Барановский г в архитектурная энциклопедия. Архитектурная энциклопедия барановского. Несмотря на падения

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Барановский Петр Дмитриевич - российский, советский архитектор, известный больше как реставратор памятников древнего зодчества, а также как один из авторов новых методов реставрации и консервации архитектурных объектов.

Барановский родился в семье дорогобужских крестьян 14 февраля 1892 года в селе Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии. В 1912 году он окончил Московское строительно-техническое училище, получив лицензию на производство строительных работ. Еще будучи студентом двадцати лет от роду, он разработал проект реставрации собора Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного Федором Конем. За эту работу Барановский был награжден золотой медалью Русского Археологического общества. В ходе работы над проектом будущий архитектор лично осматривал и обмерял Введенскую церковь Свято-Троицкого Болдинского монастыря - уже тогда его привлекала работа реставратора. Получив оплату за свой первый проект - 400 рублей, Барановский приобрел фотоаппарат для съемки старинных архитектурных памятников.

После окончания учебы некоторое время Барановский работал на строительстве железнодорожных и производственных объектов. В частности, он состоял на должности помощника архитектора Тульского чугуноплавильного завода, служил в Управлении строительства Среднеазиатской железной дороги в Ашхабаде, и одновременно учился на искусствоведческом факультете Московского археологического института.

С началом Первой мировой войны Барановский был призван в качестве военного инженера, и служил на Западном фронте начальником строительного участка. Когда весть о революционных событиях в октябре 1917 года достигла фронта, как и во многих частях, в месте службы Барановского почти все самовольно отправились по домам. Петр Дмитриевич остался, опечатал склады и охранял их до прибытия представителей новой власти, оберегая имущество от нападения мародеров.

В 1918 году, не дожидаясь окончания гражданской войны, Барановский отправился в Ярославль восстанавливать Спасо-Преображенский монастырь и Митрополичьи палаты, поврежденные во время белоэсеровского мятежа. Спасо-Преображенский монастырь известен тем, что на его территории было обнаружено знаменитое "Слово о полку Игореве".

Тем временем, в 1918 году Барановский окончил Московский Университет с золотой медалью, получив диплом историка архитектуры. Трудолюбие, интерес к науке и талант помогли ему заработать хорошую репутацию во время учебы, поэтому известные ученые В.К. Клейман и В.А. Городцов выдали Барановскому хорошие рекомендации для преподавательской работы. В 1919 году год Петр Дмитриевич начал преподавать историю русской архитектуры в Ярославском отделении Московского археологического института и в МГУ (до 1923 г.). Всего за несколько месяцев начинающий преподаватель написал диссертацию об архитектурных сокровищах Болдинского монастыря, после чего получил профессорское звание. С 1919 года Барановский являлся старшим научным сотрудником московской секции ГАИМК, а затем старшим научным сотрудником-архитектором ЦГРМ.

В начале 1920-х годов Петр Дмитриевич возвращается в Москву и разворачивает работу по охране и восстановлению памятников старины. Он составляет доклады о нуждающихся в ремонте и реставрации объектах и передает их правительству. Идея Петра Дмитриевича заключалась в том, чтобы на территории самых интересных памятников старины организовать музеи.

В 1921 году Барановский отправился в первую экспедицию (всего их на его счету было 10) на Русский Север. В своих воспоминаниях он рассказывал, что в это путешествие по Пинеге и ее притокам он отправился во время своего очередного летнего отпуска, подгадав даты. В дальнюю поездку Петр Дмитриевич отправился один, без помощников, будто и на самом деле ехал отдыхать. Самое ценное, что уложил в багаж профессор Барановский, были три пуда соли. В те годы на севере деньги ничего не стоили, и приобрести продовольствие, нанять лодку или телегу можно было только в обмен на дефицитную соль. Пинега, Вонга, Поча, Чакола, Пиринема, Кеврола, Чухченема, Сура, Выя - вдоль берегов этих рек испокон веков стояли пинежские села, в каждом из которых была одна, а то и две-три древние шатровые церкви - предшественницы прекрасной церкви Вознесения Господня в Коломенском. Были здесь и трехэтажные жилые дома-хоромы, и мельницы-крепости, и много других редких памятников деревянного русского зодчества, которыми горячо интересовался Барановский.

В своих последующих экспедициях, вначале под руководством академика Игоря Эммануиловича Грабаря, а затем самостоятельно, Барановский делал обмеры, изучал храмы и гражданские здания, в частности - Соловецкий монастырь. В 1922-1923 годах Барановский занимался изучением храмов в Нижнем Новгороде, в 1929 году работал в Белоруссии.

На первых порах власти относились благосклонно к деятельности профессора Барановского. В те годы для того чтобы наверняка уберечь культовое религиозное сооружение от уничтожения, нужно было открыть в нем музей. Именно таким образом удалось сохранить Свято-Троицкий Герасим-Болдинский монастырь. Здесь в 1923 году Петр Дмитриевич организовал филиал дорогобужского музея. Вместе с единомышленниками он собирал в монастырь все, что удавалось спасти из разрушенных окрестных церквей, сюда же удалось перевезти коллекцию упраздненного музея в Ельне. Но Барановский понимал ненадежность своего положения, в любой момент лояльное отношение могло смениться опалой. Поэтому он нанял фотографа Михаила Погодина, который занялся документированием коллекции музея и самого монастыря. Опасения Петра Дмитриевича оправдались. В 1929 году музей был разгромлен, почти все фотографии Погодина уничтожили, охарактеризовав творчество фотографа как "классово чуждое". В 1930 году арестовали директора болдинского музея, Семена Бузанова. Его отправили в лагеря, где он и умер. Директор дорогобужского музея сумел бежать от преследования властей. В 1943 году был разрушен и сам монастырь. На этот раз акт вандализма был совершен немецко-фашистскими захватчиками в ответ на оказанное местным населением сопротивление.

Спустя год после учреждения первого музея в Болдино, Барановский добился приданию усадьбе Коломенское статуса музея, и стал первым его директором (1924 г.). В течение 1927-1933 годов в Коломенском появились уникальные памятники деревянного зодчества, такие как: домик Петра I, Моховая башня из Сумского острога, хозяйственная постройка из Преображенского и другие. Барановский не только документально зафиксировал состояние этих памятников, но и отреставрировал в своей манере, удаляя все более поздние слои и пристройки, возрождая первоначальный облик зданий. Именно в Коломенском Барановский организовал свою школу реставраторов.

Барановский по роду деятельности был обязан обмерять и описывать церкви, предназначенные к сносу. Он был последним посетителем древнего Чудова монастыря на территории Кремля перед тем, как его снесли в 1929 году. Все что профессор успел спасти из обители - мощи митрополита Алексия.

Несмотря на все более жесткую антирелигиозную политику, в конце 20-х годов Барановский приступает к реставрации закрытого в 1918 году Казанского собора. Простоявший долгое время без должного ухода, храм стремительно разрушался и требовал немедленного ремонта. Усилия реставратора не принесли результата - власти все же приняли решение снести церковь, и в конце 30-х годов храм Казанской иконы Божией Матери исчез с Красной площади. Лишь благодаря тому, что Барановский успел сделать все замеры храма, Казанский собор удалось воссоздать в 1993 году - это сделал его ученик.

В период с 1922 по 1950 годы в числе других объектов архитектор обследовал и частично реставрировал боровской Пафнутьев монастырь и Лютиков монастырь в Перемышле (оба расположены в Калужской области), храм великомученика Георгия в Юрьеве-Подольском, Княгин монастырь и монастырь великомученика Дмитрия Солунского во Владимирской области.

В 1930 году Барановский снова отправился в экспедицию, на этот раз - в Беломорско-Онежскую, по Волге. Всем участникам исследовательского похода он запомнился тем, что в Москву тогда чуть не улетела телеграмма с вопросом, где хоронить Петра Дмитриевича Барановского, на месте, или везти тело в Москву. Все дело в том, что время, выделенное на экспедицию, заканчивалось, а в селе Пияла оставались незадокументированными церковь и несколько редких памятников, о судьбе которых Барановский очень тревожился. Пытаясь сэкономить время в ходе обмера церкви, Барановский проявил неосторожность и сорвался с десятиметровой высоты. Когда руководителя экспедиции извлекли из-под обломков конструкций, он уже не дышал. Но, к счастью, крепкий организм откликнулся на реанимационные мероприятия, и спустя четыре часа Барановский пришел в сознание. Две недели Петр Дмитриевич провел в медпункте села Чекуево, а как только он смог ходить, сразу же отправился исследовать местную церковь. Несмотря на уверения членов экспедиции и местных жителей, что ничего ценного в храме давно уже нет, Петр Дмитриевич, все же, осмотрел его. Наградой за настойчивость была удивительная находка - деревянная резная дверь 12 века (перевезена в усадьбу-музей Коломенское).

По решению советских властей, на Красной площади, ставшей местом проведения демонстраций трудящихся, не было места церквям. Таким образом, угроза исчезновения нависла над одним из самых великих памятников древнерусской архитектуры - Покровским собором, известным больше как храм Василия Блаженного. Со всей присущей ему энергией Барановский выступил в защиту храма. По поводу сноса древнего памятника он довольно резко поговорил с Кагановичем, а когда этот разговор не дал результатов, то отправил не менее дерзкую телеграмму Сталину. Возможно, именно благодаря Барановскому храм не разрушили, но такая активная деятельность сослужила защитнику плохую службу. Архитектора арестовали, и поначалу санкции ограничились строгим выговором, но в 1933 году Барановского обвинили в антисоветской деятельности и сослали в сибирские лагеря, где он и пробыл три года. В городе Мариинске Кемеровской области, где располагался лагерь, Барановский работал помощником начальника строительной части. Одна из его работ периода заключения - здание сельскохозяйственного музея в Мариинске.

После освобождения в 1936 году Барановский, согласно существующим законам, не мог сразу вернуться в Москву, поэтому поселился за "101 километром", и некоторое время работал в музее города Александрова. После возвращения в столицу (1938 г.) Петр Дмитриевич Барановский работал в структурах государственной охраны памятников, был одним из основателей ВООПИК (1966 г.).

Во многом благодаря Барановскому сохранился и старинный Спасо-Андроников монастырь, известный тем, что здесь жил и работал Андрей Рублев. В первые годы советской власти на территории монастыря размещалась колония для беспризорников, и это нанесло обители немалый ущерб. Вернувшись из заключения, Барановский занялся обследованием Спасо-Андроникова монастыря. Ему повезло обнаружить на территории бывшей обители старинную плиту - это была надгробная плита могилы Андрея Рублева, датируемая 15 веком. Случилось это поздно вечером, и более детальное исследование Барановский отложил на утро. А утром оказалось, что рабочие успели раздробить надгробие, и посыпали его осколками размокшие монастырские дорожки. Тем не менее, совместными усилиями профессора Барановского и академика И.Э. Грабаря удалось добиться превращения монастыря в музей древнерусского искусства. Официальное решение было принято в 1947 году, а сам музей открылся в 1960 году.

В это же время Петр Дмитриевич работал над еще одним широкомасштабным проектом - реставрацией Крутицкого подворья - одного из самых известных монастырей Москвы. Благодаря таланту архитектора удалось восстановить первоначальный облик Крутиц, и сохранить архитектурных комплекс для будущих поколений. В благодарность труду Барановского на одной из стен Крутицкого подворья установлена мемориальная доска с именем архитектора.

В послевоенные годы профессор Барановский работал экспертом Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний на временно оккупированных территориях. Вместе с войсками, которые освободили Чернигов, он вошел в город. После обследования городских памятников, в частности церкви Параскевы Пятницы, датируемой 17 веком, он обнаружил в ее основании еще более древнюю постройку из кирпича-плинфы. Из этого строительного материала возводили храмы в домонгольскую эпоху - т.е. находка была современницей "Слова о полку Игореве".

Несмотря на репрессии и три года лагерей, Петр Дмитриевич не утратил своей принципиальности в отношении к любимому делу. В почти разрушенном (было уничтожено 70% жилых зданий) Чернигове он явился на бюро горкома партии с требованием приспособить один из цехов кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы, который был необходим для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. Барановский не только заставил членов партбюро выслушать его, но и добился приема у секретаря ЦК КП Украины, и в итоге получил положительный ответ. Реставрационные работы были развернуты еще до окончания войны. Несмотря на то, что в то время жители города обитали в землянках, потому что на строительство жилья не хватало материалов, никто не выказывал недовольства. Мало того, однажды возмущенные черниговцы привели архитектору человека, который воровал плинфы для того, чтобы построить себе печь. По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации.

Помимо плодотворной деятельности в области сохранения и восстановления ценных архитектурных памятников, Барановский занимался сбором сведений о русских зодчих. В его собрании были материалы о более чем 1700 древнерусских архитекторах. Из этих материалов Барановский хотел создать Словарь древнерусских зодчих. По словам академика И.Э. Грабаря, архитектора-эрудита подобного Барановскому не было во всей Европе. На счету Барановского множество обученных им реставраторов и историков архитектуры. Именно он первым применил на практике новые приемы воссоздания первоначального облика сооружения по сохранившимся фрагментам, а также разработал способ укрепления древних зданий при помощи железобетона. Барановский за время своей трудовой деятельности создал более 100 проектов реставрации, из которых были осуществлены 70, а также исследовал несколько сотен старинных храмов, монастырей и прочих сооружений, расположенных на территории от Белого моря до Азербайджана. Архив архитектора был передан в ГНИМА, и в 2000 году его начали публиковать.

Умер Петр Дмитриевич Барановский в возрасте 92 лет 1984 году, похоронен в Донском монастыре в Москве.


Историческая справка:


14 февраля 1892 г. - в селе Шуйское Вяземского уезда, Смоленской губернии родился Петр Дмитриевич Барановский
1912 г. - Барановский окончил Московское строительно-техническое училище
1911 г. - Барановский разработал проект реставрации собора Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного Федором Конем
1914 г. - началом Первой мировой войны Барановский был призван на фронт в качестве военного инженера
1918 г. - Барановский окончил Московский Университет с золотой медалью, получив диплом историка архитектуры
1918 г. - Барановский отправился в Ярославль, восстанавливать Спасо-Преображенский монастырь и Митрополичьи палаты
1919-1923 г.г. - Барановский преподавал историю русской архитектуры в Ярославском отделении Московского археологического института и в МГУ
1919 г. - Барановский являлся старшим научным сотрудником московской секции ГАИМК, а затем старшим научным сотрудником-архитектором ЦГРМ
1921 г. - Барановский отправился в первую экспедицию по Пинеге и ее притокам
1922-1923 г.г. - Барановский занимался изучением храмов в Нижнем Новгороде
1929 г. – архитектор Барановский П.Д. работал в Белоруссии
1923 г. - профессор Барановский организовал филиал дорогобужского музея в Свято-Троицком Герасим-Болдинском монастыре
1924 г. - Барановский добился приданию усадьбе Коломенское статуса музея, и стал первым его директором
Конец 20-х г.г. - Барановский начинает ремонт храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, а также делает замеры церкви
1930 г. - Барановский снова отправился в экспедицию, на этот раз – в Беломорско-Онежскую, по Волге
1933 u/ - Барановский был репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности
1936 г. - Петр Дмитриевич выходит из заключения и некоторое время работает в музее города Александрова
1938 г. - Петр Дмитриевич Барановский вернулся в Москву и работал в структурах государственной охраны памятников
1943 г. - профессор Барановский работал экспертом Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний на временно оккупированных территориях
1960 г. – по инициативе Барановского Спасо-Андроников монастырь в Москве приобрел статус музея
1964 г. - Петр Дмитриевич работал над еще одним широкомасштабным проектом – реставрацией Крутицкого подворья
1984 г. – Петр Дмитриевич умер, и был похоронен в Донском монастыре в Москве Гавриил Васильевич Барановский (родился 25 марта 1860, Одесса; умер 1920, Петроград) - русский архитектор, гражданский инженер, искусствовед и издатель.

Гавриил Васильевич Барановский родился в семье коллежского секретаря Василия Ивановича Барановского. Учился в реальном училище в Одессе, по окончании которого поступил вольнослушателем на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии Художеств. Был отчислен по политическим мотивам и продолжил образование в Институте гражданских инженеров, который окончил в 1885 году.

Г. В. Барановский начал свою архитектурную деятельность в 1883-1885 годах под руководством П. Ю. Сюзора. Первый самостоятельный проект - Главная дворцовая канцелярия. С 1888 - главный архитектор Балтийского завода.

С 1891 Барановский - архитектор благотворительного Ведомства учреждений Императрицы Марии. Проектирует Глазную больницу в Петербурге.

Барановский женился на дочери Г. П. Елисеева, главы торгового дома Елисеевых, после чего стал домашним архитектором Елисеевых. Первая работа Барановского в этом качестве - доходный дом Елисеева на набережной Фонтанки, 64 (1890). Барановский реконструирует многочисленную недвижимость Елисеевых, две его самые известные работы - Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте и московский Елисеевский магазин на Тверской (совместно с В. В. Воейковым и М. М. Перетятковичем). C 1898 Барановский официально - главный архитектор всех предприятий Елисеевых.

Состоял членом правления Общества гражданских инженеров, членом Совета по горнопромышленным делам при Министерстве земледелия и гос. имуществ (с 1904), служил в Техническо-строительном комитете (ТСК МВД) (с 1885 г. - техник, с 1902 г. - сверхштатный член ТСК МВД, с 1907 г. - штатный член ТСК МВД).

Г.В. Барановский - автор, издатель и редактор журналов «Наше жилище» (1894-1895) и «Строитель» (1895-1905). Организовал выпуск и редактировал семитомную «Архитектурную энциклопедия второй половины XIX века». Участвовал в составлении проекта строительного Устава.

Преподавал в Институте гражданских инженеров в 1897-1905 гг.

Г. В. Барановский умер в 1920 году.

Проекты и постройки.

Санкт Петербург:

. Здания мастерских при Балтийском судостроительном заводе. Петербург, 1880 совместно с Э. И. Жибером и А. П. Новицким
. Часовня-усыпальница семейства Д. А. Поливанова (1885-1888)
. Дом Домонолова на 7-ой линия Васильевского Острова (1885-1888 год)
. Дом Г. Г. Елисеева - Надстройка художественной мастерской по адресу Биржевая линия, 18 (1887 год)
. Оходный дом Г. В. Барановского - улица Достоевского, 36 (1897 год)
. Доходный дом Г. Г. Елисеева. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 64 (1889-1990 год)
. Дом Елисеева - Чернышев переулок (улица Ломоносова), 14 (1891-1892 год)
. Особняк Г. Г. Елисеева на Биржевой линии, 12, 14 - реконструкция и отделка интерьеров. (1893-1894 год)
. Особняк И. А. Дурдина - Свердловская набережная, 36 (1895 год) (Перестроен).
. Жилой дом. Чернышёв переулок (улица Ломоносова), 12 (1899 год)
. Здание женской гимназии княгини А. А. Оболенской (А. Б. Мещерского) и доходный дом, Басков переулок, 8 (1899-1900 год)
. Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» - «Елисеевский магазин» (Невский проспект,56/Малая Садовая, 8 1902-1903 год)
. Здание Русского географического общества переулок Гривцова, 10 - 1907-1909 год).
. Здание ломбарда. Санкт-Петербург. Набережная Мойки, 72 (1909 год)
. Жилой дом при Буддийском храме. Приморский проспект, 93 (1909-1910 год)
. Буддийский храм в Санкт-Петербурге - Приморский проспект,91 (1909-1915 год)
. Собственная дача «Замок Арфа» в Келлом

Москва:

. Жилой дом в Козицком переулке, 1 (1898-1901), совместно с В. В. Воейковым и М. М. Перетятковичем (перестройка)

Другие работы:

Вилла Елисеева в Орро (Эстляндия; ныне Тойла-Ору, Эстония), 1897-1899. Вокруг виллы был разбит парк. В 1934 г. эстонские промышленники купили виллу с парком и подарили его президенту Эстонской Республики К. Пятсу как летнюю резиденцию. Вилла была разрушена во время Великой Отечественной войны (взорвана немцами при отступлении в 1944 г.), а парк ныне является одним из туристических объектов Эстонии.
. Г. В. Барановский также был автором некоторых работ в Могилёвской губернии и в Нижнем Новгороде.

Основные публикации:

. Г. В. Барановский. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. Вып. 1. - СПб.: Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1892. - 184 с.
. Г. В. Барановский. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. Вып. 2. - СПб.: Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1893. - 216 с.
. Г. В. Барановский. Здания и сооружения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1897. - XIV + 146 с.
. Г. В. Барановский. По вопросу о способе издания журнала «Зодчий», органа Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. - СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1897. - 4 с.
. Г. В. Барановский. По вопросу о проекте устава строительного. - СПб.: Тип. «Строитель», 1915. - 11 с.

Архитектурная энциклопедия:

. Г. В. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века:
. Т. 1. Архитектура исповеданий. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1902. - XX + 500 с.
. Т. 2, ч. 1. Общественные здания. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1908. - XXII + 732 с.
. Т. 2. ч. 2. Общественные здания. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1908. - XX + 298 с.
. Т. 3. Выставки, зрелища, спорт и т. п. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1903. - XVIII + 490 с.
. Т. 4. Жилища и службы. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - 776 с.
. Т. 5. Улицы, площади, парки. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1907. - XII + 484 с.
. Т. 6. Части сооружений. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - X + 494 с.
. Т. 7. Детали. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - X + 528 с.

Литература:

. Барановский // Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. - Л., 1982. - Сс. 21-22.
. Ленинград: Путеводитель / Сост. В.А. Витязева, Б.М. Кириков. - Издание 2-е, стереотипное, с изменениями. - Л.: Лениздат, 1988. - 366 с. - ISBN 5-289-00492-0
. Горюнов В. С., Исаченко В. Г., Таратынова О. В. Гавриил Барановский // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб.: Лениздат, 1998. - 1070 с. - ISBN 5-289-01586-8
. Кириков Б. М., Федоров С. Г. Зодчий-энциклопедист (Г. В. Барановский) // «Ленинградская панорама». - 1985. - № 2. - С. 29-32.
. Таратынова О. В., Горюнов В. С. Новое о творчестве архитектора Г. В. Барановского // Вопросы истории, теории и практики архитектуры. Межвузовский тематич. сб. трудов. - Л., 1985. - С. 83-88.

ru.wikipedia.org

Всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу,

должна быть добросовестно причислена к итогу,

которым измеряются приобретения человеческого духа.

Гавриил Васильевич Барановский, как и многие интеллигенты его поколения, был сформирован мировоззрением романтизма, развив его в своем творчестве до нового рубежа - русского модерна. В год его рождения - 1860 - скончался Артур Шопенгауэр, убеждавший современников, что мир смутен, человек окутан слепящими инстинктами, и лишь творческий гений в этом хаосе является путеводной звездой.

Что может быть дальше от мальчика, родившегося в провинциальной Одессе в семье мелкого чиновника? Такое начало жизни, казалось бы, не освещено ни светом героической романтики, ни печатью исключительности... Но тем интересней понимать, как своей судьбой Гавриил Барановский воплощал тип человека , сопрягая глубоко романтическое мироощущение человека искусства с практичностью и рациональностью мастера и ученого.

В 1880 году Гавриил Барановский поступает вольнослушателем в Академию художеств на архитектурное отделение. Жизнь в столице в то время была неспокойной, социальные проблемы бурно обсуждались, и студенты горячо участвовали в этом. Барановский публично высказал сожаление о казни двух молодых народовольцев, Александра Квятковского и Андрея Преснякова, совершивших неудачное покушение на Александра II. Этого хватило, чтобы он был отчислен с учебы - по политическим мотивам.

Зато через год он поступил на второй курс будущего Института гражданских инженеров, в котором проявил себя очень хорошо. Окончил институт Гавриил Барановский в 1885 году, удостоившись отличных отзывов и серебряной медали за лучший архитектурный проект. Его руководителем и учителем стал Павел Юльевич Сюзор, прославившийся впоследствии одним из ярких и противоречивых образцов модерна - домом Зингера на Невском проспекте, который будет возведен через 15 лет после этого момента.

Первые самостоятельные работы молодого архитектора были малыми: отделка домовой церкви, возведение семейной усыпальницы. А вот первыми заметными работами стали доходные дома на набережной Фонтанки. Хотя зрелые работы Гавриила Барановского относят к модерну, первые его шаги как архитектора были не так определены стилистически. Доходный дом на набережной Фонтанки, 64 отдает дань классическим канонам в итальянском варианте. При этом архитектор использует в качестве декора облицовочный кирпич, керамику, создает выдающийся вынесенный вперед карниз. Отметим, что этот дом одним из первых в Петербурге имел центральное отопление. Трудно определить и стиль соседского дома на Ломоносова 14, возведенного в 1890ые. Довольно ярким стало здание - также доходный дом - на Чернышевом переулке, 14. Два дома выглядят как единый комплекс, хотя это две разные постройки, решенные схожим образом. Здесь используется такой же принцип фасадного декора, хотя еще более пестрый и дробный. Фактически, Барановский застроил целый небольшой квартал, а по завершении доходных домов стал их управляющим. Это позволило ему вскоре стать и владельцем собственного подобного заведения: доходный дом Барановского сохранился на улице Достоевского.

Как понятно, плеяда доходных домов уже была началом сотрудничества с легендарными братьями Елисеевыми. Но до этих зданий почти 10 лет, которые Гавриил Барановский работал над разнообразными проектами семьи Елисеевых. Кроме доходных домов он проектировал для них особняки, магазины и даже богадельню. Существует легенда, что такое тесное сотрудничество объяснялось родством - якобы архитектор женился на женщине из этого семейства. Однако сохранившиеся документы не подтверждают этого: в 1889 году Гавриил Васильевич венчался с Е.Б.Кобелевой, и прожил с ней до конца. Правда здесь в том, что брат его супруги действительно работал с архитектором - был его помощником. А заказы от Елисеевых объясняются удачным сотрудничеством и удовлетворявшими их результатами. Во всей этой работе Барановский показал себя зодчим, последовательно переосмысляющим принципы классицизма в духе модерна. Он использовал новые приемы объемной компоновки, а в здании собственного доходного дома, возведенного в те же годы, новаторски обошелся совсем без украшений, опоясав дом ленточными балконами.

Торговые дома братьев Елисеевых, возведенные в Петербурге и Москве Гавриилом Барановским, стали настоящей творческой удачей этого союза, прославив архитектора и сделав прекрасную рекламу промышленникам. На пересечении Малой Садовой улицы и Невского проспекта стоит здание в стиле раннего модерна, привлекающее внимание огромным витражом со стороны проспекта и утонченным внешним декором. Вход в магазин украшен скульптурами эстонского мастера А.Адамсона с характерным символическим значением: “Промышленность”, “Наука”, “Торговля” и “Искусство”. Внутри здания было три торговых зала, лучшие в Европе погреба для хранения, а на втором этаже - служебные помещения (такие как банк, контора) и даже концертный зал, сдававшийся театральным труппам. Богатство, пышность, даже некоторая вычурность зданий вызывали неоднозначную реакцию современников, и некоторые даже прозвали стиль новых петербургских зданий (как Елисеевский или дом Зингера) - “купеческим”. Но петербуржцы со временем приняли это здание и имена его создателей не затерлись в народной памяти и во времена советских переименований.

Второе воплощение этого образа - это московский Елисеевский магазин («Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин»), также сооруженный Барановским в стиле модерн за пару лет до этого. Фактически, концепция шикарного, цепляющего внимание покупателей яркой роскошью магазина вначале была “обкатана” в Москве. Елисеевские магазины вошли в плеяду произведений раннего русского модерна наряду с работами Шехтеля, Клейна, Фомина. Так что же такое ранний русский модерн в архитектуре, переосмысливший на пороге 20 века плоды романтизма века минувшего? Это попытка воплотить - целостно и предметно. Отказ от диктата формальных идеалов (как в классицизме) в пользу новых удобных решений, внешне имитирующих природные формы; сглаженность углов, новаторские матриалы (камень, железо), и тесная связь здания и его элементов характерны для этого стиля. Интерьер здания модерна не менее важен, чем его общая архитектура, большое внимание уделяется всем формам внешнего , отделке лестниц, . Здесь правит бал идея синтеза всех искусств для выражения единой идеи. Так, заходя в отреставрированный магазин на Тверской, посетитель оказывается почти оглушен изобретательным и ярким декором с большим количеством акцентов - ослепительными люстрами, плиткой, украшением стен. Для романтизма (и модерна в архитектуре) очень важно внимание к национальным корням и их переосмысление - недаром и модерн искусствоведы часто классифицируют по странам. “Наше прекрасное - в самобытном и рациональном”, - сформулировал это сам Г. Барановский. Что-то народное, развесистое есть в интерьере магазинов - будто попадаешь в сказочно-изобильный русский терем (это ощущение создает выбранный дизайн колонн, декор на растительные темы и цветовые решения).

Буддийский храм

В творчестве Г. Барановского “национальную” тему, пусть и в свойственном романтизму колониальном духе, проследить можно. Так, он явился автором здания Русского географического общества (которому, в частности, покровительствовали Елисеевы), возведенного в 1907-1909 годах и сохранившегося по адресу: переулок Гривцова, 10. Это здание отличает использование больших витражей и строгих форм. Примечательно, что металлические стеллажи библиотеки в нем укреплены прямо на фундаменте постройки. Другой знаменитый, и уже по-настоящему экзотический проект Барановского - это Буддийский храм (дацан), возведенный в Петербурге по канонам тибетской архитектуры. Для его создания был создан научный совет, включивший востоковедов-этнографов. Среди них был Николай Рерих - он же изготовил 8 больших витражей с изображениями благих буддийских символов. Это здание, построенное и разработанное под руководством Барановского целым коллективом авторов, соединяет черты с и явилось одним из самых дорогих буддийских сооружений в Российской империи на тот момент.

Г. Барановский известен не только как представитель русского модерна, но и как систематизатор и общественный деятель. Мы уже упоминали о его преподавании в Институте гражданских инженеров: он также составил свод работ выпускников под названием “Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища)”, в 1894-1905 году издавал журнал “Строитель” и способствовал развитию архитектурного сообщества.

Дом на Ломоносова, 14

Но самую большую известность принесла ему многотомная “Архитектурная энциклопедия второй половины 19 века”, начатая с конца 1890ых годов. До сих пор эта энциклопедия, а особенно седьмой том "Детали" - кладезь идей фасадного декора.

С 1902 по 1908 год вышло семь томов этого труда (востребованный зодчий мог позволить себе работать не “в стол”). Первый посвящен “архитектуре исповеданий”, затем - каталоги общественных зданий (просветительских, управленческих, профессиональных), пространств “зрелищ”, выставок и театров. Четвертый том посвящен “жилищам и службам”, пятый же описывает архитектурные решения улиц, площадей, парков. Два последних тома посвящены фрагментам зданий и деталям. По этой четкой композиции (последовательности) энциклопедии видно, что к ее созданию Барановский подошел как зодчий: положив в основу главные темы - культовые и просветительские сооружения как важнейшие проявления человеческого Духа, он постепенно завершает этот труд “до отделки”, описания самых частных деталей, в которых проявляется архитектурное искусство. При этом очень интересна прямая речь автора, который в предисловии к труду как настоящий модернист указывает, что только в 19 веке архитектуре стало присуще “стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени”. Именно это делает проект энциклопедии при всей смиренности выбранного минимально субъективного жанра, тем не менее, очень смелым: описать эволюцию искусства и человеческого духа на языке архитектуры.

Работы архитектора Г. В. Барановского известны многим. Только в Петербурге их, согласно www.citywalls.ru , 14, в том числе самые известные - Елисеевский магазин на Невском, Буддийский дацан на Приморском, собственный дом Барановского на ул. Достоевского, о котором недавно сообщала schwarzze - http://schwarzze.livejournal.com/368698.html . "Архитектурная энциклопедия" Г. В. Барановского тоже известна всем, кто интересуется архитектурой.

А вот про самого Г. В. Барановского известно мало, а то, что "известно" - зачастую устоявшиеся легенды, не имеющие ничего общего с действительностью.

Начнем с того, что до 2011 г. не было публично доступно ни одного портрета Г. В. Барановского. В феврале 2011 мои коллеги по терийокскому сайту Елена Травина и Виктория Макашова обнаружили портрет Барановского в альбоме "Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров. 1842-1892" в фондов музея СПбГАСУ (бывш. ЛИСИ).

Дальше. По устоявшейся легенде Г. В. Барановский был женат на дочери Г. П. Елисеева, главы торгового дома Елисеевых. Эта информация присутствует и в статье о Г. В. Барановском в русскоязычной Википедии. Однако, это не правда. Барановский был женат на Екатерине Васильевне Кобелевой, сестре гражданского инженера Николая Васильевича Кобелева. Эта информация подтверждается двумя источниками - тем же музеем СПбГАСУ и потомками семьи Крюковых, соседей Барановского по даче в Келломяки (сосед Барановского Крюков был женат на сестре жены Барановского).

Не было достоверной информации и о смерти Г. В. Барановского - месте, причине, дате. Обычно указывают 1920 год, Петроград и, либо расстрелян большевиками во время "красного террора", либо умер от голода (последний вариант приведен и в упоминавшейся статьи в Википедии).

И вот на днях Елена Травина и Виктория Макашова обнаружили в Национальном архиве Финляндии приходскую книгу Келломякской Духовской церкви за 1920 год. Тут надо сказать, что церковь эта сгорела в 1918 году. Но, поскольку после революции в Келломяках осталось определенное количество русских, там действовала домовая церковь с тем же названием. И в этой книге мои коллеги обнаружили запись от 28 июля 1920 о смерти Гавриила Васильевича Барановского, гражданского инженера, от паралича сердца. И о том, что он был похоронен на Келломякском православном кладбище, то есть на том самом некрополе, который сейчас известен тем, что там похоронена А. А. Ахматова, академик Д. С. Лихачев и многие другие известные деятели науки, культуры и искусства.

Мы в прошлом году обследовали Комаровский некрополь на предмет довоенных могил. Несколько таких могил там сохранилось, но обозначены немногие - http://terijoki.spb.ru/old_dachi/komarovo_nekropol.php . Безымянных холмиков еще много, значит под одним из них Г. В. Барановский.

Да, просто к сведению, фотография знаменитой виллы "Арфа" (месторасположение - http://terijoki.spb.ru/old_dachi/komarovo_map.php?xd=04&ob=30), дачи архитектора Г. В. Барановского в Келломяках.

Барановский Гавриил Васильевич - архитектор и издатель. В его энциклопедии содержатся чертежи и фотографии лучших и достойнейших, на взгляд автора, архитектурных объектов конца XIX века как Росии, так и Европы.

Богатство и количество представленного материала поможет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, получить вдохновение и массу идей для своей работы. Ведь как известно, новое? это хорошо забытое старое:-)

Предисловие автора

В настоящем издании мы имели в виду дать возможно полное собрание лучших образцов художественно-архитектурного творчества второй половины XIX века: несомненно, что именно за этот период ясно обнаружилось в искусстве стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени.
Сравнительно несложная задача обязывала нас лишь к строгому выбору материала, но не ставила нам никаких определенных рамок; однако скоро возникли сомнения, которые и привели к неожиданным последствиям.

Во-первых, в самом начале дела пришлось убедиться, что, руководясь личным вкусом, мы рисковали придать нашему труду слишком субъективный характер и тем сузить его значение. Во-вторых, полная свобода выбора и отсутствие определенных границ естественным образом увлекали нас все дальше и дальше, побуждали захватить круг предметов, возможно широкий и – в конец концов – привели к мысли дать, вместо простого сборника лучших произведений, труд не менее практический, но более идейный: явилось неотразимое желание осуществить опыт – не то, что истории, но хотя бы прагматической характеристики новейшего зодчества в его последовательном развитии и подготовить материал для всесторонней оценки совершающейся на наших глазах эволюции данной отрасли искусства.

Такая постановка вопроса налагала обязанности чрезвычайно трудные и во многих случаях почти невыполнимые. Однако захватывающих интерес задачи решили дело бесповоротно.

Наше увлечение легко поймет тот, кто хоть на минуту отдавался исследованию какой-либо области искусства или знания. Там, в мире пережитого, продуманного, прочувствованного, — каждая мысль, каждое новое движение, каждый своеобразных штрих так или иначе повлияли на общих ход дела, отразились положительным участием в работе поколений и кое что прибавили к богатству данного века.

С этой точки зрения и всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу, должна быть добросовестно причислена к итогу, которым измеряются приобретения человеческого духа.

Руководясь этим принципом, мы так определили свои намерения: собрать по возможности все то, что могло бы служить к характеристике современного зодчества во всех его применениях и направлениях; систематизировать весь материал по содержанию композиций; установить точнейшим образом авторство и провести – насколько возможно – хронологический порядок, полагая, что этот последний до некоторой степени обнаружит преемственность идей и объяснит то или иное явление…
Насколько удачно решим мы задачу, покажет будущее. Теперь же считаем не лишним заметить одно: все подготовленное до настоящего времени, а в особенности опыт первой части нашего труда, приводит к заключению, что до полного осуществления цели очень далеко и – что оно не под силу одному человеку.

Это обстоятельство заранее оправдывает все те недочеты, которые в изобилии будут указаны критикой и которые мы сами вполне сознаем и могли бы перечислить, если бы представилась надобность. Тем не менее мы все таки успели набросать довольно широкую программу и дадим по крайней мере общую картину архитектуры конца XIX века; обрисуем, что возможно, полнее; многое наметим в общих чертах; а очень многое предоставим закончить другим. (…)

(…) Наконец, еще одно замечание. Мы имеем в виду, главным образом, художественную сторону предмета; если же сторона утилитарная также не оставлена без внимания, то лишь настолько, насколько это требовалось для выяснения архитектурной физиономии данного произведения. Поэтому не следует в нашей книге искать того, что не входит в ее программу.

Г.В. Барановский

О хронологии

Если при некоторых проектах не поставлены точные даты, то это сделано во избежание ошибок. Тем не менее мы старались во всех таких сомнительных случаях сохранить последовательность размещения, соответствующую действительности, чем восполняется до некоторой степени указанный недостаток.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»