Автоматизация звука щ со стечением согласных. Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения. Из горячего колодца Через край водица льётся

Подписаться
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:

Звук [Щ] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Щ]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука [Щ].

Материал для автоматизации звука [Щ] в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Щ].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Щ] в прямых слогах:

ЩА – ЩА – ЩА

ЩУ – ЩУ – ЩУ

ЩЁ – ЩЁ – ЩЁ

ЩИ – ЩИ – ЩИ

ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ

Звук [Щ] в словах с прямым слогом:

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, возвращать, восхищать, восхищаться, щука, щупать, щупальца, ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, щёки, щётка, щёлкать, ещё, защёлка, сгущенный, щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, тащить, щель, щепка, щебет, ищейка, ущелье, угощение, вращение, пещера, восхищение, освещение, помещение, прощение.

Щавель, площадь, гуща, пища, роща, ищут, плещут, щипать, щиток, пища, вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щегол, щебетать, щекотать, щенок, щетина, чудовище, сокровище, училище, удилище.

Повтори словосочетания и предложения со звуком [Щ]:

Поющий щегол, пищащий щенок, важное сообщение, мощёная площадь, служебное помещение, мигающее освещение, сытная пища, ящик для овощей, сосновая щепка, сияющий щит, зубная щётка, сущие пустяки, сгущённое молоко, щупальца осьминога, помещать в ящик, восхищаться угощением.

Щи да каша - пища наша. Щи варят из овощей. Щавелевые щи - полезная вещь. Дети ищут грибы. В озере лещи. Вова с товарищами поймал крупного леща. Папа вытащил на берег большую щуку. Щенок пищит в ущелье. Щенок пищит, просит пищи. Лена кладёт вещи в ящик. Луна освещает рощу. В роще щеглы. Алёша видел в роще щегла. Щеглы щёлкали и щебетали. Во дворе пищит щенок. Щенок щиплет щётку. Коля надул щёки. Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи - вот наши вещи. В ящике лежат клещи. Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди. Костя любит сгущенное молоко. Угощай товарища! В дощатом полу много щелей и щёлок. Солдаты надели плащи защитного цвета. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. В запущенном саду поют щеглы, таращат большущие глаза лягушки.

Автоматизация звука «Щ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

1.Ащ, ущ, ищ, ещ, ощ, ёщ, ющ, эщ, ыщ, ящ.

Ащ-ощ-ущ-ыщ, ящ-ющ-ищ-ещ, ащ-ящ-ащ, ощ-ёщ-ощ, ыщ-ущ-ощ-ащ, ещ-ищ-ющ-ящ, ущ-ющ-ущ, ыщ-ищ-ыщ.

2.Ща, щи. Щу, ще, щё.

Ща-щу-щё, ща-щи-ще, щу-щи-ще, щё-ще-щи, ща-щу-щи, ща-щё-щу.

3.Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

4.Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

5.Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.

6.Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащат, блещут, плещут, на ощупь.

Вещи, ящик, овощи, клещи, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий.

7.Изменить слова: искать клещи, тащить щётку, чистить вещи.

Я ищу клещи. Я тащу щётку. Я чищу вещи.

8.Образовать новые слова: нос – носище, сила – силища.

Глаз, зубы, сапог, нога, голова, усы, дом, губы, волк, рука, медведь, кулак, ухо.

9.Ищу щётку. Кипящие щи. Изящные вещи. Овощи на щи. Щавель на щи. Помощь товарищу. В ящике овощи. Щипать щавель. Угощение для гонщика. Хищная щука. Ищу клещи. Тащу ящик.

10.Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит щенок. Волки рыщут, пищу ищут. В роще аист крыльями полощет. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут.

Тексты для пересказа

11.ПОД ОДНИМ ПЛАЩОМ

Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.

Давай накинем плащ и пойдём вместе, - сказал Митя.

Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому тротуару. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.

12.ХРАБРЫЕ ЩЕНЯТА

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.

Давай лаять, - говорит один щенок.

Давай, - согласился другой щенок.

Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше.

Испугался! – радуется первый щенок.

Убегает! – говорит другой щенок.

Весело лают щенки.

У Васи есть щенок. Он совсем маленький и тщедушный, но очень умный и уже умеет защищать своего хозяина. Щенок очень любит Васю. И Вася любит своего щенка. Он часто угощает своего щенка то небольшой щучкой, то лещиком. Всех восхищает Васин щенок.

14.Выучить стихотворения.

15.Отработать произнесение чистоговорок.

*Щипцы да клещи - вот наши вещи.

ЕЛЕНА КУДРЯКОВА
Автоматизация звука Щ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

1.Произнесите несколько раз слоги со звуком [щ]

ща-ща-ща-ща

Що-що-що-що

Щу-щу-щу-щу

Щи-щи-щи-щи

Ащ-ащ-ащ-ащ

Ощ-ощ-ощ-ощ

Ущ-ущ-ущ-ущ

Ыщ-ыщ-ыщ-ыщ

2. Произнесите столько раз слог –ща -, сколько услышите хлопков.

3. Произнесите столько раз слог –щи -, сколько фишек (палочек) на столе.

4. Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблюдая ударение.

5. Выделите ударением слог-щи-,-ыщ- :

Ща-щи-що-щу

Щу-ща-щи-що

Що-щу-ща-щи

щи-ща-що-щу

ащ-ыщ-ощ-ущ

Ущ-ащ-ыщ-ощ

Ощ-ущ-ащ-ыщ

Ыщ-ащ-ощ-ущ

6. Повторите:

ща-ща-ща, ща-ща-ща щи-щи-щи, щи-щи-щи

Дождь идёт–я без плаща. Ты иди, меня ищи!

Ще-ще-ще, ще-ще-ще щу-щу-щу, щу-щу-щу

Нет дождя, а я в плаще. Вот теперь-то отыщу.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я тебя не отыщу.

7. Повторите слова. Определите количество слогов в слове.

Щавель, щебень, щегол, щепка, щека, щенок, щётка, щука, щель, щи, овощи, хищник, клещи.

Что здесь может само двигаться и что не может?

Пища, роща, хвощ, немощь, гуща, чаща, вещи, клещи, чудовище, волчище, тараканище, жилище, убежище, удилище, медведище, овощи, помещение, освещение.

Какие из этих слов обозначают жилище, а какие–животных?

Щит, щипцы, клещик, ящик, пильщик, точильщик, носильщик, каменщик, трещотка, плащик, часовщик, сыщик, ленщик, выдумщик, ямщик, гонщик, хрящик, ныряльщик.

Какие из этих слов обозначают профессии, а какие нет?

Плащ, лещ, клещ, овощ, борщ, хвощ, вещь, хрящ, помощь, товарищ, плющ.

Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? И какие на вопрос что?

8. Прямой о обратный счет 1-10

Овощ, ущелье, лещ, щенок, щепка, щётка, хищник, удилище, плащ, хрящ, товарищ, щетка, площадка.

9. Отгадайте загадки и определите место звука «щ» в слове .

Глазищи, усищи, когтищи, хвостищи, а моется всех чище. (кот)

Летит, пищит, ножки длинные тащит.

Случай не упустит–сядет и укусит. (комар)

Хвостом виляет,. зубаста, а не лает. (щука)

–Рученька-ручище, что в земле ты ищешь?

–Ничего я не ищу, землю рою и тащу. (экскаватор)

Я, как зонт, не промокаю, от дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою. Ну так что же я такое? (плащ)

Дом из жести, а жильцы в нем–вести. (почтовый ящик).

Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оборвёт–другой наживёт. (ящерица)

Хвостик из кости, а на спинке–щетинка. (зубная щетка)

10.Повторите словосочетания и составьте с ними предложения:

Угощать чаем, обещать кубики, тихо пищать, щёлкать орешки, щипать травку, щедрый подарок, ищи щенка, мощёная улица, поющая птичка, кипящая вода, считать на счетах, мощный тягач.

11. Повторите (прочтите) предложения:

Недалеко от рощи было много щавеля. Щенок утащил в свой ящик Лешин тапок. Вова вытащил из-под вешалки ящик. У Миши жили щеглы. Мама готовит на обед щи и жареную щуку. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка в ущелье.

12. Выучите пословицы и поговорки (на выбор). Объясните, как вы их понимаете .

Щи да каша–еда наша.

Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.

Щука хвостом лёд разбивает.

Щука умерла, да зубы целы.

Сытый голодному не товарищ.

Слово не стрела, а пуще стрелы.

Каждому овощу свое время.

Друга ищи, а найдёшь–береги.

13. Измени слова по образцу :

Я ищу клещи (тащу щётку, чищу вещи, восхищаться щебетанием птиц, искать защиты от хищников.)

Ты ищешь….

Он ищет….

Мы ищем…

Вы ищете….

Они ищут….

14. Словоборазование существительных, обозначающих лиц по их занятиям :

Пилить-пильщик

Стеклить, фехтовать, точить, чистить, носить, камень, часы, уголь, барабан, сварка, экскаватор.

15.Образование отглагольных существительных :

Освещать-освещение

Извещать, посещать, посвящать, восхищать, угощать, обещать, смущать, вещать, похищать, совещаться, возмущаться, прощать, просвещать, обобщать, прекращать.

16.Словообразование существительных с увеличительно-пренебрежительным значением по образцу:

Нос-носище, сила- силище, ботинок, кот, зубы, глаза, ступа (ступище, сапог, нога, голова, пиджак, медведь, усы, кулак, туфля (туфлища, дом, волк, губы, рука.

17.Прочтите стихи. Выучите стихи, указанные логопедом.

Мой щенок Почтовый ящик

Щенок такой тщедушный был. На скамейку я встаю,

Его я щами всё кормил, еле ящик достаю.

От злющей стужи защищал. Открываю ящик,

Щенок от радости пищал. Голубой, блестящий.

Ещё бы! Он счастливым рос! Посыпались из ящика

Теперь мой щен не щен,а пёс письма настоящие

–настоящий.

Клюет

Что в речке? Река Клюёт!

Щука, струится Кто?

Лещ, не спеша. Щука?

Судак. Челнок Лещ?

А в челноке качает Судак?

Сидит рыбак. Рыбака. Не лещ,

Но не леща, А что рыбак? Не щука–

Ни судака сидит сам

Ещё не выловил и ждёт. Рыбак

Пока. А рыба? Носом клюёт…

И нет ни щуки, Рыба не клюёт

Ни ерша…

Лейся, дождик

Дождик, дождик, хочешь–в пуще,

Что ты ждёшь, хочешь–в чаще,

Отчего хочешь в поле

Едва идёшь? На ячмень,

Лейся пуще, хоть всё утро,

Лейся чаще, хоть весь день!

Щенок

Щенка кормили молоком, Учили мальчики щенка,

Чтоб он здоровым рос. Возились с ним в саду.

Вставали ночью и тайком А он, расстроенный слегка

К нему бежали босиком– шагал на поводу.

Ему пощупать нос.

Считалка Встреча

Щуку тощую с реки Я шёл по улице пешком

Притащили рыбаки. И повстречался со щенком.

Щука хищная страшней, И неизвестно почему,

Чем страшилище Кощей. Я вдруг понравился ему.

Мы ей дали овощей И не смотря на летний зной,

И погуще жирных щей. Щенок все время шёл за мной

Щука шлёпнула хвостом, Дошли мы вместе до ворот,

Словно щелкнула хлыстом, и вдруг щенок пошёл вперёд.

И таким ударом крепким Я закричал, позвал щенка,

Расщепила стол на щепки. Он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

Муравей

В поле и чаще

Малыш работящий.

Тащит хвоинки,

Щепочки тащит.

Где что найдет,

Домой несет.

Ночь

На город брошен плащ

И темен, и блестящ.

Со звездами блестящими,

С луною настоящею.

Там вчера родная ночь

На землю опустилась ночь.

Волчище

В роще волчище -

Серый хвостище

Слушает щегла.

Как песенка мила!

Щавель

Я ищу щавель для щей

для весенних вкусных щей.

В чаще, в роще у болот.

Но щавель там не растет,

Есть щавель невдалеке -

На чудесном бугорке.

Волшебный хвощ

Говорят, волшебный хвощ

В глубине чудесных рощ

Отгонял чудовищ

От лесных сокроыищ,

От сказочных гномиков,

Их сундучков и домиков.

Борщ лучше тот, что гуще,

Каша лучше та, что слаще.

Больше съешь -

Не будешь тощий -

Значит, лучше

Есть почаще!

Лещ и щука

Лещ и щука возмущались:

В речку к нам карась заплыл.

Он щурятам и лещатам

Запрещает прыгать в ил.

Пищу он отнял у рака!

Настоящий забияка!

Зубная щетка

Каждое утро зубы я чищу,

Щёткой зубной удаляю с них пищу.

Тщательно чищу я зубы не зря,

Будет красивой улыбка моя.

Щеголь

Щеголь щётку уважает,

Щеголь щёткой пыль счищает.

Если вещь не вычищать,

Не в чем будет щеголять!

Щука

Щука щётку за щетину

Отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей,

Пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»!

Мы помчались трепеща,

На щеколду дверь закрыли,

Щели щебнем завалили,

Удивляясь сообща:

Сколько слов на букву Щ.

18. Перед вами слова. Составьте из букв каждого слова как можно больше слов

Пример: Щеколда–щека, кол, код, лад, дол, дело, лещ, лак, клад.

Площадка, помещение, корневище, щипчики, каменщик.

19. Подберите к каждому звуку заданного слова новые слова.

ЧАС АРКА ЩУКА АБАЖУР

ЧУШЬ АКУЛА ЩАВЕЛЬ АРМАДА

ЧИПСЫ АНОНС ЩЁТКА АРЫК

ПИЩА, РОЩА, ГУЩА, ОВОЩ, ЛЕЩ, КЛЕЩ.

20.Прочтите и выучите скороговорки указанные логопедом.

Волки рыщут–пищу ищут.

Щипцы да клещи–вот наши вещи.

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит.

Два щенка щека к щеке щука проглотила щётку,

Щиплют щетку в уголке. Щётка ей щекочет глотку.

Да у щётки половой «Удивительное дело!

Палка есть над головой. Что же я за рыбку съела?»

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Ты нас, мама, не ищи, щиплем мы щавель да щи.

21. Прочтите и четко произносите звук Щ

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки.

Вдруг сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички.

Щи не для щенка

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щенок, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами.

Но не хочет щей щенок.

Тявкнул он и–наутёк!

Видно, хочет молока.

Видно, щи не для щенка.

Посчитай сам

.–Вова, а где щуки живут?

–Вова, а откуда у тебя счеты?

–Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счета собьюсь!

–Почему обязательно на счетах? Можно и без них. Вот тебе ящичек, сбитый из дощечек. Посчитай-ка, сколько в нем дощек.

Товарищи

У меня есть несколько товарищей. Все они - настоящие мужчины. У них сложные профессии. Мой первый товарищ – пильщик. Он работает в роще. Мой второй товарищ – каменщик. Он работает в пещерах и ущельях. Мой третий товарищ – сварщик. Он сваривает металлические белки на строительных площадках. Мой четвертый товарищ – регулировщик, а пятый товарищ – ныряльщик, он плавает среди щук и лещей. А я – веселый барабанщик.

Котище

Наш кот Котище - настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зеленые глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. Недавно Котище украл у ныряльщиков лещей прямо из ведра. Все луговые ящерицы боятся нашего Котищу. И только один враг есть у Котищи – лесной клещ. Клещи больно кусают его за пушистые щеки и длинный хвостище. Но есть у нашего Котище и товарищ – соседский щенок деда Щукаря. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним в чехарду.

Посылка

В почтовый ящик нам положили извещение, что на почте нас ожидает посылка. Мы сели на велосипеды и помчались через рощу, как настоящие гонщики. Почта стояла на городской площади. В посылке нас ждало настоящее угощение: свежий щавель для щавелевых щей и овощи для настоящего борща. Это бабушка нам прислала такой щедрый подарок.

Щенок

У Васи жил щенок Сенька. Щенок всегда боялся щетки. С ним однажды приключилось следующее. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за овощным ящиком стояла щетка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик - щетку. Щетка упала, отвесила щенку затрещину да еще и щелкнула по носу. С тех пор щенок Сенька и боится щетки.

Профессии

Существует много разных профессий. Продавщица продаёт вещи, каменщик строит дома, часовщик чинит часы, а вот дрессировщик дрессирует зверей, и перед ним трепещут даже злые хищники. Чаще всего в цирке выступают дрессированные львы и тигры. Их выступление - очень волнующее зрелище. На арене цирка строят специальную площадку, на которой будут выступать хищные звери. Весь зал с восхищением смотрит на арену, где, угрожающе открыв пасть и подняв голову, сидят на специальных дощечках необычные артисты, пугающие одним своим видом. Дрессировщик щёлкает хлыстом - и дикие хищники, один за другим, прыгают в горящий обруч. В конце представления дрессировщик угощает своих питомцев и говорит им ободряющие слова. Ощущения от увиденного зрелища надолго останутся со зрителями.

22. Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь .

Петя и Миша задавали друг другу трудные вопросы. Петя назвал такие слова: пильщик, каменщик, ныряльщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик–и спросил: «Какие из них обозначают, а какие не обозначают профессии?»

Миша ответил на вопрос и спросил у Пети: «А почему эти люди так называются?»

Расскажи о том, как мальчики отвечали на вопросы.

Жили-были два щенка. Мамой их была большая, умная, длинношерстная собака. Жили они у доброго лесника.

Продолжи рассказ

Тема: звук [Щ].

Цель: автоматизация звука [Щ] в слогах, словах и предложениях.

Материалы и оборудование: картинка на звук [Щ], картинка с большими часами и маленькими, песочница, цветные карандаши, ворота, мячик.

Время: 20-30 минут .

1. Приветствие.

2. Мимическое настроение. Развитие эмоциональной сферы

Изобрази как ты ешь:

3. Артикуляционная гимнастика

Общие артикуляционные упражнения.

«Улыбка».

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Хоботок».

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Окошко».

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

«Язык здоровается с подбородком».

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

«Кружок».

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

«Шарики».

Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

«Самовар».

Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!».

Специальные артикуляционные движения.

«Улыбка - Трубочка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

«Чистим зубки » .

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

«Ириска».

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

«Грибок».

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Вкусное варенье»

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

«Чашечка».

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

«Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

«Большой-маленький».

Ребенок изображает как «бьют» большие часы, маленькие часы.

«Забей мяч в ворота».

Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.

4. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

«Щелчки».

(Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести

щелчок.)

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

5. Формулировка темы. Знакомство с изучаемым звуком.

Буква Щ - зубная Щетка,

Непоседа и трещотка.

Никак на месте не сидит,

Зубы чистить всем велит.

6. Закрепление изолированного звука.

Многократное произнесение изолированного звука Щ-Щ-Щ-Щ

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Во время правильного произнесения звука [ C ’] органы речи принимают следующее положение:

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка поднята;

Язык напряжен;

7. Игры в песочнице. Развитие мелкой моторики.

Буква ж спряталась в песке. Найди и произнеси звук [Щ].

Нарисуй букву [Щ]на песке.

Выложи из палочек на песке букву Щ.

8. Развитие фонематического слуха.

«Поймай звук».

Хлопни в ладоши когда услышишь звук [Щ]

А, ж, щ, л, ж, щ, у, р, л…

Ща, жа, во, ло, щу…

Нос, ищу, жук, каша, волк, щель…

9. Автоматизация звука [Щ] в слогах .

Слоговая ритмика (каждый слог проговорить по 10 раз):

ЩА, ЩЁ, ЩИ, ЩУ

а) с изменением ритмического рисунка:

ща-ща - ща-ща-ща ща-ща-ща - ща-ща

щё-щё - щё-щё-щё щё-щё-щё - щё-щё

щу-щу - щу-щу-жу щу-щу-щу - щу-щу

ще-ще - ще-ще-ще ще-ще-ще - ще-ще

б) с изменением ударения:

ЩА-ща-ща

ща-ЩА-ща

ща-ща-ЩА

10. Динамическая пауза. Развитие общей моторики, силы голоса.

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы - как пила!

Где такие ты взяла?

11. Автоматизация звука [Щ ] в словах.

1. Повтори слоги и слова (2-3 раза)

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Приготовим-ка мы щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Поедим сначала щи.

2. Замени в слове первый звук на звук [щ]:

Кепка - ...(щепка), кит -…(щит), мель -…(щель), тётка -…(щётка), река -…(щека), венок -…(щенок), детина -…(щетина), полка -…(щёлка), тучка -…(щучка).

Замени в слове последний слог на слог - щи:

Плати -…(плащи), лети - …(лещи), пили -…(пищи), розы - …(рощи), веки -…(вещи), чаши - …(чащи).

12. Автоматизация звука [Щ] в предложениях.

Повтори предложения.

Сварщик тащит ящик. Щенок пищит в ящике Щи из щавеля. Мамины вещи в ящике. Площадь вымощена дощечками. Щётки в дощатом ящике. Щербатый мужчина весь в щетине. Дом из щитов щитовой. Кощей угощал щедро. Овощи тащи - будут щи. Щегол щеголял на площади. В ящике щенок. На ощупь чищу леща. Щенок пищит и тащит щётку. Желающих угощают щавелевыми щами. Ваня поищи щенка в ящике. Щурёнок щекотал щуку. Катя ищет щётки в ящике. В щах щепотка щавеля. Ваня угощает овощными щами Нату. Мойщик ящиков щурился. Тощий Кощей полощет вещи. Фонарщик освещает дощатую площадь. Каменщик и бетонщик тащат ящик щебня. Без овощей не бывает щей. В щите щель. Какие глазища, усища, когтища у этого котищи!

13 . Звуковой анализ. Развитие логического мышления, внимания и памяти.

1. Запомни и назови слова со звуком [Щ] которые встретятся в тексте.

Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи .

2. «Найди букву».

Найди и раскрась все буквы Щ.

14. Подведение итогов занятия.

15. Оценка работы ребенка на занятии.

16. Домашнее задание.

17. Прощание.

ЗВУК [ Щ ]

ВНИМАНИЕ !

К работе над звуком [Щ] можно приступать, когда отработан звук [Ш]. Звук [Щ] похож по артикуляции на звук [Ш], но произносится более мягко и удлинённо, при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним коренным зубам, а кончик поднят (не прижат) к альвеолам.

7. Вначале можно попробовать произнести звук [Щ] по подражанию.

2. Если не получается произнести звук [Щ] по подражанию, предложите ребёнку долго шипеть, как змея: Ш-Ш-Ш. Затем предложите сильно улыбнуться и, удерживая губы в улыбке, продолжать шипеть.

Жила-была щётка. Она обожала всё чистить. Когда она работала, слышался такой звук: Щ-Щ-Щ. (Изобрази, как пела щётка.)

У щётки были сестры: сапожная, зубная и посудная щётки. Все они любили петь. Одёжная щётка пела так: ЩА, ЩА-ЩА, ЩА, ЩА. Сапожная: ЩИ, ЩИ-ЩИ, ЩИ, ЩИ. Зубная: ЩУ, ЩУ-ЩУ, ЩУ, ЩУ. Посудная: ЩЁ, ЩЁ-ЩЁ, ЩЁ, ЩЁ. Повтори по два-три раза песню каждой щётки.

ЗВУК [ Щ ] В СЛОВАХ

Задания с картинками .

7. Повтори название каждой картинки, как чистоговорку. Например, ЩИ-ЩИ-ЩИ – ЩИТ; ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – ЩЁТКА и т. д.

Повторяй за мной слова в разном порядке. Например: щётка - щипцы - щавель или щенок - щепка - щука - щит.

Если картинка отмечена уЩ , представь себе, что таких предметов пять, и сосчитай их. Например: один щенок, два щенка и т. д.

ЗВУК [ Щ ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Выучи чистоговорки .

I ЩИ-ЩИ-ЩИ~вещи.2. ЩУ-ЩУ-ЩУ – тащу.ЩИ-ЩИ-ЩИ – тащи.ЩУ-ЩУ-ЩУ – угощу.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – ищи.ЩУ-ЩУ-ЩУ – пищу.

3. ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ-ищейка.4. ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – ещё.ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – угощенье.ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – щёлкать.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – прощенье.ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – защёлка.

Изменяй предложения по образцу .

Я ищу щенка (ты, он, она, мы, вы, они).

Я угощаю хищника щами из овощей.

Я защищаю тщедушного щенка.

Я ищу ящик для клещей и щипцов.

Я тащу щуку.

Задания с картинками .

Придумай предложения по картинкам. Например:7. Мама надевает плащ.3. Овощи лежат в ящике.

2. Я поймал щуку.4. На столе щётка и щипцы.

ЗВУК [ Щ ] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Выучи скороговорки и стихи .

7. Щуку я тащу, тащу,4. Тощий, немощный Кощей

Щуку я не упущу.Тащит ящик овощей.

2. Волки рыщут, пищу ищут. 5. Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

3. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея.

Он не ест у нас ни щей,Вот наши вещи.

Ни борщей, ни овощей. Вот и тощий, как Кощей.

Образуй названия профессий. Чётко выговаривай последний слог.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenew.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenew.ru»