах. (Бамбук)

(В вертикальном столбце получается слово «Пер­вопечатник»)

4 конкурс «Собери пословицу»

Командам предлагается по 2 конверта, в которых собраны пословицы и поговорки о книге, знаниях. В1-ом конверте- начало пословиц, во 2-м –конец. Задача: как можно быстрее собрать пословицы. За каждый правильный ответ- 1 балл.

Пословицы и поговорки:

Грамоте учиться- всегда пригодится.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Книги читай, а дела не забывай.

Не красна книга письмом, красна умом.

С книгой поведешься — ума наберешься.

Книга – книгой, а своим умом двигай.

Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.

5конкурс «Книгочей».

С каждой команды выходит по 1-му участнику, которым необходимо в течение 5 минут подготовиться и сделать обзор книжной выставки.

Пока участники 5-го конкурса готовятся отвечать, учащимся предлагается рассказать стихотворения о книге, о школе, о знаниях. За каждое стихотворение команде добавляется по 1 баллу.

Подведение итогов. Награждение победителей.

(Библиотечный урок был напечатан в Республиканском методическом журнале «Ашық сабақ .Факультативті сабақтар.Открытый урок.Факультативные работы», №1,2014 год, стр.77-78)

Использованная литература:

1.Книговедение:Энц.словарь.-М.:Сов.энциклопед.,1982.

2.Павлов И.Про твою книгу.-Л.:Дет.лит.,1991

3.Ельчибаева О.Т., Антропова З.Л.Библиотека, книга,читатель.-Алматы:Казахстан,1984.

4.Библиотечно-библиографические знания школьникам.-М.:Книга,1982.

5.Краткий справочник книголюба/Под ред. Мильчин А.Э.-М.:Книга,1986.


За окном гуляла вьюга, Чертила на окне узор А мы в тепле с любимым другом Вели весь вечер разговор. Показывал он мне картинки: Ребячий лагерь, лес, костер... Взял я чернильную резинку И с друга пятнышки все стер. Потом закладкой голубою Листы до завтра заложил, Взял друга бережно рукою И в шкаф на полку положил.







Книжный блок состоит из бумажных листов, собранных в тетради, в определённом порядке и скреплённых между собой. Место скрепления тетрадей в готовой книге называется корешок В корешке сверху и снизу подклеены кусочки цветной тесьмы – каптала. В современных изданиях каптал сохраняется, скорее, по традиции и служит для украшения книги


Титульный лист - одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. Иногда на титульный лист выносят дополнительные сведения: имена лиц, принимавших участие в издании ответственный редактор, переводчик и т. д.















Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

2 класс

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук. Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.

Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисунчатого письма.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они прославились своей письменностью. Писать умели немногие - только жрецы и чиновники, зато каждый египтянин знал, что писать надо на папирусе. Папирус тоже изобрели египтяне.

Пергамент

Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен.

В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями. Книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

В России писали на бересте деревьев. По свидетельству ученных, берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой.

Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты - берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах.

Русский алфавит был составлен священниками Кириллом и Мефодием на основе греческого. Чтобы записывать переводы священных книг, они создали славянский алфавит, добавив новые буквы. Новую славянскую азбуку назвали кириллицей. "Аз Буки Веди. Глагол - Добро Есть... Рцы Слово Твердо". ("Я знаю буквы. Слово-это добро... Говори слова правильно") Славянская Азбука

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Началом промышленной революции в книгопечатании послужило создание печатной машины. 29 ноября 1814 года на ней впервые был отпечатан номер «Таймс» - лондонской газеты.

Как называлось письмо у древних шумеров? Каким письмом пользовались древние египтяне? Откуда появился русский алфавит? Что такое летописи? Кто изобрел бумагу?

Вы записались в библиотеку? Библиотекарь МБОУ «Арская НОШ №3» Фатхуллина Л.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок "Иллюстрации в книге"

На данном уроке мы не стремились познакомить учащихся со всеми (или многими) иллюстраторами детских книг. Основная цель урока - с помощью проблемного метода выяснить роль иллюстрации в кн...

Библиотечный урок "История книги"

Библиотечный урок по теме «История книги» знакомит ребят с историей письменности: узелковым письмом, клинописью; с письменными материалами: папирусом, берестой, бумагой; с историей книгопе...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»